"После этого мама поймет". Что толкает детей на суицид и как его предотвратить
Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Отец предпринимает попытки к самоубийству что делать

Попытка сбежать от сути проблемы

В начале эксперты рассказали о своих впечатлениях от статьи в «Новой газете» и о том, какие последствия выхода этой статьи они видят в своей практике.

Мария Абушкина

Мария Абушкина

«Тема суицида в нашем обществе — табу. Как же решать эту проблему, если о ней не говорить? Статья Галины Мурсалиевой в „Новой газете“ поднимает тему подростковых самоубийств, но уходит от сути проблемы. Этот материал — попытка сбежать. Сбежать в негодование по поводу неких личностей, которые манипуляциями заставили детей совершить суицид.

Дмитрий Пушкарев

Дмитрий Пушкарев

Дмитрий Пушкарев объяснил, почему люди совершают суицид: «Это может звучать парадоксально, но суицидальное поведение — это не проблема, а способ ее решить. Суицид — это следствие определенных проблем. Столкнувшись с сильным стрессом и чувством бессилия, люди начинают рассматривать суицид как решение „нерешаемых“ (с их точки зрения) проблем.

Суицидальные мысли дают ложное ощущение „свободы“, возможного „выхода“ из положения. Важно понимать: когда человек находится во власти таких заблуждений, ошибочно усиливать контроль над его личной жизнью, действовать запретительными мерами. Этим мы можем подтолкнуть человека к попытке обрести контроль над его собственной жизнью таким страшным образом».

Дмитрий Пушкарев также отметил наличие биологических причин суицидальных мыслей: «Каждый из нас сталкивается с разными уровнями страданий. Здесь есть и биологические причины. У одних людей банально выделяется большее количество серотонина, и они меньше склонны к негативным эмоциям. Метод самоповреждений работает потому, что люди, которые режут себя, испытывают выделение эндорфинов, поэтому они используют временно не только физическое, но и эмоциональное обезболивание».

Детство — до пяти – шести лет

Начну с родительской семьи. Именно в ней у ребенка закладываются все основы его физического и психического здоровья, психологической состоятельности. Своего рода, хребет всех его будущих качеств. Этот процесс заканчивается примерно к пяти-шести годам. Дальше уже идет шлифовка конкретных черт личности. Поэтому такой небольшой отрезок жизни человека имеет колоссальное значение для всего его будущего.

К сожалению, значительная часть семей не задумывается о проблемах воспитания психологических качеств ребенка в этом возрасте. В чем он больше всего нуждается? Не в витаминах и даже не в материнском молоке, а буквально с первых моментов своего появления на свет он нуждается в главном, что дала нам природа —  в любви.

По данным наших исследований, в родительских семьях доминируют три варианта воспитания, которые можно назвать патологическими. Один вариант — это безразличие, когда родители обращают внимание только на то,  чтобы ребёнок был накормлен, одет, у него были игрушки. Но с ним не  общаются, не оговаривают какие-то проблемы, доступные ему возрасту, живут только своей жизнью.

«Меня так воспитывали, и я человеком  вырос».  Современные родители всячески могут развивать ребёнка, но оставляют вне своего внимания главное – стремление, чтобы ребёнок вырос гармоничной личностью, которая понимает себя и умеет быть внимательной к другим, любит себя, своих близких и весь окружающий мир.

Кроме того, сейчас встречается такой феномен, который я называю «сирота при живых родителях», когда преуспевающие папа с мамой считают, что они заботятся о ребенке, перекладывая его воспитание на  няню, гувернантку. В итоге ребенок растет в условиях  дефицита родительской любви, которую не заменит ни одна, даже самая хорошая няня.

Третий вариант воспитания —  «Кумир семьи».  В этом случае на ребенка буквально молятся, оберегают от любых трудностей, решают за него все проблемы. В результате формируется человек, уверенный в своей исключительности, не умеющий постоять за себя, найти выход из сложной ситуации. Поэтому, когда он вырастает и попадает в нормальную жизнь с её сложностями, то первые же неудачи кажутся ему безвыходными и могут привести к самоубийству.

Суицид в детском и подростковом возрасте — это мольба о помощи, которую никто не услышал. Не случайно более половины  всех суицидов среди детей и подростков возникает на почве внутрисемейных конфликтов, внутрисемейного непонимания.

Суицид — это не проблема, а способ ее решить

Дмитрий Пушкарев

Дмитрий Пушкарев

Наследственность и психическое здоровье

У большинства родителей  отсутствуют необходимые психологические и медицинские знания. Например, о том, что существует генетическая предрасположенность к суицидальному поведению. И если в роду у кого-то были суициды или попытки суицида, нужно проявлять настороженность. Это ни в коем случае не значит, что ребенок обречен повторить поступок родственника, однако родители должны проконсультироваться со специалистом, который объяснит, на что следует обращать внимание, чего надо избегать.

По последним данным, чаще всего суициды совершают как дети, так и взрослые, у которых есть те или иные нарушения  психического здоровья. Зачастую родители вообще не видят их проявлений, не беспокоятся. Бывает и более парадоксально, когда родители понимают, что ребенок явно ведет себя как-то неадекватно, но с негодованием отвергают  саму возможность обратиться к детскому или подростковому психиатру.

Это обусловлено наличием своеобразного психологического барьера перед обращением к психиатру. К сожалению, у многих людей еще встречается невежественное отношение к психиатрии, непонимание того, что своевременная психиатрическая помощь позволит излечить ребенка, в том числе, и предупредить развитие у него суицидального поведения.

Понимает ли подросток, что суицид — это навсегда?

Полина Цыганкова

Полина Цыганкова

«Подростковый возраст — это возраст, в котором человек формирует свою самоидентичность, пытается ответить на вопрос „кто я, какой я, каким я хочу быть, зачем я?“, даже вопрос о смысле жизни начинает задаваться. Также это возраст сепарации от родительской семьи, когда подросток ставит под сомнение семейные правила, семейные традиции, семейные устои.

Это нормально — где-то протестовать, где-то проверять это на прочность. И подросток разворачивается от семьи к сверстникам и к обществу в целом, к тому социокультурному контексту, в котором он находится. Когда наш подросток разворачивается в поиске ролевых моделей, своих героев, на которых он хотел бы быть похож, к сожалению, не так много фигур, на которых бы нам, действительно, хотелось бы, чтобы подростки равнялись.

Поскольку проблема суицида очень нагружена большой тревогой, нам хочется, в первую очередь, устранить все суицидогеннные факторы, повышающие риск суицида. Но есть еще сторона антисуицидальных факторов и один из способов профилактики суицидального поведения — это наращивание, усиление антисуицидального потенциала.

Предлагаем ознакомиться:  Поставщики срывают сроки открытия бизнеса что делать

«Подросткам бывает свойственна так называемая иллюзия неуязвимости, что дурное может произойти с кем-то другим, а не со мной, это часто лежит в основе рискового поведения, всякие экстремальные виды проведения досуга, которые сейчас тоже распространены и имеют высокую смертность. Это такое около суицидальные вещи, игры со смертью, зацепинги, когда ребята на поездах катаются и гибнут в большом количестве, руфинг, когда они по крышам прыгают и срываются с этих крыш, и ряд других таких вариантов времяпрепровождения».

Суицидальный риск и психоактивные вещества

Риск суицида у подростков, которые употребляют психоактивные вещества (алкоголь, наркотики, токсические средства), резко возрастает.  Все эти вещества вызывают не только  состояние эйфории и удовольствия, но и резко снижают критику к своему поведению. В результате даже незначительный конфликт может вызвать у подростка, находящегося в алкогольном или наркотическом опьянении, совершенно неадекватную реакцию, ведущую к  импульсивным, без всякого обдумывания, действиям. В том числе, и к самоубийству.

Если уже сформировалась алкогольная или наркотическая зависимость, то состояние, когда требуется очередная доза наркотика, очень тяжелое. Развивается депрессия, которая тоже может привести к суицидальным действиям.

— Самоизоляция, снижение повседневной активности. Если раньше ребенок мог с родителями что-то обсуждать, пошутить, то сейчас он становится все более замкнутым, отвечает  односложно, часто уединяется. Падает успеваемость в школе, появляются прогулы без видимых причин.

— Изменение привычек с тенденцией к пренебрежительному отношению к своей внешности и несоблюдению правил личной гигиены. Перестает умываться, чистить зубы, теряет интерес к своей одежде, к тому, как он выглядит.

— Появление несвойственных ранее реакций в виде уходов из дома и бесцельного бродяжничества.

— Доминирующими темами для чтения, бесед и творчества становятся темы смерти и самоубийств. Это можно заметить по книгам, которые он читает, появившемуся предпочтению в прослушивании  печальной и траурной музыки. Начинает посещать сайты, группы в социальных сетях, где говорится о смерти и самоубийстве. Это можно обнаружить, если  заглянуть на странички в Интернете или социальных сетях, которые он просматривает.

— Употребление психоактивных веществ.   Подросток, который в жизни не употреблял спиртного или наркотиков, начинает приходить домой в состоянии опьянения.

Помимо этого существуют и так называемые лингвистические индикаторы суицидального риска.  К ним относятся:

  • прямые высказывания, а также оговорки или незавершенные мысли, отражающие суицидальные тенденции;
  • ослабление или выпадение из лексикона слов, характеризующих радостные переживания или представления;
  • специфические изменения речи: явная замедленность ее темпа, заполнение речевых пауз глубокими вздохами, монотонность  интонаций.

Появление таких особенностей должно насторожить родителей. Первое, что следует делать в таком случае —  найти возможность откровенно  поговорить с ребенком: что его беспокоит, в чем причина, как ему помочь. Такой разговор будет иметь эффект, если  существует хотя бы малая степень доверительности в отношениях с родителями.

А она создается, как я уже говорил, в раннем детском возрасте. Если у подростка эта доверительность исчезла, и отношения носят формальный характер, то ребёнок вряд ли раскроет свои переживания. В таком случае нужно обращаться к специалисту, квалифицированному психологу, занимающемуся именно детьми и подростками.

Я бы только не советовал искать психолога (психотерапевта) по объявлениям: у нас масса неквалифицированных людей и даже шарлатанов, подвизающихся под этой маркой. Не следует бояться обращения к детско-подростковому психиатру в обычный психоневрологический диспансер, куда не нужно  никаких направлений.

Для начала туда можно прийти маме или папе без ребенка, поговорить, посоветоваться, и совместно решить, как поступать дальше. Наконец, существуют анонимные Телефоны доверия, куда может позвонить любой родитель, да и сам подросток. Поэтому важно, чтобы дети и подростки знали этот номер, и в каких случаях по нему звонить.

Причина суицидов: «Не хочу жить… так!»

Полина отметила, что в современной суицидологии выделяется несколько личностных смыслов суицидального поведения: «Чаще всего это крик о помощи, сигнал SOS. Возможно также самонаказание, избегание последствий своих действий, месть и истинный отказ от жизни. Особенность подростковых суицидов в том, что у подростков практически не встречается истинный отказ от жизни.

Ольга Калашникова

Ольга Калашникова

«Ребенок рождается и уже с самого первого дня социум кладет лапы на его тело, он как надо одевает его, что-то там протирает, начинает кормить. Ребенок не имеет никакого мнения, а родители даже не имеют потребности сверяться хорошо ли ему, плачет ли он, как его кормить, родители точно знают как правильно, как надо.

«Часто на вопрос „почему мальчик покончил с собой“ приходит ответ — потому что его девочка бросила, или потому что не поступил в учебное заведение, в которое пытался поступить. И, казалось бы, ответ найден, градус неопределенности снизился, тревога снизилась и всё понятно. На самом деле это всего лишь повод, некая верхушка айсберга, которая ничего не объяснят.

Мало кто из нас женат и замужем за своей первой любовью, у многих первые отношения не закончились ничем счастливым, тем не менее мы здесь сидим. Это означает, что ни одно жизненное событие не может быть причиной суицида, оно может быть только неким условием, пусковым фактором той ситуации стресса или кризиса, с которой человек справляется либо нет в силу каких-то других причин и факторов.

Это могут быть индивидуально-психологические факторы. Допустим, крайне низкая самооценка, неприятие себя, даже ненависть к себе, по каким-то причинам у подростка возникшая. Это могут быть факторы межличностные — например, травля со стороны сверстников, очень важная тема, которая недостаточное освещение получает в СМИ.

уметь слышать и слушать непредвзято, заранее стереотипы на человека не навешивая. Нужно уметь услышать про ту боль, которую человек испытывает и понять источник его личной, неповторимой, уникальной боли — тогда мы сможем помочь».

«Есть биологические причины, есть дети, которые с более чувствительным темпераментом и более склонны к депрессивным состояниям и печали. Есть дети с большим количеством серотонина, и которые меньше склоны к тому, чтобы испытывать негативные эмоции. Есть дети, которые сталкиваются с травлей в школе, а есть те, которые не сталкиваются с травлей в школе.

Есть различные факторы, которые приводят к тому, что в нашей жизни у кого-то больше страданий, а у кого-то меньше страданий. И в случае, если ребенок сталкивается с уровнем страдания, который больше, чем его умение регулировать свое эмоциональное состояние и уменьшить это страдание и сделать его переносимым, то человек может искать те способы, которые выходят за пределы общепринятых»

Агрессивность в обществе и СМИ

Отец предпринимает попытки к самоубийству что делать

Второй важный момент в формировании суицидальности детей и подростков — это высокий потенциал агрессии в нашем сегодняшнем обществе. К сожалению, в нем доминируют не такие общечеловеческие христианские ценности, как любовь, добро, гуманизм, толерантность, а агрессия. Она активно провоцируется средствами массовой информации и, в первую очередь, телевидением. Судя по всему, оно войдет в историю как «телевидение насилия и криминала».

Предлагаем ознакомиться:  Обязательно Ли Делая Перепланировку Узаконить

Круглосуточно с экранов звучит стрельба, льются потоки крови, возводятся в культ сила, мощь, умение подавить, а то и уничтожить противника. Убийство становится повседневностью, привычным делом, а ведь суицид – это тоже убийство, только самого себя. При этом никто не задумывается, что демонстрация насилия – это само по себе насилие над зрителем, а агрессия разрушает личность.

Кроме того, средства массовой информации могут непосредственно индуцировать совершение суицидов  детьми и подростками. Дело в том, что СМИ представляют информацию о самоубийствах абсолютно недопустимыми методами. Мы не призываем скрывать соответствующую информацию —  это неправильно, да, у нас и свобода печати.

Но подавать информацию нужно грамотно. Журналисты часто стремятся придать сообщениям о случившихся самоубийствах характер сенсации, размещают материал на первой странице, дают ему «кричащий» заголовок. При этом смакуются подробности ухода из жизни, в том числе, сверстников подростков или их кумиров; описываются формы и способы самоубийства, публикуются  непроверенные версии его причин, зачастую суициду придается оттенок романтичности.

У подростков в силу возрастных особенностей их психики существует мощный эффект подражания. Неграмотно поданная информация о самоубийствах провоцирует их на совершение суицидов, зачастую даже групповых. Недаром время от времени появляются сообщения о том, что, например, две или три девочки вместе покончили с собой. И тут же следом – новая информация, что подобное случилось и в других местах. Вот это и есть индуцирование суицидального поведения.

Суицид — крик о помощи

Ольга Калашникова:«У меня был случай, когда мама потащила ребенка за руку в кризисный центр, услышав «я больше не хочу жить…» А девочка призналась, что это было незаконченной фразой. Она хотела сказать «я больше не хочу жить в ссоре с тобой». Ее проблему можно было легко решить.

«У суицида помимо причин и поводов есть еще некий личностный смысл. Если причина отвечает на вопрос „почему это происходит“, то личностный смысл отвечает на вопрос „зачем, ради чего это делается“.

В отечественной суицидологии выделяется несколько таких личностных смыслов, чаще всего это крик о помощи, призыв „Мне плохо, помогите!“, сигнал SOS. Это может быть самонаказание, если я совершаю нечто, что расходится с моим образом должного настолько, что это невыносимо, я хочу себя за это наказать.

Отец предпринимает попытки к самоубийству что делать

Это может быть месть кому-то, кому ты не можешь прямо нанести вред — „назло бабушке отморожу уши“, только в более радикальном варианте. И наконец это может быть истинный отказ от жизни.

Истинный отказ чаще свойственен еще одной группе, у которой на самом деле статистически больше суицидов, чем у подростков — это пожилой и старческий возраст, группа, которая у нас совсем не охвачена и не освещена»

Всерьез — это не только отвести их к специалисту помогающей профессии, к психиатру и психологу, а еще и самому отнестись со всем вниманием, чувствительностью, и попытаться услышать — что же такое происходит, что ребенок выбрал такой способ коммуникации».

Опасности  Интернета

Для подростков ведущим средством получения информации, даже в большей степени, чем телевидение, стал Интернет. Социальные сети — в первую очередь. Большая проблема, что там появляется очень много деструктивных ресурсов, в частности суицидальных, где можно найти информацию о том,  как можно уйти из жизни.

Вот реальный пример: юноша и девушка 15 — 16 лет познакомились в социальных сетях через страницу суицидальной направленности, нашли какие-то общие проблемы, переписывались и, в конце концов, решили, что вместе должны уйти из жизни. Ранее они  друг друга в глаза не видели, жили в разных городах, и решили встретиться в месте, которое находится   между их городами. Договорились, приехали, встретились и в первый же день покончили с собой.

Психология – учим в школе?

Третий момент, влияющий на возникновение суицидов подростков — это отсутствие у них хотя бы минимальных психологических знаний, в том числе о себе. Сейчас по инициативе нашего Центра достигнута договоренность с Министерством образования о создании курса психологии, который будет преподаваться в школах, начиная со второго и заканчивая последним классом.

Как реагировать?

«Каждый раз, когда ребенок косвенно или в шутку говорит о том, что я хочу покончить или эмоционально позитивно высказывается о том, что кто-то это сделал, это всегда сигнал о чем-то важном, о чем-то глубинном и никогда нельзя это сбросить со счетов, нужно задуматься всё ли так в нашем семейном королевстве».

«То, что родители могут сделать, не касается суицидального поведения как такового. Всё, что родители могут — это понимание, доверие и поддержка. Это то, что снижает уровень эмоционального накала у каждого из нас. Когда мы чувствуем поддержку близких, когда мы чувствуем доверие со стороны близких, когда мы чувствуем, что нас понимают — то интенсивность наших эмоций уменьшается, потребность в экстремальной коммуникации уменьшается.

Что родители действительно могут делать — это создавать такую атмосферу, такой контекст общения со своим подростком, в котором подросток не будет опасаться отвержения, в случае если он расскажет о каких-то своих мыслях, о каких-то своих фантазиях, о каких-то своих идеалах или задумках. Не обязательно суицидальных — в принципе связанных с подростковой жизнью».

«То, что можно делать с самим суицидальным поведением — это к нему относиться по возможности ровно, как к сигналу, симптому. О том, что жизнь подростка не в порядке, о том, что она мучительна, о том, что она сопровождается чувством бессилия. Но это не то, на что следует реагировать, не то, на что следует направлять усилия. Следует реагировать на эту жизнь, которая мучительна, а не на само суицидальное поведение».

И хочется сказать, что на фоне этой возникшей паники, хочется сказать, что и самим родителям, испытывающим такую тревогу и такую панику, совершенно нормальным будет обратиться к помогающему специалисту и сказать, что я так сильно волнуюсь о том, что мой ребенок может что-то такое совершить».

Суицид — крик о помощи

Следует заметить, что существующая у нас в стране система суицидологической помощи в значительной степени устарела и не соответствует требованиям времени и последним достижениям суицидологической науки и практики.

В большинстве своем суицидологические службы (а в некоторых регионах их вообще нет) не имеют детско-подросткового звена, а это — особая работа, особые подходы. Зачастую родителям ребенка попросту некуда обратиться, даже если они заподозрили суицидальную опасность у своего ребенка.  Поэтому требуется реформа всей системы суицидологической помощи с обязательным введением детско-подросткового звена.

Обвиняя родителей, мы не помогаем

Ольга Калашникова: «Мне нравится, что ракурс смещается от суицида к тому, как всё-таки следует воспитывать, какие факторы важны, каким надо быть родителю, насколько важно самому жить интересную жизнь. Очень часто родители впахивают ради ребенка, но никто не спросил, это ли ему нужно».

Полина Цыганкова: «Одна из волн реакций на статью, которая послужила поводом нам здесь собраться, как мне показалось, были такие обвиняющие тексты в адрес родителей, что, если совсем грубо выражаться, То родители доводят своих детей, до суицида, такие они некомпетентные, они не справляются с воспитанием, они делают всё не так, нужно делать всё по-другому.

Предлагаем ознакомиться:  Налоговый вычет при покупке квартиры два собственника

Полина Цыганкова добавила, что очень важно рассматривать «суицидальное поведение в семейном контексте без поисков виноватого. Проблема — не в подростке и не в родителях. Она кроется в особенностях семейного устройства, в вопросах взаимодействия семьи с социумом. Обвиняя родителя, мы не поможем ему».

Депрессия

«Во-первых, бывает ли суицид без депрессии? Да, бывает. Бывает без видимых признаков, бывает вообще без депрессии, как таковой. Собственно, это очень важно понимать, что суицидальное поведение не является по сути клиническим поведением. Это универсальное поведение, которое свойственно в принципе людям.

Другое дело, что суицидальное поведение бывает чаще у людей, которые страдают определенными видами психических расстройств. В частности это депрессивное состояние, это пограничное расстройство личности, нарциссическое расстройство личности, как выясняется, и в некоторых случаях при психозах тоже суицидальное поведение может быть более частым, чем в принципе у населения».

«Есть типичные признаки депрессии. Если коротко, то это:

  • — хронически сниженное настроение,
  • — подавленность,
  • — перестают радовать те вещи, которые радовали прежде,
  • — нарушение сна,
  • — нарушение аппетита,
  • — пассивность,
  • — снижение энергии, активности.

Отец предпринимает попытки к самоубийству что делать

Причем снижение сна и аппетита может быть в две стороны: это может быть бессонница или сонливость, отсутствие аппетита и снижение массы тела или наоборот избыточное поглощение сладкого. Важно, что речь идет о кардинально изменившимся, по отношению к нормальным, пищевым привычкам и привычкам сна. То есть, важно понимать, что депрессия — это состояние, которое начинается, и которое заканчивается.

Кстати, основной риск суицида, у людей во время выхода из депрессии — потому что это период, когда появляется энергия, но все еще сохраняется ощущение безысходности. Это момент, когда у человека, который во время депрессии думал о суициде, может появиться достаточно энергии, для того это совершить».

И так же как суицидальное поведение заставляет родителей хвататься за голову и контролировать, так же агрессивное поведение зачастую со стороны родителей воспринимается как неприемлемое. „У нас был такой послушный мальчик, была такая послушная девочка, а теперь она кричит или тут он хамит учителям, родителям, дверьми хлопает, какой ужас!“.

Очень важно понимать, что в случае, если агрессия в подростковом возрасте воспринимается родителями как неприемлемая, то для подростка она тоже может восприниматься как неприемлемая. Это может приводить к направлению агрессии на себя, то есть к попытке наказать себя, и к увеличению риска суицидального поведения».

Важное

Ни в коем случае нельзя  считать, что если ребенок говорит о собственном самоубийстве, то это шантаж, с помощью которого он хочет чего-то добиться. К сожалению, такая точка зрения очень часто встречается у родителей. С подростками нужно вести себя гибко, а не «ломать через колено».

Могу привести один трагический случай, произошедший несколько лет назад.  У мамы —  очень целеустремленной, правильной, но жесткой  и авторитарной, были натянутые отношения с дочерью – подростком лет 15-ти. Очередной конфликт возник, когда девочке надо было куда-то идти, а мама не пускала. Слово за слово, эмоции накалились.

Круглый стол Правмира

Девочка сказала, что если мама ее не пустит, она выбросится из окна (а жили они высоко). Мама, считая, что это шантаж, и она не позволит  собой манипулировать, подошла к окну, распахнула его и сказала: «Ну что же, прыгай». Она была уверена, что сразу «собьет всю дурь». Девочка подошла к окну и… выпрыгнула. Фактически мама сама спровоцировала совершение самоубийства до которого, может быть, девочка и не дошла бы…

При любом  подозрении  о риске суицида,  к любым словам ребенка или подростка, касающимся этого, нужно относиться максимально внимательно. Лучше ошибиться, пытаясь сохранить жизнь, нежели наоборот.

Подготовила Оксана Головко

Что делать родителям?

«Главное без паники, это важно. Лишь маленькая часть людей, у которых появляются суицидальные мысли, совершает суицидальные попытки. Лишь у маленькой части людей, которые совершают суицидальные попытки, эти попытки становятся летальными. Чем больше мы тревожимся, тем жестче мы реагируем, тем больше наше стремление контролировать — и в конечном счете, тем меньше мы в принципе способны поддерживать взаимно уважительный, конструктивный диалог со своими близкими.

Самое важное сообщение, которое необходимо передавать ребенку, в случае, если уже стало понятно, что у него есть суицидальные мысли:

  • Пункт 1: Да, проблема есть, и она очень серьезная. Мы еще можем не знать, что это за проблема, нужно разобраться, но проблема есть.

Ни в коем случае не стоит говорить: «Не выдумывай, у тебя всё в порядке, посмотри, жизнь такая хорошая». Если человек сообщает о том, что у него есть суицидальные мысли — видимо, для него жизнь действительно не очень хороша. Пока мы не поймем почему же она для него так невыносима, очень важно принимать, как по умолчанию, что видимо она действительно невыносима, почему мы пока не знаем, но видимо проблема есть — это самое важное, не отрицать наличие проблемы.

  • Пункт 2: С тобой всё в порядке, несмотря на то, что у тебя есть проблемы. Ты не больной, не неудачник, не поломанный, не надо тебя к врачу вести починить. С тобой вообще-то всё в порядке, ты стараешься — но да, у тебя проблемы, с которой видимо пока ты не знаешь, как справиться.
  • Пункт 3: С этим можно справиться, и мы справимся с этим вместе.

Это три ключевых сообщения, которые стоит передавать словом и делом: первое — это то, что проблема есть; второе — это то, что с тобой всё в порядке, несмотря на то, что у тебя есть проблема, и третье — что с этой проблемой можно справиться. Очень важно подчеркнуть, что не только словом, но и делом — потому что, если мы говорим «с тобой всё в порядке, но давай я теперь буду проверять твою электронную почту или ночью буду смотреть карманы», то это сообщение, что с тобой всё не в порядке, и раз я не могу тебе доверять, я буду тебя контролировать.

Это, действительно, огромная нагрузка на родителей: одновременно нужно поддерживать три этих компонента. Это очень трудно, и

Винить себя за то, что это произошло. То, о чем Полина говорила, наверное, это самое важное здесь, это доверять себе помимо прочего, не отрицая проблемы.

Как говорить с ребенком, если всё видимо благополучно? Мне кажется, что самое важное говорить с ребенком в принципе о разных вещах и интересоваться его жизнью. И если ответы нам не нравятся, не порицать его и не устраивать из этого какой-то трагедии и катастрофы. Потому что если ребенок боится рассказать о том, с кем он встречается или в каких группах Вконтакте он сидит, или какие вещи его интересуют, или что он хочет сделать — то ожидать, что он будет с нами свободно обсуждать суицид — это маловероятно«.

Полная версия видео

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector