СНиП 10-01-94 Система нормативных документов в строительстве. Основные положения (с Изменениями N 1, 2), СНиП от 17 мая 1994 года №10-01-94
Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

О принятии строительных норм и правил Российской Федерации «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство»

ВВЕДЕНИЕ

В разделах 4, 6-10 настоящих норм приведены требования, соответствующие целям технических регламентов и подлежащие обязательному соблюдению с учетом части 1 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании».Многоквартирные жилые дома, начатые строительством по проектной документации, разработанной и утвержденной до 1 января 2004 г.

, могут строиться и вводиться в эксплуатацию без корректировки проектной документации в соответствии с требованиями настоящих норм и правил.Работа выполнена авторским коллективом: ФГУП ЦНС (кандидаты техн. наук С.Н.Нерсесов, Л.С.Экслер); ФЦС Госстроя России (канд. архит. Л.А.Викторова; Н.Н.Поляков);

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

ОАО «ЦНИИЭПжилища» (д-р техн. наук Ю.Г.Граник); МНИИТЭП (кандидаты архит. С.И.Яхкинд, И.С.Генкина, Л.В.Петрова, канд. геогр. наук Л.И.Конова, инж. В.И.Лаговер), НИИСФ РААСН (канд. техн. наук Ю.А.Матросов); УППиН Москомархитектуры (арх. А.П.Зобнин); НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им.А.А.Сысина (проф., д-р мед. наук Ю.Д.

Система нормативных документов Российской Федерации в строительстве создается в соответствии с новыми экономическими условиями, законодательством и структурой управления на базе действующих в России строительных норм, правил и государственных стандартов в этой области.

Главная направленность вновь разрабатываемых нормативных документов Системы — защита прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции, общества и государства при развитии самостоятельности и инициативы предприятий, организаций и специалистов.

Одним из основных средств решения этой задачи является переход к новым методическим принципам, которые находят все большее распространение в практике международной стандартизации. В отличие от традиционно сложившегося, так называемого описательного или предписывающего подхода, когда в нормативных документах приводят подробное описание конструкции, методов расчета, применяемых материалов и т.д.

, вновь создаваемые строительные нормы и стандарты должны содержать, в первую очередь, эксплуатационные характеристики строительных изделий и сооружений, основанные на требованиях потребителя. Разрабатываемые в соответствии с настоящими строительными нормами и правилами нормативные документы должны не предписывать, как проектировать и строить, а устанавливать требования к строительной продукции, которые должны быть удовлетворены, или цели, которые должны быть достигнуты в процессе проектирования и строительства.

1 Область применения

Настоящий свод правил распространяется на строительство новых, реконструкцию и утилизацию существующих зданий и сооружений (далее — строительство), на капитальный ремонт эксплуатируемых объектов капитального строительства.При строительстве линейных сооружений, линий электропередачи, связи, трубопроводов и других объектов технической инфраструктуры, а также в полосе отчуждения железных дорог, в полосе отвода автомобильных дорог и других транспортных путей должны дополнительно учитываться требования действующих нормативных документов.

В отношении объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, объектов производства, переработки, хранения радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов, объектов по хранению и уничтожению химического оружия и средств взрывания, иных объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии, должны соблюдаться требования, установленные государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности указанных объектов, и государственными контрактами (договорами).

Документ не распространяется на здания и сооружения, строительство которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности может осуществляться без разрешения на строительство, а также на объекты индивидуального жилищного строительства.Документ также не распространяется на производство материалов, изделий и конструкций на предприятиях стройиндустрии и промышленности строительных материалов.(Измененная редакция, Изм. N 1).

Настоящие нормы и правила определяют основные цели, принципы и общую структуру Системы нормативных документов в строительстве (далее Системы), требования к нормативным документам, их содержанию, построению, изложению и оформлению, порядок разработки, принятия и применения.

Положения настоящего документа обязательны для органов управления и надзора, предприятий, организаций и объединений независимо от форм собственности и принадлежности, осуществляющих разработку и применение нормативных документов в строительстве.

Требования по применению нормативных документов Системы установлены разделом 8 настоящих строительных норм и правил.

8.1 Нормативные документы Системы применяют в пределах установленной каждым документом области в соответствии с положениями настоящих норм и правил, законом Российской Федерации «О стандартизации» и ГОСТ Р 1.0 (для нормативных документов по стандартизации).

Межгосударственные строительные нормы и правила применяют на территории Российской Федерации в качестве федеральных нормативных документов путем принятия соответствующих строительных норм и правил Российской Федерации в установленном Минстроем России порядке.

Международные, межгосударственные и другие региональные стандарты, а также национальные стандарты других стран применяются в строительстве непосредственно в качестве стандартов Российской Федерации в порядке, установленном ГОСТ Р 1.0.

8.2 Обязательные требования нормативных документов подлежат применению всеми органами управления и надзора, предприятиями и организациями независимо от формы собственности и принадлежности, гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью или осуществляющими индивидуальное строительство, а также общественными и иными организациями, включая совместные предприятия, с участием зарубежных партнеров, зарубежными юридическими и физическими лицами.

Отсутствие в договоре (контракте) ссылок на нормативные документы, содержащие обязательные требования, не освобождает исполнителя от их соблюдения.

Разрешение на отступление от обязательных требований нормативного документа в обоснованных случаях может дать только орган, которым этот документ введен на территории Российской Федерации, при наличии компенсирующих мероприятий и согласований органов надзора.

8.3 Рекомендуемые положения нормативных документов применяют по усмотрению исполнителя (производителя продукции) или по требованию заказчика.

Указанные положения становятся обязательными для применения, если в договоре (контракте) на выполнение работ или поставку продукции предусмотрены соответствующие указания со ссылкой на эти документы.

При отсутствии в договоре (контракте) таких указаний экспертирующие или контролирующие органы не вправе требовать применения рекомендуемых положений для обеспечения выполнения обязательных требований или запрещать применение решений, отсутствующих в нормах.

Исполнитель может разработать и осуществить собственное или любое другое решение, как наиболее рациональное в конкретной ситуации. Возможность применения таких решений должна быть подтверждена расчетом, результатами исследований, экспериментов или другим способом. Применение рекомендуемых норм следует рассматривать лишь как один из способов выполнения соответствующих обязательных требований.

8.4 На проектирование и строительство уникальных и экспериментальных объектов при необходимости следует разрабатывать технические условия, которые утверждает заказчик по согласованию с Минстроем России и органами надзора.

8.5 На существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей.

При изменении функционального назначения существующих зданий (сооружений) или отдельных помещений в них должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих эданий или помещений.

8.6 Юридические и физические лица несут ответственность за нарушение обязательных требований и правильность применения положений нормативных документов в соответствии с законодательством.

1.1 Настоящие нормы и правила распространяются на проектирование и строительство вновь строящихся и реконструируемых многоквартирных жилых зданий высотой до 75 м (здесь и далее по тексту принятой в соответствии со СНиП 21-01*), общежитий квартирного типа, а также жилых помещений, входящих в состав помещений зданий другого функционального назначения.

__________________

* Высота здания определяется разностью отметок поверхности проезда для пожарных машин и нижней границы открывающегося проема (окна) в наружной стене верхнего этажа, в том числе мансардного. При этом верхний технический этаж не учитывается.Нормы и правила не распространяются: на блокированные жилые дома, проектируемые в соответствии с требованиями СНиП 31-02, в которых помещения, относящиеся к разным квартирам, не располагаются друг над другом, и общими являются только стены между соседними блоками, а также на мобильные жилые здания.Нормы не регламентируют условия заселения здания и формы владения домом, его квартир и отдельных помещений.

Приложение А. Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы ссылки на нормативные правовые акты, приведенные в приложении А.

Нормативные документы, на которые в тексте настоящих норм имеются ссылки, приведены в приложении А.При исключении из числа действующих нормативных документов, на которые в настоящих нормах имеются ссылки, следует руководствоваться нормами, введенными взамен исключенных.

Приложение А

ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения».

ГОСТ Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов».

ГОСТ Р 1.4-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения».

ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов».

Приложение А

1. СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования». Приняты и введены в действие постановлением Госстроя России от 23.07.2001 N 80. Зарегистрированы Минюстом России 9 августа 2001 года N 2862.

2. ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов». Утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.99 N 98. В государственной регистрации не нуждаются согласно письму Минюста России от 17.08.2000 N 6884-ЭР.

3. ПБ 13-407-01 «Единые правила безопасности при взрывных работах». Утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 30.01.2001 N 3. Зарегистрированы Минюстом России 07.06.2001 N 2743.

4. ПБ 03-428-02 «Правила безопасности при строительстве подземных сооружений». Утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 01.11.2001 N 49. В государственной регистрации не нуждаются согласно письму Минюста России от 24.12.2001 N 12467ЮД.

5. ППБ 01-93 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации». Утверждены МВД России 14 декабря 1993 года с изм. и доп. Зарегистрированы Минюстом России 27.12.93 N 445.

6. ПОТ РМ-010 0 2000 «Межотраслевые правила по охране труда при производстве асбеста и асбестосодержащих материалов и изделий». Утверждены постановлением Минтруда России от 31 января 2000 года N 10. В государственной регистрации не нуждаются (письмо Минюста России от 22 марта 2000 года N 2029-ЭР).Электронный текст документаподготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:»Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 48, 02.12.2002

Приложение А (обязательное). Термины Системы нормативных документов в строительстве и их определения

В данном документе использованы термины, определения которых приведены в приложении Б, а также другие термины, определения которых приняты по нормативным документам, перечисленным в приложении А.

Приложение Б

Термин

Определение

1 Здание, участок

1.1 Жилое здание многоквартирное в том числе:

Жилое здание, в котором квартиры имеют общие внеквартирные помещения и инженерные системы

1.1а Жилое здание секционного типа

Здание, состоящее из одной или нескольких секций, отделенных друг от друга стенами без проемов, с квартирами одной секции, имеющими выход на одну лестничную клетку непосредственно или через коридор

1.1б Жилое здание галерейного типа

Здание, в котором все квартиры этажа имеют выходы через общую галерею не менее чем на две лестницы

1.1в Жилое здание коридорного типа

Здание, в котором все квартиры этажа имеют выходы через общий коридор не менее чем на две лестницы

1.1г Блокированный жилой дом

Здание, состоящее из двух квартир и более, каждая из которых имеет непосредственно выход на приквартирный участок

Примечание: в данном документе — кроме блокированных жилых домов, состоящих из автономных жилых блоков, проектируемых по СНиП 31-02

1.2 Приквартирный участок

Земельный участок, примыкающий к жилому зданию (квартире) с непосредственным выходом на него

2 Этажи

2.1 Этаж надземный

Этаж с отметкой пола помещений не ниже планировочной отметки земли

2.2 Этаж подземный

Этаж с отметкой пола помещений ниже планировочной отметки земли на всю высоту помещений

2.3 Этаж первый

Нижний надземный этаж здания

2.4 Этаж цокольный

Этаж с отметкой пола помещений ниже планировочной отметки земли на высоту не более половины высоты помещений

2.5 Этаж подвальный

Этаж с отметкой пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещений или первый подземный этаж

2.6 Этаж мансардный

Этаж в чердачном пространстве, фасад которого полностью или частично образован поверхностью (поверхностями) наклонной, ломаной или криволинейной крыши

2.7 Этаж технический

Этаж для размещения инженерного оборудования здания и прокладки коммуникаций, может быть расположен в нижней части здания (техническое подполье), верхней (технический чердак) или между надземными этажами. Междуэтажное пространство высотой 1,8 м и менее, используемое только для прокладки коммуникаций, этажом не является

2.8 Планировочная отметка земли

Уровень земли на границе земли и отмостки здания

3 Помещения, площадки

3.1 Балкон

Выступающая из плоскости стены фасада огражденная площадка. Может быть остекленным

3.2 Веранда

Застекленное неотапливаемое помещение, пристроенное к зданию или встроенное в него, не имеющее ограничения по глубине

3.3 Лоджия

Встроенное или пристроенное, открытое во внешнее пространство, огражденное с трех сторон стенами (с двух — при угловом расположении) помещение с глубиной, ограниченной требованиями естественной освещенности помещения, к наружной стене которого она примыкает. Может быть остекленной.

3.4 Терраса

Огражденная открытая площадка, пристроенная к зданию или размещаемая на кровле нижерасположенного этажа.

Может иметь крышу и выход из примыкающих помещений дома

3.5 Лифтовой холл

Помещение перед входом в лифты

3.6 Тамбур

Проходное пространство между дверями, служащее для защиты от проникания холодного воздуха, дыма и запахов при входе в здание, лестничную клетку или другие помещения

3.7 Световой карман

Помещение с естественным освещением, примыкающее к коридору и служащее для его освещения. Роль светового кармана может выполнять лестничная клетка, отделенная от коридора остекленной дверью шириной не менее 1,2 м

3.8 Подполье

По СНиП 31-02

3.9 Подполье проветриваемое

Открытое пространство под зданием между поверхностью грунта и перекрытием первого надземного этажа

3.10 Чердак

Пространство между перекрытием верхнего этажа, покрытием здания (крышей) и наружными стенами, расположенными выше перекрытия верхнего этажа

3.11 Хозяйственная кладовая (внеквартирная)

Помещение, предназначенное для хранения жильцами дома вне квартиры вещей, оборудования, овощей и т.п., исключая взрывоопасные вещества и материалы, располагаемое в первом, цокольном или подвальном этажах жилого здания

3.12 Автостоянка

По СНиП 31-02

3.13 Антресоль

Площадка в объеме двусветного помещения, площадью не более 40% площади пола двусветного помещения или внутренняя площадка квартиры, расположенной в пределах этажа с повышенной высотой, имеющая размер площади не более 40% площади помещения, в котором она сооружается

3.14 Помещения общественного назначения

В данном документе — помещения, предназначенные для осуществления в них деятельности по обслуживанию жильцов дома, жителей прилегающего жилого района, и другие, разрешенные к размещению в жилых зданиях органами Госсанэпиднадзора

Предлагаем ознакомиться:  Мошенничество с банковскими картами. Обзор способов обмана

В настоящем своде правил в основном приняты термины и определения по [1] и [2].(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.1 Система нормативных документов в строительстве представляет собой совокупность взаимосвязанных документов, принимаемых компетентными органами исполнительной власти и управления строительством, предприятиями и организациями для применения на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции в целях защиты прав и охраняемых законом интересов ее потребителей, общества и государства.

соответствие строительной продукции своему назначению и создание благоприятных условий жизнедеятельности населения;

безопасность строительной продукции для жизни и здоровья людей в процессе ее производства и эксплуатации;

защиту строительной продукции и людей от неблагоприятных воздействий с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций;

надежность и качество строительных конструкций и оснований, систем инженерного оборудования, зданий и сооружений;

выполнение экологических требований, рациональное использование природных, материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов;

взаимопонимание при осуществлении всех видов строительной деятельности и устранение технических барьеров в международном сотрудничестве.

https://www.youtube.com/watch?v=https:ERd3Ulf6xak

организационно-методические и общие технические правила и нормы, необходимые для разработки, производства и применения строительной продукции;

объекты градостроительной деятельности и строительная продукция — здания и сооружения и их комплексы;

промышленная продукция, применяемая в строительстве, строительные изделия и материалы, инженерное оборудование, средства оснащения строительных организаций и предприятий стройиндустрии;

экономические нормативы, необходимые для определения эффективности инвестиций, стоимости строительства, материальных и трудовых затрат.

4.4 Система формируется как открытая для дальнейшего развития единая Система государственных строительных норм, правил и стандартов, а также других нормативных документов в строительстве, разрабатываемых на общей методической и научно-технической основе.

4.5 Правовой базой стандартизации и нормирования в строительстве является законодательство Российской Федерации, определяющее взаимоотношения участников инвестиционной деятельности, их права, обязанности и ответственность за качество продукции и услуг. Строительные нормы, правила и стандарты являются одним из средств межотраслевого регулирования и управления при проектировании и строительстве в целях реализации требований законодательства.

4.6 Предусматривается повышение самостоятельности и развитие инициативы предприятий, организаций и специалистов в решении экономических и технических задач проектирования и строительства при сокращении числа обязательных требований и увеличении доли норм и правил рекомендательного характера.

Обязательными должны быть требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей, охране окружающей природной среды, надежности возводимых зданий и сооружений, совместимости и взаимозаменяемости продукции и применяемых в строительстве технических решений.

4.7 Разработку нормативных документов в строительстве предусматривается осуществлять на принципах, принятых государственной системой стандартизации Российской Федерации и международными организациями по стандартизации при обеспечении необходимой гармонизации и сопоставимости с международными стандартами в области строительства, строительным законодательством и стандартами технически развитых зарубежных стран.

4.8 Структура Системы (приложение Б) определяется номенклатурой объектов стандартизации и нормирования. Для каждой группы однородных объектов формируется комплекс взаимосвязанных документов различных видов, объединяемых единством их цели и задач. В составе комплексов при необходимости разрабатывают основополагающие нормативные документы, в которых устанавливают положения, общие для объектов комплекса.

Термины Системы нормативных документовв строительстве и их определения

—————————————————————— ¦Термин и его эк-¦                                ¦  Документ, на  ¦¦вивалент на     ¦          Определение           ¦основе которого ¦¦английском языке¦                                ¦дано определение¦ —————- ——————————— —————-¦¦      1         ¦               2                ¦       3        ¦ ——————————————————————

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

1.1 Нормативный   Документ, устанавливающий прави-документ          ла, общие принципы или характери- ИСО/МЭК — 2:1991стики, касающиеся определенных    п.3.1видов деятельности или их резуль-Normative docu-   татов и доступный широкому кругуment              потребителей

                  Примечания

                  1 Термин «нормативный документ»в Системе нормативных документовв строительстве охватывает такиепонятия, как строительные нормы иправила, свод правил, территориаль-ные строительные нормы, стандарт.

                  2 Деятельность, проявляющаясяпри разработке, опубликовании иприменении нормативных докумен-тов Системы, обозначается тер-мином «нормирование и стандар-тизация». Термины, определяющиецели и другие аспекты нормиро-вания и стандартизации, прини-мают по ГОСТ Р 1.0

6 Содержание, построение, изложение и оформление нормативных документов

6.1 Нормативные документы Системы должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, передовом отечественном и зарубежном опыте проектирования и строительства и учитывать международные и национальные стандарты технически развитых стран.

Они должны содержать в необходимом объеме технически и экономически обоснованные положения, направленные на достижение целей Системы и обеспечивающие решение конкретных задач каждого документа в соответствии с областью его применения.

Нормативные документы Системы не должны устанавливать требований по вопросам, которые должны регулироваться гражданским правом, законодательством о труде либо другими законодательными актами.

6.2 Положения нормативных документов могут быть обязательными, рекомендуемыми или справочными. Обязательные положения устанавливаются на минимально необходимом или максимально допустимом уровне, рекомендуемые — на уровне лучших отечественных и мировых достижений.

К обязательным относят те положения, которые в соответствии с принципами Системы подлежат безусловному соблюдению.

К рекомендуемым относят нормы, правила и характеристики, которые могут изменяться в соответствии с конкретными потребностями и возможностями потребителя или условиями производства.

В вводной части нормативных документов, содержащих обязательные и рекомендуемые положения, указывают номера разделов и пунктов (подпунктов), носящих обязательный характер.

6.3 В составе нормативных документов следует предусматривать положения, определяющие эксплуатационные характеристики зданий и сооружений, их частей, строительных изделий и материалов, которые должны быть обеспечены при проектировании и строительстве (эксплуатационные положения).

Эксплуатационные положения должны быть основаны на требованиях потребителя и устанавливаться в соответствии с различными уровнями потребностей или условиями эксплуатации вне зависимости от конструктивного устройства, формы, размеров, применяемых материалов или технологии производства.

— Сооружение (здание) должно быть запроектировано и построено таким образом, чтобы…

— Должно быть обеспечено…

Для каждой эксплуатационной характеристики в нормативных документах должен быть предусмотрен метод контроля и оценки степени удовлетворения соответствующей потребности. При невозможности прямого нормирования обязательных эксплуатационных характеристик, в том числе в связи с отсутствием методов контроля, эти характеристики могут регламентироваться косвенно путем установления соответствующих описательных положений.

6.4 В строительных нормах и правилах устанавливают обязательные положения, общие для всей территории Российской Федерации или ряда ее регионов с определенными климатическими, геологическими и другими природными условиями.

Строительные нормы и правила должны содержать основные организационно-методические требования, направленные на обеспечение необходимого уровня качества строительной продукции, общие технические требования по инженерным изысканиям для строительства, проектированию и строительству, а также требования к планировке и застройке, зданиям и сооружениям, строительным конструкциям, основаниям и системам инженерного оборудования.

надежность зданий и сооружений и их систем в расчетных условиях эксплуатации, прочность и устойчивость строительных конструкций и оснований;

устойчивость зданий и сооружений и безопасность людей при землетрясениях, обвалах, оползнях и в других расчетных условиях опасных природных воздействий;

устойчивость зданий и сооружений и безопасность людей при пожарах и в других расчетных аварийных ситуациях;

охрану здоровья людей в процессе эксплуатации, необходимый тепловой, воздушно-влажностный, акустический и световой режимы помещений;

эксплуатационные характеристики и параметры зданий и сооружений различного назначения и правила их размещения с учетом санитарных, экологических и других норм;

сокращение расхода топливно-энергетических ресурсов и уменьшение потерь теплоты в зданиях и сооружениях.

Строительные нормы и правила не должны содержать требований к технологическим процессам, для которых предназначены здания и сооружения, а также других положений, относящихся к компетенции соответствующих отраслевых органов федеральной исполнительной власти. В необходимых случаях в строительных нормах и правилах следует приводить ссылки на санитарные, экологические и другие нормативные требования.

требования к нормативной, проектной, технологической и другим видам документации;

требования по размерной и функциональной совместимости и взаимозаменяемости в строительстве;

контролируемые характеристики и параметры помещений и конструктивных частей зданий и сооружений, а также элементов инженерных систем;

требования к группам однородной продукции предприятий стройиндустрии и стройматериалов, к наиболее массовым конкретным видам строительных изделий, материалов и оборудования;

правила приемки и методы контроля (испытаний и измерений) в строительстве и при производстве строительных изделий, материалов и оборудования.

положения по организации, технологии и правилам производства работ при инженерных изысканиях для строительства, при проектировании и строительстве, эксплуатации зданий и сооружений, а также ведению градостроительного кадастра и осуществлению архитектурной и градостроительной деятельности;

общие градостроительные, типологические и социальные нормативы;

объемно-планировочные и конструктивные решения зданий, сооружений и их частей;

методы расчета и проектирования строительных конструкций и оснований.

В своды правил могут включаться извлечения из обязательных положений строительных норм, правил и стандартов (со ссылкой на них), в развитие которых эти своды правил разработаны.

О принятии строительных норм и правил Российской Федерации «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство»

7.1 Разработку государственных федеральных нормативных документов и территориальных строительных норм осуществляют в соответствии с настоящими нормами и правилами научно-исследовательские, проектные и другие организации и объединения, а также творческие коллективы, обладающие научным потенциалом и необходимым опытом практической работы в соответствующей области.

Заказчиком на разработку документа может быть организация, на которую возложено его принятие, или любая другая заинтересованная организация (предприятие).

Разработку стандартов предприятий и общественных объединений осуществляют по ГОСТ Р 1.4, технических условий — в соответствии с указаниями Госстандарта России и настоящих норм и правил.

1-я стадия — организация разработки документа;

2-я стадия — разработка проекта документа в первой редакции;

3-я стадия — подготовка проекта документа в окончательной редакции разработчика и представление его заказчику;4-я стадия — рассмотрение, принятие (утверждение) и регистрация документа;

5-я стадия — издание документа.

Примечание — Допускается совмещение стадий или выделение отдельных этапов в составе стадии, например, разработка макета (основных положений) документа, опытное проектирование и др.

7.3 Организация разработки документа включает в себя представление предполагаемым разработчиком обоснованной заявки, согласование объемов работ и заключение договоров на их выполнение между заказчиком, основным разработчиком и соисполнителями.

При заключении договора заказчик утверждает краткое техническое задание на разработку нормативного документа, в котором указывает основные цели и задачи разработки, этапы работы и сроки их выполнения, организации-соисполнители, а также организации, которым документ направляют на отзыв и на согласование.

При этом предусматривается, что нормативные документы, положения которых затрагивают вопросы, входящие в компетенцию органов надзора, согласовываются с этими органами.

Территориальные строительные нормы направляют на заключение в числе других заинтересованных организаций также научно-исследовательским и проектным институтам, выполняющим функции головных по соответствующим направлениям нормирования и стандартизации.

Информация о начале разработки строительных норм и правил и государственных стандартов публикуется Минстроем России в журнале «Бюллетень строительной техники» (БСТ). На основе этой информации заинтересованные организации и предприятия представляют разработчику заявки о направлении им на отзыв разрабатываемого проекта документа (первой редакции).

7.4 Разработка проекта нормативного документа организуется основным разработчиком и соисполнителями в согласованном между ними порядке, обеспечивающем качественную подготовку документа в сроки, установленные договором. Подготовленный проект документа рассматривают на научно-техническом совете основного разработчика и рассылают на отзыв с пояснительной запиской по ГОСТ Р 1.2 (первая редакция).

Отзыв по проекту документа направляют разработчику не позднее, чем через два месяца со дня получения проекта. Изложение отзыва — по ГОСТ Р 1.2. При отсутствии отзывов каких-либо организаций разработку документа продолжают в соответствии с календарным планом.

7.5 Подготовку проекта нормативного документа для представления его на утверждение осуществляют с учетом полученных отзывов.

Для рассмотрения замечаний и предложений по проекту основной разработчик при необходимости рассмотрения разногласий проводит согласительное совещание с ответственными представителями заинтересованных организаций. Принятые на совещании решения оформляются протоколом и отражаются в сводке отзывов.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

В тех случаях, когда по соответствующему направлению нормирования и стандартизации Минстроем России создан технический комитет (ТКС), проект документа рассылается также на отзыв всем членам ТКС. Рассмотрение проекта документа в этом случае, его научно-техническую экспертизу и доработку по результатам рассылки проводит ТКС и разработчик в порядке, установленном Положением о ТКС.

7.6 Согласование проекта документа с органами государственного надзора и другими организациями, указанными в техническом задании на его разработку, осуществляет разработчик до представления документа на утверждение. Согласование федеральных документов осуществляют с федеральными органами, документов субъектов федерации и субъектов хозяйственной деятельности — с соответствующими территориальными органами надзора.

Проект документа направляют на согласование в окончательной редакции разработчика. Рассмотрение проекта осуществляют в срок до 30 дней со дня его поступления. Согласование оформляют письмом. Запись «Согласовано с замечаниями» не допускается.

Разногласия, возникшие при согласовании проекта документа, оформляют совместным протоколом. Решения по разногласиям после их дополнительного рассмотрения с заинтересованными органами принимает Минстрой России.

пояснительной запиской к проекту документа по ГОСТ Р 1.2 с обоснованиями, данными об использованных результатах научно-исследовательских работ и о результатах сопоставления документа с международными и зарубежными стандартами;

проектом документа, рассылавшегося на отзыв (первая редакция), и перечнем организаций, которым проект документа был направлен;

подлинными заключениями организаций, которым документ рассылался на отзыв, и сводкой отзывов;

Предлагаем ознакомиться:  Сколько нужно прожить в браке для получения гражданства рф

протоколами заседаний НТС, согласительного совещания или ТКС по рассмотрению проекта нормативного документа;

подлинными документами, подтверждающими согласование проекта органами государственного надзора и другими организациями, или протоколом разногласий (если согласование требовалось техническим заданием);

предложениями об отмене действующих документов или проектами изменений в них, связанными с введением нового нормативного документа.

В случаях, установленных техническим заданием, один экземпляр проекта нормативного документа представляется на машинном носителе.

7.8 При рассмотрении представленного проекта нормативного документа для решения вопроса о его принятии проводят его проверку на соответствие требованиям законодательства и действующих нормативных документов, общим методологическим принципам нормирования и стандартизации, требованиям настоящих норм и правил, стандартов ГСС и технического задания. По результатам рассмотрения документа разработчик вносит в него необходимые уточнения.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

При принятии нормативного документа устанавливают дату введения его в действие. Одновременно отменяют документы, взамен которых он разработан.

7.9 Строительные нормы и правила (СНиП) и государственные стандарты (ГОСТ Р) в области строительства принимаются и вводятся в действие, а межгосударственные нормативные документы — вводятся в действие Минстроем России в установленном им порядке.

Своды правил по проектированию и строительству (СП) принимает разработчик. Согласованные с соответствующими органами надзора своды правил до их принятия направляют для одобрения в Минстрой России. Одобрение свода правил оформляется письмом Минстроя России.

Руководящие документы Системы (РДС) принимает (утверждает) Минстрой России в установленном им порядке.

Территориальные строительные нормы (ТСН) принимают органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации в установленном ими порядке.

7.10 Изменения к нормативным документам разрабатывают и принимают в порядке, аналогичном порядку разработки и принятия этих документов. В случаях, предусмотренных техническим заданием, порядок разработки изменений может быть упрощен.

Отмену нормативных документов осуществляют принявшие их органы.

7.11 Регистрацию, учет и издание строительных норм и правил, государственных стандартов, сводов правил, руководящих документов, изменений к этим документам, а также регистрацию территориальных строительных норм осуществляет Минстрой России в установленном им порядке. При этом государственные стандарты в области строительства и изменения к ним проходят государственную регистрацию в органах Госстандарта России.

При регистрации территориальных строительных норм проводится проверка их соответствия обязательным требованиям федеральных нормативных документов. Территориальные строительные нормы, не соответствующие этим требованиям, не регистрируют и не включают в Перечень действующих нормативных документов. Издание зарегистрированных территориальных строительных норм осуществляют соответствующие органы субъектов Российской Федерации.

7.12 Технические условия на строительные материалы, изделия, конструкции и другую продукцию промышленных предприятий разрабатывают организации-разработчики или производители указанной продукции как составную часть проектной, конструкторской или технологической документации на ее изготовление.

Согласование и утверждение технических условий на продукцию предприятий должно производиться в соответствии с порядком, установленным Госстандартом России («Правила согласования и утверждения технических условий» ПР 50.1.001-93). При этом вновь разрабатываемые и пересматриваемые технические условия на продукцию, от качества которой зависят прочность, несущая способность, долговечность и другие эксплуатационные характеристики строительных конструкций, а также инженерных систем зданий и сооружений, должны пройти научно-техническую экспертизу в организациях, перечень которых определяет Минстрой России.

По требованию заказчика проектной документации на строительство в составе этой документации разрабатывают технические условия, необходимые для приемки строящихся объектов, которые становятся обязательными, если их применение предусмотрено договором подряда.

7.13 Информация о действующих федеральных и территориальных нормативных документах публикуется Минстроем России в виде специальных ежегодных перечней (указателей).

4 Общие положения

4.1 Строительство жилых зданий должно осуществляться по проекту в соответствии с требованиями настоящих строительных норм и правил и других нормативных документов, устанавливающих правила проектирования и строительства, на основании разрешения на строительство. Правила определения площади застройки и этажности зданий при проектировании приведены в приложении В.

4.2 Размещение жилого здания, расстояния от него до других зданий и сооружений, размеры земельных участков при доме устанавливаются в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01. Этажность и протяженность зданий определяются проектом застройки. При определении этажности и протяженности жилых зданий в сейсмических районах следует выполнять требования СНиП II-7 и СНиП 2.07.01.

4.3 При проектировании и строительстве жилого здания должны быть обеспечены условия для жизнедеятельности маломобильных групп населения, доступности участка, здания и квартир для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, если размещение квартир для семей с инвалидами в данном жилом доме установлено в задании на проектирование.

Квартирные дома для престарелых следует проектировать не выше девяти этажей, для семей с инвалидами — не выше пяти. В других типах жилых зданий квартиры для семей с инвалидами следует размещать на первых этажах.В жилых зданиях федерального и муниципального жилищных фондов доля квартир для проживания семей с инвалидами, пользующимися креслами-колясками, устанавливается в задании на проектирование органами местного самоуправления.

сведения об основных конструкциях и инженерных системах, схемы расположения скрытых элементов и узлов каркаса, скрытых проводок и инженерных сетей, а также предельные значения нагрузок на элементы конструкций дома и на его электросеть. Эти данные могут быть представлены в виде копий исполнительной документации. Кроме того, инструкция должна включать правила содержания и технического обслуживания систем противопожарной защиты и план эвакуации при пожаре.

4.5 В жилых зданиях следует предусматривать: хозяйственно-питьевое, противопожарное и горячее водоснабжение, канализацию и водостоки в соответствии со СНиП 2.04.01 и СНиП 2.04.02; отопление, вентиляцию, противодымную защиту — в соответствии со СНиП 41-01.

4.6 В жилых зданиях следует предусматривать электроосвещение, силовое электрооборудование, телефонизацию, радиофикацию, телевизионные антенны и звонковую сигнализацию, а также автоматическую пожарную сигнализацию, системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, лифтами для транспортирования пожарных подразделений и средства спасения людей в соответствии с требованиями нормативных документов.

4.7 На крышах жилых зданий следует предусматривать установку антенн коллективного приема передач и стоек проводных сетей радиовещания. Установка радиорелейных мачт и башен запрещается.

4.8 Предусматривать лифты следует в жилых зданиях с отметкой пола верхнего жилого этажа, превышающей уровень отметки пола первого этажа на 11,2 м.В жилых зданиях, начинаемых строительством после 01.01.2010 г., в IA, IБ, IГ, IД и IVA климатических подрайонах лифты следует предусматривать в зданиях с отметкой пола верхнего этажа, превышающей уровень отметки пола первого этажа на 9,0 м.

Минимальное число пассажирских лифтов, которыми должны быть оборудованы жилые здания различной этажности, приведено в приложении Г.Допускается при обосновании не предусматривать лифты при надстройке существующих 5-этажных жилых зданий одним этажом. В зданиях, оборудованных лифтом, допускается не предусматривать остановку лифта в надстраиваемом этаже.

4.9 Ширина площадок перед лифтами должна позволять использование лифта для транспортирования больного на носилках скорой помощи и быть не менее, м:1,5 — перед лифтами грузоподъемностью 630 кг при ширине кабины 2100 мм;2,1 — перед лифтами грузоподъемностью 630 кг при глубине кабины 2100 мм.При двухрядном расположении лифтов ширина лифтового холла должна быть не менее, м:1,8 — при установке лифтов с глубиной кабины менее 2100 мм;2,5 — при установке лифтов с глубиной кабины 2100 мм и более.

4.10 В цокольном, первом и втором этажах жилого здания (в крупных и крупнейших городах* в третьем этаже) допускается размещение встроенных и встроенно-пристроенных помещений общественного назначения, за исключением объектов, оказывающих вредное воздействие на человека.

__________________

* Классификация городов — по СНиП 2.07.01.Не допускается размещать:специализированные магазины москательно-химических и других товаров, эксплуатация которых может вести к загрязнению территории и воздуха жилой застройки; магазины с наличием в них взрывопожароопасных веществ и материалов; магазины по продаже синтетических ковровых изделий, автозапчастей, шин и автомобильных масел;

специализированные рыбные магазины; склады любого назначения, в том числе оптовой (или мелкооптовой) торговли;все предприятия, а также магазины с режимом функционирования после 23 ч*; предприятия бытового обслуживания, в которых применяются легковоспламеняющиеся вещества (кроме парикмахерских и мастерских по ремонту часов общей площадью до 300 м); бани и сауны (кроме индивидуальных саун в квартирах);

_________________

* Время ограничения функционирования может уточняться местными органами самоуправления.предприятия питания и досуга с числом мест более 50, общей площадью более 250 м и с музыкальным сопровождением;прачечные и химчистки (кроме приемных пунктов и прачечных самообслуживания производительностью до 75 кг в смену);

автоматические телефонные станции общей площадью более 100 м; общественные уборные; похоронные бюро; встроенные и пристроенные трансформаторные подстанции;производственные помещения (кроме помещений категорий В и Д для труда инвалидов и людей старшего возраста, в их числе: пунктов выдачи работы на дом, мастерских для сборочных и декоративных работ);

зуботехнические лаборатории, клинико-диагностические и бактериологические лаборатории; диспансеры всех типов; дневные стационары диспансеров и стационары частных клиник; травмопункты, подстанции скорой и неотложной медицинской помощи; дерматовенерологические, психиатрические, инфекционные и фтизиатрические кабинеты врачебного приема;

отделения (кабинеты) магнитно-резонансной томографии;рентгеновские кабинеты, а также помещения с лечебной или диагностической аппаратурой и установками, являющимися источниками ионизирующего излучения, ветеринарные клиники и кабинеты.Магазины по продаже синтетических ковровых изделий допускается располагать пристроенными к глухим участкам стен жилых зданий с пределом огнестойкости REI 150.

4.11 В цокольном и подвальном этажах жилых зданий не допускается размещать помещения для хранения, переработки и использования в различных установках и устройствах легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и газов, взрывчатых веществ, горючих материалов; помещения для пребывания детей; кинотеатры, конференц-залы и другие зальные помещения с числом мест более 50, а также лечебно-профилактические учреждения.

4.12 Загрузка помещений общественного назначения со стороны двора жилого дома, где расположены окна жилых комнат квартир и входы в жилую часть дома, не допускается.Загрузку помещений общественного назначения, встроенных в жилые здания, следует выполнять: с торцов жилых зданий, не имеющих окон; из подземных туннелей;

4.13 На верхнем этаже жилых зданий допускается размещать мастерские для художников и архитекторов, а также конторские (офисные) помещения с числом работающих в каждом не более 5 чел., при этом следует учитывать требования 7.2.15 данного СНиП.Размещать конторские помещения в надстраиваемых мансардных этажах допускается в зданиях не ниже II степени огнестойкости и высотой не более 28 м.

4.14 В жилых этажах допускается размещать помещения общественного назначения для индивидуальной деятельности (в пределах площади квартир). В составе квартир с двухсторонней ориентацией допускается предусматривать дополнительные помещения для семейного детского сада на группу не более 10 чел.; кабинеты приема на одного или двух врачей (по согласованию с органами санитарно-эпидемиологической службы);

кабинет массажа на одного специалиста.Семейный детский сад допускается размещать в квартирах с двухсторонней ориентацией, расположенных не выше 2-го этажа в зданиях не ниже II степени огнестойкости при обеспечении этих квартир аварийным выходом согласно 6.20* а) или б) СНиП 21-01 и при наличии возможности устройства игровых площадок на придомовой территории.

4.15 При устройстве в жилых зданиях встроенных или встроенно-пристроенных автостоянок следует соблюдать требования СНиП 21-02. Этажи жилые и этажи с помещениями для детских дошкольных учреждений и лечебно-профилактических учреждений должны отделяться от автостоянки техническим этажом.

4.16 В многоквартирных жилых домах в первом, цокольном или подвальном этажах следует предусматривать кладовую уборочного инвентаря, оборудованную раковиной.

4.17 Необходимость устройства мусоропровода в жилых зданиях определяется органами местного самоуправления в зависимости от принятой системы мусороудаления.

5 Подготовка к строительству

5.1 С целью осуществления строительства на основании договора застройщик (технический заказчик) привлекает для выполнения работ в соответствии с действующим законодательством подрядчика (генподрядчика) в качестве лица, осуществляющего строительство.(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.2 Участники строительства (юридические лица) своими распорядительными документами (приказами) назначают персонально ответственных за строительство должностных лиц:застройщик (технический заказчик) — ответственного представителя строительного контроля застройщика (технического заказчика);лицо, осуществляющее строительство (подрядчик, генподрядчик), — ответственного производителя работ;

лицо, осуществившее подготовку проектной документации (проектировщик), — ответственного представителя авторского надзора в случаях, когда авторский надзор выполняется.Указанные должностные лица должны иметь квалификацию, соответствующую требованиям действующего законодательства.При строительстве здания или сооружения юридическим лицом, выполняющим функции застройщика (технического заказчика) и лицом, осуществляющим строительство (подрядчиком), указанные должностные лица назначает руководитель этой организации.

5.3 Лицо, осуществляющее строительство, в соответствии с действующим законодательством должно иметь выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность возводимого здания или сооружения.

5.4 Проектная и рабочая документация передается в двух экземплярах на электронном и бумажном носителях и должна быть принята к производству работ застройщиком (техническим заказчиком) с подписью ответственного лица путем простановки штампа на каждом листе. Состав и содержание разделов проектной документации (включая проект организации строительства), передаваемой лицу, осуществляющему строительство, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации [6].

Передаваемая проектная документация должна содержать заверение проектировщика о том, что эта документация разработана в соответствии с заданием на проектирование и требованиями Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.5 Лицо, осуществляющее строительство, выполняет входной контроль переданной ему для исполнения рабочей документации, передает застройщику (заказчику) перечень выявленных в ней недостатков, проверяет их устранение. Срок выполнения входного контроля проектной документации устанавливается в договоре.

Одновременно лицо, осуществляющее строительство, может проверить возможность реализации проекта известными методами, определив, при необходимости, потребность в разработке новых технологических приемов и оборудования, а также возможность приобретения материалов, изделий и оборудования, применение которых предусмотрено проектной документацией, и соответствие фактического расположения указанных в проектной документации мест и условий подключения временных инженерных коммуникаций (сетей) к наружным сетям инженерно-технического обеспечения для обеспечения стройплощадки электроэнергией, водой, теплом, паром.

Также проверяется наличие указаний о проведении строительного контроля, включая требования к фактической точности контролируемых параметров, допуски на размеры изделий и конструкций, их установку в проектное положение, указания о методах и оборудовании для выполнения необходимых испытаний и изменений со ссылкой на нормативные документы.(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.6 Перед началом выполнения работ на объекте подрядчик, осуществляющий строительство:заключает с застройщиком (техническим заказчиком) договор строительного подряда на строительство;получает от застройщика (технического заказчика) нотариально заверенную копию разрешения на строительство;получает от застройщика (технического заказчика) проектную и рабочую документацию на весь объект или его часть, на определенные виды работ или разовый объем работ;

Предлагаем ознакомиться:  Куда приходят судебные приставы

принимает площадку для строительства;согласовывает состав субподрядных организаций с застройщиком (техническим заказчиком), заключает с ними договоры на выполнение различных видов работ и координирует их деятельность;заключает договоры на поставку материально-технических ресурсов;заключает договоры с аккредитованными лабораториями на выполнение видов испытаний, которые не могут быть выполнены собственными силами;

5.7 Проектная подготовка организации строительства и разработка организационно-технологической документации(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.7.1 Решения по организации строительства для объектов производственного и непроизводственного назначения разрабатываются в проектах организации строительства и проектах организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства. Решения по организации строительства для линейных объектов разрабатываются в проектах организации строительства и проектах организации работ по сносу (демонтажу) линейного объекта.

Проекты организации строительства, проекты организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, проекты организации работ по сносу (демонтажу) линейного объекта (далее — проекты организации строительства, ПОС) являются неотъемлемой и составной частью проектной документации.

Проекты организации строительства являются обязательным документом для застройщика (заказчика), подрядных организаций, а также организаций, осуществляющих финансирование и материально-техническое обеспечение.Выбор решений по организации строительства следует осуществлять на основе вариантной проработки с широким применением методов критериальной оценки, методов моделирования и современных компьютерных комплексов.

5.7.1.1 Организация строительства должна: обеспечивать эффективность распределения капитальных вложений и объемов строительно-монтажных работ по зданиям, сооружениям и периодам строительства; исключить нерациональный расход энергетических ресурсов; предусматривать современные услуги производственного и санитарно-бытового обслуживания работающих непосредственно на объектах.(Введен дополнительно, Изм. N 1).

5.7.2 К организационно-технологической документации относятся проекты производства работ, схемы и указания по производству работ, схемы контроля качества, поточные графики, основные положения по производству строительных и монтажных работ в составе рабочей документации типовых проектов массового применения, а также иные документы, в которых содержатся решения по организации строительного производства и технологии строительно-монтажных работ, оформленные, согласованные, утвержденные и зарегистрированные в соответствии с правилами, действующими в организациях, разрабатывающих, утверждающих и согласующих эти документы.

5.7.2.1 Проект производства работ (ППР) разрабатывается на строительство здания или сооружения в целом, на возведение их отдельных частей (подземная и надземная части, секция, пролет, этаж, ярус и т.п.), на выполнение отдельных строительных, монтажных и специальных строительных работ.(Введен дополнительно, Изм. N 1).

5.7.3 Проект производства работ на строительство здания или сооружения в целом, возведение их отдельных частей, утверждается руководителем организации — исполнителя работ.Проект производства работ на вид субподрядных работ утверждается руководителем этой организации по согласованию с генеральной подрядной организацией.(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.7.4 Проект производства работ в полном объеме должен разрабатываться:при любом строительстве на городской территории;при любом строительстве на территории действующего предприятия;при строительстве в сложных природных и геологических условиях, а также технически особо сложных объектов — по требованию органа, выдающего разрешение на строительство или на выполнение строительно-монтажных и специальных работ.В остальных случаях ППР разрабатывается по решению лица, осуществляющего строительство в неполном объеме.

5.7.5 Проект производства работ в полном объеме включает в себя:календарный план производства работ по объекту;строительный генеральный план;график поступления на объект строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования;график движения рабочих кадров по объекту;график движения основных строительных машин по объекту;

технологические карты на выполнение видов работ;схемы размещения геодезических знаков;пояснительную записку, содержащую решения по производству геодезических работ, решения по прокладке временных сетей водо-, тепло-, энергоснабжения и освещения строительной площадки и рабочих мест; обоснования и мероприятия по применению мобильных форм организации работ, режимы труда и отдыха;

решения по производству работ, включая зимнее время; потребность в энергоресурсах; потребность и привязка городков строителей и мобильных (инвентарных) зданий; мероприятия по обеспечению сохранности материалов, изделий, конструкций и оборудования на строительной площадке; природоохранные мероприятия;

строительный генеральный план;технологические карты на выполнение отдельных видов работ (по согласованию с заказчиком);схемы размещения геодезических знаков;пояснительную записку, содержащую основные решения, природоохранные мероприятия; мероприятия по охране труда и безопасности в строительстве.(Измененная редакция, Изм. N 1).

О принятии строительных норм и правил Российской Федерации «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство»

________________* Измененная редакция, Изм. N 1.

6.1 Строительные работы должны выполняться лицом, осуществляющим строительство, в соответствии с действующим законодательством, проектной, рабочей и организационно-технологической документацией.

6.2 Организация строительной площадки(Измененная редакция, Изм. N 1).

6.2.1 Границы строительной площадки, расположение постоянных и строящихся зданий, сооружений и временной строительной инфраструктуры указываются на стройгенплане и ситуационном плане, а для линейных объектов — в ситуационном плане и плане полосы отвода.(Измененная редакция, Изм. N 1).

6.2.2 В строительную площадку кроме земельного участка, находящегося во владении застройщика, при необходимости могут быть включены дополнительно территории других (в том числе соседних) земельных участков. В таких случаях застройщик до получения разрешения на строительство должен получить согласие владельцев дополнительных территорий на их использование, или должны быть установлены необходимые сервитуты.

6.2.3 Охрану строительной площадки, соблюдение на строительной площадке требований по охране труда, охрану окружающей среды, безопасность строительных работ для окружающей территории и населения, а также выполнение разного рода требований административного характера, установленных настоящим сводом правил, другими действующими нормативными документами или местным органом самоуправления, обеспечивает застройщик.

6.2.4 (Исключен, Изм. N 1).

6.2.5 В случае осуществления строительства на основании договора застройщик (технический заказчик) передает строительную площадку подрядчику (генподрядчику) как лицу, осуществляющему строительство, по акту. Площадь и состояние строительной площадки должны соответствовать условиям договора. Застройщик (технический заказчик) в соответствии с действующим законодательством в случаях и в порядке, предусмотренных договором, должен передать в пользование подрядчику (генподрядчику) здания и сооружения, необходимые для осуществления работ, обеспечить транспортирование грузов в его адрес, временную подводку сетей энергоснабжения, водо- и паропровода.(Измененная редакция, Изм. N 1).

6.2.5.1 Размещение на строительной площадке временной строительной инфраструктуры должно предусматривать:минимизацию объемов временного строительства за счет максимального использования постоянных зданий, дорог и сетей инженерно-технического обеспечения;максимальное использование мобильных (инвентарных) зданий и сооружений для создания нормальных производственных и бытовых условий для работающих;

6.2.6 Лицо, осуществляющее строительство, должно обеспечивать уборку территории стройплощадки и пятиметровой прилегающей зоны. Бытовой и строительный мусор, а также снег должны вывозиться своевременно в сроки и в порядке, установленном органом местного самоуправления.При необходимости временного использования определенных территорий, не включенных в строительную площадку, для нужд строительства, не представляющих опасности для населения и окружающей среды, режим использования, охраны (при необходимости) и уборки этих территорий определяется соглашением с владельцами этих территорий (для общественных территорий — с органом местного самоуправления).(Измененная редакция, Изм. N 1).

6.2.7 В случае необходимости по требованию органа местного самоуправления лицо, осуществляющее строительство, должно оборудовать строительную площадку, выходящую на городскую территорию, пунктами очистки или мойки колес транспортных средств на выездах, а также устройствами или бункерами для сбора мусора, а на линейных объектах — в местах, указанных органом местного самоуправления.

6.2.8 Подрядчик, осуществляющее строительство, до начала любых работ должно оградить выделенную территорию строительной площадки, выделенные отдельные территории для размещения бытовых городков строителей, участки с опасными и вредными производственными факторами, участки с материальными ценностями строительной организации (при необходимости).

6.2.8.1 При въезде на площадку следует установить информационные щиты с указанием наименования объекта, названия застройщика (технического заказчика), исполнителя работ (подрядчика, генподрядчика), фамилий, должностей и номеров телефонов ответственного производителя работ по объекту и представителя органа госстройнадзора (в случаях, когда надзор осуществляется) или местного самоуправления, курирующего строительство, сроков начала и окончания работ, схемы объекта.

Наименование и номер телефона исполнителя работ наносят также на щитах инвентарных ограждений мест работ вне стройплощадки, мобильных зданиях и сооружениях, крупногабаритных элементах оснастки, кабельных барабанах и т.п.При въезде на строительную площадку устанавливается стенд пожарной защиты с указанием строящихся, сносимых и вспомогательных зданий и сооружений, въездов, подъездов, схем движения транспорта, местонахождения водоисточников, средств пожаротушения.(Измененная редакция, Изм. N 1).

6.2.9 Если эксплуатация имеющихся и оставляемых на строительной площадке зданий и сооружений прекращается, застройщиком должны быть приняты меры, исключающие причинение вреда населению и окружающей среде (отключены коммуникации, опорожнены имеющиеся емкости, удалены опасные или ядовитые вещества и т.п.). Лицо, осуществляющее строительство, должно принять меры, препятствующие несанкционированному доступу в здание людей и животных.

6.2.10 Внутриплощадочные подготовительные работы должны предусматривать сдачу-приемку геодезической разбивочной основы для строительства, освобождение строительной площадки для производства строительно-монтажных работ (расчистка территории, снос строений и др.), планировку территории, искусственное понижение (в необходимых случаях) уровня грунтовых вод, перекладку существующих и прокладку новых сетей инженерно-технического обеспечения, устройство постоянных и временных дорог, инвентарных временных ограждений строительной площадки с организацией в необходимых случаях контрольно-пропускного режима, размещение мобильных (инвентарных) зданий и сооружений, устройство складских площадок, организацию связи для оперативно-диспетчерского управления производством работ, обеспечение строительной площадки противопожарным водоснабжением и инвентарем, освещением и средствами сигнализации.

6.2.11 В течение всего срока строительства лицо, осуществляющее строительство, должно обеспечивать доступ на строительную площадку и строящееся здание (сооружение) представителей строительного контроля застройщика (заказчика), авторского надзора и органов государственного надзора.

6.2.12 Производство работ должно выполняться методами (способами), не приводящими к появлению новых и (или) интенсификации действующих опасных природных процессов и явлений и исключающими возникновение угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.

6.2.13 Механизация строительных, монтажных и специальных строительных работ при возведении объекта должна быть комплексной и осуществляться комплектами строительных машин, оборудования, средств малой механизации, необходимой монтажной оснастки, инвентаря и приспособлений.Виды, характеристики и число ведущих и комплектующих машин должны быть приняты в проекте организации строительства и проектах производства работ исходя из конструктивных и объемно-планировочных решений возводимых зданий и сооружений, объемов работ, темпов и условий производства работ (северные и южные районы, горная местность, стесненность площадки и т.п.

) с учетом имеющегося парка машин и принятого режима их работы на стройке.Средства малой механизации, включая строительно-отделочные машины, оборудование, инструмент, технологическую оснастку, необходимые для выполнения бетонных, монтажных, каменных, штукатурных, санитарно-технических, гидроизоляционных, малярных, стекольных и других строительных работ, должны быть скомплектованы в нормокомплекты в соответствии с технологией выполняемых работ.

6.2.12, 6.2.13 (Введены дополнительно, Изм. N 1).

6.3 Виды работ по строительству и реконструкции, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемыми организациями свидетельства о допуске к таким видам работ.

6.4 Лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, организует и координирует работы, обеспечивает соблюдение требований проектной и рабочей документации, технических регламентов и техники безопасности в процессе выполнения таких работ.

Приложение А (справочное). Нормативные документы

Приложение А(справочное)

ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положенияСП 246.1325800.2016 Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооруженийПриложение А (Измененная редакция, Изм. N 1).

Библиография

[1] Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»[2] Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации»[3] Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[4] Федеральный закон от 26 июня 2008 г.

N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»[5] Постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации»[6] Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»[7] Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г.

N 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»[8] Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. N 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию»[9] РД 11-02-2006 Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения[10] РД 11-05-2007 Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства[11] РД 11-04-2006 Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документацииБиблиография (Измененная редакция, Изм. N 1).

УДК 69:658.012 (083.74)

ОКС 91.200.00

Ключевые слова: организация строительства; разрешение на строительство; застройщик; технический заказчик; лицо, осуществляющее строительство; строительный контроль; авторский надзор; государственный строительный надзор; разрешение на ввод в эксплуатацию.

(Измененная редакция, Изм. N 1).Электронный текст документаподготовлен АО «Кодекс» и сверен по:официальное изданиеМ.: Минрегион России, 2010

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Редакция документа с учетомизменений и дополнений подготовленаАО «Кодекс»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector