Основания для обращения
Банковские правоотношения это та сфера деятельности, где довольно часто возникают спорные ситуации и недопонимание между клиентом и кредитным учреждением. При этом все усложняется отсутствием региональных отделений (как в случае с Тинькофф банком), где можно было бы решить проблему при личном контакте. Таким образом, не сумев добиться правды мирным путем, клиент вынужден обращаться в суд.
К наиболее распространённым основаниям, при наличии которых клиенты начинают суд с Тинькофф банком, относятся:
- Требование банка погасить задолженность по кредиту, который уже закрыт;
- Списание денежных средств с карты без ведома ее держателя;
- Отказ в предоставлении выписки о сумме долга перед банком;
- Списание комиссии, о наличии которой клиент не был заранее уведомлен;
- По вине банка произведена передача личных данных третьим лицам;
- Одностороннее изменение условий договора;
- Прописывание отдельных положений договора мелким шрифтом;
- Незаконное начисление штрафов и пеней и др.
Сегодня многие граждане активно пользуются кредитными картами Тинькофф банка. Эта опция является весьма удобной, так как позволяет в любой момент взять в кредит недостающую сумму денег. В то же время, при использовании кредитных карт зачастую клиенты сталкиваются с рядом сложностей, которые иногда приходится разрешать через суд.
Так, проанализировав жалобы клиентов Тинькофф банка можно выделить следующие наиболее распространённые проблемы, связанные с использованием кредитных карт:
- Требование банка погасить кредит, который был взят в результате мошеннических действий (например, при взломе личного кабинета);
- Превышение лимита по кредитной карте и, как следствие, начисление штрафа. Причем зачастую клиент допускает перерасход по кредиту в результате уплаты дополнительных комиссий и платежей, о которых его никто не уведомлял;
- Блокировка карты без объяснения причин.
Обращение в суд при наличии задолженности по кредиту является довольно распространенной ситуацией. Причинами этого могут выступать:
- Необоснованное завышение процентов по кредиту;
- Отказ банка в проведении реструктуризации долга (в случае утери заемщиком платежеспособности);
- Изменение условий кредитования, не предусмотренных в рамках договора и т.д.
Скорее всего, истцу вряд ли удастся избежать погашения задолженности. Однако при грамотном отстаивании своих позиций, есть шанс добиться изменения условий кредитования в свою пользу (например, отсрочить на определенное время платеж по кредиту, снизить размер неустойки и т.д.).
Как правильно подать иск?
Имея на руках доказательства незаконных действий со стороны банка, а также предприняв неудачные попытки решить проблему мирным путем, можно смело обращаться в суд. Обычно на данном этапе у граждан возникает множество вопросов – что делать, с чего начинать?
Итак, необходимо следовать в соответствии со следующей инструкцией.
Шаг 1 – вначале надо определиться, в какой орган судопроизводства отнести свой иск.
Как правило, данными вопросами занимается суд общей юрисдикции. Однако довольно часто в договоре с клиентом, банки прописывают условие, по которому любые споры должны решаться через третейский суд. В таком случае подавать исковое заявление придется именно в эту инстанцию.
Шаг 2 – далее следует приступить к составлению искового заявления, в котором необходимо кратко и ясно расписать суть дела, указать нарушения, допущенные кредитным учреждением с отсылкой на соответствующие нормы законодательства, а также грамотно изложить исковое требование.
Составление искового заявления рекомендуется поручить опытному юристу, так как от этого во многом зависит дальнейший успех дела.
Шаг 3 – на данном этапе следует собрать необходимые документы:
- Паспорт.
- Кредитный договор.
- Бумаги, подтверждающие наличие попыток решить проблему мирным путем.
- Доказательства нарушений, совершенных банком и т.д.
Шаг 4 – исковое заявление вместе с документами, а также квитанцией об уплате госпошлины, необходимо отнести в суд.
Затеяв судебные тяжбы с банком, многих граждан интересует вопрос – есть ли определенный план действий, следуя которому можно будет добиться удовлетворения своих требований в суде.
Не существует какого-либо алгоритма действий, при помощи которого можно гарантировано выиграть суд с банком. Однако для того чтобы увеличить свои шансы на победу, рекомендуется придерживаться следующих советов:
- В суде следует активно защищать свои законные права и интересы. Как показывает практика, лица, занимающие пассивную позицию, обычно проигрывают суд с банком;
- Необходимо заручиться поддержкой грамотного и опытного специалиста. Для того чтобы подготовиться к слушанию можно нанять частного юриста;
- Претензии, предъявляемые к банку, должны быть аргументированными, а также иметь доказательную базу;
- Рекомендуется предварительно изучить практику ведения подобных дел, почитать правила поведения в суде, а также ознакомиться с соответствующими законодательными актами.
Куда еще стоит жаловаться?
Довольно часто банк не желает идти на встречу в решении, возникшего спора. В данном случае у клиентов возникает вопрос – куда жаловаться, кроме судебных органов?
Если банк никак не реагирует на факт, выявленного клиентом нарушения, то можно обратиться в такие инстанции, как:
- Центральный банк РФ – особый публично-правовой институт, одной из основных функций которого является надзор за деятельностью кредитных учреждений.
- Роспотребнадзор – исполнительный орган государственной власти, в ведении которого находятся вопросы, связанные с защитой прав потребителей. Контролирует самые разные отрасли (торговлю, производственный сектор, банковскую отрасль и т.д.).
По факту поступившей жалобы, перечисленные выше учреждения, должны будут провести проверку.
Практика дел
Пример 1. В 2015 году вкладчики банка подали иск в Хорошевский районный суд г. Москва. Основной причиной выступало необоснованное снижение процентов по депозитным вкладам (с 18% до 13%). Данное заявление подавалось группой людей при поддержке ОЗПП (Общество защиты прав потребителей).В итоге дело было выиграно и банку Тинькофф пришлось пересмотреть процентные ставки в сторону их увеличения.
Пример 2. В 2015 году банк Тинькофф проиграл судебное разбирательство в Перми. Заявление в суд было подано одним из клиентов, которому без объяснения причин заблокировали все карты. При этом для возврата своих денежных средств ему пришлось ехать в головной офис Тинькофф, расположенный в Москве.Разбирательство по данному делу шло около года, в результате чего судом было признано, что банк нарушил права клиента.
Заключение
Несомненно, порой действия банка действительно являются неправомерными. В данном случае клиент имеет полное право защитить свои законные права, подав иск в суд. Однако как показывает практика, практически 80% конфликтных ситуаций возникает в результате невнимательного изучения условий договора, заключенного с банком, а также игнорирования со стороны граждан отдельных его условий.
Таким образом, прежде чем затеять судебную тяжбу с банковским учреждением, необходимо максимально удостовериться в правомерности своих требований, а также подготовить серьезную доказательную базу.

Волконский Альберт Михайлович
Практикующий юрист в сфере кредитных правоотношений. Более 10 лет успешной практики в спорах, связанных с деятельностью коллекторов и банковских учреждений.