Куда жаловаться на самовольный захват земли
Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Незаконный захват земли общего пользования

Самовольный захват: определение в законодательстве

Захват чужой земли представляет собой использование участка принадлежащему другому лицу в личных целях путем размещения объектов строительства, установления ограждений, для возделывания сельскохозяйственных культур.

Наиболее распространенные способы захвата чужой территории осуществляются при следующих обстоятельствах:

  • присвоение части земельного надела, находящегося в собственности другого физического лица (данная ситуация актуальна при длительном отсутствии соседей по участку или в том случае, когда имеются споры по поводу установления границ смежных наделов между собственниками);
  • захват части земельного надела юридическим лицом для размещения оборудования, коммуникаций или хранения отходов производства;
  • присвоение физическим лицом части территории, находящейся в распоряжение у организации (для возделывания сельскохозяйственных культур или для парковки автомобиля);
  • присвоение части территории земли, собственник которой неизвестен.

Земельные участки, признанные бесхозными, по умолчанию являются собственностью государства. Использовать подобные наделы в личных целях без разрешения уполномоченного государственного органа запрещено.

Фактическое изменение границ существующих наделов требует юридического закрепления (обоснования увеличения или уменьшения площади участков). В противном случае, все действия, направленные на преобразование размеров действующих территорий, будут признаны незаконными.

Контроль за оборотом земель в рамках действующего законодательства осуществляется кадастровой палатой.

В результате внесения изменений в земельное законодательство, с 1 марта 2015 появилась процедура, предусматривающая упрощенный режим оформления дополнительной к существующему участку территории. Данный процесс носит платный характер, но расценки на регистрацию прирезок к наделам в этом случае применяются минимальные. Подобная процедура применяется, как правило, к участкам (за чет которых планируется увеличение собственного надела), признанными бесхозными.

Если же надел земли принадлежит физическому лицу или организации, то данный вариант законного преобразования существующего участка реализовать проблематично.

В рамках требований статьи 60 Земельного Кодекса РФ, в случае незаконного захвата чужой территории виновное лицо обязано восстановить нарушенные права владельца участка.

В случае имеющихся фактов о том, что присвоенный вами участок является бесхозным, действуйте согласно следующему алгоритму:

  • направьте в кадастровую службу официальное обращение о пересмотре границ существующего участка в связи с необходимостью узаконивания прав на дополнительную территорию (возделывание происходило длительный срок, понесены затраты на уход за бесхозной территорией и т. д.);
  • предоставьте правоустанавливающие документы на свой участок земли;
  • организуйте осмотр территории специальной комиссией (проводится оценка состояния участка, делаются замеры площади и вносятся коррективы в существующий план земельного участка);
  • проведите оценку стоимости участка (для последующего выкупа земли и ее законного владения).

В результате рассмотрения поступивших документов и проведенного исследования земли, уполномоченным органом выносится решение о возможности передачи участка в собственность заявителю или об отказе в данном действии. В некоторых случаях государственным органом может быть принято решение о безвозмездной передаче земли.

Незаконный захват земли общего пользования

Но в большинстве случаев, заявителям приходится захваченную землю выкупать. В дальнейшем, при получении положительного решения уполномоченного органа, регистрируйте право собственности на вновь созданный надел в службе Росреестра.

Сложности в оформлении захваченной территории возникают при возведении на ней (до узаконивания своих прав на участок) построек. При данных обстоятельствах строения имеют статус незаконных и для оформления земельного надела в собственность, их потребуют снести.

В ряде случае владельцы незаконных построек на чужой земле обращаются в судебные органы за защитой своих интересов, но судебная практика по подобным делам не является утешительной. Основания для таких действий должны быть вескими, чтобы суд признал законность возведения строения и переход права собственности на землю.

Использование по своей воле земельного участка, который не принадлежит лицу, занявшему его, является лишь общим описанием сведений, содержащихся в ст. 7.1. Кодекса об административных правонарушениях. Существует большое количество разнообразных частных случаев, рассматриваемых в индивидуальном порядке:

  • Использование земли, которая принадлежит физическому лицу, иным физическим лицом, либо самовольный самовольный захват земли соседом. Обычно подобные ситуации происходят из-за продолжительного отсутствия хозяина земли: предприимчивые соседи этим захотят воспользоваться, надеясь миновать ответственность. Также причиной судебных тяжб в таких случаях зачастую выступает неправильная установка забора между земельными участками, чьи границы устанавливаются кадастровыми паспортами.
  • Использование земли юридическим лицом в самовольном порядке при принадлежности её физическому лицу. Такая ситуация вовсе не обозначает, что на данном участке будет построен чужой магазин или какое-либо предприятие. Предприниматель, захвативший земли частных собственников, вполне может использовать их для складирования материалов, инвентаря или для утилизации мусора.
  • Самовольный захват физическим лицом участка, который принадлежит юридическому лицу. Подобные случаи бывают довольно редко, потому что каждый предприниматель старается оградить приобретённую территорию сразу после её покупки.
  • Самовольное использование никому не принадлежащего участка юридическим или физическим лицом. Подобные ситуации возникают наиболее часто, поскольку нарушители думают, что никакой ответственности за самовольный захват земли не понесут. Нужно сказать, что подобные «ничейные» земельные участки на территории нашей страны безусловно являются государственной собственностью, а потому не могут использоваться ни гражданином, ни гостем РФ, если это не было предварительно согласовано с государственными структурами.

Кстати, оформление самовольного захвата земли Ст. 234 ГК имеет множественные варианты.

Два главных требования, применение которых возможно в зависимости от желания и потребностей хозяина:

  • Приведение земельного надела в первоначальный вид самовольным захватчиком владений. В такой ситуации любые изменения, которые были внесены в ходе несанкционированного пользования чужим участком, должны устраняться в сроки, установленные судом. Постройки необходимо снести или воздвигнуть, что предусматривается в других статьях КоАП РФ, корпоративное или личное имущество должно быть убрано с данного участка земли.
  • Изъятие в принудительном порядке недвижимого и движимого имущества правонарушителя, которое размещено на захваченном участке земли, в пользу его владельца, которым может быть и физическое, и юридическое лицо.

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) определяет самовольное занятие земельного участка, как неправомерный захват и использование этой недвижимости лицами, не имеющими на нее законных прав (статья 7.1 КоАП РФ). К самозахвату отнесены следующие действия:

  • нарушение границ собственного участка земли, установленных межевым планом: вынос построенного здания или ограждения на территорию прилегающего соседнего;
  • постройка на участке любых зданий или установка конструкций, а также применение земли под хранение (складирование) имущества без предварительного оформления правоустанавливающей документации;
  • использование земли для сельскохозяйственных целей (садоводство, огород, дачное хозяйство) или для коммерческой деятельности без оформления разрешительных документов, а также после окончания срока его действия;
  • иные незаконные действия, из-за которых собственник участка не может полноправно пользоваться своей недвижимостью.

Случается, что человек, использующий не принадлежащую ему землю, даже не подозревает, что совершает административное преступление. Особенно это касается «стихийных» огородов и дачных наделов, которые возникли на неэксплуатируемой территории сельхозназначения или арендаторов, своевременно не продливших договор с собственником земли. Рассмотрим, какие последствия могут ожидать «захватчика», вольно или невольно нарушающего чужое право собственности.

Незаконный захват земли общего пользования

По норме Земельного кодекса участком земли на законных основаниях можно пользоваться, если:

  • он принадлежит на праве собственности;
  • арендован по договору;
  • предоставлен в бессрочное пользование;
  • на землю установлен сервитут.
Предлагаем ознакомиться:  Неразграниченная государственная собственность на землю это

Если у человека нет прав на землю, то есть, нет ни договора аренды, ни свидетельства на собственность, ни распоряжений или постановлений муниципалитетов на предоставление земли, но он пользуется этой землёй, имеет место самозахват. А это не что иное, как физическое воздействие на чужой участок, например:

  • возделывание в сельхозцелях;
  • строительство;
  • добыча ископаемых или снятие грунта;
  • складирование стройматериалов.
Перенос забора на соседскую землю – это тоже самозахват!

Большинство конфликтов, связанных с земельными спорами, которые нередко выливаются в судебные тяжбы, основаны на неправильном понятии – раз территория пустует, значит, участок ничейный.

Разъяснение.
По смыслу статьи 16 Земельного кодекса земля не может быть ничьей априори. Считается, что если право собственности на землю не зарегистрировано, то она принадлежит государству.

Незаконный захват земли общего пользования: куда жаловаться

Для судебной практики актуальны случаи обращения о нарушениях границ соседями. Если был определён захват части земли со стороны межевых границ либо нарушены строительные нормы, то суды обязуются ликвидировать нарушения и наказывают штрафом. А какой штраф за самовольный захват земли — опять же решает закон.

Если земельный участок был самовольно захвачен, то это подлежит ответственности. Но в случае, если данное лицо постарается устранить нарушение до предъявления претензии посредством оформления данного участка либо его освобождения, то можно избежать наказания.

Наиболее ярким примером судебных разбирательств, связанных с самовольными захватами земли, могут служить многочисленные иски между участниками садоводческих некоммерческих товариществ (СНТ), пытающимися легализовать свое право собственности на участки. Сложность подобных дел в том, что документы на садовые участки, полученные много десятилетий назад, не всегда оформлены в соответствии с действующими нормами закона или отсутствует межевой паспорт, позволяющий отделить границы участка от земель соседа по даче или от общих территорий товарищества.

Соседние участки СНТ, находящиеся в муниципальной собственности, были получены гражданами А. и В. в конце 80-х годов при вступлении в товарищество. По состоянию здоровья А. несколько лет не мог посещать садовый участок, при этом являлся членом СНТ и регулярно оплачивал все взносы. В этот период А. воспользовался правом, предусмотренным пунктами 3, 4 статьи 39.5 171-ФЗ от 23.06.2014, и обратился в органы исполнительной власти, чтобы получить и узаконить право собственности на полученный участок.

После смерти А., его сын Б. вступил в наследство на участок, но обнаружил, что часть его территории самовольно захвачена В. и отделена забором. Гражданин В. сообщил, что считает свои действия законными, так как документы СНТ, определяющие границы участков, были утрачены во время пожара и при установке ограждения В.

Незаконный захват земли общего пользования

был вынужден приблизительно определить границы своей территории. После направления требования и предъявления правоустанавливающих документов, гражданин В. согласился на перенос ограждения в соответствии с границами участков, но при условии, что ему компенсируют затраты на общий забор и стоимость сарая, построенного на занятой территории.

Собственник самозанятого участка счел поставленные условия незаконными и обратился в районный суд с исковым заявлением с просьбой обязать гражданина В. освободить участок и демонтировать незаконную постройку. В соответствии с пунктом 2 части 1 и пунктом 4 части 2 статьи 60 ЗК РФ, суд вынес решение о восстановлении нарушенного права собственности на земельный участок и в полном объеме удовлетворить исковые требования. Гражданин В.

Приведенный пример явно доказывает, что любые действия правильно начинать только после согласования с собственником земли. Отсутствие документов на земельный участок не является основанием для эксплуатации чужой недвижимости в своих интересах.

Самозахваты земельных участков расследуют государственные инспекторы каждого из субъектов РФ, специализирующиеся на использовании и охране земельных участков, входящих в список Росреестра.

В кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях отображено следующее:

  • Статья 7.1. седьмой главы КоАП РФ «Самовольное занятие земли»

Незаконный захват земли общего пользования

Самовольные действия по занятию участка земли или его эксплуатации без предусмотренных законодательством документов, а в некоторых случаях, без документации, разрешающей выполнение хозяйственной деятельности, – может повлечь административную ответственность в виде штрафа в объеме от 500 до 1 000 рублей для граждан; от 1 000 до 2 000 рублей – для должностных лиц; от 2 000 до 20 000 для юридических лиц.

Вместе с этим:

  • Статья 23.21 двадцать третьей главы КоАП «Органы, выполняющие государственный контроль за эксплуатацией и охраной земельных участков»

Указанные органы, могут рассматривать дела, касающиеся административных правонарушений, которые предусмотрены ст. ст. 7.10, 7.2 (ч.1), 7.1 (в объеме самовольной уступки права использования участка и мены земли), а также ст. ст. 8.8, 7.34 упомянутого кодекса.

Право рассмотрения дел в структуре административных правонарушений по поручению органов, перечисленных в ч. 1 статьи есть у:

  • Главного госинспектора РФ по охране и эксплуатации земли, и его заместителей;
  • Главных госинспекторов определенного субъекта РФ по охране и эксплуатации земли, и их заместителей;
  • Главных городских и районных госинспекторов по охране и эксплуатации земли, и их заместителей.

Основываясь на правительственном постановлении под № 689 от 15 ноября 2006 года «О земельном государственном контроле», Росреестр, в лице территориальных органов, производит контроль, включая соблюдение исполнения требований, продиктованных земельных законодательством о недопустимости самовольного занятия отдельных участков земли, выполнения земельного обмена и эксплуатации земли без наличия оформленных в соответствии с законом правоустанавливающей документации и без разрешительных в проведении хозяйственной деятельности документов.

В качестве оснований для выполнения проверочных действий по отношению к определенному участку, служат отдельные обращения и жалобы, поступающие от юр. и физ. лиц, так или иначе, касающиеся вопросов нарушения законодательства в земельной сфере. Каждый имеет законное право на обращение в Управление Росреестра.

В ходе эксплуатации земли могут появляться ситуации, при которых как активные действия, так и бездействие сторон отношений в хозяйственной сфере, могут быть причиной нарушения чьих-либо интересов и законных прав.

К примеру, наблюдается самовольный захват участка земли, нарушаются арендные условия, участок не приводится в надлежащий вид.

Отличительная особенность споров в земельной сфере – содержание, заключающееся в предмете и основании спорного момента, который тесно связан с характерными чертами общественных отношений, и которые регулируются законодательством в земельной сфере.

Предлагаем ознакомиться:  Кто имеет право на наследование квартиры

Сторонами в спорах с землей выступают:

  • Землевладельцы, собственники участков и пользователи земли;
  • Юридические и физические лица, при нарушении ими законных интересов землевладельцев, собственников участков и пользователей земли;
  • Органы власти и управления, утвердившие конкретное решение в земельном вопросе, которое впоследствии привело к несогласию со стороны истца.

С учетом процедуры рассмотрения, споры земельного направления делятся на:

  • Те, которые рассматриваются с обязательностью соблюдения предварительной процедуры (вне судебного процесса);
  • Те, которые рассматриваются в судах;
  • Те, которые передаются сторонами для принятия решения в третейский суд.

С учетом характера разногласий в вопросе обеспечения субъективных прав и (либо) выполнения участниками обязанностей, споры в земельной сфере классифицируют следующим образом:

  • О признании прав на участки земли;
  • О выполнении конкретных действий в пользу участника земельных правоотношений, заинтересованного в них, или о воздержании от проведения таких;
  • Об изменении характера и прекращении правоотношений в земельной сфере.

Согласно же предмета, фигурирующего в спорах, последние могут возникать по поводу:

  • Конкретных земельных прав, к примеру, права владения земельным участком, права, которое является преимущественным перед остальными в вопросе арендных правоотношений, права, затрагивающего наследственные вопросы по земельным участкам и т. п.;
  • Признания законным определенного вида земельного права, к примеру, права на недвижимость, тесно переплетаемого с правом на участок земли (право владения жилым домом и участком, на котором он размещен); права на сохранность участия в товариществе садоводов и на садовый домик с прилегающим к нему участком сада; права на постройку гаража и участок его размещения, и, кроме того, права на эксплуатацию земель общего пользования в гаражно-строительном кооперативе и т. п.

Процедура и нюансы рассмотрения споров в земельной сфере

По статье 64 ЗК РФ, споры, связанные с землей, подлежат рассмотрению в судебном порядке. До того, как дело будет принято к производству, спор можно передать для его решения в третейский суд.

Процессуальное законодательство предусматривает, что с подачей иска в судебный орган должны быть предъявлены доказательства, в подтверждение проведения урегулирования спорного момента в досудебном порядке, при условии, что последний продиктован федеральными законами либо условиями соглашения.

В отношении земельных споров досудебный порядок может предусматриваться при таких обстоятельствах:

  • При рассмотрении требований встречного характера к установленным границам, подлежащих приватизации участкам земли (дачным, приусадебным, садовым) отдельно созданной комиссией, отвечающей за подготовку приватизационной документации, включительно с формированием предложений о возможности урегулирования спорного момента (Обозначено пунктом 2 статьи 28 ФЗ от 15 апреля 1998 года «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»);
  • При рассмотрении споров между отдельными субъектами РФ и образованиями муниципалитетов о выполнении разграничения государственной собственности на земельные участки (Обусловлено статьей 7 ФЗ от 17 июля 2002 года «О разграничении государственной собственности на землю»);
  • При рассмотрении споров о месте расположения участка, который выделяется как земельная доля в компенсационном объеме последним участникам долевой собственности, с применением согласительной процедуры и в порядке, установленном Правительством.

Самовольное занятие земельного участка

Пользование земельными участками контролируется, то есть, проверяется:

  • не используется ли земля не по назначению (например, не строятся ли здания на сельхозземлях);
  • нет ли самозахвата земли;
  • не нарушаются ли другие нормы земельного законодательства.

При этом контроль может быть:

  • муниципальный;
  • общественный.

Муниципальный контроль заключается в проверке использования земли уполномоченными органами – земельными комитетами при администрациях. Если при проверке выявятся нарушения, инспектор земкома имеет право сообщить об этом в земельный надзор. А этот орган уже возбуждает административное производство в отношении виновных и выдаёт предписания, либо накладывает штрафы.

Общественный же земельный контроль – это не проверка гражданами законности использования земли, а контроль за земкомами. То есть, если кто-то из граждан усмотрит в действиях работников земельного комитета явное нарушение чьих-то прав, он может пожаловаться в земельный надзор.

Внимание!
Если ваш участок или его часть кем-то незаконно захвачена, сообщите об этом в земельный комитет. Не будет реакции со стороны земкома – жалуйтесь в земельный надзор.

К сведению: местный орган земельного надзора располагается в местном отделении Росреестра, потому как деятельность по надзору за использованием недвижимости лежит именно на этой государственной организации.

Не лишним будет упомянуть и о том, что местные земкомы проводят проверки законности использования в основном зарезервированных участков, так как именно эти земли представляют особый интерес для государства.

Определение самозахвата

Основы земельных правоотношений определены в Земельном кодексе РФ (далее ЗК). В нем установлено, что земля может принадлежать гражданину, организации, муниципалитету и государству. Каждый кусочек земли — чей-то, собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению.

Право собственности гарантируется и защищается государством. Нарушенное право подлежит восстановлению. Незаконно захваченный земельный участок придется вернуть собственнику. В судебном порядке нарушителя обяжут возместить ущерб, в том числе восстановить плодородные почвы, снесенные постройки, уничтоженные насаждения и т. д.

Определения самозахвата в ЗК нет, но есть варианты, данные в других источниках. Например, в приложении №1 к Приказу Минприроды РФ от 25 мая 1994 г. N160 самозахват определен, как использование земли без документов, подтверждающих право владеть.

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда 17 от 17.02.2017 самозахватом признается любое пользование землей без документально оформленного разрешения – свидетельства о праве, договора аренды, пожизненного владения и т. д.

Таким образом, под определение самозахвата подпадают следующие ситуации:

  • использование заброшенного участка, внешне бесхозного, самовольный захват земли общего пользования;
  • использование чужой собственности умышленно (перенос забора между соседями-дачниками);
  • использование участков, занятых в советское или перестроечное время и надлежаще не оформленных – по праву приобретательской давности;
  • использование участка, прилегающего к оформленному участку.

Можно сказать, что практически любой владелец земли во время проведения межевания может оформить прирезку, которая не должна превышать десяти процентов от общей площади участка. Для того чтобы не было самовольного захвата земли, прирезку нужно оформлять правильно. В первую очередь, требуется следующее:

  • земля должна быть заброшенной;
  • основной участок должен находиться в собственности у лица;
  • изменения площади земельного участка внесены в кадастровые записи;
  • налоговая инспекция оповещена об изменении земельного участка.
Предлагаем ознакомиться:  Земельные участки для ветеранов боевых действий

Незаконный захват земли общего пользования

Для начала необходимо получить кадастровый паспорт на земельный участок. На этом этапе может выясниться, что у земли есть законный владелец. В таком случае выход один – вам придется найти собственника и договориться с ним о приобретении самовольно захваченного участка по договору купли-продажи.

Если земельный участок не принадлежит физическому лицу или организации, алгоритм действий следующий:

  1. В территориальную Кадастровую палату необходимо подать заявление и пакет документов, подтверждающий факт владения земельным участком (квитанции, свидетельские показания соседей и т.д.).
  2. Организовывается специальная комиссия. Специалисты проводят оценку земельного участка, определяют его границы и вносят в генеральный план.
  3. По определенной оценщиками рыночной стоимости земельного участка осуществляется выкуп территории для последующего законного пользования.

Иногда возможен вариант оформления захваченного участка по договору дарения. Для этого необходимо, чтобы захват территории был признан комиссией законным. Обычно проблем не возникает. Незаконным признается захват земли, предназначенной для планируемой постройки дорог и различных коммуникаций. Если комиссией выдается документ, по которому разрешено оформление в собственность, необходимо обратиться в Росреестр для регистрации права.

Усложнить процесс оформления захваченной земли в собственность может наличие на ней построек. Так как самовольное строительство запрещено и не попадает под юрисдикцию Земельного кодекса, скорее всего, для оформления в собственность земли постройку потребуется снести.

Установление права собственности на землю с постройками происходит только через суд. При возникновении такой ситуации целесообразнее обратиться за консультацией к юристу по земельно-имущественным отношениям.

Документы, которые могут потребоваться для оформления захваченного земельного участка в собственность:

  • заявление незаконного владельца с изъявлением желания оформить землю в собственность;
  • квитанция, подтверждающую оплату штрафа за самовольный захват земли;
  • выписка из Росреестра, где указан кадастровый номер земельного участка;
  • выписка из Росреестра об отсутствии права собственности на эту землю;
  • данные о сроке неиспользования земли до захвата;
  • решение выездной комиссии;
  • данные о границах захваченного участка.

Срок получения необходимых выписок из Росреестра составляет до 14 дней. Присвоение кадастрового номера земельному участку происходит также в течение двух недель с проведением процедуры межевания.

Дольше всего при оформлении права собственности на захваченный участок придется ждать решения комиссии. После получения соответствующего разрешения вы оформите свидетельство о праве собственности в течении 21 дня.

ответственность за самовольное занятие земельного участка

На сегодня за самозахват установлена ответственность:

  • административная;
  • гражданско-правовая.

По статье 7.1 КоАП за самозахват земли положен штраф:

  • от 1 до 1,5 процентов кадастровой стоимости захваченного участка, но не меньше 5 тысяч рублей – гражданину;
  • от 1,5 до 2 процентов, но не меньше 20 тысяч рублей – должностному лицу (руководители фирм, например);
  • от 2 до 3 процентов, но не меньше 100 тысяч – предпринимателю и организации.

Если кадастровая стоимость участка, который фактически занял виновный, не определена, то устанавливаются денежные штрафы:

  • на виновных граждан – от 5 до 10 тысяч руб.;
  • на должностных лиц – от 20 до 50 тысяч;
  • на организации и предпринимателей – от 100 до 200 тысяч.
Уточнение.
Кадастровая стоимость в случае самовольного захвата рассчитывается не со всей площади участка, а с фактически захваченной.

Установлена ответственность и по 76 статье Земельного кодекса:

  • если владельцу участка причинён вред (например, нарушением плодородного слоя), виновник обязан этот вред возместить полностью;
  • захваченный участок возвращается законному владельцу без каких-либо компенсаций за потраченные на обслуживание участка средства;
  • восстановление межевых знаков, снос построек, восстановление плодородного слоя или рельефа участка владельцу оплачивает виновник.
Важно:
Административный штраф не освобождает виновника от гражданской ответственности. Постановление об административном наказании может послужить основанием для взыскания убытков владельцем участка с захватчика.

В отечественном законодательстве отсутствует термин «самозахват земли». Однако существует понятие «самовольное занятие земельного участка», которое не раскрыто полностью.

самозахват

Любой самозахват, совершенный со стороны граждан или юридических лиц, рассматривается как нарушение земельного законодательства, наносящее ущерб экономике, пользователям и собственникам земли.

Самовольное занятие земельного участка рассматривается как действия лиц, которые приводят к фактическому его использованию (статья 7.1 КоАП РФ). Сюда относится возведение на захваченном участке ограждения, построек, а также другие меры, ограничивающие доступ к наделу, подсадка растений.

Земельный кодекс РФ дает собственнику земли определенные гарантии. Согласно ст. 60 ЗК РФ, если участок был занят самовольно, то нарушенное право должно быть восстановлено. Данные участки подлежат возвращению их владельцам, арендаторам и пользователям (ст. 76 ЗК РФ). Если нарушитель в результате своих действий понес убытки, то они не подлежат компенсации.

В суде заявитель выдвигает требование о возврате земли, а также другие требования согласно ст. 62 ЗК РФ, позволяющие восстановить его нарушенные права при незаконном использовании участка (вернуть границы участка, снести постройки). Полностью возмещаются убытки, включая упущенную выгоду. Срок исковой давности в таких случаях составляет три года.

Судебный иск будет удовлетворен при следующих условиях:

  • отсутствуют документы, подтверждающие права нарушителя;
  • установлен факт нелегального использования земли или нарушения границ при использовании участка.

В случае самозахвата земли, по отношению к нарушителям применяется административная ответственность. Мерой наказания является наложение штрафа, размер которого зависит от нескольких факторов: нахождение участка на кадастровом учете и установление его стоимости.

Если участок поставлен на учет и имеет определенную кадастровую стоимость, то величина штрафа определяется следующим образом:

  • для физических лиц взыскание составит от 1 до 1,5% от стоимости участка, причем минимальный штраф равен 5 тысячам рублей;
  • на должностных лиц налагается штраф за самозахват земли от 1,5 до 2% (от 20 тысяч рублей);
  • на компании – от 2 до 3%, более 100 тысяч рублей.

Если стоимость участка не установлена, то граждане выплачивают штраф величиной до 10 тысяч рублей, сотрудники организаций – до 50 тысяч рублей, а юридические лица – до 200 тысяч рублей.

Если самозахват был совершен касательно лесных участков, в результате чего производилась вырубка и раскорчевывание деревьев, распашка земли или другие действия, в таких случаях действуют отдельные виды штрафов. Гражданам придется выплатить от 20 до 50 тысяч рублей, сотрудникам организаций – от 50 до 100 тысяч рублей, а компаниям – от 200 до 300 тысяч рублей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector