Вид земельного участка условный участок

Изменение вспомогательных видов разрешенного использования.

Для начала коротко разберемся:

  • что такое разрешенное использование земельного участка,
  • поймем что такое территориальная зона,
  • что такое градостроительный регламент,
  • узнаем что такое карта градостроительного зонирования,
  • что такое Правила землепользования застройки.

Перечисленные термины звучат сурово, но на самом деле разобраться в них достаточно просто.

Что мы сейчас и сделаем, чтобы на основе понимания этих терминов, суметь изменить разрешенное использование земельного участка.

Одна территориальная зона может иметь от 1 до нескольких десятков видов разрешенного использования.

Напомню, что всего существует 113 видов разрешенного использования.

Виды разрешенного использования, действующие на территориальной зоне, распределяются по 3-м группам:

  • основные виды разрешенного использования,
  • вспомогательные виды разрешенного использования,
  • условно разрешенные виды использования.

Иными словами, если допустим территориальная зона имеет 35 видов разрешенного использования, то все эти ВРИ будут распределены по 3-м группам.

Далее в статье рассмотрим, как изменять виды разрешенного использования из разных групп, а пока продолжим разбираться с терминами.

Вид земельного участка условный участок

Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка, который находится в собственности зависит от того, к какой группе относится новый ВРИ.

В Правилах землепользования и застройки вы найдете все 3 группы.

Если вид разрешенного использования, который вы хотите установить, относится к вспомогательным видам, то достаточно подать декларацию в Росреестр, точно также как и для основных ВРИ.

Никаких разрешений и согласований получать не нужно.

Важный нюанс.

Собственник не может изменить основной вид разрешенного использования на вспомогательный.

Допускается добавление вспомогательного вида разрешенного использования к основному.

Иными словами, выбирая вспомогательный ВРИ, вы добавляете его к основному виду, и в результате ваш участок будет иметь 2 вида разрешенного использования (основной и вспомогательный).

Таким образом, собственник земельного участка может самостоятельно, в уведомительном порядке добавить вспомогательный вид разрешенного использования, предусмотренный в ПЗЗ, к основному виду.

По общему правилу, нет запрета на изменение условно разрешенного вида использования.

Однако, процедуры, которые необходимо пройти, достаточно сложны и затратны.

Тем не менее, если вы собственник участка и хотите выбрать условно разрешенный вид использования, то действовать нужно следующим образом.

Единой формы заявления нет.

Вид земельного участка условный участок

Образец можно поискать на сайте местной администрации или в Правилах землепользования и застройки.

В данном заявлении обязательно нужно обосновать необходимость установления условно разрешенного использования участка.

В качестве обоснования можно указать — повышение эффективности использования земли.

В администрациях есть комиссии, которые рассматривают такие заявления.

Как правило, такие комиссии действуют при отделах архитектуры и градостроительства.

Комиссия проверяет заявление, готовит проект решения и организует общественные обсуждения или публичные слушания.

Указанные обсуждения или слушания проводятся в порядке, установленном уставом муниципального образования.

В любом случае, срок проведения слушаний не может превышать 1 месяц.

карта градостроительного зонирования

По результатам общественных обсуждений или публичных слушаний комиссия готовит рекомендации, которые направляются главе администрации.

На основании рекомендаций комиссии глава администрации принимает решение: разрешить или отказать в предоставлении условно разрешенного использования земельного участка.

Отказ можно обжаловать в суде.

Если глава администрации вынес положительное решение, то оно является основанием для Росреестра установить условно разрешенный вид использования земельного участка.

Обратите внимание: заявитель несет расходы по проведению общественных обсуждений или публичных слушаний.

Таким образом, собственник земельного участка имеет возможность установить условно разрешенный вид использования участка, протянув решение через процедуру общественных обсуждений или публичных слушаний.

2-ой способ.

По общему правилу, арендатор земельного участка может изменить вид разрешенного использования только с согласия арендодателя, то есть с согласия собственника участка.

Единой процедуры получения согласия арендодателя нет.

В каждом муниципалитете действуют свои правила и процедуры получения такого согласия.

Если вы арендуете муниципальную землю, то нужно обратиться с заявлением (в свободной форме) в администрацию, в котором обосновать необходимость изменения ВРИ и попросить дать письменное согласие.

Скорее всего, данное согласие будет выражено в распоряжении или постановлении главы администрации.

Если согласие получено, то дальнейшая процедура изменения разрешенного использования участка будет аналогична той, которая описана для собственника участка.

Если получен отказ в даче согласия, то история на этом заканчивается, потому что изменить вид разрешенного использования в таком случае не получится.

Если участок находится в государственной или муниципальной собственности и арендатор заключил договор аренды участка по результатам торгов, то он (арендатор) не вправе требовать изменения вида разрешенного использования земельного участка (п. 2 Обзора практики рассмотрения дел, утвержденного Президиумом ВС РФ от 14.11.2018 года).

Если арендатор получил участок под конкретный вид использования (как правило, такие участки предоставляются без аукциона), то изменить вид разрешенного использования он не может.

Таким образом, возможности арендаторов в изменении видов разрешенного использования участков очень ограничены.

Выходом из ситуации может быть выкуп земельного участка из аренды.

Для справки.

Если арендуемый участок имеет вид разрешенного использования под ИЖС, то его можно выкупить из аренды после строительства дома.

Как правило, в большинстве муниципальных образований, стоимость выкупа земли из аренды под ИЖС не превышает 15% кадастровой стоимости.

В моем населенном пункте она составляет всего 3 процента.

Хотя, надо признать, что встречаются неадекватные власти, которые устанавливают цену выкупа в размере 100% кадастровой стоимости. Но таких меньшинство.

Предлагаем ознакомиться:  Справка об отсутствии гражданства другого государства в 2019 году: как получить?

И в завершение, рассмотрим случай,

Как вы помните, в Правилах землепользования и застройки перечисляются виды разрешенного использования, действующие на определенных территориальных зонах.

Однако, ПЗЗ содержит не только виды разрешенного использования, но и предельные размеры земельных участков.

Предельные размеры земельных участков имеют 2 параметра:

  • минимальный размер земельных участков,
  • максимальный размер участков.

Например, на скриншоте видно, что для территориальной зоны Ж-1, предназначенной для индивидуального жилищного строительства, установлены минимальные размеры участков — 6 соток, а максимальные размеры – 20 соток.

Иными словами, для каждого вида разрешенного использования устанавливаются минимальные и максимальные размеры земельных участков.

Это означает, что в данной территориальной зоне, все земельные участки с определенным видом разрешенного использования не могут по своей площади выходить за пределы минимальных и максимальных размеров.

Наличие предельных размеров земельных участков накладывает одно ограничение на изменение разрешенного использования.

Указанное ограничение состоит в следующем.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка невозможно в случае, когда площадь земельного участка не будет соответствовать предельным размерам запрашиваемого вида разрешенного использования.

Другими словами, если площадь земельного участка не вписывается в параметры предельных размеров нового вида разрешенного использования, то произвести изменение ВРИ не получится.

Вы наверняка заметили, что все вышеописанные способы изменения разрешенного использования земельного участка, завязаны на Правила землепользования застройки.

Однако, ПЗЗ принимаются и действуют только в пределах населенных пунктов.

Как быть, если нужно

К ним можно отнести любые цели использования земельного надела. Для одной зоны ВРИ могут быть основными, а для другой зоны – условными. Все зависит от того, какой функционал установлен для определенной зоны, а также решения местной администрации, которая устанавливает правовое положение каждой из зон, находящейся в ее введении.

Для зон, которые относятся к жилым, к видам условно-разрешенным, могут быть причислены:

  • здания, которые предназначены для предпринимательской деятельности;
  • сооружения, используемые для общественного питания;
  • деловые здания;
  • производственные сооружения;
  • офисная территория;
  • учреждения медицинского характера.

Правовой статус — ВРИ в каждой зоне присваивается в соответствии с Правилами землепользования и застройки. Они обсуждаются с общественностью на публичных слушаниях. В Правила включается информация:

  • положения общего характера, связанные с порядком применения зон, действием должностных ли и населения по их освоению;
  • ВРИ каждой зоны с их полным описанием;
  • карту зонирования: по ней определяется к какому виду ВРИ относится тот или иной участок.

Правила застройки и пользования земельными наделами — это документ общего характера. Его положения регулируют механизм освоения территории и ее застройки. В документе можно найти информацию об отдельном земельном наделе, о том, где оно находится. Но для того чтобы начать на нем строительство, необходимо тщательно подготовиться к процессу.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности.

В законе (статья 1 ГрК) дано очень объемное определение.

Градостроительный регламент — устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.

Для целей изменения разрешенного использования нужно просто запомнить, что градостроительные регламенты – это документы, в которых описаны виды разрешенного использования для каждой территориальной зоны.

Иными словами, чтобы узнать виды разрешенного использования, действующие на вашей территориальной зоне, нужно найти нужный градостроительный регламент.

Ответ прост.

Градостроительные регламенты содержаться в Правилах землепользования и застройки (сокращено – ПЗЗ).

Для справки.

В Правилах землепользования и застройки помимо градостроительных регламентов, содержатся Карты градостроительного зонирования.

Карты – это графические документы, которые являются приложением к Правилам землепользования и застройки.

На картах зонирования отображаются границы всех территориальных зон, которые установлены в конкретном населенном пункте.

Проще говоря, с помощью карты зонирования можно определить, к какой территориальной зоне относится ваш участок.

Исходя из территориальной зоны, можно определить, какие виды разрешенного использования может иметь ваш участок.

N190-ФЗ от 1994 года выделяет три вида разрешенного использования:

  1. Основные: собственник земельного надела имеет право строить на участке дома, иные постройки, без предварительного одобрения и согласования с уполномоченными органами.
  2. Условно-разрешенные: необходимо выполнить условия для того, чтобы на земле что-либо построить.
  3. Вспомогательные: на земле располагаются объекты, которые необходимы для нормальной работы конструкций, зданий, сооружений. Они располагаются на землях, относящихся к первым двум ВРИ.

Условно – разрешенный ВРИ – это список объектов, которые относятся к капитальному строительству. Они имеют разрешение на их возведение на конкретном участке, который обладает определенными особенностями. Перечислим их:

  1. Если у участка условно-разрешенный вид использования, то строительство на нем объектов находится в зависимости от того, в какой территориальной зоне располагается земля.
  2. Право на возведение объектов недвижимости возникает у лиц, которые прошли процедуру согласования с уполномоченными органами.
  3. Строить на землях с таким видом использования разрешено только после выполнения условий, предъявляемых к процессу со стороны местной администрации.
  4. Разрешение от местных властей должно быть в письменной форме.

Если условия строительства на таких землях выполнены, но письменное разрешение не получено, возведение объектов недвижимости может быть признано не соответствующим закону. Следовательно, незаконно выстроенный объект сносится. Суть условно-разрешенного ВРИ заключается в том, что необходимо получать от местных властей разрешение, которое даст согласие на строительные работы. Для основных, вспомогательных ВРИ разрешений не требуется. Этим отличается условно-разрешенный вид.

Каждая территориальная зона имеет свои виды разрешенного использования земельных участков, которые на ней находятся.

В законе, в частности в Градостроительном кодексе (статья 1), дано определение.

Предлагаем ознакомиться:  Можно ли поставить на учет утилизированный автомобиль, восстановить на него документы и номер, утилизировать без хозяина

Территориальные зоны – это зоны, для которых в Правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Иными словами, территориальная зона – это область, которая имеет границы и для которой установлены какие-то градостроительные регламенты.

К градостроительным регламентам подойдем чуть позже, а пока отметим следующее.

Практически все города, поселки, села и др. населенные пункты разделены на территориальные зоны.

Некоторые примеры территориальных зон:

  • жилая зона,
  • деловая зона,
  • промышленная зона,
  • сельскохозяйственная.

В разных населенных пунктах может быть разное количество территориальных зон.

Процесс подготовки

Если застройщик выбрал земельный участок, необходимо получить ГПЗУ. Это сокращение означает градостроительный план. Этот документ является своеобразным паспортом территории, информация из которого даст основания полагать, что строительство возможно. Кроме обобщенной информации о земле, например, номер, категория и общие габариты в пределах участка. Специальные условия включают:

  • зону, к которой относится участок земли;
  • ВРИ;
  • ограничения в строительстве;
  • требования, предъявляемые к возведению домов;
  • схему участка, которая составляется специалистами на основе одноименной съемки;
  • красные линии зоны и т.д.

Чтобы получить эту информацию заинтересованным лицам следует обратиться в местные органы. Это может быть мэрия, администрация. Он изготавливается для пользователей на бесплатной основе. И это делается в течение 20 дней, исключая выходные с даты обращения. Подается заявление по ст. 57.3 Градостроительного Кодекса.

Каждая территориальная зона имеет свои виды разрешенного использования земельных участков, которые на ней находятся.

Ознакомиться с ним можно, если посмотреть на приказ Минэкономразвития от 2914 года под N540. Его ввели в действие для того чтобы определить все ВРИ земли в РФ. Ранее, отнесение ВРИ к конкретной земле, лежало на плечах местных органов власти. Иными словами, это была их исключительная компетенция. Не вдаваясь в вопросы коррупционной составляющей, это положение усугублялось тем, что местные органы власти по своему усмотрению классифицировали земельные наделы.

Это приводило к неразберихе: в одном регионе застройщик получал право на возведение домов, в другом – ему запрещали делать это, при условии, что земля была отнесена к одному и тому же виду разрешенного использования. Для того чтобы устранить этот пробел, ввели единый перечень земель. Но решение за органами местной власти оставили.

Для того чтобы обратиться за использованием земли, необходимо написать заявление. В нем обосновать, почему именно эта земля необходима под определенную деятельность. Поскольку она относится к условному ВРИ, создается комиссия, которая уполномочена рассматривать такие вопросы. Комиссия действует по строгому регламенту.

Далее, организуются публичные слушания. После поступившего в комиссию заявления, они организуются и доступны всем слушателям. Комиссия размещает в СМИ данные о том, когда они будут проводиться, время, место, сведения о лице, которое запрашивает разрешение на использование земельного надела. Кроме того, публикуются и сведения о самой земле, ВРИ.

Владельцам смежных участков, которые находятся по соседству с участком, заинтересовавшим заявителя, через почту направляются уведомления о том, что будут проходить слушания. На них проводится беседа с соседями, неравнодушными гражданами. Они вправе высказать свои идеи, одобрения или несогласия с тем, как планирует использовать земельный надел обратившийся в комиссию заявитель.

После обсуждения вопроса комиссией, решение выносит Глава муниципалитета. Закон отдает ему срок в 3 дня. Решение, порой, бывают достаточно сложными. Для Главы муниципалитета мнение население не может быть решающим. Он обязан к нему прислушиваться, но в законе отсутствует норма о том, что он следует мнениям и беспрекословно подчиняется им.

В результате внесенного решения существует два варианта дальнейшего развития событий:

  1. Заявитель дали «добро» на то, чтобы он использовал земельный надел. Его ВРИ не меняется на основной, поэтому он обязан подчиняться требованиям условно-разрешенного.
  2. Заявителю отказали в предоставлении участка.

Глава муниципалитета оформляет свое решение не только в письменном виде. Ему присваивается статус нормативного акта, изданного местным органом власти. Это Постановление, которое публикуется в СМИ.

Процедура получения разрешения на освоение участка, относящегося к у4словно-разрешенному виду использования, сложна, длительна, требует много сил и времени. Кроме того, деятельного участия заявителя на всех этапах прохождения получения разрешения.

В яде случаев собственники участка хотят сменить ВРИ с основного на условно-разрешенный. В любом случае, процедура одна. Это написание соответствующего заявления, а также направление бумаги в местную администрацию. Чиновники рассматривают поступившее от владельца заявления. Закон не требует от них немедленного ответа, поэтому процедура затянута во времени. Они организуют слушания, информацию о них размещают в СМИ.

Обычно заявителями выступают лица, собственники земельного надела, считающие, что имеющийся у них вид ВРИ не дозволяет им эффективно использовать принадлежащую территорию. Причем, случаи могут быть разными. Например, человек владеет большой территорией земли. При ее разделе в результате оформления купли-продажи, он решил оставшиеся гектары использовать более эффективно.

Либо лица, которым приглянулась земля, они хотели бы на ней что-либо выстроить, но для этой работы им необходимо получить соответствующее разрешение, выполнив ряд условий.

К участкам, на которых не действуют ПЗЗ, как правило, относятся земли сельскохозяйственного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов, и земли лесного фонда.

Предлагаем ознакомиться:  Как оформить опекунство над ребенком при разводе

Про изменение разрешенного использования таких земельных участков, напишу отдельную статью, если в комментариях будет достаточно запросов на эту тему.

Вкратце скажу, изменение видов разрешенного использования земельных участков с/х назначения, лесного фонда и других, на которые не распространяются Правила землепользования и застройки, устанавливается отдельными федеральными законами.

Желаю вам удачного дня и достойной жизни.

Что такое классификатор, зачем он нужен?

Практически каждый правообладатель ЗУ осведомлён о том, что участок допускает эксплуатацию только соответственно целевому назначению, в соответствии с положениями статьи 42 ЗК РФ.

В 2014 году вступила в силу классификация земельных участков по видам использования, которая позволяет детально рассмотреть нюансы целевого назначения, применяемые для той или иной категории земель.

Классификатор использования земельных участков утверждён

Приказом Минэкономразвития РФ, под № 540, 1.09.14г

. Здесь каждая категория представлена дробно, с указанием шифров и кодов, определяющих не только раздел категории, но и её подразделы, предлагающие варианты использования земельного участка.

Например, первый раздел – земли сельскохозяйственного назначения. Здесь даются перечнем 18 наименований назначений, в числе которых наделы для сада, огорода, пастбищ, возведения складов и сооружений для переработки сельхозпродукции. Каждое наименование относится к целевому назначению, а классификатор видов использования земельных участков устанавливает шифр для надела 1.1 – 1.18.

В других группах категорий иной номер вида разрешенного использования земельного участка. Например, группа «жилые застройки» укладывается в перечень из 7 видов: 2.1-2.7 Земли, предназначенные под капитальные строения, разделены на несколько групп. Каждая группа подразделяется на перечень, состоящий из нескольких видов.

Следует учесть, что наименование категории и код разрешенного использования земельного участка – это две разные вещи. Более того, группировка шифров по первым числам не совпадает с критерием, предъявляемым к категориям. Если категории разрешенного использования земельных участков дают только общий перечень дифференциации наделов, то виды определяют перечень видов разрешенного использования земельных участков, согласно которому допустимо конкретно применять по назначению земли сельскохозяйственного назначения, пунктов поселений и прочие, соответственно классификатору.

Нередко у правообладателей возникает их неправомерное отождествление. Для того, чтобы выявить существующие различия, подробные сведения о разрешённом, будут предоставлены далее.

До 2014 года, обозначенная дифференциация проводилась на основании старого классификатора назначения земельных участков, принятого Федеральным законом от 22.07.10 г., под № 167-ФЗ. На основании данного закона, правом на установление видов целевого применения земель наделялись местные органы самоуправления.

Соответственно, отсутствовал единый федеральный стандарт, а каждый регион устанавливал принципы разрешённого применения земель отдельными муниципальными актами. Административные сведения не включались в единый Государственный реестр и находились исключительно в ведении местных властей. Это существенно затрудняло ведение контроля над земельным ресурсом.

Введенный новый классификатор видов разрешенного использования земельных участков предоставил возможность использования шифров, которые передаются в Государственный реестр и допускают проведение анализа и мониторинга земельных массивов, с целью максимально эффективного распоряжения таковыми:

  • гражданами;
  • юридическими лицами;
  • муниципалитетами;
  • государственными учредителями.

Применяя коды категорий земельных участков, информация о целевом назначении и видах разрешённого применения становится максимально доступной.

При различиях, выявленных из-за разночтений старых и новых кодов, приоритет получает новый классификатор разрешенного использования земельных участков.

Эта существенная характеристика надела дополняет свойства целевого назначения и подразделяется на следующие виды земельных участков по виду использования:

  • основной вид использования земельного участка;
  • условно разрешённые;
  • дополнительные.

Эти группы видов разрешенного использования земельных участков предусматривают правовые границы, в пределах которых ЗУ допускает распоряжения правообладателем, соответственно целевому назначению.

Что такое Правила землепользования и застройки? Где взять ПЗЗ?

В законе (статья 1 ГрК) дано определение.

Правила землепользования и застройки — документ градостроительного зонирования, который утверждается органом местного самоуправления, органами государственной власти — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Другими словами, ПЗЗ – это документ, в котором содержаться градостроительные регламенты и карты территориального зонирования.

Правила землепользования и застройки принимаются в каждом населенном пункте.

Поэтому на сайте местной администрации, в открытом доступе, должны находиться действующие редакции ПЗЗ с прилагаемыми картами зонирования.

Смена основных видов разрешенного использования.

Если вид разрешенного использования, который вы хотите установить, относится к основным видам, то достаточно подать декларацию в Росреестр.

легко составить в течение 3 минут с помощью онлайн сервиса.

Заполнить онлайн

Вместе с Декларацией система предоставит готовое пошаговое руководство.

Заявление об изменении ВРИ, как правило, заполняет сотрудник Росреестра самостоятельно с использованием программных средств.

Получать чье-либо согласие или разрешение на изменение ВРИ из числа основных видов, не нужно.

Таким образом, собственник земельного участка может самостоятельно, в уведомительном порядке изменить вид разрешенного использования на любой основной вид, предусмотренный в ПЗЗ.

Как узнать вид разрешенного использования земельного участка?

Начиная с 2014 года, виды функционального использования земельных участков вносятся в правоустанавливающую документацию, получаемую правообладателем после приобретения участка на торгах. До участия в торгах, заинтересованное лицо вправе получить данные сведения в администрации.

Если участок оформлен в собственность путём приватизации или не был приватизирован – ему присвоен основной вид разрешённого использования, на общих основаниях. Чтобы получить условное разрешение на использование земельного участка, потребуется дополнительное оформление такового в местной администрации.

При приобретении надела, данные сведения можно уточнить соответственно этому же принципу у собственника, отчуждающего земельную собственность. При необходимости – обратиться в земельный департамент (отдел) администрации.

Как показывает практика, и оглашают нормы земельного и градостроительного законодательства, нарушение установленного вида целевого назначения и перечня разрешенного использования земельных участков приводит к юридической ответственности правообладателя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector