Материальные и процессуальные нормы административного права примеры

Вопрос 9. Виды административно-правовых норм.

Административно-правовые нормы могут быть классифицированы по многим основаниям. Наиболее традиционно подразделяя административно-правовые нормы на материальные и процессуальные

Материальные нормы определяют правовой статус участников административно-правовых отношений, закрепляя комплекс их прав, обязанностей и ответственность, устанавливают порядок взаимодействия и функционирования участников данных отношений, дают легальные определения тех или иных явлений, требующих правового регулирования.

Процессуальные нормы регламентируют порядок реализации прав и обязанностей участников административных отношений, установленных материальными нормами. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о публичном мероприятии.

В зависимости от содержания выделяются следующие административно-правовые нормы. Обязывающие нормы. Они содержат юридическое предписание адресату осуществлять деятельность в определенных, иногда довольно узких рамках. Посредством обязывающих норм осуществляется государственно-властное воздействие на общественные отношения, регулируемые административным правом в целом, и на участников, субъектов данных отношений в частности.

Через обязывающие нормы конкретизируются и воплощаются в жизнь принципиальные положения Конституции РФ и федеральных законов, создается механизм реализации прав и свобод человека и гражданина. Обязывающие нормы побуждают (под угрозой соответствующих государственных санкций) к совершению определенных действий либо к воздержанию от совершения действий, способных повлечь негативные последствия.

Запрещающие (запретительные) нормы. Данная разновидность административно-правовых норм выражает запрет на совершение тех или иных действий. Рассмотрим примеры подобных норм, обратившись к Федеральному закону «О безопасности дорожного движения». Так, пунктом 1 ст. 19 запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности движения, а п.

2 данной статьи — эксплуатация транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности. Запрещающие нормы, так же как и обязывающие, составляют значительную часть в общем объеме административно-правовых норм.

На наш взгляд, запрещающие нормы можно рассматривать и как своего рода разновидность обязывающих норм. По сути, запрещающие нормы формулируют должное поведение путем не указания на действие, а недопущения нежелательного действия (например, принятие посылки от неизвестного лица для перевозки в самолете).

Уполномочивающие (дозволительные) нормы. Данная разновидность административно-правовых норм предоставляет возможность лицу в ряде случаев совершать действия по своему усмотрению, хотя и в определенных рамках. В качестве одного из примеров уполномочивающих (дозволительных) норм можно привести законодательные акты, регламентирующие порядок применения специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками органов исполнительной власти.

Так, применение специальных средств и огнестрельного оружия судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов (отметим, что служба судебных приставов структурно входит в Министерство юстиции РФ) регламентировано ст. 17 и 18 Федерального закона «О судебных приставах». В соответствии со ст. 18 данного Закона судебные приставы по обеспечению порядка деятельности судов могут применять огнестрельное оружие.

Рекомендательные нормы. Они предоставляют возможность выбора определенных моделей поведения путем предложения неких ориентиров. Рассмотрим в качестве примера Правила дорожного движения Российской Федерации (утверждены постановлением Совета министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090) (в ред.

«О военном положении» в п. 8 ст. 1 определяет период действия военного положения с даты и времени начала действия военного положения, которые устанавливаются Указом Президента РФ о введении военного положения, и заканчиваются датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения.

По характеру действия диспозиции административно-процессуальные нормы по аналогии с административно-материальными нормами классифицируются на четыре вида: а) нормы-запреты, устанавливающие недопустимые деяния и реализующиеся путем соблюдения. Эти нормы содержатся в КоАП РФ, законодательстве о разрешительной, лицензионной системе и др.;

б) нормы, обязывающие прямо предписывать меру должного поведения и реализуются в активной форме путем исполнения, правонаделения (правоприменения). К примеру, Приказ Министерства юстиции РФ от 25 марта 2003 г. «Об утверждении правил рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации» в)нормы, управомочивающие (уполномочивающие), предоставляющие вариацию выбора возможного поведения субъекта права, т. е.

использовать свои полномочия по усмотрению, а также и не использовать. Реализация данных норм осуществляется путем использования. Так, в соответствии с ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» гражданин вправе подать жалобу, если изъявит желание, но не обязан.

По субъектам права административно-процессуальные нормы делятся на нормы, регулирующие порядок деятельности: а) индивидуальных субъектов РФ: граждан РФ (иностранных граждан; лиц без гражданства); должностных лиц; военнослужащих и лиц, приравненных к ним; несовершеннолетних; пенсионеров. б) коллективных субъектов РФ: исполнительных органов публичной власти, юридических лиц (предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений всех видов собственности).

Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 8228 | Нарушение авторского права страницы

Нормы административного права подразделяются на ряд групп в зависимости от своей регулятивной направленности и юридического содержания. Предлагается следующая их классификация.

Центральное место при этом закономерно отводится характерном для всех правовых норм выделению двух основных их видов, соответствующих целям содержащихся в них юридически властных предписаний. Это материальные и процессуальные нормы.

Материальные административно-правовые нормы определяют объем и содержание обязанностей и прав конкретных участников регулируемых общественных отношений. Фактически речь идет о формировании их административно-правового статуса (правового положения).

Особенностью материальных норм административного права является то, что ими закрепляются юридические возможности того или иного участника управленческих отношений в статичном варианте, т.е. до стадии практической реализации этих возможностей. Например, материальными по своему характеру будут нормы, закрепляющие право граждан на обжалование) действий должностных лиц; нормы, определяющие компетенцию губернатора области и т.п.

Процессуальные нормы административного права определяют порядок (процедуру) практической реализации участниками управленческих отношений закрепленных за ними нормами материального права обязанностей и прав. Это уже динамика управленческих отношений.

Именно на основе норм процессуального административного права осуществляются подача, рассмотрение и разрешение жалоб, практически реализуются входящие в компетенцию губернатора области управленческие действия и т.п.

В числе процессуальных норм административного права особое место занимают те из них, которыми определяется порядок разрешения административно-правовых споров и применения мер административного принуждения. Эту их группу принято называть административно-юрисдикционными нормами.

а) обязывающие, т.е.

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ОТНОШЕНИЯ

от 28 февраля 2006 г.). Абзацем 4 п. 4.1 названных Правил установлено, что при движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

— соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

— проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций;

— проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

— воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные (служебные) обязанности.

Стимулирующие нормы (нормы-стимулы). Они обеспечивают должное или желательное поведение субъектов регулируемых административным правом отношений с помощью различных средств материального, морального и иного воздействия. Адресатами стимулирующих норм могут быть как физические лица (граждане, государственные служащие), так и коллективные образования (юридические лица различных организационно-правовых форм).

Предлагаем ознакомиться:  Пример безвозмездного договора аренды

Как правило, посредством названных норм законодатель (если речь идет о нормах, содержащихся в законах) или иной орган, уполномоченный на принятие нормативных правовых актов, стремится заинтересовать, мотивировать определенную категорию субъектов в совершении соответствующих действий, в определенном поведении.

Нормы-ритуалы. Особенностью данного вида норм является то, что они регламентируют определенные, складывавшиеся на протяжении длительного периода традиции, обычаи, ритуалы, влияющие на правоотношения и тем самым приобретающие правовой характер. Так, согласно ст. 7 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г.

По территории (масштабу) действия административно-правовые нормы классифицируются на федеральные, нормы субъектов РФ, межтерриториальные, нормы местного самоуправления, а также действующие на определенных территориях.

на общие, регламентирующие наиболее важные стороны административно-правового регулирования и имеющие широкое применение;

на межотраслевые, регламентирующие все или несколько отраслей государственного управления, имеющие при этом специальный характер;

на отраслевые, регулирующие отношения, складывающиеся в определенных, достаточно узких сферах, в том числе требующих специфического государственного регулирования.

срочные, для которых определен срок действия.

бессрочные, т.е. срок их действия не указан и они действуют до отмены компетентным органом. Это подавляющее большинство административно-правовых норм.

      
Подберите в нормативно-правовых актах
и выпишите по три примера:

      обязывающих,
      управомочивающих и запрещающих норм
      административного права;

      материальных
      и процессуальных норм административного
      права.

1.
На государственную службу по 
контракту вправе поступать граждане,
владеющие государственным языком 
Российской Федерации и достигшие 
возраста, установленного федеральным 
законом о виде государственной 
службы для прохождения государственной 
службы данного вида.Федеральным
законом о виде государственной 
службы или законом субъекта Российской
Федерации могут быть установлены 
дополнительные требования к гражданам 
при поступлении на государственную 
службу по контракту.2.

на 
неопределенный срок;на 
определенный срок;на 
срок обучения в образовательном 
учреждении профессионального образования 
и на определенный срок государственной 
службы после его окончания.4.
Федеральным законом о виде 
государственной службы определяется
предельный возраст пребывания на государственной
службе данного вида.5.

Прохождение государственной службы 
включает в себя назначение 
на должность, присвоение классного 
чина, дипломатического ранга, воинского 
и специального звания, аттестацию 
или квалификационный экзамен, а также
другие обстоятельства (события) в соответствии
с настоящим Федеральным законом, федеральными
законами о видах государственной службы
и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации.6.

Задание 2Административно-правовые
обязанности граждан и последствия 
их несоблюденияОтвет:Конституционные
права, свободы и обязанности 
граждан для своей реализации
нуждаются обычно в административно-правовом
механизме, участии органов исполнительной
власти, всей системы органов государственного
управления.

Именно поэтому еще совсем
недавно реализация прав и свобод гражданина
целиком зависела от административного
усмотрения огромной армии чиновников
государственного аппарата. Человек «терялся»
перед стеной ведомственных актов, жестко
регулировавших его поведение в разных
сферах — хозяйственной, социальной, военной,
коммунальной, жилищной и др.

В
современных условиях административно-правовой
статус гражданина в сфере государственного
управления существенно меняется.Во-первых,
права и свободы человека признаны
ст. 2 Конституции РФ высшей ценностью,
и их признание, соблюдение и защита
— обязанностью государства.Во-вторых,
корреспондирующая ст.

2 Конституции 
РФ ст. 18 устанавливает, что права 
и свободы человека и гражданина
являются непосредственно действующими,
в том числе и в сфере государственного
управления.В-третьих,
административно-правовой статус граждан 
в сфере государственного управления
все в большей мере регулируется
на уровне законов, правительственных
актов.

Например, если ранее подавляющая
часть прав и обязанностей граждан в сфере
охраны общественного порядка и обеспечения
общественной безопасности регулировалась
ведомственными нормативными актами,
то теперь они регламентированы Законом
РФ «О милиции». Правила дорожного
движения в прошлом утверждались министром
внутренних дел, сейчас — постановлением
Правительства РФ.

В-четвертых,
административно-правовой статус граждан 
становится по содержанию значительно 
полнее, богаче, разнообразнее, расширяется 
диапазон его регулирования во многих
сферах экономической, политической, социальной
жизни. В-пятых,
значительно повышается роль суда в 
защите прав граждан в сфере функционирования
исполнительной власти, государственного
управления.

В соответствии с Федеральным
законом «Об обжаловании в суд действий
и решений, нарушающих права и свободы
граждан» от 27 апреля 1993 г. (в ред. от
14 декабря 1995 г.) каждый гражданин вправе
обратиться с жалобой в суд, если считает,
что неправомерными действиями (решениями)
или бездействием государственных органов,
органов местного самоуправления, учреждений,
предприятий, общественных объединений
или должностных лиц, государственных
либо муниципальных служащих нарушены
его права и свободы. Согласно ч. 2 ст.

11
ГК РФ любое решение, принятое в административном
порядке, также может быть обжаловано
в суд. Существенно расширяется юрисдикционная
подведомственность судов и судей по рассмотрению
дел об административных правонарушениях.Конкретизируя,
дополняя, детализируя нормы конституционного
права, а также других отраслей права,
например, налогового, таможенного, экологического
права в сфере государственного управления,
нормы административного права определяют
многие дополнительные права и обязанности
граждан и, что особенно важно, механизмы
их реализации и защиты от нарушений.

Административное 
право регламентирует права и 
обязанности граждан не только в 
сфере публичной управленческой
деятельности, но и управляемой деятельности.
Пример тому — правила пожарной безопасности,
поведения в общественных местах,
торговли, охоты и рыбной ловли, правила,
регулирующие преподавание в учебных
заведениях, санитарные правила и т.д.

Органы управления контролируют соблюдение
этих правил и применяют меры государственного
принуждения за их нарушение. Поэтому
административное право определяет, какие
деяния (действие или бездействие) являются
административными правонарушениями,
устанавливает виды и меры административной
ответственности за их совершение, порядок
производства по делам о таких правонарушениях.

Права
и обязанности граждан в сфере государственного
управления можно объединить в три блока.Первый 
охватывает права и обязанности 
граждан, необходимые им для участия 
в управлении делами государства 
как непосредственно, так и через 
своих представителей, а также посредством
равного доступа к государственной службе
(ст.

32 Конституции РФ). При этом понятие
участия в управлении «делами государства»
является чрезвычайно широким и, по существу,
охватывает все сферы жизни страны. Вместе
с тем особенность данной группы прав
и обязанностей граждан в государственном
управлении состоит в том, что их реализация
требует прежде всего активного волеизъявления
самих граждан как субъектов административного
права.

Второй 
блок прав и обязанностей граждан 
отличается тем, что для их реализации
необходима активная деятельность и как
минимум — содействие исполнительной власти,
должностных лиц органов государственного
управления. В самом деле, без поддержки,
помощи и соответствующей реакции органов
государственного управления граждане
не в состоянии реализовать свое право
на проведение собраний, митингов, демонстраций
и других публичных мероприятий (ст.

31
Конституции РФ), право на объединение
для защиты своих интересов (ст. 30), право
на обращение лично, а также направлять
индивидуальные и коллективные обращения
в государственные органы и органы местного
самоуправления (ст. 33), право на возмещение
государством вреда, причиненного незаконными
действиями (или бездействием) органов
государственной власти или их должностных
лиц (ст. 53), и т.д.

Кроме
того, реализация прав и обязанностей
граждан в сфере государственного
управления требует от органов исполнительной
власти, должностных лиц многообразной 
функциональной деятельности по их защите,
государственной гарантии, созданию
условий для практического осуществления,
наконец, просто доброжелательного отношения.

Так, каждый гражданин имеет право на равную
защиту закона от какой бы то ни было дискриминации,
никто не может быть подвергнут произвольному
аресту, задержанию или изгнанию и т.д.
На основе этих нормативных актов обеспечивается
защита прав граждан, например, как потребителей
в сфере торговли и предоставления услуг,
пользователей средствами связи и массовой
информации, гарантируются права граждан
в области образования и здравоохранения,
физкультуры и спорта.

Третий 
блок прав и обязанностей граждан 
в сфере государственного управления
связан с их участием в деятельности
органов исполнительной власти, например,
в качестве членов научно-технических,
экспертно-консультативных, координационных
советов, межведомственных и рабочих комиссий,
внештатных инспекторов, инструкторов,
экспертов и т.п., в составе членов организаций,
действующих целиком на общественных
началах, — например добровольных народных
дружин.

Результат поиска

По функциям права: регулятивные – регулирующие позитивные управленческие отношения; охранительные – регулирующие управленческие отношения, связанные с их защитой и вытеснением отношений, чуждых данному обществу.

3. По методу правового регулирования: императивные – содержат категорические требования в отношении варианта поведения в сфере управления; диспозитивные – дающие возможность участникам управленческих отношений выбирать вариант поведения исходя из имеющейся юридической альтернативы; рекомендательные, с помощью которых участникам управленческих отношений предлагается наиболее эффективный (целесообразный) вариант решения стоящих перед ними задач; поощрительные, содержащие меры поощрения, применяемые к участникам управленческих отношений при наличии в их действиях факта заслуги.

Предлагаем ознакомиться:  Кто может подать на отсрочку при разводе

4. По содержанию предписания: управомочивающие – нормы, в которых закрепляются субъективные права участников управленческих отношений, выражается юридическая возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению; обязывающие – нормы, закрепляющие юридические обязанности участников управленческих отношений, предписывающие определенные варианты поведения; запрещающие – нормы, содержащие юридические запреты на совершение определенных действий в сфере государственного управления.

5. По адресату: регламентирующие организацию и деятельность органов исполнительной власти; административно-правовой статус государственных служащих; организацию и деятельность государственных предприятий и учреждений; отдельные вопросы функционирования негосударственных (коммерческих) структур; административно-правовой статус общественных объединений и их служащих; административно-правовой статус граждан.

6. По действию в пространстве: федеральные – действующие в пределах Российской Федерации; региональные (окружные) – действующие в пределах региона Российской Федерации (федерального округа); субъектов РФ – действующие в пределах субъекта РФ; муниципальные – действующие в пределах муниципального образования; локальные – действующие в пределах учреждения, предприятия, организации.

7. По действию во времени: срочные – нормы, для которых определен срок действия; бессрочные – нормы без указания срока действия, действующие до момента фактической или юридической отмены; чрезвычайные – нормы, вступающие в действие при наступлении определенных обстоятельств.

8. По кругу лиц общего действия – регламентирующие деятельность всех или большинства субъектов управленческих отношений; специальные – распространяющие действия на отдельные категории, группы субъектов управленческих отношений (пенсионеров, студентов, вынужденных переселенцев и др.).

9. По юридической силе: законодательные – содержащиеся в нормативных правовых актах высшей юридической силы; подзаконные – содержащиеся в подзаконных нормативных правовых актах.

10. По характеру юридической защиты: охраняемые в судебном порядке; охраняемые во внесудебном (административном) порядке.

Реализация административно-правовых норм – это практическое претворение предписаний административно-правовой нормы в правомерное поведение участников управленческих отношений.

Формы (виды) реализации административно-правовых норм: исполнение, соблюдение, использование, применение.

Исполнение – форма реализации предписывающих административно-правовых норм, состоящая в реализации возложенных на субъектов управленческих отношений юридических обязанностей.

Соблюдение – форма реализации запрещающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений должны воздержаться от определенных вариантов поведения под угрозой наказания.

Использование – форма реализации управомочивающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений своим активным поведением реализуют имеющиеся у них субъективные права.

Применение – особая форма реализации административно-правовых норм, состоящая в разрешении управомочивающим субъектом конкретного управленческого дела с вынесением индивидуальных юридических актов.

Нормы права — правила поведения людей, определенные государством. Административно-процессуальные нормы обладают всеми признаками, присущими правовой норме вообще, и имеют свою специфику, представляя тем самым собой разновидность действующих юридических правил.

В юридической науке неоднократно говорилось о вторичном характере процессуальных норм ; Приказе МВД РФ от 15 сентября 1997 г. № 605 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина РФ» и т.п.; б) нормы, регламентирующие административные отношения в сфере экономики (промышленность, строительство, транспорт и др.).

Нормы данной группы содержатся, к примеру, в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»; Федеральном законе от 18 июля1999г. «Об экспортном контроле» и др.; в) нормы, регламентирующие отношения, складывающиеся в социально-культурной сфере (образование, наука, культура, здравоохранение и т.д.).

По объему регулирования административно-процессуальные нормы делятся классически на общие и специальные. Общие охватывают ряд отраслей и сфер государственного регулирования. Примером актов, содержащих такие нормы, можно назвать федеральные законы от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах»; от 8 августа 2001 г, «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Специальные административно-процессуальные нормы регулируют отношения, возникающие в рамках одной отрасли. Такие нормы находятся, к примеру, в приказах МВД России от 6 июня 2000 г. № 605-дсп «Об утверждении Правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке»;

По юридической иерархии (органу, который их принял) административно-процессуальные нормы делятся на правила, принятые органами государственной власти различного уровня (федерального и субъектов РФ), от законов до нормативных актов федеральных министерств и иных федеральных органов. Мнение в юридической литературе об обладании, скажем, федеральными законами большей юридической силой по сравнению с нормами административно-процессуального права, содержащимися в ведомственных актах, нами не совсем разделяется.

Безусловно, ФЗ от 27 апреля 1993 г. (в ред. от 14 декабря 1995 г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» является основополагающим для всех других актов исполнительных органов публичной власти, регламентирующих процедуру рассмотрения обращений граждан подразделениями министерства либо ведомства.

Но наличие юридической силы у любого акта означает обязательность его к исполнению. Думается, не совсем корректно говорить о большей или меньшей юридической силе, ибо в таком случае можно предположить обязательность для исполнения одних актов и факультативность в реализации других, что является незаконным, ибо все акты, в зависимости от того, на какой круг субъектов правоприменительной деятельности они распространяются, являются обязательными к исполнению. Следовательно, в рамках своей подведомственности обладают единой юридической силой, т.е. обязательны к реализации (правоприменению).

1) нормы, регламентирующие административно-нормотворческие производства: по принятию постановлений и распоряжений Правительства РФ; по изданию приказов, постановлений, инструкций и иных актов министров и других центральных федеральных органов специальной компетенции; по принятию нормотворческих актов органами субъектов РФ и др.;

2) нормы, регламентирующие административно-правонаделительные производства: по обращениям (предложениям и заявлениям) граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере управления; разрешительное; по комплектованию личного состава и др.;

3) нормы, регламентирующие административно-юрисдикционные производства: исполнительное, административно-процессуальное, дисциплинарное, производство по жалобам; производство по делам об административных правонарушениях.

По действию в пространстве административно-процессуальные нормы делятся на: а) нормы, действующие на всей территории России и являющиеся едиными (общими). Например, ФКЗ от 30 января 2002 г. «О военном положении»; ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; б) нормы, действующие на территории субъекта РФ в соответствии с п. «к» ст.

72 Конституции РФ, где административно-процессуальное законодательство подведомственно совместному ведению. В частности, Положение о представителе губернатора Саратовской области в муниципальном образовании Саратовской области, утвержденное постановлением губернатора Саратовской области от 17 июня 1999 г. № 253 .

По действию во времени административно-процессуальные нормы делятся на: а) действующие безвременно, т. е. до отмены, неограниченное (неопределенное) время. б) ограниченные сроком. К примеру, Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г.

Вопрос 9. Виды административно-правовых норм.

содержащие юридически властное предписание на обязательное совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Например, при приеме на работу государственного служащего руководитель исполнительного органа обязан издать приказ; возникающее коммерческое объединение обязано пройти регистрацию в органах юстиции и т.п.;

б) запрещающие, т.е. содержащие юридически властное предписание, запрещающее совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Запрещающий характер носят прежде всего административно-правовые нормы, в которых предусматриваются составы административных правонарушений;

в) уполномочивающие, или дозволительные, т.е. такие административно-правовые предписания, которыми предусматривается возможность действовать в пределах предусмотренных нормами условий по своему усмотрению. Прямые предписания или запреты при этом отсутствуют, тем не менее определенный правовой режим действует, что исключает произвольный характер поведения участников регулируемых управленческих общественных отношений.

Предлагаем ознакомиться:  Законодательное и нормативное регулирование документирования кадровой деятельности || Законодательные и нормативно правовые акты регламентирующие деятельность кадровой службы

В силу этого нет оснований руководствоваться нередко звучащим «правилом»: разрешено все, что не запрещено. Вседозволенность не может превратиться в принцип действия административно-правовых норм, равно как и всех норм российского права. В особенности он неприменим к действиям, совершаемым субъектами исполнительной власти.

Однако невозможно роль права свести исключительно к установлению юридических запретов. Вот почему административно-правовые нормы разрешают определенную свободу выбора того или иного варианта поведения, но непременно в рамках условий, установленных конкретной нормой.

требование устранить обнаруженные нарушения, ограничение, приостановление или прекращение работы поднадзорного объекта; предъявление позову в арбитражный суд; отзыв лицензии; привлечение виновных к административной ответственности и т.п. Использование такого рода полномочий является юридической обязанностью этих органов, согнет от выполнения которой они не вправе;

г) стимулирующие, т.е. такого рода нормы, в которых закреплены соответствующие средства материального или морального воздействия на участников управленческих отношений с целью обеспечить их должное поведение. С помощью таких норм, например, устанавливаются налоговые льготы, применяются меры материального поощрения и т.п. Как правило, данные меры сопутствуют прямым предписаниям или запретам.

• административно-правовой статус граждан;

• организацию и деятельность органов исполнительной власти;

• правовое положение государственных служащих;

• основы функционирования государственных предприятий и учреждений;

• отдельные стороны организации и деятельности различного рода коммерческих структур, включая частные;

• административно-правовой статус общественных объединений.

Возможны и некоторые иные виды классификации административно-правовых норм. Например, с учетом федеративного устройства Российской Федерации различен масштаб действия этих норм: нормы, устанавливаемые на федеральном уровне, и нормы, устанавливаемые на уровне субъектов Федерации. По объему регулирования управленческих отношений можно различать общие, межотраслевые, отраслевые и местные нормы.

Наконец, административно-правовые нормы могут распространяться на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти, т.е. иметь внутрисистемный характер либо иметь общеобязательный характер, т.е. распространяться на все виды участников регулируемых управленческих отношений, либо быть адресными, т.е. регулировать деятельность отдельных участников этих отношений (например, положения о различных видах государственного надзора и контроля).

Назад  

Еще статьи по теме

  • Дежурство на домуДежурство на дому
  • Приказ о штрафахПриказ о штрафах
  • Регистрация ККМ для ИПРегистрация ККМ для ИП
  • Нетрудоспособный гражданинНетрудоспособный гражданин
  • Отпуск по выходным днямОтпуск по выходным дням
  • Видеосъемка в судеВидеосъемка в суде
Административно-правовой
статус государственного
служащего (элементы)»
     
Принципы 
государственной 
службы
  Классификация
должностей госслужбы
     
Принцип
федерализма
  Должности федеральной
государственной гражданской службы
     
Принцип
приоритета прав и свобод человека
и гражданина
  Должности государственной 
гражданской службы субъекта РФ
     
Принцип
равного доступа граждан к 
государственной службе
  Воинские должности
     
Принцип
единства правовых и организационных
основ госслужбы
  Должности правоохранительной
службы
     
Принцип
взаимосвязи государственной и 
муниципальной службы
   
     
Открытость 
госслужбы
   
     
Принцип
профессионализма и компетентности
   
Признаки Виды 
мер
  задержание Привод  Административный 
арест
Фактическое
основание
Обеспечение
правильного и 
своевременного рассмотрения
дела
Препятствие
рассмотрению дела из-за
неявки
Исключительные 
случаи за отдельные 
виды административных
правонарушений
Статья 
КоАП
27.3 27.15 3.9.
Срок 3
часа
немедленно     до 
пятнадцати суток, а 
за нарушение требований
режима чрезвычайного 
положения или 
правового режима
контртеррористической 
операции до тридцати
суток
Цель Пресечение 
правонарушения
Исполнение 
наказания
Исправление
Процессуальное 
оформление
Протокол Определение
судьи
Постановление
судьи

Задание 5      
Каковы стадии производства по делам об
административных правонарушениях.Ответ:Стадиями 
производства по делам об административных
правонарушениях являются:-
возбуждение дела об административном 
правонарушении, административное 
расследование-
рассмотрение дела и вынесение 
постановления-
пересмотр постановлений и решений-
исполнение постановлений и решений.

Возбуждение
дела об административном
правонарушении,административное 
расследованиеВозбуждение
дела об административном правонарушении
— начальная стадия производства. Применительно 
к производству по делам об административных
правонарушениях данная стадия имеет
специфическое процессуальное оформление.

Суть его состоит в составлении особого
процессуального документа, а именно —
протокола об административном правонарушении.Поскольку
составление такого протокола отнесено
к компетенции соответствующего полномочного
должностного лица, постольку инициатором
возбуждения дела является именно оно
(в некоторых случаях — представитель общественного
объединения).

Данный момент заслуживает
внимания, так как административное производство
в иных случаях может возбуждаться по
инициативе, например, граждан, общественных
объединений и даже исполнительных органов.
Так, производство по жалобам начинается
с момента подачи гражданином жалобы на
неправомерные действия исполнительных
органов (должностных лиц) и т.п.

Возбуждение
дела по своему юридическому значению
можно квалифицировать в качестве
процессуального действия, являющегося 
юридическим фактом; оно влечет за
собой возникновение конкретного 
административно-процессуального отношения.Если 
дело возбуждается не по инициативе должностного
лица, он не вправе отказаться от его возбуждения;

в случае его некомпетентности в его обязанности
входит разъяснение установленного для
возбуждения данного дела порядка либо
направление дела по принадлежности.Поводами
к возбуждению дела являются: непосредственное
обнаружение уполномоченным должностным
лицом факта совершения административного
правонарушения;

материалы, поступающие
из правоохранительных органов, а также
от других государственных органов, органов
местного самоуправления, общественных
объединений; сообщения и заявления физических
и юридических лиц; сообщения в средствах
массовой информации.Основанием 
для возбуждения дела является наличие 
достаточных данных, указывающих 
на признаки административного правонарушения
(наличие события правонарушения).

Дело 
об административном правонарушении считается 
возбужденным с момента составления 
протокола о его совершении либо
первого протокола о применении
мер процессуального обеспечения 
или вынесении прокурором постановления
о возбуждении административного производства.Протокол 
об административном правонарушении —
процессуальный документ, свидетельствующий 
о совершении данного противоправного 
деяния (конечно, предположительно).

дата и место составления; данные
о его составителях; сведения о 
личности нарушителя; место, время совершения
и его существо; нормативный акт,
предусматривающий административную
ответственность за данное правонарушение;
данные о потерпевших и свидетелях; объяснения
нарушителя и иные сведения, необходимые
для разрешения дела.

При составлении
протокола физическому лицу или законному
представителю юридического лица должны
быть разъяснены их права и обязанности.
К протоколу прилагаются их объяснения
и замечания, если таковые имеются. В случае
отказа этих лиц от подписания протокола
в нем делается соответствующая запись.

Копия протокола вручается под расписку
лицам, в отношении которых возбуждено
дело.Протокол 
составляется сразу же после выявления 
факта совершения административного 
правонарушения. Если же требуется 
дополнительное выяснение обстоятельств 
дела, в том числе данных о личности
или сведений о юридическом лице,
протокол составляется в течение двух
суток с момента выявления правонарушения.

Затем
протокол направляется судье, органу (должностному
лицу), уполномоченному рассматривать 
дело, в течение суток с момента 
его составления. Если правонарушение
влечет за собой административный арест,
протокол передается судье немедленно
после его составления.Протокол 
об административном правонарушении составляется
не во всех случаях.

Так, при совершении
правонарушения, влекущего назначение
административного наказания в 
виде предупреждения или административного
штрафа, не превышающего одного минимального
размера оплаты труда, протокол не составляется.
В таких случаях уполномоченным должностным
лицом оформляется предупреждение либо
налагается и взимается штраф на месте
совершения правонарушения.

Если лицо
оспаривает наказание, налагаемое на месте,
либо отказывается от уплаты штрафа, протокол
составляется на общих основаниях. Протокол
не составляется также в случаях, когда
административное производство возбуждено
постановлением прокурора.При
невозможности составить протокол на
месте совершения административного правонарушения,
хотя его составление обязательно, нарушитель
может быть доставлен в милицию или в иной
юрисдикционный орган.

В
случаях когда после выявления 
административного правонарушения
возникает потребность в осуществлении
экспертизы или иных процессуальных действий,
требующих значительных временных затрат,
проводится административное расследование
(например, правонарушения в области антимонопольного
законодательства, налогов и сборов, таможенного
дела, дорожного движения и т.п.

), являющееся
самостоятельной стадией производства.
Оно проводится по месту совершения или
выявления административного правонарушения.
Его срок не может превышать один месяц
с момента возбуждения дела. В исключительных
случаях вышестоящими должностными лицами
этот срок может быть продлен на срок не
более одного месяца, а по делам о нарушении
таможенных правил — до шести месяцев.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector