Смена наименования организации Акты, образцы, формы, договоры Консультант Плюс
Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Уведомление о смене организационно правовой формы

Правовое регулирование реорганизации АО. Общие положения

Законодательное регулирование реорганизации акционерных обществ осуществляется ст. 104 Гражданского кодекса  в совокупности с рядом иных норм кодекса и законом «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (далее ― Закон). В соответствии с п. 1 ст. 104 ГК и п. 1 ст. 15 Закона соответствующее решение может быть принято общим собранием акционеров. При этом, по общему основанию, такое решение носит добровольный характер и зависит от воли акционеров.

О заполнении справки 2-НДФЛ

Согласно п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме КНД 1151078 (справка 2-НДФЛ).

В пункте 1.2 справки 2-НДФЛ (Приложение № 1 к приказу ФНС России от 17 ноября 2010 г. № ММВ-7-3/611@) указывается наименование организации.

В соответствии с положениями Раздела 2 приказа ФНС России от 17 ноября 2010 г. № ММВ-7-3/611@ в п. 1.2 «Наименование организации» справки указывается сокращенное наименование (в случае отсутствия — полное наименование) организации согласно ее учредительным документам.

Уведомление о смене организационно правовой формы

Учитывая, что справка 2-НДФЛ подается в налоговый орган по истечении налогового периода, возможна ситуация, когда наименование организации в течение налогового периода меняется.

В связи с этим возникает вопрос о порядке составления справки: одним документом за весь период с указанием наименования юридического лица, соответствующего последней редакции учредительных документов, или несколькими документами за периоды, соответствующие действию первоначального и последующего наименования организации.

Налоговое законодательство не устанавливает порядка составления справки 2-НДФЛ в рассматриваемой ситуации. Разъяснения контролирующих органов также отсутствуют.

Вместе с тем есть разъяснения, касающиеся порядка составления справки в случае реорганизации юридического лица.

Так, в письме ФНС России от 26 октября 2011 г. № ЕД-4-3/17827@ отмечается, что возможность исполнения обязанности по представлению сведений о доходах физических лиц правопреемниками реорганизованного юридического лица НК РФ не предусмотрена. В связи с этим сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ должны быть представлены ликвидируемой (присоединенной) организацией за последний налоговый период, которым в соответствии с п. 3 ст. 55 Кодекса является период времени от начала года до дня завершения реорганизации в форме ликвидации.

Учитывая, что в рассматриваемой ситуации реорганизация отсутствует и какие-либо особенности в отношении порядка заполнения справки 2-НДФЛ Налоговым кодексом РФ не установлены, данная форма при смене наименования заполняется в обычном порядке — один раз по истечении налогового периода в соответствии с действующей на дату ее составления редакцией устава общества.

Таким образом, справка 2-НДФЛ составляется однократно за календарный год. При заполнении справки 2-НДФЛ в строке 1.2 указывается то наименование общества, которое установлено в уставе общества на дату ее составления.

Обязательная реорганизация или запрет ее добровольного проведения

В то же время указанные нормы отдельно оговаривают, что реорганизация может иметь характер обязательной процедуры в случаях, которые прямо оговорены законом. Так, АО должно быть реорганизовано в обязательном порядке (или не может быть реорганизовано на основании решения акционеров) в следующих случаях:

  • при наличии зафиксированных в установленном порядке случаев нарушения антимонопольного законодательства предприятиями, занимающими доминирующее положение на рынке, ― ч. 1 ст. 38 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ;
  • при соответствии кредитной организации основаниям, установленным законом для требования Банком России ее реорганизации (нарушение норматива ликвидности, неудовлетворение требований кредиторов в 7-дневный срок и др.) ­― пп. 1–3 ч. 1 ст. 189.26, ст. 189.45 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ;
  • если организация является специализированным финансовым обществом ― ч. 3. ст. 15.2 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ.

Существуют и иные ситуации, при которых реорганизация в добровольном порядке не может быть проведена или при которых она должна быть проведена в обязательном порядке. Кроме того, законодатель устанавливает некоторые изъятия из общего правила проведения процедуры. Например, в отношении реорганизации акционерного инвестиционного фонда (ст. 9 закона «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 № 156-ФЗ).

Об исчислении базы для страховых взносов. О влиянии изменений на предоставление отчетности в ПФР, ФСС России, налоговую инспекцию

В соответствии с п. 8 ст. 220 НК РФ имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подп. 3 и 4 п. 1 данной статьи, могут быть предоставлены налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении с письменным заявлением к работодателю при условии подтверждения права налогоплательщика на имущественные налоговые вычеты налоговым органом по форме КНД 1120115 «Уведомление о подтверждении права налогоплательщика на имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подп. 3 и 4 п. 1 ст. 220 НК РФ»10.

Данная форма содержит строку о наименовании организации. Соответственно, не исключена ситуация, когда при наличии у налогоплательщика заявления и уведомления о подтверждении права с первоначальным наименованием общества в дальнейшем при проверке у налоговых органов возникнут вопросы о правомерности имущественного вычета, если на момент проверки у общества будет другое наименование.

Предлагаем ознакомиться:  Чем занимается судебный пристав-исполнитель – кто это такой, что он делает простыми словами || Помощник судебных приставов что делают

В Налоговом кодексе РФ вопрос о замене уведомления о подтверждении права налогоплательщика на имущественные налоговые вычеты при приведении наименования акционерного общества в соответствие с положениями главы 4 ГК РФ прямо не урегулирован. Разъяснения контролирующих органов по данному вопросу также отсутствуют.

Вместе с тем есть разъяснения, касающиеся реорганизации. Так, УФНС России по г. Москве в письме от 19 июля 2007 г. № 28-11/069132 отметило, что организация, прекратившая деятельность в результате реорганизации, и организация-правопреемник, поставленная на учет в налоговом органе, — это два различных налогоплательщика.

Поскольку реорганизации не происходит, у общества с новым наименованием нет оснований для отказа в предоставлении вычета при получении уведомления о подтверждении права на имущественный вычет с прежним наименованием. При этом право налогоплательщика на получение имущественного вычета не может быть поставлено в зависимость от изменения фирменного наименования налогового агента. Риски предъявления претензий оцениваются авторами как низкие.

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 280 000 руб. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 280 000 руб., налоговый вычет не применяется.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdev

Налоговым законодательством установлены особенности предоставления стандартного налогового вычета в ситуации, когда налогоплательщик начинает работать у налогового агента не с первого месяца календарного года.

Согласно п. 3 ст. 218 НК РФ в случае начала работы налогоплательщика не с первого месяца налогового периода налоговые вычеты, предусмотренные подп. 4 п. 1 данной статьи (на детей), предоставляются по этому месту работы с учетом дохода, полученного с начала налогового периода по другому месту работы, в котором налогоплательщику предоставлялись налоговые вычеты.

Изменение наименования общества не влечет за собой смену места работы сотрудников, поэтому общество как налоговый агент не прерывает исчисление нарастающим итогом с начала календарного года дохода налогоплательщика с целью расчета предельного порога, после которого вычет не предоставляется.

Порядок исчисления страховых взносов для плательщиков взносов, осуществляющих выплаты физическим лицам, установлен в ст. 15 Закона № 212-ФЗ. Данная статья предусматривает особенности исчисления базы для уплаты страховых взносов только для случаев ликвидации и реорганизации юридического лица (п. 15, 16 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

Иных специальных правил исчисления базы для страховых взносов, в частности для случаев изменения наименования организации, данным Законом не установлено.

Минздравсоцразвития России в письме от 28 мая 2010 г. № 1375-19 указало, что при реорганизации юридического лица в форме преобразования вновь возникшая организация (ОАО) при определении базы для начисления страховых взносов не вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников в реорганизованной организации (ООО).

Поскольку реорганизации не происходит, изменение наименования не влечет за собой последствий для общества в виде деления базы по страховым взносам, рассчитанным за периоды с начала календарного года до дня переименования и со дня переименования до окончания календарного года.

Таким образом, база по страховым взносам рассчитывается в обычном порядке, т.е. с начала расчетного периода нарастающим итогом (п. 3 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

В соответствии с п. 3, 4 ст. 10 Закона № 212-ФЗ, если организация была создана после начала календарного года, первым расчетным периодом для нее является период со дня создания до окончания данного календарного года. Если организация была ликвидирована или реорганизована до конца календарного года, последним расчетным периодом для нее является период с начала этого календарного года до дня завершения ликвидации или реорганизации.

Однако, поскольку в рассматриваемой ситуации реорганизации не происходит, расчетный период определяется для общества в общеустановленном порядке как календарный год (п. 1 ст. 10 Закона № 212-ФЗ).

Таким образом, представления отдельной отчетности во внебюджетные фонды за периоды с начала календарного года до дня переименования и со дня переименования до окончания календарного года не требуется.

Аналогичный подход применяется и в отношении отчетности, сдаваемой в налоговый орган.

Статьей 55 НК РФ установлены особенности определения налогового периода в ситуациях, когда налогоплательщик был реорганизован или ликвидирован. Поскольку в рассматриваемой ситуации общество не производит реорганизацию, основания для применения положений данной статьи отсутствуют. Следовательно, налоговые декларации по налогам подаются в общеустановленном порядке по окончании налоговых периодов.

Счет-фактура является основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных в п. 5, 51 и 6 ст. 169 НК РФ.

Согласно подп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре должно быть указано в том числе наименование покупателя.

В соответствии с подп. «и» п. 1 Раздела 2 Приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 113712 в строке 6 указывается полное или сокращенное наименование покупателя в соответствии с учредительными документами.

Из приведенных норм НК РФ и Правил заполнения счета-фактуры13 следует, что счет-фактура заполняется в соответствии с учредительными документами на дату его составления.

Предлагаем ознакомиться:  Письмо о смене директора контрагенту: образец

Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. 5, 51 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Таким образом, при получении счетов-фактур от контрагентов с указанием прежнего наименования, в то время как общество внесло изменения в учредительные документы о его наименовании и зарегистрировало их в установленном законом порядке, существует риск отказа налоговыми органами в принятии сумм налога к вычету.

В то же время НК РФ прямо устанавливает, что ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать покупателя, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога (п. 2 ст. 169 НК РФ). Поскольку ИНН и другие реквизиты общества остаются неизменными, указание в счете-фактуре прежнего наименования не препятствует идентификации покупателя.

Так, указание прежнего наименования — «ОАО» — вместо «АО» или «ПАО» может быть расценено в качестве опечатки или технической ошибки.

Минфин России в письме от 2 мая 2012 г. № 03-07-11/130 отметил, что если в счете-фактуре имеются опечатки в наименовании покупателя (заглавные буквы заменены строчными и наоборот, проставлены лишние символы (тире, запятые) и др.), но такой счет-фактура не препятствует налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать указанные показатели, то такой счет-фактура не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.

ФАС Поволжского округа в Постановлении от 14 июля 2008 г. по делу № А55-18472/07 указал, что наличие технической ошибки в написании организационно-правовой формы покупателя не влияет на правомерность применения вычета.

Учитывая наличие положительной правоприменительной практики, авторы приходят к выводу, что вероятность успешного оспаривания действий налогового органа по отказу в вычете по рассматриваемому формальному основанию высока.

Обратите внимание: наименование покупателя также указывается в книге покупок (п. 6 Раздела 2 Приложения № 4 к Постановлению Правительства РФ № 1137) и книге продаж (подп. «к» п. 7 Раздела 2 Приложения № 5 к Постановлению Правительства РФ № 1137).

Как следует из Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость14 (см. порядок заполнения разделов 8 и 9 декларации), сведения из книги покупок и книги продаж переносятся в налоговую декларацию по НДС, в которой отражается в том числе наименование покупателя.

Таким образом, нельзя исключить, что программное обеспечение налогового органа выявит несоответствие между книгой покупок общества и книгой продаж поставщиков по причине указания разных наименований покупателя. При этом несовпадение сведений в налоговой декларации может послужить поводом для налогового органа затребовать у общества документы, подтверждающие вычеты (п. 8, 81 ст. 88 НК РФ).

Разделение и выделение АО

Разделению и выделению АО посвящены ст. 18, 19 Закона соответственно. Данные формы имеют ряд схожих характеристик. Главное их различие заключается в том, что при разделении общества возникают новые юридические лица с прекращением существования разделяемого, в то время как юрлицо, из которого выделяется новое общество, продолжает осуществлять свою деятельность.

По смыслу п. 2 ст. 19 Закона выделение может быть произведено лишь в форме акционерного общества, т. е. законодатель не предполагает изменение организационно-правовой формы выделяемой организации. Об этом, в частности, свидетельствует упоминание в подп. 3 п. 3 ст. 19 Закона о том, что при принятии решения о выделении решается вопрос о способе размещения акций выделяемого общества. Аналогичный вывод следует и из подп. 3 п. 3 ст. 18 Закона в отношении разделения общества.

К выводу о невозможности изменения формы выделяемого из акционерного общества нового юридического лица, а также вновь образованных в результате разделения организаций приходит и судебная практика. Так, обобщая сложившуюся практику судов и обозначая свою позицию, Пленум Высшего арбитражного суда в п.

Иные моменты

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия подлежит переоформлению в том числе в случае изменения наименования юридического лица.

В соответствии с п. 1 ст. 54 ГК РФ наименование юридического лица содержит указание на его организационно-правовую форму.

Таким образом, указание в учредительных документах юридического лица иной организационно-правовой формы означает изменение его наименования.

Однако, как следует из ч. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ, изменение фирменного наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее фирменное наименование.

В данной норме не уточняется, что относится к «иным документам, содержащим его прежнее наименование».

С одной стороны, Закон призван облегчить положение субъектов предпринимательской деятельности, вынужденных вносить изменения в свое наименование не по собственной инициативе, а в связи с изменением законодательства.

На основании такого подхода при исключении из наименования указания на тип общества «открытое» в целях приведения его в соответствие с новыми требованиями ГК РФ переоформлять лицензию не требуется.

Данный подход поддерживают некоторые государственные органы. Так, Минприроды России в письме от 20 апреля 2015 г. № 02-11-44/9212 отметило, что изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не требует обязательного переоформления лицензий на пользование недрами, содержащих его прежнее наименование.

Предлагаем ознакомиться:  Если наследник умер раньше наследодателя то кому достается его доля

ФСТЭК России в информационном сообщении от 10 апреля 2015 г. № 240/13/143615 указала, что все выданные организациям до 1 сентября 2014 г. лицензии ФСТЭК России сохраняют свою юридическую силу и их переоформление не требуется. Вместе с тем указанные лицензии могут быть переоформлены на основании заявлений организаций-лицензиатов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

С другой стороны, поскольку лицензии прямо не указаны в п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ, нельзя исключить риск претензий со стороны соответствующих государственных органов.

Например, Банк России в письме от 23 апреля 2015 г. № 012-33-6/3588 указал, что по общему правилу кредитная организация вправе осуществлять банковские операции только на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ. Внесение в устав кредитной организации изменений, связанных с приведением ее наименования в соответствие с требованиями главы 4 ГК РФ, влечет за собой замену лицензий на осуществление банковских операций.

Если у общества имеются лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, рекомендуется обратиться за разъяснениями в орган, выдавший лицензию, о необходимости ее переоформления в рассматриваемой ситуации.

Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены законодательством РФ.

Форма бланка листка нетрудоспособности утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 347н.

Порядок и правила заполнения листка нетрудоспособности разъяснены в главе 9 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. № 624н.

Согласно п. 57 Порядка в строке «Место работы — наименование организации» указывается полное или сокращенное наименование организации. Эти данные должны соответствовать учредительным документам организации.

Как неоднократно указывалось, изменение фирменного наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее фирменное наименование.

С одной стороны, листок нетрудоспособности можно отнести к иным документам, содержащим прежнее наименование организации. Учитывая п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ, общество может принимать от работников листки нетрудоспособности с прежним наименованием.

Однако во избежание рисков отказа ФСС России в возмещении средств, перечисленных работодателем на оплату больничных, после внесения изменений в учредительные документы рекомендуем провести разъяснительную работу с сотрудниками, с тем чтобы в листки нетрудоспособности вносилось правильное наименование общества.

Особенности преобразования АО в ООО

Преобразование акционерной компании в общество с ограниченной ответственностью подчиняется правилам ст. 20 Закона. Так, процедура реорганизации в указанной форме включает в себя следующие основные этапы:

  • вынесение исполнительным органом общества на рассмотрение общего собрания акционеров вопроса о реорганизации АО в ООО;
  • принятие общим собранием решения о реорганизации (его содержание должно соответствовать требованиям п. 3 ст. 20 Закона);
  • составление и направление в инспекцию налоговой службы заявления о регистрации реорганизации;
  • обмен акций общества на доли в уставном капитале вновь создаваемого ООО;
  • завершение процедуры (получение документов из налоговой инспекции по результатам рассмотрения заявления о реорганизации).

Практические трудности вызывает процедура обмена акций на доли в уставном капитале ООО. В соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 20 Закона в решении о преобразовании акционеры должны определить порядок такого обмена. При четкой регламентации процедура реализуется без серьезных проблем, что подтверждает постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.04.2016 по делу № А12-26775/2015.

Смена ЗАО на АО

С вступлением в силу нововведений Гражданского кодекса, внесенных законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ, такие понятия, как закрытое или открытое акционерное общество, перестали существовать. Вместо них введены понятия непубличного и публичного акционерного общества.

В связи с этим в силу ч. 5 ст. 3 закона 99-ФЗ с 01.09.2014 создание организаций в форме закрытого акционерного общества становится невозможным. При урегулировании правоотношений с участием ЗАО и в отношении организаций данной формы применяются вновь введенные в ГК нормы об акционерных обществах. То есть ЗАО фактически считаются АО, и изменения организационно-правовой формы дополнительно не требуется (ч. 10 названного закона).

Однако внести изменения в учредительные документы бывшего ЗАО с целью приведения их в соответствие с действующими нормами ГК все же необходимо. Но на основании ч. 7 ст. 3 закона 99-ФЗ сделать это следует при очередном внесении изменений, не связанных с необходимостью приведения документов в соответствие с новеллами законодательства.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyright

В заключение подведем некоторые итоги:

  • при разделении акционерного общества или выделения из него юридического лица организационно-правовая форма АО должна быть сохранена;
  • слияние и присоединение акционерных обществ возможно только с организациями, имеющими ту же организационно-правовую форму;
  • цель реорганизации в форме слияния или присоединения ― укрупнение акционерного общества, соединение активов нескольких АО;
  • преобразование акционерного общества, в том числе в ООО, осуществляется по правилам ст. 20 Закона;
  • с 01.09.2014 предприятие невозможно зарегистрировать в форме ЗАО, а ранее созданные ЗАО приравниваются к АО;
  • приведение учредительных документов ранее созданных ЗАО в соответствие с нормами ГК должно быть осуществлено вместе с очередным внесением изменений в указанные документы.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector