Ответственность за квотирование рабочих мест для инвалидов

Кто обязан квотировать рабочие места

Итак, квотирование рабочих мест — это их резервирование для приема на работу граждан, испытывающих сложности с трудоустройствомп. 1 ст. 13 Закона от 19.04.91 № 1032-1.

Резервные рабочие места должны быть в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, если среднесписочная численность работников превышает, как правило, 100 человекст. 21 Закона от 24.11.95 № 181-ФЗ; см., например, Закон г. Москвы от 22.12.2004 № 90. Хотя, к примеру, в Якутии резервировать места для несовершеннолетних надо уже при среднесписочной численности сотрудников 50 человекЗакон Республики Саха (Якутия) от 23.04.2009 690-3 № 271-IV.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyright

Как нам разъяснили в Департаменте труда и занятости населения г. Москвы, квоту должны создавать компании, численность которых с учетом всех подразделений, даже расположенных в других регионах, составляет более 100 человек. При этом количество квотируемых мест надо определять исходя из среднесписочной численности работников в каждом подразделении.

Организациям, среднесписочная численность работников которых не превышает 100 человек (или иного показателя, предусмотренного законом вашего субъекта), а также предпринимателям независимо от количества у них работников резервировать рабочие места ни для кого не нужно.

— молодежи (например, граждан в возрасте 18—20 лет, ищущих работу впервые после получения среднего профобразованияп. 1 ст. 2 Закона Краснодарского края от 08.02.2000 № 231-КЗ, детей в возрасте 16—18 лет из семей, потерявших кормильцаподп. 1 п. 1 ст. 2 Закона Курской области от 31.10.2007 № 111-ЗКО);

— граждан, уволенных с военной службы, и членов их семейст. 4 Закона Липецкой области от 14.09.2000 № 104-ОЗ;

— женщин, имеющих детей в возрасте до 3 летп. 4 ст. 4 Закона Камчатского края от 11.06.2009 № 284;

Ответственность за квотирование рабочих мест для инвалидов

— людей предпенсионного возрастаст. 4 Закона Липецкой области от 14.09.2000 № 104-ОЗ;

— одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей или детей-инвалидовп. 4 ст. 1 Закона Кемеровской области от 11.12.2002 № 106-ОЗ.

Кроме того, в законе может присутствовать правило о том, что если инвалидов принято больше, чем предписано законом (например, 3% от среднесписочной численности работников вместо 2%), то для других квотируемых категорий количество рабочих мест можно уменьшить на соответствующую величинуч. 3 ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90.

Работодатели сами рассчитывают количество работников, которых они должны принять в счет квоты. Регионы могут разрешать округление числа таких сотрудников как в сторону уменьшенияч. 3 ст. 4 Закона Московской области от 25.04.2008 № 53/2008-ОЗ, так и в сторону увеличения до целого значения при показателе от 0,5 и вышеч. 3 ст. 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 23.04.2009 690-3 № 271-IV.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators

Квота для приема на работу инвалидов устанавливается законодательством субъекта РФ для каждой организации, учреждения, предприятии в пределах, установленных Федеральным законом.

Если количество сотрудников превышает 100 человек, размер квоты составляет 2% -4% от среднесписочной численности работников. Если персонал работодателя находится в пределах от 35 до 100 человек, то квота — не более 3% (ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ (в ред. от 29.12.2017).

При расчете квоты не включаются в среднесписочную численность те сотрудники, условия труда которых по результатам аттестации рабочих мест, относятся  к вредным и/или опасным. Более того, при исчислении квоты не учитываются филиалы и представительства компании, расположенные в другой местности.

В чем суть квотирования?

Суть квотирования заключается в том, что руководство компании выделяет установленное количество квот (рабочих мест) для определённой законом категории граждан. Квотирование – обязанность работодателя. В этих целях администрация должна создать специальное рабочее место и выделить его для трудоустройства направленных по квоте лиц.

Количество мест, которое должен работодатель создать и выделить по квоте, зависит от численности работников в компании.

Трудовые отношения в случаях приёма по квоте возникают на основании ст. 16 ТК РФ. Заключение трудовых договоров происходит после направления льготников на работу уполномоченными на это органами в счет выделенной квоты.

Ответственность работодателя

Административная ответственность работодателя за несоблюдение установленных норм по квотированию установлена не только на федеральном, но и на региональном уровне.

Нарушение

Основание

Размер штрафа

В отношении кого применяется

Неисполнение обязанности по созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов согласно установленной квоте

ст. 5.42 КоАП РФ

5 000 – 10 000 руб.

Должностное лицо

Отказ от приема на работу инвалида в пределах установленной квоты

ст. 5.42 КоАП РФ

5 000 – 10 000 руб.

Должностное лицо

Непредставление (как полное, так и частичное; искажение данных) или несвоевременное представление необходимых сведений в службу занятости

ст. 19.7 КоАП РФ

300 – 500 руб.

Должностное лицо

3 000 – 5 000 руб.

Юридическое лицо

Предлагаем ознакомиться:  После вступления в наследство нашлось завещание

Закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ о социальной защите инвалидов возлагает на работодателя обязанность:

  • разработать и утвердить локальные нормативные акты, в которых содержатся сведения о квотируемых рабочих местах;
  • создавать рабочие места и выделять их для приёма инвалидов.

Для определения размера квоты нужно рассчитать численность и среднесписочную численность работающих лиц.

Квоты инвалидам
(устанавливаются субъектами РФ)
Численность работников Квота
(в % от среднесписочной численности работников)
более 100 от 2 до 4 %
не менее чем 35 и не более чем 100 не выше 3 %

В среднесписочную численность сотрудников не включаются кадры, условия труда которых отнесены к опасным и (или) вредным условиям труда (что должно быть подтверждено аттестацией рабочих мест или специальной оценкой).

От соблюдения обязательного квотирования освобождаются общественные объединения инвалидов и созданные ими компании, в том числе общества и хозяйственные товарищества, если их уставный капитал состоит из вклада этого объединения.

Количество квот должно быть установлено законодательством конкретного субъекта РФ.

Что значит квотируемое рабочее место

В бухгалтерском учете добровольно уплачиваемая в целевой бюджетный фонд компенсационная стоимость рабочих мест за нетрудоустроенных на квотируемые рабочие места инвалидов может включаться в состав прочих расходов в соответствии с п. п. 4, 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

Налог на прибыль

В целях налогообложения прибыли учитываются любые расходы, удовлетворяющие критериям, установленным п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ. В частности, расходами в налоговом учете признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (абз. 4 п. 1 ст. 252 НК РФ).

По нашему мнению, указанные расходы соответствуют принципу экономической оправданности расходов, так как внесение платы в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты является обязанностью работодателя, возложенной на него Законом, и направлены на получение дохода — уплата обязательных платежей, возложенных на организации в соответствии с законодательством, является частью хозяйственной деятельности организации.

Отметим, что гл. 25 НК РФ не содержит специальных норм, которые бы позволяли учесть расходы, связанные с уплатой компенсационной стоимости квотируемого рабочего места. Но в то же время перечень как внереализационных, так и прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, является открытым и позволяет уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на иные экономически обоснованные расходы (пп. 49 п. 1 ст. 264, пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Таким образом, по нашему мнению, организация имеет право учесть произведенные расходы на уплату компенсационной стоимости рабочего места в составе внереализационных расходов.

Между тем налоговые и финансовые органы придерживаются позиции, что такие расходы в целях налогообложения прибыли не учитываются (Письма Минфина России от 11.01.2011 N 03-03-06/2/1, от 24.04.2008 N 03-03-06/1/294, ФНС России от 22.06.2010 N ШС-37-3/4638@, УФНС России по г. Москве от 22.03.2011 N 16-15/026835@, от 05.05.

2010 N 16-15/047216@, от 02.10.2009 N 16-15/102999), ссылаясь на Определение Верховного Суда РФ от 10.08.2005 N 5-Г05-45, в котором указано, что Закон г. Москвы от 22.12.2004 N 90 «О квотировании рабочих мест» противоречит Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которым компенсационная выплата не предусмотрена.

Аналогичные решения были приняты Постановлениями ФАС Московского округа от 20.08.2010 N КА-А40/9354-10-П-2, от 18.06.2010 N КА-А40/5743-10, от 29.03.2010 N КА-А40/2482-10.

Также, по мнению финансистов, уплата компенсационной стоимости носит добровольный характер, а не обязательный.

Так как внесение платы за каждого не трудоустроенного на квотируемые места инвалида не является обязательным условием осуществления деятельности налогоплательщиков, то расход на добровольное внесение этой платы не учитывается в целях налогообложения прибыли на основании п. 49 ст. 270 НК РФ (см.

Кроме того, по мнению специалистов финансового департамента, данный расход не направлен на получение прибыли, как того требует ст. 252 НК РФ, а является своеобразной санкцией государства к тем работодателям, которые по каким-то причинам не смогли трудоустроить граждан, особо нуждающихся в социальной защите, следовательно, к таким выплатам можно применить норму п. 2 ст. 270 НК РФ.

Предлагаем ознакомиться:  В течение какого времени дают кредит

Хотя ранее в Письме от 31.01.2008 N 03-03-06/1/64 специалисты Минфина России пришли к противоположному выводу: в случае если организацией не может быть выполнено условие о фактическом квотировании определенного количества рабочих мест и трудоустройства определенной категории физических лиц, то она обязана производить выплаты в целевой бюджетный фонд.

Поэтому затраты организации в виде компенсационной стоимости квотируемого рабочего места для трудоспособных категорий населения, предусмотренных ст. 2 Закона N 90, по мнению Минфина России, могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль в общеустановленном гл. 25 НК РФ порядке.

Ответственность за квотирование рабочих мест для инвалидов

Несмотря на противоположную позицию Минфина России по данному вопросу, полагаем, что организация вправе учесть в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, затраты по уплате в бюджет компенсационной стоимости квотируемого рабочего места на основании ст. 252, пп. 49 п. 1 ст. 264 и пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ и у нее есть шансы отстоять свое право в суде.

Так, складывающаяся на сегодня судебная практика по указанным расходам принимается в пользу налогоплательщиков (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 25.01.2013 N Ф05-15459/12 по делу N А40-134004/2011-129-555, от 22.01.2013 N Ф05-15455/12 по делу N А40-60377/2012-91-338, от 31.03.

Если же во избежание налоговых споров Организация примет решение не учитывать плату за квотирование рабочих мест в целях налогообложения прибыли, то возникает необходимость применения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

Это место — вакансия, должность, специально созданная и зарезервированная для лиц, которым установлена квота.

Какая квота на территории Москвы

Порядок установления квоты для инвалидов определен ст. 3 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90 «О квотировании рабочих мест».

Если количество сотрудников превышает 100 человек, размер квоты для инвалидов составляет 2% от среднесписочной численности работников. Расчет производится работодателем самостоятельно, исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории города Москвы.

Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. При расчете количества работников, трудоустроенных в счет квоты, округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения.

Для какой категории граждан

Законом от 19.04.1991 N 1032-1 о занятости населения определены основные направления госполитики в области оказания поддержки занятости населения. Тут же определены мероприятия, направленные на помощь гражданам, которые могут испытать трудности в поиске работы. К ним отнесены:

  • инвалиды;
  • лица, освобождённые из учреждений, исполняющих наказание;
  • лица предпенсионного возраста (к ним отнесены те, кому до трудовой пенсии по старости осталось 2 года);
  • несовершеннолетние (лица в возрасте от 14 до 18 лет);
  • вынужденные переселенцы и беженцы;
  • многодетные и одинокие родители, которые воспитывают несовершеннолетних детей или детей-инвалидов;
  • лица, уволенные с военной службы;
  • граждане от 18 до 20 лет со средним профобразованием, ищущие работу в первый раз;
  • лица, пострадавшие вследствие радиационных аварий (Чернобыльской и других катастроф).

В силу этого закона государство предоставляет дополнительные гарантии лицам, для кого устроиться на работу сложно. Такая поддержка оказывается, в том числе, и путём установления квоты для приема на работу инвалидов.

Региональным законодательством квота может распространяться не только на инвалидов, но и на других лиц, нуждающихся в содействии занятости, перечисленных выше

Пример расчета квоты

Среднесписочная численность работников компании (г. Москва) составляет 325 человек. Размер квоты для инвалидов: 325 х 0,02 = 6,5 Это значит, что квота для компании — 6 человек.

Выполнением квоты является трудоустройство инвалида, который имеет рекомендации к труду. Подтверждение – заключение договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней.

1. Общие положения

1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, ___________________________

                                                                                                                                                     (закон субъекта РФ)

1.2 Квотирование рабочих мест в ________________________________________ проводится в целях

                                                                              (наименование организации)

усиления социальной защищенности и оказания содействия трудовой занятости инвалидов.

1.3 Квота для приема на работу инвалидов для  _____________________________ составляет 2%  

                                                                                       (наименование организации)                                                                                       

от среднесписочной численности работников школы.

1.4 Квота – минимальное количество рабочих мест для инвалидов, испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников школы), которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают инвалиды.

1.5 К инвалидам, для которых осуществляется квотирование рабочих мест, относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории __________ области, признанные в установленном порядке инвалидами, имеющие в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида рекомендации к труду.

1.6 В среднесписочную численность работников _______________________ включаются состоящие в

                                                                                                 (наименование организации)

штате работники, за исключением внешних совместителей и лиц,      выполняющих          работы или оказывающих услуги по гражданско-правовым договорам.

1.7 Работодатель создает необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

1.8 Количество и перечень рабочих мест для трудоустройства инвалидов, выделенные в счет квоты, утверждаются приказом по школе по мере их создания.

Предлагаем ознакомиться:  Порядок получения наследства по завещанию

2. Условия и порядок квотирования рабочих мест

2.1 Ответственными за надлежащее исполнение настоящего Положения являются должностные лица:

2.1.1 Ответственным за обеспечение надлежащих условий труда на рабочих местах, созданных для инвалидов, является ответственный за охрану труда.

2.1.2 Ответственным за работу с центром занятости является секретарь руководителя.

2.2 Секретарю руководителя:

1. в течение месяца, а затем ежемесячно, направлять в центр занятости информацию о зарезервированных вакантных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в счет квоты.

2. осуществлять учет трудоустраивающихся в пределах установленной квоты инвалидов.

3. ежемесячно, не позднее 10 числа каждого месяца, предоставляют информацию в центр занятости населения по выполнению установленной квоты:

  • наличия вакантных рабочих мест (должностей);
  • созданных или выделенных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов;
  • информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах;
  • выполнение квоты для приема на работу инвалидов.

4. направлять в центр занятости населения информацию, о приеме на работу инвалидов на квотируемые рабочие места в трехдневный срок, после заключения трудового договора с инвалидом.

2.3 Бухгалтер (расчетчик) школы ежемесячно, не позднее 10 числа каждого месяца, готовит расчет квоты по трудоустройству инвалидов на основании данных о среднесписочной численности работников школы за предшествующий месяц и при необходимости представляет директору школы предложения по корректировке числа созданных (выделенных) для инвалидов рабочих мест.

3. Трудоустройство инвалидов в счет квоты

3.1 На рабочие места, созданные в счет установленной квоты, работодатель трудоустраивает инвалида независимо от категории заболевания и группы инвалидности при наличии у него индивидуальной программы реабилитации и рекомендаций к труду.

3.2 Трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты работодатель осуществляет как по направлениям центров занятости населения (направление установленного образца с пометкой «в счет квоты»), так и самостоятельно.

3.3 Работодатель имеет право запрашивать и получать от центров занятости населения и других организаций информацию, необходимую при осуществлении мероприятий по квотированию рабочих мест для приема на работу инвалидов. В целях реализации данного права ответственный специалист школы направляет соответствующие запросы в центры занятости населения г. _______ и иные организации.

3.4 Квота считается выполненной, если на все выделенные (зарезервированные) или созданные в счет установленной квоты рабочие места инвалиды трудоустроены в соответствии с трудовым законодательством либо сохранены рабочие места для работающих инвалидов.

3.5 За непредставление или несвоевременное представление информации, отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты должностные лица школы несут административную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Какая отчетность по квотированию рабочих мест

Бланки  и сроки сдачи отчетности устанавливаются региональным законодательством о квотировании или принятым на его основе правовым актом исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в сфере труда и занятости.

Извещение службы занятости

https://www.youtube.com/watch?v=ytabout

Работодатели, помимо создания рабочих мест, обязаны и извещать органы службы занятости о том, что компания исполнила обязанность по квотированию рабочих мест. Согласно части 3 статьи 25 Закона о занятости населения работодатели каждый месяц обязаны направлять указанным службам информацию о созданных по квоте рабочих местах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector