Недобросовестная реклама: как обнаружить и составить жалобу
Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Недобросовестная реклама: ее виды и куда жаловаться

1. «Мегафон» и мелкий шрифт

За последние несколько лет у ФАС неоднократно возникали претензии к рекламе «Мегафона». В октябре 2014 года регулятор
возбудил административное дело из-за серии рекламных роликов, где школьник накануне Дня знаний просит родителей купить ему планшет Megafon Login 3.

ФАС возмутило то, что в роликах представлено несоответствие заявленной и фактической розничной цены: в рекламе крупным шрифтом указывается (и голос за кадром это дублирует), что планшет можно приобрести за 1990 рублей. Однако ниже следует примечание: цена действует только при одновременном подключении определенного тарифного плана и внесении абонентской платы.

Также в примечании сообщается, что розничная стоимость устройства без подключения дополнительных опций составляет 3790 рублей, однако по
данным ФАС, приобрести планшет по указанной цене не представляется возможным, «поскольку данный товар реализуется исключительно в комплекте с дополнительной опцией».

Регулятор
определил, что ролики нарушают несколько статей Федерального закона «О рекламе»: вводят потребителей в заблуждение о конечной стоимости планшета, манипулируют несовершеннолетними, чтобы они убеждали родителей в необходимости покупки рекламируемого товара, а также создают искаженное представление о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка.

В результате ФАС направила мобильному оператору предписание об устранении нарушений, а также штраф, предусмотренный статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — от 100 до 500 тысяч рублей.

В сентябре 2015 года использование мелкого шрифта в рекламе мобильного оператора снова
привлекло внимание ФАС, причем по наводке дочерней компании МТС «Сибинтертелеком». В ролике с участием Дмитрия Дюжева покупателю предлагалось купить в офисе «Мегафона» смартфон MegaFon Login по цене 4 990 рублей.

Недобросовестная реклама: ее виды и куда жаловаться

Однако для этого пользователю требовалось дополнительно подключить тарифный план «Все включено М» или опцию «Интернет S», а также внести абонентскую плату за определенный период. ФАС вынесла предписание заблокировать ролик.

Законодательный регламент

Все определения недобросовестности и недостоверности, а также ответственности за нарушения критериев надлежащей рекламы, закреплены в России в некоторых законах.

Предлагаем ознакомиться:  Заявление на конкурсного управляющего в арбитражный суд. Образец жалобы на незаконное бездействие арбитражного управляющего

В частности, существует специальный федеральный закон «О рекламе», принятый Государственной Думой в 2006 году.

Он полностью охватывает сферу рекламной деятельности, рассматривает разные ее виды, такие как рекламы на телевидении, радио, газетах, транспорте и так далее.

Отдельно рассматривается продвижение определенных видов товаров, например, алкоголя, детского питания, ценных бумаг. Он также устанавливает связь с антимонопольным законодательством России.

Еще один важный документ – Постановление Правительства РФ, которое регламентирует привлечение к ответственности за случаи нарушения рекламного законодательства.

3. «Билайн» и роуминг

Штрафов ФАС не избежала и компания «Вымпелком», которой принадлежит бренд «Билайн». В 2015 году компания запустила рекламный ролик под названием «Прощай роуминг», где сообщала, что в рамках ряда тарифных планов линейки «Всё!» отменяется плата за входящие звонки на территории России.

Однако мелким шрифтом вводились ограничения: остальные услуги (SMS, исходящие звонки и интернет) оплачиваются по базовым роуминговым тарифам. По
мнению регулятора, такой формат сообщения «не позволяет потребителям воспринимать поясняющую рекламное заявление информацию».

Также ФАС обратила внимание на саму формулировку утверждения «Прощай роуминг»: в буквальном смысле оно означает, что «абоненты оператора не могут совершать и принимать звонки за пределами домашнего региона». То есть, по мнению ведомства, оно не соответствует действительности.

4. Tele2 и война с «большой тройкой»

В рекламных кампаниях бренд Tele2 позиционирует себя в качестве альтернативы традиционным мобильным операторам из «большой тройки». Однако в конце 2014 года это противостояние вышло за пределы медийного пространства.

В 2013 году в Костроме местное управление ФАС признало незаконной рекламу такси «Тройка» из-за оскорбления хлеба. Хозяина компании привлекли к административной ответственности за использование в рекламе на радио фразы: «Если в слове «хлеб» допустить пять ошибок – получится слово такси».

Примеры недостоверной рекламы

Если хотите отправить жалобу обычным или электронным письмом, тогда вы должны знать, как правильно ее оформить:

  1. Адресат. В правом верхнем углу документа нужно указать территориальный орган ФАС, куда подается жалоба.
  2. Под данными адресата необходимо ввести данные адресанта, то есть того, кто пишет жалобу: полностью фамилию, имя, отчество, адрес проживания, номер телефона, почтовый индекс.
  3. Под сведениями адресата и адресанта необходимо указать тип документа «Заявление» или «Жалоба». Далее следует кратно изложить суть жалобы, указать наименование рекламодателя или рекламораспространителя, действия которых содержат признаки нарушений закона «О рекламе». Если заявителю известен адрес компании, рекламирующей товар (услугу), то обязательно нужно указать его, а также другую информацию (телефон, факс и т. п.).
  4. Обязательно в текстовой части документа следует указать факты, которые свидетельствуют о признаках нарушения.
  5. После пояснительной части текста заявитель должен попросить привлечь виновных лиц к ответственности в виде штрафа за конкретное правонарушение.
  6. В конце жалобы обязательно указать дату, поставить подпись и указать фамилию с инициалами заявителя.
  7. Для полноты информации можно приложить к заявлению любые доказательства, которые свидетельствуют о нарушении рекламодателем закона РФ «О рекламе» – фото, смс, видео и т. д.
Предлагаем ознакомиться:  Как написать жалобу на родителей ученика: образец

Сегодня российское правительство взяло под контроль рекламный бизнес с целью обезопасить потребителей, клиентов и других участников рынка от недобросовестной, ложной рекламы.

Теперь каждый человек, который уличил рекламодателя в неправдивости рекламы, может пожаловаться на него в Федеральную антимонопольную службу.

Для этого он должен написать жалобу, после чего ответственные работники создают специальную комиссию, рассматривают конкретную жалобу, проводят проверку законности действий рекламодателя и, при выявлении нарушений, привлекают его к ответственности в виде штрафа согласно закону «О рекламе» и Кодекса об административных правонарушениях.

Пример 1

Компания «Роснет» продавала смартфон Samsung Galaxy S8 за 10000 рублей. На билбордах, которые они развесили по всей Москве, цифра 10000 бросалась в глаза.

Недобросовестная реклама: ее виды и куда жаловаться

Однако эта цена действовала только для тех клиентов, которые при покупке телефона автоматически подключат специальный тариф компании «Все включено». В противном случае смартфон им обойдется в 15500 рублей.

Это условие рекламодатель прописал в нижней части билборда мелким шрифтом, который не виден даже на расстоянии 20 метров.

6. «Газпром» и национальное достояние

В 2003 году «Газпром» запустил рекламную кампанию под слоганом «Национальное достояние». Однако спустя 10 лет, в январе 2016 года, глава ФАС Игорь Артемьев
запретил компании использовать это утверждение.

По словам чиновника, он поднял этот вопрос на совещании с Владимиром Путиным. По его мнению, «достоянием могут быть люди и тому подобное — но не «Газпром»». Однако компания
отказалась прислушаться к запрету чиновника — ее ролики остались в эфире федеральных телеканалов.

10. «Евросеть», Samsung и нападки в адрес Apple

В 2015 году мобильный ритейлер «Евросеть» представил рекламу смартфона Samsung Galaxy S6 Edge. В начале ролика актриса Оксана Акиньшина произнесла фразу, которая не понравилась московскому управлению ФАС: «Вот это флагман. Не то, что «глюк» фруктовой компании. Реально крутой». Кроме того, в видео утверждалось, что устройство можно приобрести только в салонах «Евросети».

Предлагаем ознакомиться:  Как прописать детей в другую квартиру

Управление ФАС провело опрос общественного мнения и выяснило, что потребители ассоциируют эту фразу с компанией Apple, а поскольку в рекламе не утверждается, по каким критериям смартфон от Samsung лучше конкурента, то она содержит некорректное сравнение рекламируемого товара.

Кроме того, ведомство выяснило, что устройство появилось в других магазинах раньше, чем в салонах «Евросети», соответственно компания вводит покупателей в заблуждение. В ответ на это президент «Евросети» Александр Малис
выразил сожаление, что благодаря опросу общественного мнения именно ФАС признала Apple «перевернувшую представление рынка о том, каким должен быть идеальный смартфон» в «глюк фруктовой компании».

В результате и Samsung и «Евросеть» были
оштрафованы на 200 тысяч рублей за нарушение рекламного законодательства, а ролик снят с эфира.

Судебная практика

Яркий пример нарушения рекламного законодательства – рассылка листовок жителям многоэтажек.

Агенты компании, сделавшей это, не признавали это рекламой, так как они считали эту рассылку предназначенной для «неопределенного круга лиц».

Антимонопольные органы с ними не согласились, мотивировав это тем, что действия все-таки были адресными.

На сегодняшний день чтобы рекламу признали ненадлежащий и наложили наказания за ее распространение, нужно официальное обращение в специальные службы.

Конечно, это не касается больших и известных компаний, которые находятся на виду. Во всяком случае всегда лучше рекламировать свой товар честным способом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector