Основные функции экологов предприятий

Разрешительная документация: последствия неполучения

Безусловно, вопрос оформления разрешительной документации является наиболее приоритетным для решения, так как отсутствие соответствующей разрешительной документации исключает возможность полноценного осуществления деятельности, связанной с оказанием негативного воздействия на окружающую среду.

Поэтому до начала осуществления хозяйственной деятельности руководитель предприятия, как лицо по умолчанию ответственное за соблюдение организацией природоохранного законодательства, или иное лицо, в чей круг должностных обязанностей входит обеспечение вопросов экологической безопасности, должен определить перечень видов негативного воздействия на окружающую среду (далее также – НВОС), которые будут сопровождать производственный или иной хозяйственный процесс.

Для оказания каждого из указанных видов негативного воздействия на ОС хозяйствующий субъект должен обладать специальным разрешением (п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды»), выдаваемым Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) или уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора органом исполнительной власти субъекта РФ (например, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга).

Рис. Разрешительная документация по выбросам и сбросам

Соответствующие разрешительные документы называются:

  • разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Административным регламентом, утв. Приказом Минприроды России от 25 июля 2011 г. № 650, или соответствующим региональным нормативным правовым актом];
  • разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Административным регламентом, утв. Приказом Минприроды России от 9 января 2013 г. № 2, или соответствующим региональным нормативным правовым актом];
  • документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50, (Административный регламент не утвержден) или соответствующим региональным нормативным правовым актом].

При этом указанные разрешительные документы должны быть оформлены в случае, если в процессе деятельности предприятия осуществляются выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, образование и размещение отходов производства и потребления, до начала осуществления деятельности.

Отсутствие необходимых документов (при условии фактического оказания перечисленных видов негативного воздействия на окружающую среду) является основанием для привлечения как юридического, так и ответственного должностного лица к административной ответственности по:

  • ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) [за выбросы в атмосферный воздух] – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней;
  • ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ [за сбросы в водный объект] или ч. 1 ст. 8.14 – максимальные размеры административного штрафа для юридического лица составляют соответственно 40 000 рублей и 100 000 рублей (по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней);
  • ст. 8.2 КоАП РФ [размещение отходов] – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.

Более того, осуществление выбросов, сбросов загрязняющих и иных веществ в окружающую среду в отсутствие разрешений является основанием для исчисления и возмещения вреда, причиненного окружающей среде, как в добровольном (как правило, по требованию органа государственного экологического надзора), так и судебном порядке.

Предлагаем ознакомиться:  Распределение дебиторской задолженности при ликвидации предприятия

Общие требования к экологу предприятия

1. Инженер 
по охране окружающей среды 
(эколог) относится к категории 
специалистов.

Основные функции экологов предприятий

— инженера 
по охране окружающей среды 
(эколога) назначается лицо, имеющее 
высшее профессиональное образование 
без предъявления требований 
к стажу работы;

— инженера 
по охране окружающей среды 
(эколога) II категории — лицо, имеющее 
высшее профессиональное образование 
и стаж работы в должности 
инженера по охране окружающей 
среды (эколога) не менее 3 лет;

— инженера 
по охране окружающей среды 
(эколога) I категории — лицо, имеющее 
высшее профессиональное образование 
и стаж работы в должности 
эколога II категории не менее 
3 лет.

3. Назначение 
на должность инженера по охране 
окружающей среды (эколога) и 
освобождение от нее производится 
приказом директора предприятия 
по представлению начальника 
отдела охраны окружающей среды.
 

4.1. Экологическое 
законодательство.

4.2. Нормативные 
и методические материалы по 
охране окружающей среды и рациональному
использованию природных ресурсов.

4.3. Системы 
экологических стандартов и нормативов.

4.4. Производственную 
и организационную структуру 
предприятия и перспективы его 
развития.

4.5. Технологические 
процессы и режимы производства 
продукции предприятия.

4.6. Порядок 
проведения экологической экспертизы 
предплановых, предпроектных и проектных
материалов.

4.7. Методы 
экологического мониторинга.

4.8. Средства 
контроля соответствия технического состояния
оборудования предприятия требованиям
охраны окружающей среды и рационального
природопользования, действующие экологические
стандарты и нормативы.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

4.9. Передовой 
отечественный и зарубежный опыт 
в области охраны окружающей 
среды и рационального использования 
природных ресурсов.

4.10. Порядок 
учета и составления отчетности 
по охране окружающей среды.

4.11. Основы 
экономики, организации производства,
труда и управления.

4.12. Основы 
трудового законодательства.

4.13. Средства 
вычислительной техники, коммуникаций 
и связи.

4.14. Правила 
и нормы охраны труда, техники 
безопасности, производственной санитарии 
и противопожарной защиты.

5. Инженер 
по охране окружающей среды 
(эколог) непосредственно подчиняется

6. На 
время отсутствия инженера по 
охране окружающей среды (эколога)
(болезнь, отпуск, командировка, пр.)
его обязанности исполняет лицо,
назначенное в установленном 
порядке. Данное лицо приобретает 
соответствующие права и несет 
ответственность за качественное и своевременное
исполнение возложенных на него обязанностей.

Для проверки профессиональных знаний и деловых качеств специалиста, существует шаблонный тест, содержащий основную информацию о том, что должен знать эколог. Но для его прохождения должны быть выполнены следующие условия:

  1. прикладная или академическая степень высшего образования;
  2. опыт работы с природоохранным законодательством и проведение экспертизы;
  3. знание компьютерных программ по работе с экологическими аспектами. В некоторых случаях — если предприятие, к примеру, имеет филиалы за рубежом или сотрудничает с иностранными компаниями, от эколога может требоваться знание иностранного языка.

Функции, обязанности и профессиональные навыки эколога на производстве

1. Осуществляет 
контроль над соблюдением в 
подразделениях предприятия действующего 
экологического законодательства,
инструкций, стандартов и нормативов 
по охране окружающей среды, 
способствует снижению вредного 
влияния производственных факторов 
на жизнь и здоровье работников.

2. Разрабатывает 
проекты перспективных и текущих 
планов проведения мероприятий 
по охране окружающей среды, 
контролирует их выполнение.

3. Участвует 
в проведении экологической экспертизы 
технико-экономических обоснований, 
проектов расширения и реконструкции
действующих производства, а также создаваемых
новых технологий и оборудования, разработке
мероприятий по внедрению новой техники.

4. Принимает 
участие в проведении научно-исследовательских 
и опытных работ по очистке 
промышленных сточных вод, предотвращению 
загрязнения окружающей среды, 
выбросов вредных веществ в 
атмосферу, уменьшению или полной 
ликвидации технологических отходов, 
рациональному использованию земельных 
и водных ресурсов.

5. Осуществляет 
контроль над соблюдением технологических 
режимов природоохранных объектов,
анализирует их работу, следит 
за соблюдением правил охраны 
природы, за состоянием окружающей 
среды в районе расположения 
предприятия.

6. Составляет 
технологические регламенты, графики 
аналитического контроля, паспорта,
инструкции и другую техническую 
документацию.

7. Участвует 
в проверке соответствия технического 
состояния оборудования требованиям 
охраны окружающей среды и 
рационального природопользования.

8. Составляет 
установленную отчетность о выполнении 
мероприятий по охране окружающей 
среды, принимает участие в 
работе комиссий по проверке 
деятельности предприятия.

В любом современном правовом государстве, имеются установленные законом нормы экологической безопасности и порядок их соблюдения. Для предприятий существует особое положение закона «Об охране окружающей среды», которое в большинстве случаев требует наличия в штате производственной компании соответствующего специалиста.

Еще несколько лет назад, эколог на предприятии мог быть в качестве штатного сотрудника среднего или высшего руководствующего звена, не относящегося к данной специальности вообще. К примеру, это мог быть директор по техническим вопросам или старший менеджер. Сейчас же на эту должность нанимают квалифицированного специалиста-эколога.

Постановка объекта на государственный учет

С 1 января 2015 года необходимость постановки любого объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, его эксплуатирующим, является обязательным природоохранным требованием (п. 1 ст. 69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В рамках постановки объекта на государственный учет производится присвоение каждому объекту одной из четырех категорий, от отнесения к которым зависят количество и характер применяемых к объекту требований в области охраны окружающей среды.

Обращение с отходами, экология на предприятии

Так, все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории (п.1 ст. 4.2 ФЗ «Об охране окружающей среды»):

  • объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории;
  • объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, —объекты II категории;
  • объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты III категории;
  • объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты IV категории.

Следует отметить, что отнесение объекта к конкретной категории имеет максимальное значение для цели дальнейшего определения перечня требований, которые являются обязательными для соблюдения на соответствующем объекте хозяйственной деятельности (например, объекты IV категории освобождены от основных природоохранных обязанностей, связанных с оформлением разрешительной документации, представлением отчетности, внесением платежей за НВОС, а также исключены из объектов, подлежащих плановому государственному экологическому надзору), ФЗ от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ.

Предлагаем ознакомиться:  Восстановление на работе без решения суда

Порядок постановки объекта на государственный учет зависит от момента введения объекта в эксплуатацию и определяется с учетом следующих особенностей:

  • в отношении объектов, вводимых в эксплуатацию после 1 января 2015 г. хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить постановку указанных объектов на государственный учет в течение 6 месяцев с момента введения их в эксплуатацию.
  • в отношении действующих по состоянию на 1 января 2015 г. объектов (т.е. ранее объектов, эксплуатация которых началась до 1 января 2015 г.) хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить постановку таких объектов на государственный учет до 1 января 2017 г.

При этом выполнение указанных положений законодательства на настоящим момент невозможно в связи с том, что до настоящего времени не утверждены подзаконные нормативные правовые акты, устанавливающие:

  • а) порядок постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет (равно как и форму заявления для постановки на государственный учет);
  • б) критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к I-IV категориям.

2.3
Права

1. Знакомиться 
с проектами решений руководства 
предприятия, касающимися его 
деятельности.

2. Вносить
на рассмотрение руководства предложения
по совершенствованию работы, связанной
с предусмотренными настоящей должностной
инструкций обязанностями.

3. Сообщать 
непосредственному руководителю 
о всех выявленных в процессе исполнения
своих должностных обязанностей недостатках
в производственной деятельности предприятия
(его структурных подразделениях) и вносить
предложения по их устранению.

Основные функции экологов предприятий

4. Запрашивать 
лично или по поручению непосредственного 
руководителя от руководителей 
подразделений предприятия и 
специалистов информацию и документы, 
необходимые для выполнения его 
должностных обязанностей.

5. Привлекать 
специалистов всех (отдельных) структурных 
подразделений к решению задач, 
возложенных на него (если это 
предусмотрено положениями о 
структурных подразделениях, если 
нет — то с разрешения руководства).

6. Требовать 
от руководства предприятия оказания 
содействия в исполнении им 
его должностных обязанностей 
и прав.

Организация экологической службы и производственного контроля

Российское законодательство не содержит положений, прямо устанавливающих необходимость организации экологической службы как структурной единицы предприятия, в отличие подобных специальных требований в области охраны труда, устанавливающих обязанность каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создать службу охраны труда (ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации).

В природоохранном законодательстве вопросам организации экологической службы до 1 января 2015 года был посвящен пункт 2 ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды», устанавливавшего обязанность хозяйствующего субъекта представлять в орган государственного экологического надзора сведения об организации экологической службы и лицах, ответственных за осуществление производственного экологического контроля. В настоящее время подобное требование сохранилось в пункте 3 ст. 25 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

В случае, если на предприятии экологическая служба организована в качестве отдельного подразделения, она, как правило, включает специалистов организации, в должностные обязанности которых входят вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования, имеющих высшее экологического образование. Рис. Экологическая документация и действия ответственных за экологию сотрудников

начинающий эколог

При этом экология на предприятии может воплощаться в различных структурных единицах организации: отдел, департамент, управление и т.д.

Однако часто хозяйствующие субъекты избирают один из двух иных вариантов определении лиц, ответственных за соблюдение природоохранного законодательства:

  • назначение лиц, входящих в состав службы охраны труда, соответствующими должностными обязанностями в области обеспечения экологической безопасности – в указанном случае служба охраны труда часто принимает название службы (отдела, управления, департамента) охраны труда, промышленной безопасности и экологической безопасности (охраны окружающей среды);
  • найм лиц, ответственных за соблюдение требований в области охраны окружающей среды, на условиях аутсорсинга.
Предлагаем ознакомиться:  Государственные и муниципальные унитарные предприятия количество участников

Выбор данного варианта целесообразно сопровождать одновременным назначением должностного лица, ответственного за вопросы охраны окружающей среды, так как отсутствие такого лица возлагает на руководителя предприятия все бремя ответственности за нарушения хозяйствующим субъектом природоохранного законодательства (при решении государственного инспектора в области охраны окружающей среды о привлечении к административной ответственности не только юридического, но и должностного лица).

В настоящее время ФЗ «Об охране окружающей среды» содержит лишь косвенное упоминание о необходимости организации структурного подразделения предприятия, фактически выполняющего функции экологической службы.

Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 67 указанного Федерального закона программа производственного экологического контроля [разрабатываемая и утверждаемая хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на объектах I-III категорий, см. раздел статьи «Постановка на государственный учет»] должна содержать сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля.

Однако до момента постановки эксплуатируемых объектов на государственный учет (не ранее утверждения критериев отнесения объектов, оказывающих НВОС, к конкретной категории), указанное положение статьи 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» остается фактически неприменимым.

2.4
Ответственность

1. За 
ненадлежащее исполнение или 
неисполнение своих должностных 
обязанностей, предусмотренных настоящей 
должностной инструкцией, — в пределах,
определенных действующим трудовым 
законодательством Российской Федерации.

Перечень документов по экологии

2. За 
правонарушения, совершенные в процессе 
осуществления своей деятельности,
— в пределах, определенных действующим 
административным, уголовным и гражданским 
законодательством Российской Федерации.

3. За 
причинение материального ущерба
— в пределах, определенных действующим 
трудовым и гражданским законодательством 
Российской Федерации.

Обучение в области охраны окружающей среды

Природоохранные требования предусматривают два вида обязательной подготовки в области охраны окружающей среды, которыми должны обладать отдельные категории специалистов и работников, занятых на объекте, оказывающем НВОС:

  • подготовка в области экологической безопасности руководителей предприятий и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду (ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды»);
  • профессиональная подготовка в области обращения с отходами I-IV классов опасности лиц, допущенных к обращению с отходами (накоплению, сбору, транспортированию, обезвреживанию, обработке, утилизации, размещению отходов I-IV классов опасности) (ст. 15 Федерального закона от 10 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Оба вида подготовки могут осуществлять в форме дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации.

При этом для прохождения подготовки, профессиональной подготовки необходимо обратиться в организацию дополнительного профессионального образования, профессиональную образовательную организацию или образовательную организацию высшего образования, осуществляющие подготовку по программам повышения квалификации в области охраны окружающей среды и экологической безопасности или в области обращения с отходами I-IV классов опасности и имеющих соответствующие лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Следует обратить внимание, что для цели исключения рисков, связанных с дальнейшим подтверждением наличия у лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV классов опасности, профессиональной подготовки в указанной области, при выборе образовательной организации целесообразно убедиться в том, что соответствующая образовательная организация по результатам проведения подготовки выдает сертификаты (свидетельства) на право обращения с отходами I-IV классов опасности (I-V классов опасности).

Дополнительно необходимо учитывать, что в соответствии с судебной арбитражной практикой отсутствие документов, подтверждающих наличие у отдельных категорий работников и специалистов подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, профессиональной подготовки в области обращения с отходами I-IV классов опасности является основанием для привлечения юридического лица, а также ответственных должностных лиц к административной ответственности по ст.ст. 8.1, 8.2 КоАП РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=ytabout

март 2015

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector