В чем специфика страхования ответственности экспедитора

Страхование ответственности перевозчика: виды, общие понятия

Этот страховой продукт условно классифицируется по типам средств, которые используются в для транспортировки каждом конкретном  случае:

  • автомобильный,
  • водный,
  • воздушный,
  • железнодорожный.

Также классификацию проводят по категориям людей, которые могут понести убытки в результате работы транспортной компании.

Поэтому полисы могут покрывать следующие риски:

  • вред здоровью человека, смерть,
  • поврежденный багаж,
  • утеря, неверная отправка груза, его порча,
  • разные виды ущерба, причиненного посторонним (тем, кто не является пассажиром, и тем, кто не сотрудничает с компанией-перевозчиком).

Страховая защита полиса может распространяться на внутренние и заграничные перевозки.

Полис страхования ответственности перевозчика предусматривает выплату компенсации только третьим лицам – людям, которые понесли убытки в результате некомпетентной перевозки груза или собственного багажа,  пассажирам, если они получили увечья или наступила их смерть.

Страхователем может стать любая организация, имеющая различные транспортные средства в собственности либо эксплуатирующая их по договорам лизинга либо аренды с целью осуществления регулярных перевозок людей либо грузов.

Компания обязательно должна иметь лицензию, сертификат, официально разрешающий предоставлять подобные услуги.

Согласно договору, страхователь должен оплатить страховой полис. Взамен этого выдавшая его компания берет на себя обязательство по выплатам компенсаций третьим лицам после наступления страховых случаев с участием внесенных в договор  транспортных средств страхователя.

Компенсации выплачиваются также  в случаях, которые определены российским законодательством, а также законами других государств и нормативами международного права.

 Это особый

. Лимит ответственности зависит от нескольких факторов, среди них характер его деятельности и степень риска.

Покрытие и риски

Страхование ответственности перевозчика покрывает такой риск, как причинение ущерба  страхователем другим людям или организациям.

Это могут быть следующие обстоятельства:

  1. Ранение, травмирование, смерть одного либо нескольких пассажиров, находившихся на ТС в момент аварии или во время события иного рода, имеющего непосредственную связь с процессом эксплуатации транспорта страхователем.
  2. Утрата/частичное повреждение любого вида багажа в результате предусмотренных законодательством событий.
  3. Потеря, тотальная утрата, недостача, повреждение переданного для доставки груза.
  4. Несоблюдение сроков, установленных для грузовой перевозки/доставки людей в место назначения, если причина просрочки есть в списке оснований для компенсации ущерба.
  5. Нарушения при выдаче: необоснованная задержка, отсутствие документов, подтверждающих право адресата на получение доставленного груза.
  6. Неверная засылка грузового отправления.
  7. Нанесение увечья, смерть людей, не находящихся в транспорте страхователя, утрата чужого имущества по причине неправильной эксплуатации застрахованных ТС.

Во всех перечисленных случаях страховщик обязуется возместить всем пострадавшим ущерб, который причинил страхователь другим лицам. Однако есть исключения, которые освобождают страховщика от его обязательства выплачивать компенсацию.

Страховщик не платит возмещение при следующих условиях:

  • Страхователь умышленно нарушил правила пожарной безопасности, условия хранения пожароопасных материалов, эксплуатации техники, иные предписания и нормативы.
  • Владелец знал до начала транспортировки о неисправности застрахованного ТС, отсутствии должной квалификации своих сотрудников или болезни, неготовности водителя/пилота к выполнению предстоящей работы.
  • Страхователь знал об обстоятельствах, способных повысить риск возникновения страхового случая, но не сообщил о них в страховой компании.
  • Об обстоятельствах, которые могли бы увеличить страховой риск, было заявлено, однако страхователь не выполнил в конкретные сроки предъявленные ему страховщиком требования по их устранению.
  • Кроме прямого назначения, связанного с транспортировочной деятельностью, застрахованная техника использовалась в других целях: на ней проводили обучение персонала, она участвовала в гонках, иных соревнованиях, осуществлялись проверки потенциала ТС и прочее.
  • Техсредства эксплуатировались в таких условиях, которые не предусматриваются их прямым назначением.
  • Транспорт задействовался в местах, не прописанных в договоре, за исключением форс-мажорных обстоятельств, когда технику пришлось эксплуатировать в другом районе.
  • На транспорте перевозилось больше груза или размещалось больше людей, чем предписывается техническими нормативами.
  • Техника использовалась по назначению после того, как суд принял решение приостановить деятельность компании.
  • Транспорт применялся для незаконной деятельности, перевозки контрабанды и др.
  • Страховое событие произошло при форс-мажоре.
  • Убыток нанесен в период войны и активных боевых действий.
  • Причиной ущерба стал взрыв мины, бомбы, другого военного оружия. Исключение – данные военные орудия являлись грузом, который находился на застрахованном ТС.
  • ТС было захвачено, арестовано или задержано во время забастовки, военного маневра.
  • Ущерб стал следствием восстания, мятежа и т. д.
  • Грузы или пассажиры получили повреждения/увечья во время акта саботажа, теракта, иными действиями политического характера.
  • Убыток нанесен во время забастовки/локаута.
  • Груз утерян в связи с конфискацией, реквизицией органами, принявшими на себя управление страной, а также изданием ими актов, противоречащих прежнему законодательству.
  • Убыток нанесен в результате воздействия радиации, радиоактивных веществ/отходов, ядерного топлива.
  • Перечисленные материалы могут являться грузом либо находиться вне застрахованного ТС.
  • Потерпевшее лицо умышленно спровоцировало страховой инцидент.
Предлагаем ознакомиться:  Вступление в наследство после смерти без завещания

Важно помнить: возмещение будет выплачено обязательно, если людям причинен телесный вред (травма, ранение, смерть). Даже когда виновником инцидента является страхователь, потерпевшие все равно получают материальную компенсацию.

Международные  перевозки регламентируются согласно Гаагским, Висби и Гамбургским правилам, установленным в разные годы прошлого века.

Данные конвенции дают определения основным понятиям, формулируют условия осуществления морских перевозок из одной страны в другую.

Если груз перевозится несколькими видами транспорта, то ответственность компании-перевозчика определяется по тому из них, во время использования которого наступило страховое событие. В иных ситуациях для определения ответственности применяются дополнительные  условия международных конвенций.

Согласно международным конвенциям, страховое покрытие распространяется на следующие риски:

  • материальный или телесный ущерб, причиненный людям, это могут быть члены экипажа, пассажиры, портовые рабочие;
  • убытки, понесенные в результате гибели корабля, не вызванной столкновением (входит в полис каско);
  • повреждение судна во время буксировки;
  • участие корабля в общей аварии (кроме рисков, покрываемых полисом каско);
  • непредвиденные расходы в связи со спасением людей (например, при вынужденном отклонении корабля от курса);
  • дополнительные траты из-за введенного в стране карантина;
  • расходы на юридические услуги;
  • штраф, наложенный на корабль в порту.

Международные конвенции предусматривают и целый ряд исключений, при наличии которых не выплачивается компенсация:

  • умышленное действие, направленное на получение возмещения;
  • перевозка запрещенного груза;
  • убытки, которые возникли в период нахождения команды на корабле;
  • ущерб в результате эксплуатации автотранспортных средств;
  • иск от владельца грузового отправления;
  • военная ситуация в стране, прочие риски, которые могут покрываться только специальным страховым договором.

Покрытие ответственности владельцев водных судов чаще всего берут на себя так называемые клубы взаимного страхования (они обозначаются аббревиатурой P{amp}amp;I – в переводе «защита и возмещение»).

Здесь страхуется ответственность собственников кораблей, фрахтователей и прочих лиц, эксплуатирующих крупные суда для транспортировочной деятельности. В список покрываемых ими рисков входит также загрязнение атмосферы и окружающей среды.

Сейчас подобных пулов насчитывается примерно 70. Они в основном сосредоточены в США, скандинавских странах, Великобритании. Все они являются участниками международной группы. При возникновении необходимости выплатить крупное по размеру возмещение они получают помощь.

Клубы P{amp}amp;I предлагают покрытие на следующие виды рисков:

  • порча или утрата грузового отправления,
  • травма, увечье человека,
  • повреждение судна плавающим или неподвижным объектом, в т. ч. из-за столкновение,
  • перемещение корабля после страхового случая,
  • наличие претензий у команды корабля,
  • невыплата возмещения, когда страховым случаем является общая авария,
  • наложение штрафа,
  • незапланированные траты: карантин, судебное разбирательство, буксировка и другие.

Для получения компенсации владелец судна должен представить свой  аварийный сертификат вместе с документами, подтверждающими факт нанесения ущерба и его размер (актом экспертизы и другими).

Транспортные перевозки – это деятельность, которая всегда связана с множеством рисков, и отвечать за них придется владельцу компании. Для защиты своей ответственности всем перевозчикам стоит воспользоваться услугами страховой компании и заручиться поддержкой с ее стороны на случай непредвиденных обстоятельств.

Что необходимо для заключения договора страхования?

В условия договора в большинстве случаев не входит субэкспедиция, то есть перевозка с помощью арендованного либо лизингового транспорта. При этом задействованы третьи лица.

Общие положения

Компания – экспедитор в большинстве случаев не имеет возможности страхования грузов за свой счет. Это не имеет смысла, поскольку сумма страховой премии намного выше. Услугой страхования ответственности экспедитора пользуются:

  • транспортные, экспедиторские компании;
  • люди, осуществляющие деятельность в таможенной сфере;
  • компании и терминалы, осуществляющие логистические услуги.

Страхование предполагает покрытие ответственности страхователя, возникшее по любой причине. Должен быть указан исчерпывающий перечень случаев, которые не попадают под страховое покрытие.

Страхование ответственности регулируется такими законодательными актами:

  • устав автомобильного транспорта Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс РФ;
  • Таможенный кодекс РФ;
  • Федеральный закон РФ «О транспортно-экспедиционной деятельности»
  • международные договора и конвенции, регламентирующие правила перевозки грузов (CMR/КДПГ, FIATA);
  • требования законодательства, касающиеся правил перевозок грузов;
Предлагаем ознакомиться:  Миграционный учет иностранцев в России в 2019 году: документы, сроки, куда обратиться

Действие договора страхования начинается в момент выплаты компанией – экспедитором страховой премии. В подтверждение этого страховщик изготавливает полис страхования ответственности грузоперевозчика.

Про порядок заключения договора страхования читайте здесь.

_

Образец сертификата страхования ГО экспедитора.

Обязательства

Компания перевозчик, осуществляющая экспедиционную деятельность обязана:

  • обеспечить безопасность перевозки пассажиров;
  • нести ответственность автоперевозчика за сохранность груза до момента прибытия на место;
  • компенсировать убытки, возникшие по её вине;
  • возместить ущерб в результате ошибки сотрудников (неправильная погрузка или засыпка груза, нарушение правил перевозки, неправильное комплектование, ошибки при формировании тарифов)
  1.  Связаться с менеджером Компании любым удобным способом, как указано ниже
  2.  Получить у менеджера и заполнить заявление на обязательное страхование
  3.  Приложить к заявлению на обязательное страхование следующие документы: 
  • Сведения о транспортных средствах, допущенных к эксплуатации, по видам транспорта, указанным в заявлении на обязательное страхование;

  • Копия(-ии) лицензии(-ий) (и/или иных обязательных разрешительных документов) на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров видами транспорта, указанными в Заявлении на обязательное страхование;

  • Расчет количества перевезенных пассажиров и копии документов, обосновывающих расчет, по видам транспорта, указанным в Заявлении на обязательное страхование.

Железнодорожные перевозки

Согласно транспортному железнодорожному уставу от 1998 г.,  перевозчик должен отвечать только здоровье и жизнь пассажиров и их багаж. Ручная кладь сюда не относится, пассажир должен следить за ней самостоятельно.

ГК РФ предусматривает конкретные размеры денежной компенсации за потерю груза на ж/д. Приводится список обстоятельств, освобождающих от обязанности компенсировать убыток: например, если груз сопровождается представителем компании-отправителя или с ним едет экспедитор от получающей стороны, если обнаружена минимальная недостача в весе, соответствующая нормам естественной утруски и прочие варианты.

Какая может быть страховая защита?

При договоре страхования ответственности объекты, которые можно застраховать это:

  • жизнь и здоровье пассажиров, если это Турфирма;
  • возможный вред, причиненный перевозимому имуществу;
  • имущественные интересы экспедитора (расходы при спасении грузов, снижение убытка при наступлении страхового случая).

Рекомендуем вам прочитать про обязательное страхование пассажиров в данном материале.

В перечень объектов страхования входит также ущерб, нанесенный другим лицам.

Страховые риски

В чем специфика страхования ответственности экспедитора

В перечень страховых рисков входит:

  • ответственность, наступающая за гибель, потерю или утрату груза в случае наступления форс-мажорных обстоятельств (стихийное бедствие, обвал мостов, кража, разбойное нападение);
  • финансовые убытки, возникающие по вине страхователя (просрочка, неправильная доставка);
  • возмещение при необходимости таможенных сборов, пошлин;
  • ответственность, наступающая перед третьими лицами при повреждении груза;
  • расходы в случае необходимости расследования обстоятельств страхового случая;
  • страховые выплаты, направленные на снижение ущерба.

В перечень страховых рисков не входят форс-мажорные обстоятельства, перечисленные в договоре.

Страховым случаем является возникновение обязательств перевозчика по возмещению вреда, причиненного при перевозке жизни, здоровью, имуществу пассажиров в течение срока страхования.Договором страхования покрываются следующие риски:

  • причинение вреда жизни;
  • причинение вреда здоровью;
  • причинение вреда имуществу.

Минимальные размеры страховых сумм по каждому страховому случаю согласно Закону №67-ФЗ:

  • за причинение вреда жизни потерпевшего ─ не менее 2 025 000 рублей на 1 пассажира;
  • за причинение вреда здоровью потерпевшего ─ не менее 2 000 000 рублей на 1 пассажира;
  • за причинение вреда имуществу потерпевшего  ─ не менее 23 000 рублей на 1 пассажира.

При этом в договоре страхования по желанию страхователя может быть предусмотрен больший размер страховой суммы, по риску причинения вреда имуществу потерпевшего может быть установлена безусловная франшиза.

Исключения из страхового покрытия:

  • воздействие ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения*;
  • последствия военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий*;
  • гражданская война, народные волнения или забастовки*;
  • наступление страхового случая из-за умысла выгодоприобретателя.

* По желанию страхователя может быть включено в договор страхования в качестве дополнительного покрытия.

Страховой тариф устанавливается (в диапазоне, утвержденном Указанием ЦБ РФ)  по каждому риску в расчете на 1 пассажира в зависимости от вида транспорта, вида перевозок, а также в зависимости от выбранных страхователем условий по франшизе и по включению в договор страхования дополнительного покрытия.

В чем специфика страхования ответственности экспедитора

Страховая премия по каждому риску (по видам транспорта и видам перевозок) =  количество пассажиров х страховая сумма по каждому риску х страховой тариф по каждому риску.

Предлагаем ознакомиться:  Какая сумма материнского капитала на сегодняшний день

Общий размер страховой премии по договору страхования определяется путем суммирования страховых премий, определенных по каждому из рисков по видам транспорта и видам перевозок.

Срок действия договора страхования — не менее года, за исключением перевозок на внутреннем водном транспорте, где срок страхования должен быть не менее периода навигации.

Возможна оплата страховой премии в рассрочку.

Авиаперевозки

Воздушный кодекс России от 1997 г. предусматривает определение размера ответственности авиаперевозчика по предписаниям ГК РФ, если в страховом полисе не стоит другая сумма.

Также транспортная авиакомпания отвечает за сохранность грузовых отправлений, багажа, вещей, которые находятся при пассажире. Любой желающий может сдать багаж, заранее указав его цену, – тогда размер компенсации будет соответствовать заявленной им стоимости.

Если пассажир этого не сделал, то компенсация будет равняться стоимости багажа, но при этом максимальная цена за 1 кг будет не более 2-х МРОТ.

Возмещение за ручную кладь тоже зависит от стоимости, но если установить ее ценность не представляется возможным, выплачивается компенсация, не превышающая 10 МРОТ.

В чем специфика страхования ответственности экспедитора

С компании-авиаперевозчика может быть снята ответственность по возмещению убытка, если она представит доказательства того, что сделала все, что необходимо для предотвращения страхового события, или что никакие действия не смогли бы предотвратить его наступление.

Также страхователь должен доказать, что имущество было утрачено или застраховано не в течение авиаперевозки, а в другое время.

Согласно Кодексу, авиаперевозчик вправе повысить лимит своей ответственности, для этого требуется заключение соглашения с отправителем груза, его получателем либо пассажирами конкретного рейса.

Обязательное страхование ответственности перевозчика предусматривает установление размера для каждого пассажира в 1000  и более МРОТ. Такая сумма выплачивается, если человек погиб или травмирован.

Что же касается компенсации за утраченное имущество, то минимальная сумма зависит от лимита ответственности авиаперевозчика.

Выводы

Страхование ответственности компании экспедитора – это подвид гражданской ответственности. Имеет такие особенности:

  1. Направлено на защиту имущественных интересов страхователя при наступлении страхового случая.
  2. Объектами страхования становятся жизнь и здоровье людей, сохранность груза.
  3. Страхование ответственности осуществляется при заключении генерального договора.
  4. Услугами страхования ответственности пользуются транспортные, экспедиционные и логистические компании.
  5. Страховка покрывает возможный ущерб, возникший по любой причине (включая случайную ошибку сотрудников).
  6. Страховые риски: повреждение или потеря груза, финансовые убытки, ответственность перед другими людьми, компенсацию дополнительных расходов;
  7. Гражданская ответственность экспедитора наступает при мошеннических или других умышленных действиях, выполнении обязанностей в алкогольном или наркотическом опьянении, отказе выполнять доставку груза.
  8. Договор может сочетать два отдельных вида: страхование ответственности и страховка груза самим экспедитором.

Как оформить ОСАГО на грузовой автомобиль читайте тут.

Автоперевозки

Устав автотранспорта РСФРСР от 1969 г.  не дает указаний насчет жизни или травмирования пассажиров. Ответственность автоперевозчика наступает лишь в соответствии с ГК РФ.

Вопрос об ответственности автоперевозчика в отношении грузовых отправлений, багажа пассажиров, их ручной клади регулируется так же, как при ж/д транспортировке.

Если транспортная компания не застраховала свою ответственность, то она будет отвечать за нанесенные ею убытки в рамках законодательства либо иного правового акта.

Автовладельцы и компании, использующие транспортные средства или ведущие другую деятельность, представляющую опасность для других, должны возместить нанесенный ими ущерб.

Исключением может стать вариант, когда инцидент произошел в силу при форс-мажоре или потерпевший умышленно допустил возникновение подобной ситуации.

Возмещать убыток обязана организация или частное лицо, владеющее транспортным средством на любом законном основании:  иметь право собственности, арендовать, пользоваться по договору лизинга, по доверенности и т. д.

Если ущерб причинен одновременно несколькими транспортными средствами, то размер компенсации делится на всех владельцев поровну. Владелец не будет нести ответственности, если представит доказательство того, что он лишился своего ТС в результате незаконных действий злоумышленников.

Морские перевозки

При страховании судов и морских грузов обязательства по выплате возмещения распределяются следующим образом:

  • 75% убытка в случае столкновения судов покрывается страховщиком, выдавшим полис каско (за повреждение самого судна),
  • 25% за поврежденный корабль, а также компенсацию за утраченный груз и нанесенный вред людям оплачиваются клубами взаимного страхования.

В отношении регулирования ответственности перевозчика действуют следующие нормативные акты, принятые еще в СССР: Морской кодекс и Устав водного транспорта. В первом документе упоминается об ответственности перевозчика перед пассажирами, во втором нет ни слова о причинении им вреда.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector