Страховой случай по ОСАГО
Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Страховой случай по осаго: что делать потерпевшему, какие случаи покрывает

Почему это важно

Разъяснения по поводу ОСАГО выпустил Пленум Верховного суда — специальный орган, в который входят главные судьи страны. У них есть полномочия объяснять непонятные законы. Судьи изучают дела в регионах, смотрят, какие проблемы чаще всего возникают из-за ОСАГО и где больше ошибок. Они много обсуждают, спорят, приглашают экспертов, а потом публикуют большой и важный документ.

Этим постановлением будут руководствоваться все суды во всех регионах. Оно нужно не только судам, но и всем автовладельцам. Когда страховая компания откажется платить за эвакуатор или не выдаст направление в нужный автосервис, можно найти подходящий пункт в постановлении Пленума и разобраться, как правильно.

Как оформить ДТП?

Если соблюдены следующие условия, то аварию можно оформить с помощью европротокола:

  • вред в ДТП причинен только транспортным средствам и этих ТС было два,
  • оба водителя согласны с обстоятельствами ДТП и перечнем видимых повреждений у автомобилей,
  • в происшествии нет пострадавших и погибших,
  • ответственность обоих водителей застрахована по ОСАГО (имеются действующие полисы ОСАГО).

Для этого необходимо совместно заполнить извещение, при этом каждый водитель подписывает оба листа извещения с лицевой стороны. Оборотную сторону каждый из участников ДТП заполняет сам.

Если хотя бы одно из вышеуказанных условий не выполняется, если есть пострадавшие или причинен ущерб иному имуществу, тогда оформлением ДТП должны заниматься сотрудники ГИБДД. Они фиксируют все обстоятельства и выдают документы, с которыми потерпевший отправится в страховую компанию.

Иногда на ДТП приезжают так называемые аварийные комиссары. Это не сотрудники ГИБДД и они не имеют права оформлять аварию, но есть видимо некая договоренность между сотрудниками ГИБДД и этими комиссарами, поэтому последние фиксируют обстоятельства и потом передают материалы в ГАИ.

Доверять оформление аварийным комиссарам можно только на свой страх и риск… В случае, если при оформлении ДТП они что-то укажут или сделают неправильно, спросить уже будет не с кого.

Аналогично, если они потеряют или не передадут материал в ГАИ, то оформить ДТП заново будет крайне проблематично, иногда даже невозможно. Иногда комиссары не стесняются за свою работу еще и денег требовать, поэтому решите для себя заранее, будете ли вы, в случае ДТП, им доверять или же настоите на приезде сотрудников полиции.

Какие правила возмещения на вас распространяются

Ремонт по ОСАГО ничем не отличается от обычного и к нему предъявляются схожие требования. Ремонт должен осуществляться по технологии производителя, рекомендованными производителем запчастями. Допустимо использовать только сертифицированные технологии ремонта, нельзя постучать молотком, ляпнуть шпатлевки и сказать, что так и было.

В Законе об ОСАГО и Правилах страхования указаны лишь требования к станциям, на которых можно производить ремонт.

Так, например:

  • срок ремонта не должен превышать 30 рабочих дней;
  • максимальная длина маршрута до СТО по дорогам общего пользования от места ДТП или от места жительства потерпевшего не должна превышать 50 км.

Причем именно потерпевший выбирает откуда эти 50 км отсчитывать, от места ДТП или от дома. Исключением служит случай, когда страховщик организовал и(или) оплатил транспортировку поврежденного транспортного средства до места проведения ремонта и обратно. ТС с года выпуска которого прошло менее 2х лет, должно ремонтироваться только на сервисах ОД. Если вам предлагают иной сервис, вы вправе отказаться и получить выплату деньгами.

Какие документы нужны для обращения по ОСАГО?

Комплект документов для страховой компании будет зависеть от того, какое было ДТП и как его оформляли.

Полный их перечень при причинении ущерба имуществу потерпевших указан в пункте 3.10 и в пункте 4.13 Правил страхования. Самый минимальный комплект будет у потерпевшего, ДТП которого оформлено по европротоколу. Это:

  • заявление о выплате,
  • извещение о ДТП,
  • паспорт выгодоприобретателя (собственника) автомобиля,
  • а также документы, подтверждающие право собственности на машину (чаще всего подходит СТС, но формально таковым является договор купли-продажи).

Те потерпевшие, чьё ДТП оформляли сотрудники полиции, должны будут предоставить еще:

  • копию протокола об административном правонарушении,
  • постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

А те, кто пострадал в ДТП и их здоровью был причинен вред, вынуждены собирать самый большой комплект документов, поскольку необходимо будет предоставлять медицинские документы:

  • справки из медицинской организации,
  • заключение судебно-медицинской экспертизы,
  • документы при утрате заработка и в ряде случаев иные.

Страховой случай по осаго: что делать потерпевшему, какие случаи покрывает

Полный перечень этих документов можно найти в 4 главе Правил страхования.

Можно ли обратиться в свою страховую?

В свою страховую не только можно обратиться, но, чаще всего, даже нужно обращаться исключительно туда. Исходя из количества и характеров ДТП, происходящих у нас в стране, чаще всего они удовлетворяют требованиям для прямого возмещения убытков.

В иных случаях следует обращаться к страховщику виновника. А в некоторых случаях потерпевшим приходится обращаться и в РСА, за компенсационной выплатой.

Если виновника ДТП нет в полисе

Иногда бывает, что виновник аварии купил полис легальным способом, но по техническим причинам не попал в общую базу. Если можно доказать, что покупка была действительной и легальной, то ущерб возместят.

При оформлении е-ОСАГО автовладелец сам заполняет данные о себе и машине. Их проверяют по общим базам, но ошибки все равно бывают. Раньше из-за таких ошибок могли просто отказать в выплате: мол, стоимость полиса занижена, полис недействителен, до свидания. Верховный суд решил, что это незаконно.

Даже если есть ошибка в полисе виновника, это не повод признавать договор ОСАГО незаключенным и отказывать в возмещении. Верховный суд предлагает два варианта решения проблемы — в зависимости от того, когда обнаружилась ошибка в заполненных водителем данных.

До страхового случая — страховая компания обнаружит недоплату и потребует внести недостающую сумму за полис. В случае ДТП ущерб по такой страховке возместят как обычно.

После страхового случая — пострадавшая сторона все равно получит возмещение, независимо от ошибки в стоимости полиса виновника. Но страховая взыщет всю сумму возмещения с виновника. Это называется регрессным требованием.

Пострадавший получит возмещение в любом случае. Для него не имеет значения, какие там дела между виновником и его страховой. А вот для виновника есть вариант возвращать всю сумму ущерба или доплатить за полис до страхового случая — тогда ущерб возместит страховая.

Проверьте данные в своих полисах, если оформляли их через интернет. Если что-то не так, признайтесь страховой и доплатите разницу. Иначе к вам могут применить регрессное требование и платить придется гораздо больше.

Указать нового страхователя или заменить машину в полисе не получится. Передать полис новому владельцу при продаже машины тоже нельзя. Бесполезно прикладывать копию договора купли-продажи или делать пометки в полисе с заверением покупателя и продавца. В случае ДТП возмещения от страховой по такому полису не будет.

Например, полис купили на год, а через полгода машину продали. Новый владелец должен сам купить себе ОСАГО, а прежний сможет вернуть страховую премию за полгода.

Так же с новой машиной. Автовладелец продал одну машину и купил новую. Он вернет часть страховой премии за ОСАГО для проданной машины и оформит отдельную страховку на новый автомобиль.

Если вам предлагают что-то исправить в страховом полисе, это незаконно — потом будете возмещать ущерб своими деньгами. Если продавец предлагает отдать вместе с машиной свою страховку, это бесполезная опция и при ДТП она не поможет.

Получить возмещение по ОСАГО может только владелец автомобиля. Арендатор машины не может требовать компенсации от страховой. По доверенности тоже нельзя.

Если возмещение еще не получили, а машина продана, у нового хозяина нет права требовать что-то от страховой компании по прошлым ДТП. Даже если ремонтировать машину собирается именно он.

Предлагаем ознакомиться:  Порядок уплаты ежеквартальных авансовых платежей по налогу на прибыль

Если покупаете машину после ДТП и вам обещают автоматически передать право на ремонт за счет страховой, не верьте: не будет у вас такого права. Вас не признают потерпевшим, и ничего вы от страховой не получите. А вот продавец вполне может получить — и ничего потом не докажете.

ОСАГО — это страхование ответственности при использовании конкретной машины. В полисе указан конкретный человек или несколько. Это их ответственность при использовании автомобиля застрахована. Но если в ДТП с конкретной машиной виноват человек, который не указан в полисе ОСАГО, — это не повод отказать пострадавшему в возмещении убытков.

Например, столкнулись два автомобиля. Выясняется, что виновника нет в полисе ОСАГО, машина принадлежит одному человеку, а за рулем его друг, брат или сват. Иногда пострадавшему отказывали в возмещении: ущерб приходилось взыскивать с этого друга или брата через суд. Суды на местах часто поддерживали такой подход.

Верховный суд объяснил, что это неправильно. Пострадавший все равно имеет право на возмещение по полису ОСАГО, хотя в нем и не указан виновник.

А вот для виновника это даром не пройдет. Потом страховая будет разбираться с водителем — например, предъявит ему регрессное требование. Но пострадавшего эти суды уже не будут касаться: ему отремонтируют машину за счет страховой.

Бывает, что машина сильно повреждена, находится в другом регионе и ее нельзя привезти на осмотр. Тогда страховая компания должна организовать осмотр по месту нахождения автомобиля.

Что делать, если отказали в выплате или заплатили мало?

Бить тревогу уже на 21 день после дня подачи полного комплекта документов страховщику, можно, но не совсем правильно. Страховщик имеет полное право отправить вам направление на ремонт простым письмом, через почту, причем, сделав это на 19 день срока, ничего не нарушит. Поэтому разумнее всего подождать хотя бы 7 дней, на случай если вам было отправлено письмо, а уж только потом затевать спор со страховщиком.

Страховой случай по осаго: что делать потерпевшему, какие случаи покрывает

Перед тем, как звонить, писать или ехать к страховщику настоятельно рекомендуем внимательно прочитать и изучить следующие материалы: Статью 16.1 Закона об ОСАГО и нашу статью про финансового уполномоченного.

Не стоит забывать и то, что ОСАГО на данный момент представляет собой «частичное страхование», то есть даже если страховщик всё правильно посчитает и оценит, произведенной выплаты вам или СТО может не хватить на ремонт. В таком случае остальной ущерб необходимо взыскивать с виновника ДТП.

Можно ли получить деньги, если у вас возмещение ремонтом

В 2020 году для физических лиц, транспортное средство которых зарегистрировано на территории РФ, установлен приоритет натурального возмещения ущерба (ремонт на СТОА), нежели выплата стоимости восстановительного ремонта деньгами.

Но есть и исключения, при которых страховщик обязан произвести выплату деньгами. Такое происходит в случаях:

  1. полной гибели транспортного средства;
  2. смерти потерпевшего;
  3. причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая (нужно отдельно указывать в заявлении);
  4. если потерпевший является инвалидом, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 17 Закона об ОСАГО (нужно отдельно указывать в заявлении);
  5. если стоимость восстановительного ремонта превышает лимиты в 400 000 и 100 000 рублей в зависимости от способа оформления ДТП;
  6. если в соответствии с пунктом 22 Закона об ОСАГО вина признана обоюдной, а доплачивать в автосервисе участники аварии не согласны;
  7. если автосервис не удовлетворяет требованиям к ремонту вашего авто (например, у страховой организации нет договоров с официальными дилерами, а вашему автомобилю менее 2 лет);
  8. если страховщик не может организовать ремонт на станции, которую выбрал потерпевший при заключении договора ОСАГО и потерпевший не согласен ремонтировать авто на другой станции;
  9. наличия соглашения в письменной форме между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем).

Подробнее про выбор между выплатой и ремонтом читайте в нашей предыдущей статье: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец авто и что лучше?

Если ваш страховой случай не подпадает под указанные выше исключения из общего правила, а соглашение на выплату вам или не предложили, или оно невыгодное, то это еще не все способы как можно получить выплату деньгами.

Потерпевший имеет право изменить форму страхового возмещения с ремонта на денежную выплату если страховщик или станция нарушают его права.

Вспомните, какой срок дается страховщику на выдачу направления на ремонт, правильно, 20 дней. Если срок прошёл, а направления всё нет, разве потерпевший обязан ждать, когда СК соизволит организовать ремонт – нет. В таком случае, потерпевший имеет право потребовать выплату деньгами.

Страховой случай по осаго: что делать потерпевшему, какие случаи покрывает

Если же СК отправила направление в двадцатидневный срок, но оно пришло за пределами этого 20 дневного срока, тогда вы обязаны предоставить автомобиль на СТО, причем в течение срока, указанного в направлении.

Если указанный в направлении срок уже истёк, пока шло письмо или скоро истекает, и вы не успеваете сдать машину на СТО, то вы обязаны в разумный срок после получения данного направления предоставить машину на ремонт. Об этом указал Верховный Суд РФ в п. 60 Постановления Пленума ВС РФ № 58 от 26 декабря 2017 года.

Если машину у вас в сервисе на ремонт не примут, а срок в 20 дней уже прошёл, и страховщик не сможет выдать вам новое направление, тогда у вас также появляется право требовать выплату деньгами.

Машину могут принять, но потребовать доплату за ремонт, поскольку суммы, согласованной со страховщиком явно недостаточно для нормального ремонта. Вы вправе отказаться от доплаты, какой бы она ни была и получить выплату страхового возмещения деньгами.

Еще возможна ситуация, когда машину все же примут в ремонт и доплату не потребуют. Но к ремонту так и не приступят. В таком случае, если станция технического обслуживания не приступает своевременно к выполнению восстановительного ремонта или выполняет ремонт настолько медленно, что окончание его к сроку становится явно невозможным, потерпевший вправе изменить способ возмещения вреда и потребовать выплату страхового возмещения в размере, необходимом для устранения недостатков и завершения восстановительного ремонта. (п. 53 ППВС РФ № 58 от 26.12.2017 года).

Если водители оформили аварию по европротоколу без вызова ДПС, есть лимит по сумме ущерба. Сейчас это 50 тысяч рублей, а с 1 июня 2018 года будет 100 тысяч. Страховая компания не обязана возмещать ущерб в большем размере.

Но если после ДТП обнаружился вред здоровью или имуществу, о котором не было известно сразу, пострадавший может обратиться в страховую виновника за дополнительной компенсацией — даже если аварию оформили без вызова ДПС.

Если владелец автомобиля получил направление на ремонт, он все равно имеет право на денежную компенсацию дополнительных расходов, например на эвакуацию и хранение машины.

Если из-за страхового случая появились расходы, которые нужно возместить деньгами, а вам говорят, что всё, теперь возмещение только ремонтом, — не верьте и добивайтесь своего. Возмещение ремонтом касается только повреждений автомобиля, а ОСАГО покрывает не только его. Правда, нельзя забывать о лимите выплат за вред имуществу. Если суммы не хватит, разницу можно потребовать с виновника.

Если страховая компания нарушит сроки или занизит размер возмещения, к ней можно применить финансовые санкции по закону об ОСАГО или неустойку по закону о защите прав потребителей. Это не одно и то же.

Дополнительные компенсации могут быть такими:

  • за немотивированный отказ в страховой выплате — 0,05% от страховой суммы за каждый день просрочки;
  • за просрочку выплаты или направления на ремонт — 1% от суммы за каждый день;
  • за затянувшийся ремонт — 0,5% в день.

Если дело дойдет до суда, можно кроме финансовых санкций и неустойки потребовать еще штраф по закону о защите прав потребителей. Например, если страховая компания занизила выплату, а суд назначил больше. Пострадавший получит еще 50% от этой разницы. Но это не значит, что сумма неустойки может быть какой угодно: у таких санкций есть лимиты по закону.

Даже если после иска страховая все-таки доплатит, это не повод отказываться от штрафа. Если иск подан, значит, добровольной оплаты не было — есть право на штраф. Иногда это куча денег.

Но этим лучше не злоупотреблять. Если в суде выяснится, что страховая не виновата, а это вы вовремя не предоставили автомобиль или привезли не все документы, не будет ни неустойки, ни штрафа, ни компенсации за моральный вред. А страховая компания получит право взыскать с вас судебные расходы.

Предлагаем ознакомиться:  Кто платит налог на рекламу

Готовясь к суду, нужно обратиться за консультацией юриста и делать все честно. В неустойках при ОСАГО много нюансов, не запоминайте их сейчас. В отличие от остальных пунктов они не пригодятся заранее, а только когда дело дойдет до суда.

Если придет время разбираться, почитайте пункты 77—87 постановления Пленума ВС. Там про расчет неустойки. А в пунктах 88—103 подробно про то, в какой суд обращаться с иском.

Соглашение между страховщиком и потерпевшим

Отдельно необходимо рассказать вам именно про этот случай возмещения деньгами, так как страховщики, пользуясь невнимательностью потерпевших и отсутствием у них полного представления о ситуации, склоняют к подписанию соглашений, которые зачастую не выгодны потерпевшим.

Внимательно читайте, то, что вам предлагают подписать. Соглашение может быть как просто на замену способа возмещения с ремонта на денежную выплату, так и соглашение на выплату конкретной суммы, которая прописывается в этом соглашении.

В случае замены формы возмещения с ремонта на выплату всё более или менее «безопасно», страховщик осматривает авто, считает ущерб и производит выплату, всё как было раньше.

Страховой случай по осаго: что делать потерпевшему, какие случаи покрывает

Самое интересное, когда страховщик предлагает подписать соглашение с указанием конкретной суммы страхового возмещения. Данную сумму он указывает, исходя из осмотра транспортного средства, Но это не значит, что в соглашении указана полная сумма ущерба, которую насчитали.

Зачастую страховые компании осматривают машины поверхностно, без разбора и осмотра скрытых повреждений.

  • После такого неполноценного осмотра вы даже не будете знать весь перечень повреждений вашего автомобиля, не говоря уже о полной сумме восстановительного ремонта.
  • После такого осмотра в соглашении указывается не полная сумма ущерба, с которой вы соглашаетесь. А, подписывая такое соглашение, вы отказываетесь от дальнейших претензий к страховщику, об этом обязательно будет пункт, в тексте соглашения.

В итоге вы можете получить лишь малую часть страхового возмещения, которой не хватит на ремонт машины.

Оспорить данное соглашение в суде в 2020 году очень сложно, но можно… Нужно признавать такое соглашение недействительным и доказывать, что страховщик провел неполный осмотр ТС и указал не все повреждения, в результате чего вы не могли адекватно оценить ущерб и сделать правильный выбор.

Крупнейшие игроки на рынке ОСАГО, такие, как Росгосстрах, Ингосстрах, Альфа Страхование, РЕСО – практически все страховые компании активно производят выплаты страхового возмещения деньгами с подписанием соглашений, поэтому внимательно читайте бумаги, которые вам дают подписывать, и не принимайте необдуманных решений. Лучше возьмите паузу и проконсультируйтесь с юристом.

Как правильно сдать машину в ремонт?

На эту тему можно было написать отдельную статью, потому что сколько сервисов по ремонту, столько и различных ситуаций может быть, а универсального способа сдать машину нет.

Остановимся на неких фундаментальных правилах, которых следует придерживаться в любом сервисе.

  1. Приезжая на СТО сдавать машину в ремонт, необходимо, понимая, что слова к делу не подошьешь. Если дойдет до суда, то у вас должны быть доказательства того, что и как происходило на станции, кто что говорил и что делал. Для этого необходимо с самого начала вести аудиозапись и видеосъемку, причем таким образом, чтобы было видно, когда, и куда вы приехали, по какому адресу, в какой сервис, какую машину собираетесь сдавать в ремонт, по какому направлению. С кем вы общаетесь, и кто присутствует, кроме вас. Лучше, если вы будете со свидетелем, который, кстати, и может вести видеосъемку. Съемку можно производить как скрытую, так и открыто, в зависимости от ситуации, главное, чтобы не было конфликта и вы не пострадали.
  2. Запись в автосервис – забудьте об этом! Если вы позвонили на СТО договориться о своём визите? и вам говорят, что ближайшая дата, когда вас смогут принять – через неделю/две/месяц, то к этой информации можно прислушиваться только в одном случае – если срок, который указан в направлении на ремонт, позволяет приехать, допустим через неделю. Если же срок уже вышел или предлагают даты за пределами срока, то на них не стоит ориентироваться. В любом случае, вы должны сдать машину в ремонт или в указанный в направлении срок или же в разумный срок с момента получения направления (7 дней), о чем писалось выше. Приезжайте без приглашения. Вам всегда рады!
  3. Страховщик выдает вам направление на ремонт. Именно на ремонт – это важно. Ведь, когда вы приедете на станцию техобслуживания с этим направлением, вам в большинстве случаев скажут, что машину надо сперва разобрать, осмотреть, посчитать стоимость ремонта, согласовать эту стоимость со страховщиком, заказать запчасти, и только после всего этого смогут у вас принять машину непосредственно в ремонт. Но всё это сделать и согласовать должен был страховщик, причем в те 20 дней, которые на это отведены законом. Не считая заказа запчастей. Но и это уже заботы сервиса, где и что заказывать.
  4. Срок восстановления начинает исчисляться только с момента сдачи машины непосредственно в ремонт. Срок этот по закону не должен превышать 30 рабочих дней. Это необходимо помнить и учитывать при общении с сотрудниками СТО. Если вы просто покажете машину и потом уедете, то срок ремонта исчисляться не начнет, и ждать согласования суммы со страховщиком вы можете не один месяц, а отремонтированную машину – почти вечность.
  5. Показать машину и уехать на ней обратно, не оставляя в сервисе, можно только в одном случае – если вам в направлении или каком-либо акте напишут, что машину вы на СТО предоставили такого-то числа, что срок ремонта начинает исчисляться с этого дня. Просто, чтобы ваша машина не занимала место, её примут позже, непосредственно на ремонт, который из этих тридцати может занять 2-3 дня.
  6. Направление. Единой формы нет, ЦБ не удосужился её утвердить, чем воспользовались страховщики. У каждой страховой компании своё направление и, конечно же, свой текст в нём. Внимательно читайте всё направление. Особенно то, что маленьким шрифтом. Очень часто в документе указано, что вы даёте своё согласие на увеличение срока ремонта, на использование б/у или неоригинальных запчастей, что готовы за что-то там заплатить, доплатить и тому подобное. Вас просто просят подписать направление и ничего этого не рассказывают. Необходимо самостоятельно, письменно в направлении написать, что с такими-то условиями вы не согласны и своего согласия на что-то не даёте. Каждую такую запись необходимо заверить своей подписью. (Например: «Согласия на увеличение срока ремонта не даю. Срок ремонта не может превышать 30 рабочих дней. Согласия на использование бывших в употреблении, восстановленных, неоригинальных или контрафактных запчастей при ремонте не даю«.) После такого вероятность того, что машину у вас примут в ремонт, стремится к нулю.
  7. Страховщик обязан не просто выдать направление на ремонт, но и согласовать с вами и с сервисом стоимость и перечень ремонтных работ. Если этого сделано не было, тогда это возможно сделать и после, но главное, чтобы уже начал исчисляться срок ремонта. Если в процессе ремонта обнаружатся еще какие-то скрытые повреждения, то их они также должны быть согласованы и с вами, и со страховщиком. Каким образом это будет осуществляться, должно быть прописано в направлении на ремонт или акте-приема передачи машины или в заказ-наряде – в любом документе, который вам выдадут в момент принятия машины для ремонта.
  8. На станции вам могут дать на подпись не только направление на ремонт, но какое-либо соглашение или договор. Обычно договор уступки права требования (цессии). По этому договору вы своё право требования страхового возмещения к страховщику (а возможно и к причинителю вреда) передаёте станции и лишаетесь возможности вообще что-либо требовать, как от станции, так и от страховщика. Будьте внимательны, не подписывайте такие договоры на СТО.
Предлагаем ознакомиться:  Договор гпх на пошив сценических костюмов

Если страховая не работает с нужным автосервисом

Страховой случай по осаго: что делать потерпевшему, какие случаи покрывает

За прямым возмещением в свою страховую можно обращаться только при повреждении машин. Вред здоровью по этой схеме не компенсируют.

Если у виновника нет полиса ОСАГО, прямого возмещения не будет. Компенсацию за вред имуществу придется требовать напрямую с виновника — по договоренности или через суд.

Если страховая не работает с вашим любимым автосервисом, есть шанс получить направление куда нужно. Закон не запрещает договариваться со страховой компанией. Если она согласится, то имеет право выдать уведомление в любой автосервис, который подходит пострадавшему.

Если такое направление выдано, то страховая отвечает за срок и качество ремонта, как и за автосервисы из числа ее партнеров. Переложить ответственность за качество ремонта на автовладельца не получится. Верховный суд объяснил, что такой ремонт выполняется по поручению страховой — она отвечает за качество.

Но нельзя заставить страховую компанию выдать направление в нужный автосервис. Можно только договориться.

Страховой случай по осаго: что делать потерпевшему, какие случаи покрывает

Если прошло 15 дней после официальной просьбы, а страховая не реагирует, это означает отказ. Обжаловать его в суде не получится.

За что положено возмещение

Пострадавший имеет право не только на ремонт или выплату, когда она положена по закону. Полис ОСАГО покрывает и дополнительные расходы: на эвакуатор с места ДТП, хранение автомобиля, доставку пострадавших в больницу.

Если повреждены дорожный знак, оборудование на АЗС или ограждение, их восстановление в пределах страховой суммы тоже оплатят в рамках ОСАГО. Даже за повреждение или утрату груза можно получить компенсацию. Естественно, груз должен принадлежать пострадавшей стороне, а не виновнику.

ОСАГО — это страхование не имущества, а гражданской ответственности. Полис покрывает не ущерб виновника, а тот ущерб, который виновник нанес кому-то. Чтобы возместить свои убытки и расходы, даже если виноват в ДТП, нужно покупать другую страховку, например каско или страхование груза.

Если мне не нравится, как отремонтировали машину?

Как сдавать машину в ремонт, мы уже рассказали, необходимо рассказать и как её забирать из ремонта. Казалось бы, машина готова, забрал и поехал, но не тут-то было.

В Законе об ОСАГО указано, что при приеме отремонтированного ТС подписывается акт-приема передачи в 3 экземплярах. И после подписания такого акта все обязательства страховщика считаются исполненными.

О своём несогласии с качеством ремонта, о выполнении всех ремонтных воздействий и т.п. нужно указывать непосредственно при подписании данного акта приема-передачи. Если вы подпишите этот документ без замечаний, то доказать потом, что ремонт осуществлен некачественно, и предъявить это страховщику будет весьма затруднительно. Исходя из этого есть 2 или даже 3 варианта действий.

  1. Вы эксперт и самостоятельно можете осмотреть машину и указать все замечания и недочеты произведенного ремонта в акте.
  2. На приемку машины вы приезжаете с экспертом, с которым заранее договорились.
  3. Вы самостоятельно принимаете машину, практически не глядя, но в акте приема-передачи указываете все возможные замечания, которые в дальнейшем сможет обнаружить эксперт, к которому вы пригоните машину. Например: окраска бампера выполнена не по технологии, присутствует разнотон; нарушение технологии ремонта; при ремонте были использованы бу, восстановленные, неоригинальные или контрафактные запчасти; ремонтные воздействия выполнены не в полном объеме. С такой записью в акте можно ехать в экспертную организацию, где уже эксперт проверит качество выполненного ремонта, посчитает стоимость устранения недостатков и выдаст экспертное заключение, с которым вы и будете предъявлять требования страховщику.

Напомним, что если срок 30 рабочих дней истечет, а машина не будет надлежащим образом отремонтирована, то страховщику будет начисляться неустойка по 0.5% в день от суммы восстановительного ремонта, но не более суммы такого ремонта.

Претензия потерпевшего к страховщику в отношении результатов проведенного восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства рассматривается с учетом особенностей, установленных статьей 16.1 Закона об ОСАГО – это одно из последних изменений в законодательстве 2020 года.

О спорах со страховщиком и о взаимодействии с финансовым омбудсменом мы уже писали в отдельной статье Финансовый уполномоченный в ОСАГО: споры потерпевших и страховщиков по-новому.

Если же ситуация не разрешится финупом, тогда придется судиться со страховщиком и требовать страховое возмещение.

К сожалению, все эти манипуляции занимают очень много времени, а суд и вовсе может длиться около года, поэтому необходимо сразу настраиваться на то, что быстро получить страховое возмещение от страховщика, который не исполняет свои обязательства не получится.

Компенсация за утрату товарной стоимости

Страховой случай по осаго: что делать потерпевшему, какие случаи покрывает

В рамках ОСАГО можно даже получить возмещение за утрату товарной стоимости. Например, была новая машина и при продаже она бы стоила условные 700 тысяч рублей. И вот ее поцарапали в ДТП по вине другого водителя.

Сумму расходов на ремонт машины считают по единой методике ЦБ. Если в методичке нет каких-то видов ремонта, их не оплатят. Например, по полису ОСАГО страховая не обязана оплачивать восстановление рисунков на кузове, даже если это дорогая и сложная аэрография. Тут спасет только каско.

Для расчета ущерба другому имуществу, кроме самой машины, нужен оценщик. Например, по методичке ЦБ нельзя посчитать расходы на ремонт ограждения на АЗС. Для этого составят отдельную смету.

Полная гибель

Полная гибель — это когда машину нельзя отремонтировать или расходы на ремонт превысят стоимость автомобиля до ДТП.

При полной гибели имущества выплачивают его стоимость на момент ДТП за вычетом годных остатков. Точную сумму установит экспертиза, но можно обойтись и без нее — если страховая и автовладелец сами договорятся о размере выплаты. Тогда подписывают соглашение, а оценку не проводят. Кстати, так можно сделать и при меньших повреждениях.

Возьмите это на заметку: иногда лучше получить деньги по соглашению и без оценки, чем провести экспертизу и получить небольшую сумму и ненужные запчасти. Но если согласитесь на такую выплату, потом не сможете оспорить сумму даже в суде. Считается, что страховая компания вам ничего не должна.

Кто отвечает за качество ремонта

Ответственность за качество и срок ремонта перед пострадавшим автовладельцем несет страховая компания. Все претензии нужно предъявлять ей, и решать проблемы будет она. Если дойдет до суда из-за ремонта, то в суд тоже нужно подавать на страховую, а не на автосервис.

Страховая компания и станция техобслуживания сами потом разберутся. Потерпевшего и его права на ремонт или выплату их взаимоотношения касаться не должны.

Заявление в СК

Затянулся ремонт — идите в страховую. Плохо отремонтировали машину — аналогично.

Это касается даже тех случаев, которые не попадают под действие закона о приоритете ремонта над выплатами. Если страховая выдала направление на ремонт, она взяла на себя ответственность за его качество и сроки.

Если пропущен срок обращения за ремонтом

Когда страховая компания выдает направление, там указан срок, когда нужно обратиться в конкретный автосервис. Если этот срок пропущен, нельзя просто так приехать на ремонт когда угодно. Нужно получить в страховой компании новое направление с новой датой.

Если на ремонт нужно больше денег, чем предусмотрено лимитом или правилами ОСАГО, автовладельцу придется доплачивать. Требование о доплате в таком случае законное.

Стоимость ремонта известна заранее — она указана в направлении.

Можно отказаться вносить доплату и забрать возмещение деньгами. Страховая компания не сможет отказать.

Бывает так, что в направлении указали сумму доплаты за ремонт, а после диагностики в автосервисе стало понятно, что доплачивать нужно больше. Например, собирались менять бампер, а там полетели крепления, повело стойки и изменилась геометрия кузова. Тогда автовладелец все равно имеет право отказаться от ремонта и забрать денежную компенсацию.

Если машина на гарантии

Направление в сертифицированный автосервис выдадут, только если машине не больше двух лет. Если со дня выпуска прошло больше времени, страховая не обязана выдавать направление в тот сервис, где официально ремонтируют автомобили конкретной марки. Даже если в этом случае автомобиль снимут с гарантии или вы просто не доверяете другим сервисам.

Машина может быть на гарантии три года или даже больше, но для ОСАГО это не аргумент. По закону после двух лет страховая не обязана давать направление в тот сервис, который сохранит гарантию. Может, но не обязана.

Убедитесь, что ваша страховая будет готова выдать направление в авторизованный сервис даже для трехлетней машины. Лучше всего, если этот сервис есть в списке по умолчанию. Потому что если там его нет, обещания будут только на словах. А это почти ничего не значит, и вы запросто останетесь без гарантии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector