Классификация видов норм административного права

Административно-правовой статус субъектов публичной власти

Типология административно-правовых норм помогает понять их сущность, назначение и особенности, увидеть перспективы развития и вносить предложения по их совершенствованию.

Основания

Можно разделить административно-правовые нормы в зависимости от предмета регулирования, формы предписания, пределам действия, субъекту регулирования и методу регулирования и многим другим основаниям.

Наиболее распространена классификация по предмету регулирования. По этому признаку административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Как и всякая
правовая норма, административно-правовая
норма представляет собой установленное
или санкционированное государством
правило поведения, распространяющееся
на неопределенно широкий круг субъектов
и рассчитанное на многократное применение.
Общность административно-правовых норм
с нормами других отраслей права
обусловлена тем, что административное
право – одна из фундаментальных базовых
отраслей российского права, а составляющие
его нормы, естественно, отвечают всем
общетеоретическим характеристикам и
критериям с точки зрения их
социально-политической сущности, роли
и общественного предназначения. Но
наряду с общностью, имеются и определенные
особенности административно-правовых
норм по сравнению с нормами других
отраслей права.

Главная их
особенность заключается в их собственном
предмете регулирования, в тех общественных
отношениях, которые регулируются нормами
административного права, о чем шла речь
в ходе предыдущей лекции.
Административно-правовая
норма – это
урегулированный юридическими средствами
порядок возникновения, приостановления,
изменения и прекращения общественных
отношений в сфере исполнительных
отношений.

Особенностью
является также императивный (повелительный)
характер административно-правовых
норм, в отличие, скажем, от гражданско-правовых
норм, отражающих и закрепляющих равенство
и автономию воли участников регулируемых
отношений. Императивный характер
административно-правовых норм отнюдь
не всегда связан с реализацией
государственно-властных полномочий
субъектом исполнительной власти.

Имеются особенности
и в структуре административно-правовых
норм. Они, как и все другие правовые
нормы, всегда имеют гипотезу и диспозицию,
но часто не содержат в составе данной
нормы санкции как последствия ее
несоблюдения. Санкции у всех
административно-правовых норм, конечно,
имеются (санкция является обязательным
элементом структуры любой правовой
нормы, без санкции правовая норма не
существует), но они как бы вынесены за
рамки содержания нормы и предусмотрены
в других административно-правовых
актах, например, в законодательстве о
дисциплинарной ответственности,
административной ответственности и
т.д.

1) Административно-правовые
нормы различаются по
своей юридической силе,
в зависимости от источника, в котором
они выражены. Это могут быть нормы,
выраженные в актах, принятых на
референдуме; Конституции РФ, Федеративном
договоре, изменяющих их актах; федеральных
конституционных законах, федеральных
законах;

указах и распоряжениях Президента
РФ; постановлениях и распоряжениях
Правительства РФ и, наконец, в актах,
принятых в единой системе исполнительной
власти (акты федеральных органов
исполнительной власти и подведомственных
им территориальных органов в субъектах
РФ, а также акты, принятые органами
исполнительной власти субъектов РФ).

Классификация видов норм административного права

2) По способу
воздействия на поведение субъектов
административных правоотношений
выделяют следующие виды административно-правовых
норм

Обязывающие
нормы прямо
предписывают обязанным субъектам
постоянно и регулярно совершать
определенные позитивные организационные
действия (нормы о компеиенции
государственных органов и их служащих,
нормы о порядке формирования органов,
о порядке работы с обращениями граждан
и др.). Так, в
соответствии с ч.
1 ст.

9 Федерального закона «О порядке
рассмотрения обращений граждан Российской
Федерации» обращение, поступившее в
государственный орган, орган местного
самоуправления или должностному лицу
в соответствии с их компетенцией,
подлежит обязательному рассмотрению,
причем в установленные названным Законом
сроки.

Запретительные
(запрещающие, интердикционные (отлат.
interdicere
– запрещать), нормы содержат прямой
либо косвенный запрет. Прямой
запрет, в
частности, определен статьями КоАП РФ,
предусматривающими применение санкций
за указанные в правовой норме деяния,
содержащие признаки административного
правонарушения (в форме
прямого запрета определено большинство
предписаний, предусмотренных в гл.

20
КоАП РФ «Административные правонарушения,
посягающие на общественный порядок и
общественную безопасность»). Прямой
запрет, в отличие от косвенного
(опосредованного) запрета, предусматривает
недвусмысленное запрещение действия
(бездействия), которое может привести
к административному деликту.

В
частности, в силу указания ч.
6 ст. 8 Федерального
закона «О порядке рассмотрения
обращений граждан Российской Федерации»
запрещается
направлять жалобу на рассмотрение в
государственный орган, орган местного
самоуправления или должностному лицу,
решение или действие (бездействие)
которых обжалуется.

Целью косвенного
запрета также
является предотвращение совершения
правонарушения, однако не в форме
запрещающего предписания, а опосредованным
методом государственного регулирования,
например методом введения специального
разрешительного порядка: гражданин
(юридическое лицо) получает право
заниматься предпринимательской
(коммерческой) деятельностью, получив
лицензию, сертификат соответствия,
свидетельство о государственной
регистрации.

для отражения
нападения на судей, заседателей,
участников судебного процесса и
свидетелей, а также на граждан и судебных
приставов, — когда их жизнь и здоровье
подвергаются опасности;

Предлагаем ознакомиться:  Штраф по административному правонарушению постановление за что

для пресечения
попытки завладения оружием или
специальными средствами;

для отражения
группового или вооруженного нападения
на суд и судебные помещения;

для пресечения
побега из-под стражи, а также пресечения
попыток насильственного освобождения
лиц, содержащихся под стражей.

Особой разновидностью
уполномочивающих норм можно считать
поощрительные
нормы,
уполномочивающие соответствующих
субъектов на применение различных мер
поощрения.

объявление
благодарности;

награждение
почетной грамотой;

занесение на Доску
почета, в Книгу почета;

выдача денежной
премии;

награждение
подарком;

награждение ценным
подарком;

награждение именным
оружием;

досрочное присвоение
классного чина или присвоение классного
чина на ступень выше очередного;

награждение
нагрудным знаком «За безупречную
службу в прокуратуре Российской
Федерации»;

награждение
нагрудным знаком «Почетный работник
прокуратуры Российской Федерации»
с одновременным вручением грамоты
Генерального прокурора РФ.

Особо отличившиеся
работники могут быть представлены к
присвоению почетного звания «Заслуженный
юрист Российской Федерации» и
награждению государственными наградами
РФ.

Рекомендательные
нормы. Они
предоставляют возможность выбора
определенных моделей поведения путем
предложения неких ориентиров. Рассмотрим
в качестве примера Правила
дорожного движения Российской Федерации
(утверждены Постановлением Совета
Министров — Правительства РФ от 23 октября
1993 г. N 1090). Абзацем
4 п. 4.

1 названных Правил установлено,
что при движении по обочинам или краю
проезжей части в темное время суток или
в условиях недостаточной видимости
пешеходам рекомендуется иметь при себе
предметы со световозвращающими элементами
и обеспечивать видимость этих предметов
водителями транспортных средств.

Как видим, данная
норма предлагает определенной категории
субъектов административно-правовых
отношений (пешеходам) возможный вариант
поведения. Однако решение о том,
руководствоваться именно этим вариантом
либо отвергнуть его, предоставлено
исключительно тем субъектам, к которым
относится рекомендация.

Классификация видов норм административного права

В приведенном
примере каждый пешеход решает для себя
сам: использовать ли ему рекомендацию
Правил
дорожного движения, например путем
приобретения соответствующей одежды
или самостоятельной нашивки на одежду
светоотражающих элементов, либо нет.
Отказ от предлагаемого рекомендательной
нормой варианта поведения не влечет
негативных последствий, например, в
виде административного наказания.

Пожалуй, в такие рекомендательные нормы
облекается элементарный здравый смысл,
транслируемый законодателем или органом,
полномочным издавать подобные нормы.
Кроме того, нельзя исключать ситуаций,
когда с течением времени, доказав свою
обоснованность, рекомендательные нормы
могут трансформироваться в обязывающие.

Значение и основные виды классификаций видов норм административного права

Как глава государства он является гарантом прав и свобод человека и гражданина, реализуемых преимущественно в сфере государственного управления, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в осуществлении которой активно участвуют все субъекты исполнительной власти.

В главе 4 Конституции РФ за Президентом РФ закреплен большой объем полномочий в сфере исполнительной власти. Взаимоотношения Правительства РФ и Президента РФ закреплены в главе V Федерального конституционного закона от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. 28.10.2010).

— обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства Российской Федерации и других органов государственной власти;

— руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства Российской Федерации положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации;

— имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации и на заседаниях Президиума Правительства Российской Федерации;

— может отменять Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

Предлагаем ознакомиться:  Инструкция заключение трудового договора

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент по представлению Председателя Правительства утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в них изменения.

Президент также вносит изменения в состав Правительства, упраздняет, объединяет или преобразует федеральные органы исполнительной власти.

В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение. При обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, Президент вводит повсеместно либо в отдельных местностях чрезвычайное положение.

Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, и не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Особую роль в организации работы Президента РФ играет сформированная им Администрация.

По своей сущности Администрация представляет собой совокупность различного рода подразделений, цель которых – обеспечение деятельности Президента и создание условий для реализации возложенных на него Конституцией РФ полномочий. Соответственно в их задачи входят организация подготовки законопроектов для внесения их Президентом в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу;

осуществление контроля и проверки исполнения федеральных законов (поскольку их подписывает Президент), указов, распоряжений и поручений Президента и подготовка соответствующих докладов ему о результатах проверок; обеспечение взаимодействия Президента с политическими партиями и иными общественными объединениями и т.п.

В состав Администрации входят аппараты Совета Безопасности, полномочных представителей Президента в федеральных округах.

В настоящее время функции Администрации Президента РФ можно проследить на примере некоторых ее наиболее значимых подразделений. Так, Государственно-правовое управление осуществляет правовое обеспечение деятельности Президента по реализации его полномочий; аналитическое обеспечение его деятельности по правовым вопросам;

источник админ права

Задачами Контрольного управления (Положение о нем утверждено Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. (в ред. 14.01.2011) № 729) являются осуществление контроля и проверки исполнения указов, распоряжений и поручений Президента, деятельности федеральных органов исполнительной власти, а также подразделений самой Администрации.

Оно вправе вызывать должностных лиц для дачи устных и письменных объяснений по поводу нарушений законодательства, ставить перед руководителями федеральных органов исполнительной власти, а также аналогичных органов субъектов Федерации вопрос о наложении на виновных государственных служащих дисциплинарных взысканий и т.п.

Важную роль играет Управление делами Президента РФ, предназначенное для осуществления административно-хозяйственного обслуживания высших федеральных органов государственной власти. Оно выделено в самостоятельное звено со статусом федерального органа исполнительной власти – федерального агентства.

Основания

———————————

соблюдать нормы
служебной, профессиональной этики и
правила делового поведения;

проявлять
корректность и внимательность в обращении
с гражданами и представителями
организаций;

проявлять терпимость
и уважение к обычаям и традициям народов
России, учитывать культурные и иные
особенности различных этнических,
социальных групп и конфессий, способствовать
межнациональному и межконфессиональному
согласию;

воздерживаться
от публичных высказываний, суждений и
оценок в отношении деятельности
государственных органов, их руководителей,
если это не входит в его должностные
(служебные) обязанности.

Однако если мы
ознакомимся с законодательством,
регламентирующим государственную
службу, то увидим, что те нормы, которые
предложены в качестве рекомендательных,
имеют обязательный характер.

не следует сообщать
о действительной причине остановки
транспортного средства в случаях, когда
водитель или пассажиры подозреваются
в совершении преступления либо
причастности к дорожно-транспортному
происшествию. При этом сотрудник
дорожно-патрульной службы должен найти
предлог для разговора с водителем, не
раскрывая истинного характера своих
намерений;

Предлагаем ознакомиться:  Злоупотребление правом обществ по защите прав потребителей

распоряжения
следует отдавать коротко и ясно, исключая
возможность ошибочного или двоякого
их понимания гражданами, которых они
касаются;

разъяснения
нарушителю о неправомерности его
действий необходимо давать без
нравоучений, доброжелательно, убедительно
и ясно со ссылкой на соответствующие
требования Правил
дорожного движения РФ и других нормативных
правовых актов, действующих в области
дорожного движения;

замечания
нарушителям, имеющим при себе детей,
следует делать так, чтобы дети этого не
слышали. С подростками сотрудник должен
обращаться так же вежливо, как и со
взрослыми. Замечания детям делаются с
учетом их возраста и уровня развития;

с документами при
проверке необходимо обращаться аккуратно,
не делать в них какие-либо отметки. Если
в документы вложены деньги и ценные
бумаги, необходимо предложить владельцу
самому взять их.

Как видим, при
внешней рекомендательной форме, данные
нормы, по сути, носят обязывающий
характер. Поэтому полагаем уместным
выделить дополнительную разновидность
административно-правовых норм —
рекомендательно-обязывающие. Они
содержат, с одной стороны, рекомендуемую
модель поведения, конкретная реализация
которой возлагается на адресата данной
нормы (например, найти предлог для
разговора с водителем, подозреваемым
в совершении преступления), с другой —
четко выраженную обязанность (например,
не сообщать об истинных причинах
остановки транспортного средства,
водитель которого подозревается в
совершении преступления).

Систематизация правовых норм по предмету регулирования

Материальные
административно-правовые нормы определяют
права, обязанности и правомочия субъектов
административно-правовых отношений,
отвечая на вопрос: что
может, должен, обязан (или, наоборот, не
может, не должен, не обязан) делать
участник соответствующего
административно-правового отношения.

Например,
примером материальной нормы может быть
положение ч.
1 ст. 5 Федерального закона от 19 июня
2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах,
демонстрациях, шествиях и пикетированиях»
{amp}lt;1{amp}gt;, предусматривающее, что организатором
публичного мероприятия может быть один
или несколько граждан РФ (организатором
демонстраций, шествий и пикетирований
— гражданин РФ, достигший возраста 18
лет, митингов и собраний — 16 лет),
политические партии, другие общественные
объединения и религиозные объединения,
их региональные отделения и иные
структурные подразделения, взявшие
обязательство по организации и проведению
публичного мероприятия.

Другой пример
— норма ст.
2 Федерального закона «О безопасности
дорожного движения», дающая определение
того, что понимается под дорожно-транспортным
происшествием. В соответствии с названной
нормой им является событие, возникшее
в процессе движения по дороге транспортного
средства и с его участием, при котором
погибли или ранены люди, повреждены
транспортные средства, сооружения,
грузы либо причинен иной материальный
ущерб.

Но формой жизни
закона является процесс его применения
и каждая материальная норма живет лишь
в процессе ее применения. Поэтому каждой
группе материальных норм должна
корреспондировать соответствующая
группа процессуальных норм, устанавливающих
порядок применения и реализации
материальных правовых норм.

Процессуальные
нормы, определяя порядок, процедуру
реализации материальных правовых норм,
отвечают на вопрос: как
может, должен, обязан действовать
участник соответствующего правоотношения,
каким образом он может и должен
реализовывать свои права, обязанности
и полномочия, предоставленные ему или
возлагаемые на него материальной
правовой нормой.

Например, в
соответствии с ч.
1 ст. 7 Федерального закона «О
собраниях, митингах, демонстрациях,
шествиях и пикетированиях» уведомление
о публичном мероприятии (за исключением
собрания и пикетирования, проводимого
одним участником) подается его
организатором в письменной форме в
орган исполнительной власти субъекта
РФ или местного самоуправления в срок
не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня
проведения публичного мероприятия.

Материальные нормы
закрепляют в статичной форме права и
обязанности участников административно-правового
отношения, тогда как административно-процессуальные
нормы отражают динамику реализации
этих прав и обязанностей, регламентируя
порядок и процесс (процедуру) разрешения
конкретных индивидуальных дел в различных
областях организационной деятельности
государства.

4) По функциям
правового регулирования
административно-правовые нормы могут
быть регулятивными
и охранительными.

пять тонн — на
автомобильных дорогах с асфальтобетонным
покрытием;

четыре тонны — на
автомобильных дорогах с гравийным
покрытием;

три тонны (для
односкатных транспортных средств) — на
автомобильных дорогах с асфальтобетонным
и гравийным покрытием.

Как видим, действие
нормы, вводящей ограничение на движение
большегрузных автомобилей, распространяется
на определенный временной промежуток
— весенний период 2006 г.

Срочный характер
имеют нормы актов, принимаемых при
режиме чрезвычайного положения.

Бессрочные,
т.е. срок их действия не указан и они
действуют до отмены компетентным
органом. Это подавляющее большинство
административно-правовых норм.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector