Неполная семья: определение, причины возникновения и типы, особенности воспитания и развития детей
Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Полная семья: описание понятия, характеристика, особенности

Понятие полноценной семьи

Полная семья – это родственный союз трех и более людей, обусловленный наличием супружеской пары и их общего ребенка (или детей). Полагается считать, что понятия «полноценной семьи» и «нормальной» синонимичны, однако принятые в социуме факторы нормы, как то: материальная обеспеченность, достойное воспитание и здоровый микроклимат в доме, часто присутствуют в полных и неполных семьях одинаково.

Целью создания брачного союза является продолжение рода, а значит, вся система построения супружеских отношений в норме основывается на любви двух человек и их желании провести вместе остаток жизни. Только при таких условиях решение дать жизнь новому человеку можно считать ответственным, а внутреннюю атмосферу семьи – подходящей для появления малыша.

Социальный психолог Э. Арутюнянц называет 3 вида положительных взаимоотношений, наблюдаемых в современном обществе, когда состав семьи — полный.

Что такое многодетная семья

Традиционно считается, что неполная семья состоит из родителя и одного и более детей. В психологии существует понятие функционально неполной семьи. В этом случае семья номинально состоит из двух родителей и детей, но воспитанием и обучением которых занимается только один из родителей.

В понимании обывателей неполная семья состоит из мамы и детей, но психологи считают, что это понятие включает в себя несколько типов. Основой для этой классификации является способ их образования. Выделяют следующие типы:

  • разведённая (образовывается в результате разрыва брачных отношений);
  • осиротевшая (причиной появления является смерть одного из супругов);
  • внебрачная (появляется в результате рождения ребёнка у женщины, которая не состоит в брачных отношениях);
  • расширенная (возникает в результате возложения роли воспитателей на бабушек и дедушек из-за отсутствия возможности или желания у родителей выполнять свои обязанности).

Основной причиной появления в нашей стране неполных ячеек общества является развод. Этот процесс оказывает негативное воздействие на психологическое и эмоциональное состояние всех членов семьи. Но самые тяжёлые последствия касаются детей.

Переживая разрыв отношений родителей, дети в любом возрасте испытывают сильнейшую психологическую травму, последствия которой проявляются как в детстве, так и во взрослой жизни. Часто взрослые люди, пережившие в детском возрасте развод родителей, не могут создать и сохранить прочных отношений, испытывают определённые трудности в общении с противоположным полом.

В детском возрасте у детей, воспитывающихся одним родителем, часто наблюдаются проблемы с обучением и дисциплиной (в школе и дома), возникновение конфликтных ситуаций с родителями и сверстниками. Помимо проблем психологического характера, у этих детей возникают проблемы со здоровьем (неврозы, обострение хронических заболеваний, ослабление иммунной системы).

Проявления переживаний из-за развода родителей в разных возрастных категориях носят специфический характер.

Грудные дети, эмоциональная и психологическая связь которых с матерью очень сильна, испытывают те же переживания, что и женщина. Но если для взрослого человека эта стрессовая ситуация становится тяжёлым испытанием, то для младенца её последствия могут оказаться фатальными.

Малыши дошкольного возраста реагируют на развод следующим образом:

  • появление агрессивных реакций в отношении родителей, окружающих взрослых и сверстников, игрушек;
  • расстройства пищеварительной системы;
  • нарушения сна;
  • повышенная плаксивость;
  • неопрятность;
  • снижение скорости развития мыслительных и познавательных процессов;
  • патологическая привязанность к конкретным вещам и игрушкам.

Эти проявления сглаживаются или исчезают в случае восстановления семейных отношений между мамой и папой или вследствие активного участия проживающего отдельно родителя в жизни и воспитании малыша.

Особенности подросткового возраста делают детей этой возрастной группы особо восприимчивыми ко всем внутрисемейным конфликтам. Подростки женского и мужского пола реагируют на развод родителей по-разному. У девушек переживания почти не влияют на поведение, но оказывают сильнейшее воздействие на психологическое состояние.

У подростков мужского пола переживания проявляются в виде агрессивности и озлобленности. От их последствий страдает не только сам юноша, но и окружающие люди.

Полная семья: описание понятия, характеристика, особенности

Психологическая травма обостряется, если подрастающий человек вынужден скрывать чувство привязанности к отдельно живущему родителю.

Принимая решение о разрыве брачных отношений супруги должны чётко понимать последствия этого решения не только для себя, но и для своих детей. В то же время не следует сохранять видимость полной семьи ради их благополучия. Так как психологический климат в таких условиях оказывает гораздо больше пагубного воздействия, чем проживание с одним из родителей.

Предлагаем ознакомиться:  Таблица размеров штрафов за превышение скорости

Проблемы неполных ячеек общества, появившихся в результате смерти одного из родителей, немного отличаются от трудностей, с которыми сталкиваются разведённые семьи. Уход из жизни близкого человека становится источником психологического потрясения для всех членов семейства, но особенно остро его переживают дети.

Интенсивность воздействия на психику и развитие ребёнка, проживающего в осиротевшей семье, зависит от его биологических и психологических особенностей, наличия поддержки близких и развития способностей к адаптации.

В раннем возрасте, когда закладываются основы половой идентификации и соответствующего поведения, дети особо тяжело переживают потерю родителя своего пола.

Полная семья: описание понятия, характеристика, особенности

Самым тяжёлым для осиротевшей семьи считается первый год после смерти близкого человека. Основная задача оставшегося с детьми родителя — поддержать их, помочь им пережить потерю отца или матери и не допустить развитие тяжёлых неврологических состояний.

Сразу после смерти родителя ребёнок впадает в шоковое состояние, которое выражается в слезах или молчании. На общую траурную атмосферу в доме реагируют даже грудные дети. Следующей стадией переживаний становится отрицание трагического факта.

Особое внимание необходимо уделить чаду на стадии поиска умершего родителя, когда развиваются страхи и уход в вымышленный мир. Удержать сына или дочь в реальном мире и не допустить развития неврозов поможет понимание и поддержка со стороны главы семьи и взрослого окружения.

Все эти стадии являются абсолютно нормальными и требуют лишь внимательного отношения и терпения со стороны взрослых людей.

Обратиться к помощи специалиста следует в следующих случаях:

  • отсутствие каких-либо чувств и эмоций;
  • продолжительное неуправляемое поведение;
  • пищевые расстройства;
  • нарушения сна;
  • галлюцинации.

Неполная семья: определение, виды и характеристика

Овдовевшему супругу довольно тяжело наладить быт своего семейства и помочь преодолеть детям возникающие трудности. Но от его правильного поведения зависит формирование личности детей и их благополучие.

Одинокие родители

Неполные семейства разделяют на материнские и отцовские. Преобладающим является материнский вид. Широкое распространение получили внебрачные образования, состоящие из незамужней женщины и её ребёнка. Психологи считают, что дети, рождённые и воспитанные в таких семьях, чаще являются объектами социальной дискриминации, чем их сверстники из семей других типов.

Решение женщины родить ребёнка и воспитывать его в одиночку оказывает влияние не только на её будущую жизнь, но и на жизнь малыша. Как правило, мать-одиночка считает себя полновластной собственницей своего ребёнка и не желает его с кем-либо делить. Это приводит к отсутствию личной жизни у чада в будущем. Даже если сыну или дочери одинокой мамы удаётся создать собственную ячейку общества, мать старается стать не только её членом, но и главой.

Остро переживают факт своего внебрачного рождения и мальчики, и девочки. У мальчика и матери во многих случаях формируется двоякая психологическая связь: материнско-детская и женско-мужская. Это мешает формировать адекватную мужскую модель поведения и общаться с противоположным полом.

Отсутствие отца отрицательно сказывается на эмоционально-психологическом развитии девочек. Не имея образца мужского поведения и отношений между полами, девочки впадают в крайности. Некоторые слишком тщательно и придирчиво выбирают партнёра, ориентируясь на выдуманные идеальный образ. Другие слишком легкомысленно относятся к этому вопросу, не думая о последствиях своего поведения.

Проблемы неполных семей

Семейства, которые возглавляются отцом-одиночкой, составляют всего 6% от общего числа неполных ячеек общества. Основной проблемой в них является недостаток ласки и женской нежности, которые играют такую же важную роль в воспитании и формировании личности, как и оценочная любовь, свойственная родителям мужского пола. Наличие только мужского примера поведения имеет такие же отрицательные последствия, как и материнское воспитание.

Неполные расширенные семьи не являются новым социальным явлением. Но они получили широкое распространение в последнее десятилетие. Такие семейные образования состоят из дедушек и бабушек, которые воспитывают внуков, оставшихся без опеки родителей из-за социальной катастрофы (гибель обоих родителей, лишение их родительских прав, временная недееспособность, асоциальное поведение). Сложности в их жизни связаны с пожилым возрастом людей, исполняющих обязанности родителей. К ним относятся:

  • затруднения материального характера;
  • возможные проблемы со здоровьем пожилых людей;
  • трудности с адаптацией и приспособлением к современным условиям;
  • неумение использовать свой авторитет для контроля над поведением ребёнка.

Эти факторы влияют на неустойчивое развитие личности ребёнка.

Для всесторонней характеристики неполных семей необходимо осветить проблемы, с которыми сталкивается эта ячейка общества. Их преодоление является тяжёлым испытанием для всех членов семейства. Но основная роль в этом процессе отводится родителю.

Предлагаем ознакомиться:  Пример частной жалобы на определение суда

Основные проблемы

У неполных семейств возникает множество проблем различного характера. Кратко их можно описать следующим образом:

  • экономические (их бюджет складывается из заработка родителя и социальных пособий, общей суммы которых часто не хватает на удовлетворение даже элементарных бытовых и личных нужд всех членов семьи);
  • проблемы воспитания и обучения (практически постоянная занятость главы семьи на работе оставляет на воспитание и обучение детей очень мало времени, предоставляя детей самим себе);
  • психологические проблемы (в таких семьях отсутствует пример модели межличностных отношений и классического гендерного поведения, что мешает формированию адекватной личности детей и созданию их собственных семей);
  • медицинские проблемы (дети, воспитывающиеся одним родителем, наиболее часто подвержены различным инфекциям и формированию хронических заболеваний, так как у матери или отца не хватает времени на укрепление здоровья своих чад).

Традиционная модель семейного поведения

Воспитанием ребенка при традиционном подходе занимаются оба родителя одинаково, а основой для улучшения взаимопонимания выступает установление строгой вертикали власти от отца и матери к ребенку. Интересы ребенка учитываются только в случае их совпадения с интересами родителей, но при этом все условия для нормального развития отпрыска соблюдаются неукоснительно.

Дети, выросшие в условиях непререкаемого авторитета любящих родителей, прекрасно вписываются в любое иерархичное общество, однако редко способны сами занять высокое положение в любой из заметных структур. Их почитание к вышестоящему лидеру всегда превалирует над потребностью сравнять позиции, и это является серьезным препятствием для карьерного продвижения.

Как следует из названия, взрослые члены полной семьи не столько создают достойный уровень существования ребенка, сколько сами существуют вокруг его особы. Принцип воспитания в таких семьях также вертикальный, но исходит от младшего члена семьи к старшему. Наиболее точная характеристика полной семьи детоцентрического вида – зацикливание на потребностях чада с минимальной фильтрацией допустимых запросов ребенка от недопустимых.

Итогом нахождения в такой воспитательной среде становится ощущение ребенком вседозволенности и собственной неординарности, что затрудняет его дальнейшее общение в социуме. Из-за принципиального несоблюдения общепринятых норм, молодой человек, если не изменит своего отношения к жизни, рискует оказаться в социальном вакууме.

Специалист по социальной психологии, доктор М. С. Мацковский, проведя исследования среди множества полных семей, пришел к мнению, что наилучшим вариантом для сохранения внутрисемейного комфорта является привитие домочадцам традиционной модели поведения. К таковой Мацковский относит следующие характерные особенности классических семейных устоев:

  • главенствующая позиция отца как неоспоримого наставника и руководителя;
  • строгая манера общения с детьми;
  • воспитанием детей занимается мать, но направление, в котором это воспитание осуществляется, определяется отцом;
  • родительский труд не прячется от детей и является примером для подрастающего поколения;
  • отсутствие разногласий между родителями в присутствии детей.

По утверждению психолога Мацковского, норма в семейных отношениях всегда определялась именно положением отца как абсолютной доминанты, а наглядной ролью женщины было служение супругу и хранение традиций.

Традиционная модель семейного поведения

Данная модель полной семьи считается идеальной. В ней хорошо выражено двустороннее горизонтальное общение от родителей к ребенку и наоборот, причем интересы младшего члена семьи учитываются в той же степени, что и интересы старшего поколения. По мере взросления ребенка возрастает и его связь с родителями, однако основана она не на материальной или моральной зависимости, а на чувствах дружеского расположения и полного взаимопонимания.

Выросшие в такой семье дети отличаются высокой активностью и лидерскими качествами, но представление об иерархическом строении общества у них почти отсутствует. Это влечет за собой проблемы в послушании во время нахождения в учебных заведениях, плохое понимание потребностей социума и осознание себя как единицы этого целого.

Согласно наиболее общей классификации проблемы можно разделить на группы психологических, экономических, педагогических и социальных.

Помимо этого, психологи подразделяют их на отцовские или материнские семьи, в зависимости от того, кто занимается воспитанием детей.

  • Наиболее распространены семьи материнского типа. Только в России, количество женщин, воспитывающих ребенка самостоятельно исчисляется 5,6 млн. Процесс воспитания детей, в подобных семьях отличается рядом особенностей:
  • Из-за отсутствия мужчины, женщине приходится взваливать на себя основные мужские обязанности. В связи с большой занятостью, она имеет гораздо меньше свободного времени, которое необходимо посвящать воспитанию детей.
  • В большинстве случаев семья распадается по причине ухода отца из нее. Редкая женщина обладает достаточной мудростью, чтобы сдерживать свои эмоции и не демонстрировать их ребенку. Как правило, он становится невольным свидетелем страданий матери, или же вымещением зла на отца. В подобных случаях у ребенка складывается негативный образ мужчины в семье и шансы на создание собственной, полноценной ячейки общества близятся к нулю.
  • Нездоровая атмосфера в семье негативно сказывается на развитии ребенка как личности.
  • При появлении «нового папы» ребенок может почувствовать себя лишним. В случае рождения следующих детей, это чувство может усиливаться и возникает риск того, что он замкнется в себе.
  • Если же «новые папы» регулярно сменяют друг друга, у ребенка формируется неправильное восприятие мира и отношений между мужчиной и женщиной.
Предлагаем ознакомиться:  Можно ли выписать несовершеннолетнего ребенка от первого брака из муниципальной квартиры

Большинство вышеперечисленных пунктов относятся не только к семьям материнского, но и к мужскому типу. По статистическим данным в России их гораздо меньше, а именно 634,5 тысяч. Тем не менее, можно сказать следующее:

  • При отсутствии матери дети могут чувствовать себя обделенными лаской, вниманием или заботой. Не каждый мужчина сможет в полной мере обеспечить уют и комфортный быт дома.
  • Для девочек отсутствует пример модели женского поведения в обществе и доме: хозяйственности, ухоженности, сдержанности, целомудрия и т.д.
  • У мальчиков может сформироваться неприязнь к женскому полу, отсутствие навыков общения с ним.
  • Аналогично с женской моделью семьи, в случае, когда отец начинает строить новую ячейку общества, ребенок может чувствовать себя лишним и замыкаться в себе.

Родители держат детей за руки

Иными словами, принципиальная разница воспитания детей в семьях любого из типов не велика. В любом случае отсутствие одного из родителей или замена его на другого воспринимается ребенком очень остро и может стать причиной стрессов.

Функции здоровой семьи

Отличительной особенностью полной семьи является выполнение ею всех функций, требуемых для развития и социализации данной микроструктуры в современном обществе. Полный список таких функций был предложен И. В. Гребенниковым, автором известного педагогического пособия «Школа и семья»:

  • репродуктивная функция – обусловлена потребностью продолжения рода;
  • экономическая – участие в производстве товаров и услуг и денежном обороте страны, формирование потребительского спроса;
  • первичная социализация – организация правильного социального воспитания ребенка и развитие у него принципов морально-этических норм, принятых в данном обществе;
  • воспитательная – формирование у подрастающего поколения уважения и терпимости к окружающему миру через аналогичные взаимоотношения в семье;
  • коммуникативная – умение всех членов семьи вести диалог, налаживать дружественные связи, взаимодействовать с источниками СМИ.

Поскольку полная семья – это базовая ячейка общества, ее функции напрямую зависят от общественных потребностей и целей, удовлетворяемых на разных уровнях путем выполнения всех перечисленных пунктов семейной организации.

Что такое многодетная семья

С преобразования экономики страны в рыночную социальные нормы претерпели изменения, и на данный момент многодетной считается семья, в которой присутствует три и более несовершеннолетних. Поскольку со стороны общества все чаще наблюдаются эпизоды нетерпимости по отношению к семьям, имеющим статус многодетных, приличное существование такой социальной ячейки находится под большим вопросом.

  • детям достаточно общения, и они более изобретательны в играх и развлечениях;
  • старшие ребята раньше взрослеют и частично берут на себя функции воспитания малышей;
  • у этих детей лучше, чем у сверстников, развито чувство сопереживания, им свойственны чуткость, признание чужих слабостей, отсутствие эгоистических наклонностей.

Но даже полная семья с несколькими детьми может столкнуться со сложностями воспитания, что особенно ярко проявляется, когда оба родителя вынуждены работать. Подростки, зная о невозможности осуществления за ними достаточного контроля, часто прогуливают или бросают школу. У подростков из многодетных семей раньше, чем у одногодок, развиваются такие вредные привычки: курение, наркомания, бродяжничество.

Ребенок в многодетной семье редко имеет возможность похвастаться какой-либо собственностью, и это вырабатывает у него отсутствие уважения к чужому имуществу. Нередко в борьбе за личное пространство дети утрачивают чувство меры и становятся провокаторами затяжных конфликтов, разрешить которые удается только посредством вмешательства психологов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector