Кто определяет степень вреда при дтп на пешеходном переходе

ДТП на пешеходном переходе

При ДТП с пешеходом виновным может оказаться как водитель, так и пешеход. Но, в любом случае, даже если водителя признают невиновным, сам факт такого ДТП повлечет гражданскую  ответственность водителя согласно ст. 1079 ГК РФ по которой автомобиль — источник повышенной опасности. По этой же статье, если пешеход получил травмы, водитель обязан возместить ущерб.

Если владелец ТС застрахован по ОСАГО, то ущерб возместит его страховая компания в пределах лимита страховой суммы (500 тысяч рублей за ущерб жизни или здоровью).

Другими словами, даже если пешеход виновен в ДТП (например, наезд вне пешеходного перехода), но его здоровью нанесен вред, то водитель или его страховая компания, возмещает пострадавшему ущерб. Исключением из этого правила может быть, если удасться доказать умысел потерпевшего (сознательно бросился под колеса и это подтверждает запись видеорегистратора), либо, если наезд произошел вследствие непреодолимой силы.

Размер выплаты по ОСАГО за вред здоровью можно узнать в этом материале.

То есть сумма возмещения уменьшается, если:

  1. Если признается неосторожность пострадавшего в ДТП.
  2. Если в суде признают тяжелое материальное положение ответчика.

Если пешеход не получил травм и увечий и по результатам расследования ДТП признается его виновность, то в исковых требований истцу может быть отказано (например, на возмещение морального вреда).

Если в результате ДТП здоровью пешехода был нанесен тяжкий вред или последовала его смерть, то для водителя  устанавливается уголовная ответственность, рассматриваемая в ст.264 УК РФ. В этом случае возможны различные варианты лишения свободы на срок от двух до семи лет в зависимости от количества пострадавших или погибших и наличию отягчающих обстоятельств. Последствия наезда как и степень нанесенного вреда определяется медицинским обследованием.

  1. Немедленно остановить автомашину, выставить аварийный знак и включить габаритные огни в режиме аварийной сигнализации.
  2. Обеспечить защиту пострадавшего от движущегося транспорта для исключения более серьёзных повреждений;
  3. Оказать необходимую помощь пострадавшему, вызвать службу спасения и ГИБДД. Нужно учитывать, что перемещать пострадавшего нельзя, так как любые перемещения могут быть опасны для его здоровья. Лишь при острой необходимости, если жизнь пострадавшего в опасности,  следует отвезти его в больницу на другой машине, не убирая собственный автомобиль до прибытия полицейских. Неоказание требуемой помощи влечёт уголовную ответственность по ст. 125 УК РФ.

Бесплатные мобильные телефоны экстренных служб:

  • 112 – дежурный диспетчер службы спасения. Этот номер един для всех операторов сотовой связи и позвонив по нему вы попадете на диспетчера службы спасения города где находитесь или к которому ближе всего. Позвонить на этот номер по мобильному телефону можно даже если на балансе нет денег, симка заблокирована или она отсутствует вообще.
  • 030 – скорая помощь для пользователей операторов МТС и Мегафон;
  • 003 – скорая помощь для пользователей мобильного оператора Билайн;
  • 020 – дежурная служба полиции для пользователей МТС и Мегафон;
  • 002 — дежурная служба полиции для пользователей Билайн.

Не отпускайте пострадавшего без оказания медицинской помощи, так как в состоянии шока он может предпринимать самостоятельные попытки покинуть место происшествия, а через некоторое время потерять сознание или умереть. Помните, что ответственность за наезд на пешехода в первую очередь ложится на водителя, поэтому, чтобы не усугубить её степень, важно дождаться сотрудников ГИБДД, даже если потерпевший убыл с места аварии.

  1. Следует записать данные свидетелей происшествия, если они есть.
  2. Зафиксировать на видеокамеру (планшет, сотовый телефон) место, следы и обстоятельства происшествия с указанием даты и времени происходящего, процедуру оформления ДТП сотрудниками ДПС. Подробно и чётко должно быть записаны на камеру расположение машины и пострадавшего после столкновения, тормозной след с приложенной линейкой, погодные условия и состояние дорожного покрытия, повреждения на машине, наличие дорожных знаков и разметки.
  3. Сообщить о происшествии в страховую компанию, которая обязана, при наличии полиса ОСАГО, возместить вред здоровью пострадавшего в пределах 500 тыс. рублей на основании ст.7 ФЗ №40 от 25.4.02 и ст.1 п.6«а» ФЗ №223 от 21.7.14.
  4. Принимать участие в составлении протокола происшествия, ознакомиться со схемой  ДТП. При наличии видеозаписи регистратора предоставить её инспектору ГИБДД. При несогласии с информацией в протоколе, зафиксируйте свое мнение в документе в специальной графе. При наличии явных травм на пешеходе, полученных им в ДТП, водитель в обязательном порядке направляется на медосвидетельствование для выяснения трезвого состояния, отказываться от которого ни в коем случае не следует.
  5. После оформления документов на месте происшествия инспектор определяет число и время прибытия в отделение ГИБДД для предоставления письменных показаний. До этого времени водителю следует обратиться за помощью к автоюристам о предоставлении необходимой консультации или правовой защиты. В объяснительной записке следует детально описать все обстоятельства случившегося.

Не всегда в аварии виноват водитель автомобиля, случаются происшествия на дорогах и по вине человека, пересекающего проезжую часть. Чаще всего пешеход становится причиной ДТП при переходе дороги в неположенном месте. Виновность ДТП на пешеходном переходе также может быть возложена на человека, пересекающего дорогу на красный свет. Какие еще могут быть обстоятельства, приведшие к трагедии?

Причины аварии

ДТП с наездом на пешехода может произойти и по причине скользкого или неровного дорожного покрытия, плохой видимости. Бывают ситуации, когда колесо машины попадает в открытый люк, глубокую яму. Множество аварий происходит в вечернее и ночное время и поэтому людям, часто пересекающим дорогу в этот период суток, целесообразно приобрести одежду со светоотражательными элементами. Перечислим основные причины ДТП по вине пешехода:

  • рассеянное внимание;
  • пересечение проезжей части в пьяном виде;
  • недосмотр родителей за детьми;
  • неспособность быстро сориентироваться в момент опасности пешехода-пенсионера, пешехода-инвалида;
  • пренебрежительное отношение к опасности, таящейся на дороге.

Кроме ДТП с участием пешехода, переходящего дорогу в неположенном месте, причиной аварии нередко бывает халатность велосипедистов, метеоусловия, гололед, поваленное ветром дерево.

Судебная практика в делах, когда авария на пешеходном переходе случается по вине лица, пересекающего дорогу на красный цвет, обширна. Каждый случай ДТП разбирается судебной инстанцией индивидуально. Обычно в таких случаях карательные меры в отношении пешехода ограничиваются штрафом, сумма которого варьируется от 1 до 1.5 тыс. рублей.

Если же в ДТП виноватым стал пешеход, тяжелые телесные повреждения причинены водителю или пассажирам, будет назначена уголовная ответственность, суд может принять решение о лишении свободы. Если же по вине пешехода в ДТП погибли люди, ему грозит срок тюремного заключения до 7 лет. Так что пешеходам, чтобы не стать причиной аварии, надо быть не менее внимательными, чем водителям, так как они тоже могут быть наказаны за нарушения правил, вплоть до помещения за решетку.

Безответственное поведение водителя транспортного средства — самая распространенная причина ДТП, приведшего к трагичным последствиям в жизни многих участников аварии. Вот некоторые факторы, в случае ДТП с пешеходом, когда виновен водитель:

  • завышенная скорость передвижения;
  • состояние алкогольного опьянения;
  • несоблюдение правил при обгоне;
  • сближение на недопустимую дистанцию с другими машинами;
  • невнимательность, отвлекающие факторы;
  • проезд на запрещенный сигнал светофора;
  • усталость и погружение в сон за рулем.

Возможны также и иные нарушения водителем предписанных правил, способных привести к ДТП.

Анализируя судебную практику происшествий на дорогах, можно сделать вывод, что преимущественным фактором является несоблюдение скоростного режима передвижения. Именно это чаще всего становится причиной ДТП с наиболее тяжелыми последствиями. Нередко авария случается из-за технической неисправности транспортного средства. При регулярном техосмотре вероятность ДТП по этой причине можно свести к минимуму.

Причины ДТП с пешеходом

Ответственность за произошедшее несет лицо, виновность которого доказана в суде. Это могут быть и коммунальные службы, ответственные за состояние дороги, и ГИБДД, если был поломан светофор.

фото 1

Важно знать всем, что делать, если случилось ДТП, какие должны быть первые шаги водителя, сбившего пешехода, и какие виды ответственности предусмотрены для виновных в ДТП.

По вине пешехода:

  • переход проезжей части на красный свет светофора;
  • переход дороги вне пешеходного перехода.

Нарушения правил происходят из-за: спешки, незнания ПДД, алкогольного опьянения, неумышленное нарушение (ребенок выбежал на дорогу, играя) и т.д.

По вине водителя:

  • наезд на нерегулируемом пешеходном переходе;
  • при повороте у перекрестка или на съезде с дороги;
  • ДТП на регулируемом пешеходном переходе;
  • наезд вне пешеходного перехода.

Причин много: превышение скорости, невнимательность, алкоголь, плохое техническое состояние автомобиля и т.д.

Компенсация понесенного ущерба

Однако Правила дорожного движения пишутся для всех, и если уж человек ступил на проезжую часть, он также становится участником дорожного движения, а стало быть, и спрашивать с него тоже не мешало бы «по полной»… Но профилактика куда важнее наказания, и будет полезней поговорить о том, как избежать подобных аварийных ситуаций.

Итак, авария с участием пешехода – вещь, мягко скажем, неприятная и по нескольким причинам. Во-первых, водитель, сбивший пешехода, сразу становится врагом номер один для всех окружающих, независимо от того правильно ли вел себя на дороге пешеход или нет.

К большому сожалению, для многих передвигающихся «на своих двоих» любой водитель еще с совдеповских времен так и остался, как пел Высоцкий, «очкастый частный собственник…», купивший автомобиль за нетрудовые доходы, а значит вор и обманщик.

И поэтому рассчитывать на помощь свидетелей горемыке-водителю практически не приходится.

Во-вторых, согласно нашего законодательства, водитель за свои действия несет ответственность примерно в 10 раз большую (ст. 122-4 КоАП), чем пешеход. И это если пешеходу был причинен незначительный ущерб, а в противном случае ему грозит статья Уголовного кодекса со сроком от 3 до 5 лет.

Кстати, для некоторых мошенников такой, с позволения сказать, «законодательный перекос» стал хорошим поводом для наживы. Не редки случаи, когда такой «зазевавшийся» пешеход сам лезет под колеса.

Предлагаем ознакомиться:  Государственная регистрация перехода права собственности на объект

Что, в общем-то, и было нужно.

Кто определяет степень вреда при дтп на пешеходном переходе

И, в-третьих, юридическая практика по таким делам показывает, что суд, как правило, заблаговременно принимает сторону пешехода, так что на снисхождение водителю рассчитывать вряд ли приходится.

Несомненно, есть контингент водителей, которые относятся к ПДД лишь как к инструкции, требующей соблюдения лишь в зоне прямой видимости ГАИшника.

Но согласитесь, мы каждый день сталкиваемся со случаями, когда пешеходы сами грубо нарушают Правила, соревнуясь с машинами в скорости и маневренности.

К сожалению, вышеперечисленные причины практически сводят к нулю попытку добиться объективности.

Поэтому будет куда полезнее рассмотреть конкретные ситуации, которые могут повлечь за собой ДТП с участием пешехода.

  • Скоростной режим перед пешеходным переходом.

В Правилах дорожного движения, а конкретно в п. 4.7 и 4.9, сказано что «Пешеходы должны переходить проезжую часть по пешеходным переходам, а в случае их отсутствия – на перекрестках по линиям тротуаров или обочин.

В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или светофора».

Однако на практике очень часто бывает так, что человек, увидев «зебру», не обращает внимание на приближающийся транспорт, а то и просто в наглую лезет на красный свет светофора.

Действия пешехода. Согласно п. 4.14(а) пешеходу запрещается «выходить на проезжую часть, не убедившись в отсутствии опасности для себя и других участников движения». А посему, прежде чем проверять, что крепче ваша голова или бампер приближающегося «Лендкрузера» стоит хорошо подумать.

Действия водителя.

Невзирая на то что Правила, по сути, не требуют от водителя специального снижения скорости или остановки перед пешеходным переходом, если на нем нет людей, сбросить газ при подъезде к «зебре» все равно стоит.

Также не помешает перенести ногу с педали газа на педаль тормоза. Эта небольшая предосторожность позволит вам в случае чего сэкономить столь важные в такой ситуации четверть секунды.

  • Детская коляска на дороге.

Не редки случаи, когда занятая важной болтовней по телефону или еще каким-нибудь неотложным делом мама выкатывает на проезжую часть коляску с ребенком, как говорится, «в слепую», а лишь потом смотрят, не приближается ли машина.

Ситуация это не простая, т. к. при ограниченной видимости (например, из-за припаркованной машины) водитель может заметить коляску лишь в последний момент, и тогда столкновения уже не избежать.

Чем оно может быть чревато для ребенка никому объяснять ненужно.

Действия пешехода. Если вам дорога жизнь вашего ребенка, никогда не выходите на дорогу не убедившись, что расстояние между вами и автомобилями достаточное, чтобы без проблем преодолеть проезжую часть. На всякий случай разверните коляску другой стороной и тяните за собой.

Кто определяет степень вреда при дтп на пешеходном переходе

В крайнем случае, у вас всегда будет возможность оттолкнуть коляску в безопасную зону. Если вы переходите дорогу одна, то обязательно остановитесь на середине и убедитесь, что машины встречного потока видят вас и уступают дорогу.

Если вы видите, что водитель на светофоре испытывает нетерпение, то лучше пропустите его, дождавшись другого зеленого сигнала. Поверьте, своя жизнь куда дороже, чем чужая поспешность.

Действия водителя.

В местах пешеходных переходов особенно внимательно относитесь к наличию у пешеходов коляски. Сбросьте скорость и приготовьтесь к экстренному торможению. Не исключено, что коляска на проезжую часть может выкатиться  самопроизвольно, и тогда все будет зависеть от вашей реакции. Помните, что несколько минут терпения не стоят пяти лет проведенных за решеткой.

Во-вторых, это зона, где пешеход имеет преимущество над транспортом и поэтому ведет себя менее внимательно.

Кто определяет степень вреда при дтп на пешеходном переходе

И, в-третьих, активность людей в таких местах, как правило, выше даже в темное время суток, и возможность их появления на дороге в несколько раз выше.

Действия пешехода. Самая главная группа риска здесь это дети, поэтому с ними нужно постоянно проводить разъяснительную работу. Они должны хорошо усвоить, что бросаться под колеса за укатившимся мячом или игрушкой нельзя, а при звуке подъезжающей машины должны уйти с проезжей части и дождаться пока машина проедет или убедиться в том, что ничего не угрожает.

В такой же степени это касается велосипедистов, роллеров и самокатов. Объясните ими, как они должны себя вести при появлении машины. Если дети не освоили свое транспортное средство в совершенстве, то постарайтесь сделать так, чтобы они катались в местах не доступных для автомобилей. Это может быть баскетбольная или футбольная площадка или двор, закрытый от проезда машин.

И сами будьте внимательны.

Действия водителя.

Не забывайте, что согласно ПДД в жилой зоне скорость ограничена 20 км/ч. Двигаться нужно максимально внимательно, всегда будьте готовы к экстренному торможению. Ни в коем случае не сигнальте близко стоящему прохожему, который вас не видит. Испугав его, вы можете нарваться на взрыв негодования, в котором легко может пострадать не только ваш автомобиль, но и вы сами.

Помните, чтобы не случилось в жилой зоне, вы сразу и безапелляционно будете виноваты на все 100 %.

  • Нарушение Правил дорожного движения со стороны пешехода.

У некоторых водителей укоренилось мнение, что если пешеход нарушает Правила, перебегая дорогу в неположенном месте или переходя на красный свет, то, сбив его, он не будет за это отвечать. Увы, это не так. Отвечать будут, даже если пешеход был трижды неправ. Почему – мы по пунктам это уже разобрали в самом начале статьи, но советы все-таки дадим.

Действия пешехода. Тут правило одно – не нарушай. Ну, во-первых, вы рискуете своей жизнью, которая не идет ни в какое сравнение со стоимостью ремонта покалеченного вами автомобиля.

А во-вторых, если суд докажет, что вы действительно нарушали ПДД, а водитель не имел технической возможности избежать столкновения, то вам не только придется «зализывать раны» за свой счет, но и отвечать за свои проделки по всей строгости закона.

фото 2

Действия водителя.

Вот и подумайте, стоит ли доказывать на дороге свое превосходство над пешеходом лишь для того, чтобы в суде вам доказали обратное?..

  • Остановка общественного транспорта.

Эти зоны часто становятся местом аварий с участием пешеходов. Пассажиры, выскочив из автобуса или троллейбуса, частенько пытаются прошмыгнуть перед его носом абсолютно не задумываясь, что там может ехать другой транспорт. Стоит сказать и о водителях маршруток, которые по своей доброте душевной, высаживают пассажиров прямо перед пешеходным переходом, тем самым провоцируя аварийную ситуацию.

В такой ситуации водитель автомобиля, едущий за маршруткой или объезжающий ее, не может видеть пешехода до самого последнего момента. Такое столкновение чревато самыми серьезными последствиями.

Действия пешехода. Спешка – плохой советчик, особенно на дороге. Поэтому не забывайте, что переходить общественный транспорт, за исключением трамвая, нужно только сзади, и то, убедившись, что приближающиеся автомобили видят вас и готовы пропустить. Поверьте, если вы попадете под машину, обходя свою маршрутку спереди, вас, несомненно, признают виновным со всеми вытекающими последствиями.

Действия водителя.

Приближаясь к остановке общественного транспорта, особенно если на ней идет высадка пассажиров, обязательно сбросьте скорость и приготовьтесь к возможному торможению. Как правило, «в любом стаде найдется паршивая овца», решившая рвануть «напрямую». Даже если они увидят ваше приближение, не факт, что они в испуге не бросятся через дорогу еще быстрей.

Судебная практика

фото 3

Случай наезда не на пешеходном переходе

Человек сбил пешехода на трассе в темное время суток. Погодные условия были плохие – дождь, туман, по краям дороги стояли фуры, которые останавливались на ночлег.

На дороге шли ремонтные работы. Двигаясь за фурой, женщина водитель выбрала правильную скорость движения.

Фура несколько раз перестроилась, женщина перестраивалась вслед за ней. Затем фура резко сдала влево, и женщина увидела пешехода, который шел по краю дороги в 10 метрах от автомобиля. Женщина нажала на тормоза, машину несколько раз занесло, чуть не вытащило на стоящую на обочине фуру.

Применив экстренное торможение, водитель не смогла справиться с ситуацией и допустила наезд на пешехода. У него оказались телесные повреждения средней тяжести. Изучив все обстоятельства дела, прокуратура отказала в возбуждении дела.

Потерпевший подал иск в суд и предложил женщине водителю оплатить 300 000 рублей, вместо заявленных в суд 500 000 рублей. Водитель отказалась. В возбуждении дела потерпевшему было отказано, суд иск о моральном ущербе не удовлетворил.

Случай наезда на пешеходном переходе

Водитель двигался с небольшой скоростью по улице города. Проехав больше половины пешеходного перехода, он почувствовал удар в заднюю часть автомобиля. Выйдя из машины, водитель увидел на дороге мужчину, который сидел на дороге и держался за грудную клетку. Не дожидаясь скорой помощи, мужчины поехали в больницу. Пострадавшему констатировали перелом берцовой кости со смещением.

Обменявшись контактами и дав денежные средства на лечения, водитель поехал по своим делам. Мужчины договорились о плате за лечение и моральный ущерб в определенную сумму и дату. Собрав необходимые средства, водитель хотел отвезти ее пострадавшему, но ему на телефон поступил звонок от родственника сбитого мужчины.

Родственник сообщил, что заявление уже подано, все деньги они получат через суд. Водителя признали виновным не только в ДТП, но и в оставлении места происшествия.

Все действия повлекли за собой оплату штрафа, лишение водительского удостоверения на 3 года, моральный ущерб, который составил в 2 раза меньше запрашиваемой истцом суммы (меньше средств, обещанных водителем к выплате потерпевшему).

Предлагаем ознакомиться:  Какие документы нужны для регистрации по месту жительства

Наезд на пешехода является тяжелым нарушением. Водитель управляет средством повышенной опасности, поэтому в подавляющем большинстве именно он остается виновником дорожно-транспортного происшествия.

Наказание за наезд может быть вплоть до реального лишения свободы, поэтому нужно быть собранным и внимательным во время управления транспортным средством, полностью концентрироваться на процессе и участниках дорожного движения.

В подавляющем количестве дел о наездах на пешеходов, ответственность в той либо иной мере, несет водитель, так как он использует средство повышенной опасности (автомашина). Суд всегда это учитывает.При совершении наезда в пределах пешеходного перехода водитель признается виновным, так как п.14 ПДД устанавливает преимущество человека на пешеходном переходе.

Если пешеход скрылся с места аварии

фото 4

Факты свидетельствуют, что виновником ДТП чаще становится водитель, однако и пешеходы тоже нередко нарушают правила дорожного движения. Статистика ДТП с участием пешеходов в последние годы имеет отрицательную динамику, но, несмотря на это, цифры остаются высокими. В результате контакта транспортных средств с пешеходами, смертность последних составляет около 10 процентов. Чтобы статистика аварий в России за 2019 год улучшилась, в регионах РФ власти применяют разные меры:

  • устанавливается дополнительное освещение на пешеходных переходах;
  • строятся подземные переходы;
  • ремонтируются дороги;
  • ведется разъяснительная работа для повышения грамотности населения.

Один из важнейших моментов — это профилактика ДТП с участием пешеходов. С этой целью в школах проводятся тематические занятия, на которых подросткам разъясняют ПДД.

Чаще место ДТП покидают сбившие человека автомобилисты, но подобное может совершить и пешеход. Одни это делают из-за боязни понести ответственность за аварию, другие находятся в шоке и не могут дать отчет в своих действиях.

Водителю в таком случае после включения «аварийки» и установки знака стоит позвонить в ГИБДД, описать ситуацию. Дежурный скажет либо ждать инспектора на месте, либо ехать для оформления аварии в отдел.

Автомобилисту следует также найти очевидцев происшествия, записать их данные, сделать фото машины, места ДТП (знаков, разметки, других авто и т.д.). Нужно также позвонить в свою страховую компанию.

А после приезда инспектора дать ему письменные объяснения. То есть аварию необходимо оформить по закону, нельзя просто уехать. Ведь пешеход может опомниться и на другой день подать заявление в ГИБДД о наезде. А автомобилиста обвинят в оставлении места ДТП, неоказании помощи пострадавшему.

Классификация

Наезд на пешеходов разделен по определенным категориям в соответствии с признаками (видом классификации). Это необходимо для облегчения проведения автомобильной технической экспертизы в процессе судебного производства.

Как идет человек:

  • Справа или слева от машины (удар в боковую часть);
  • Навстречу или от ТС (удар спереди или сзади автомобиля);
  • Человек идет не меняя скорости и направления.

Характеристика движений человека:

  • Человек меняет скорость своего движения;
  • Человек стоит неподвижно.

Движение транспорта:

  • ТС едет, соблюдая определенный скоростной режим до того момента, как не начинается торможение;
  • Автомобиль тормозит;
  • ТС находится в неуправляемом заносе.

В какую часть авто пришелся удар:

  • Передняя часть автомобиля;
  • Все остальные части (боковые, задняя).

Характеристика удара:

  • Сильный блокирующий;
  • Поверхностный, скользящий;
  • Транспорт проехал колесами по телу человека;
  • Придавливание тела человека машиной и/или совместно с другими вещами, зданиями, сооружениями.

По обзору и степени видимости:

  • Неограниченный обзор (видимости);
  • Ограничение обзора неподвижно стоящим предметом;
  • Ограничение видимости передвигающимся предметом (живым / неживым);
  • Условия ограниченного обзора и видимости.

В зависимости от определенного вида наезда, назначаются различные виды и методики исследования механизма дорожно-транспортного происшествия.

дтп наезд на пешехода

Слепому пешеходу, который подает сигнал (поднимает на уровень живота, грудной клетки, и размахивает из стороны в сторону) БЕЛОЙ тростью, обязаны уступать дорогу все автомобили, не зависимо от того, где переходит такой человек проезжую часть (статья 14.5 правил дорожного движения).

Водитель ТС управляет потенциально опасным для жизни средством (повышенной опасности). Что бы ни произошло, водитель всегда будет виноват в ДТП.

По этой причине ГИБДД предупреждают, что на дороге нужно быть собранным и внимательным, не нарушать правила дорожного движения (обо всех нарушениях ПДД), выбирать скоростной режим, соответствующий погодным условиям и обстановке на дороге (за превышение скорости — штраф или лишение прав?).

Наезд вне перехода

Как быть, если сбил человека не на пешеходном переходе? Действия водителя:

  1. Машину необходимо остановить, заглушить двигатель. С места ДТП двигаться (переезжать, уезжать, в т.ч. чтобы припарковаться) НЕЛЬЗЯ;
  2. Выйдете из машины, посмотрите, какие повреждения получил сбитый пешеход. Окажите ему первую помощь, если в этом есть необходимость. Если удар был достаточно сильный, человека не стоит двигать с места, его нужно уложить, подложив под голову что-нибудь из одежды в качестве подушки;
  3. Попросить свидетелей вызвать скорую помощь и ГАИ или сделать это самостоятельно;
  4. У всех свидетелей происшествия необходимо спросить и записать все контактные данные (ФИО, контактный телефон). Это нужно сделать даже в том случае, если водитель нарушил ПДД;
  5. Выставьте знак аварийной остановки перед транспортным средством. Если на асфальте виден тормозной путь, поставьте знак на его начало. Так сотрудники ГИБДД смогут правильно рассчитать скорость движения автомобиля. Также это покажет, что водитель предпринял экстренное торможение;
  6. Осмотрите место происшествия, зафиксируйте все на фото или видеокамеру;
  7. Во время составления протокола и проведения замеров тщательно проверяйте все записи, которые они делают. Это поможет выявить несоответствия. Если водитель в чем-то не согласен с инспектором, он должен заявить об этом и попросить внести их в протокол осмотра места происшествия.

Желательно еще до приезда инспекторов проконсультироваться с юристом, адвокатом или пригласить его приехать на место ДТП.

Пешеход хочет уйти

Если пешеход собирается покинуть место происшествия и не поддается на уговоры водителя, он должен оставить расписку.

В ней должно быть прописано, что произошло дорожно-транспортное происшествие с автомобилем определенной марки и номером, пешеход претензий не имеет, отказывается от медицинской помощи. Также необходимо, чтобы пострадавший написал свои контактные данные.

Статистика аварий с участием пешеходов

Виновные, не оспорившие нарушение в ГИБДД, могут исправить положение. Для этого надо обратиться в суд с иском о проведении независимой экспертизы. Более того возможно оспорить уже вступившее в силу решение об административном правонарушении.

ВАЖНО: для оспаривания ДТП нужны серьезные доказательства (фотоснимки, показания очевидцев и т.д.)

Из судебной практики видно, что сразу такие дела редко завершаются победой. Чаще вопрос успешно решается в судах второй (а то и третьей) инстанции. Однако оспаривать ДТП, в котором вы не виноваты, безусловно, стоит.

В большинстве случаев причиной этого является переход дороги в неположенном месте. Но даже в таких случаях водителей ожидает определенная ответственность.

В чем она выражается, и какие могут наступить последствия, будет разъяснено далее.

Перед тем, как говорить о последствиях наезда на человека, нужно упомянуть об обязательном следственном эксперименте, который проводится в каждом случае.

Подобный следственный эксперимент проводится экспертами отдела ГИБДД в целях выявления причин наезда. Проводиться он должен в условиях, максимально приближенных фактическим.

Как правило, его проведение проходит в том же месте, где было совершенно ДТП. На этом месте во время проведения полностью перекрывается любое движение.

Если движение перекрыть не получается, то эксперты совместно с водителем должны полностью воспроизвести обстановку в максимально похожем месте. Основное назначение следственного эксперимента — уточнение реальных причин происшествия.

В эксперименте должно так же участвовать и транспортное средство, на котором был сбит пешеход. В зависимости от ситуации, последствия могут быть различными, но главный вопрос, устанавливаемый экспертами — наличие или отсутствие вины самого водителя.

Помимо этого перед экспертами ставятся еще некоторые вопросы.

Основной вопрос — наличие вины водителя. Часто причинами происшествия являются нарушения ПДД. Реже причины могут выражаться в непринятии мер по предотвращению наезда, даже если пешеход переходил дорогу в неположенном месте. Для установления причин и обозначения дальнейших последствий, эксперт должен ответить на следующие вопросы:

  • имелось ли со стороны водителя нарушение какого-либо правила;
  • действительно ли человек переходил дорогу в неположенном месте;
  • какие меры были приняты обоими участниками движения для предотвращения данного ДТП;
  • последствия для транспортного средства и самого пешехода (в обоих случаях последствия выражаются в степени вреда).

После ответа экспертом на эти вопросы, сотрудники должны будут вынести решение о последствиях. Но если пешеход переходил дорогу в неположенном месте, то ответственность обычно выражается в восполнении ему морального вреда. Судебная практика указывает именно на такой исход.

Если пешеход переходил дорогу именно в неположенном месте, и вины автолюбителя в этом не было, то последствия для него будут выражены в оплате лечение гражданину. И это независимо от степени вины. Судебная практика в таких случаях указывает именно на такой вид ответственности.

Если нарушение имело место, но признаков уголовного преступления не имеется, то ответственность будет выражена в заглаживании морального вреда участвующему пешеходу, лишении прав (возможно до 2-х лет) и штраф в размере 30-ти тыс. рублей. Последствия ДТП с участием пешего человека при вине уголовного характера выражаются в лишении свободы на срок до 3-х лет с лишением водительских прав на такой же срок.

Судебная практика по такой категории дел указывает, что в большинстве случае инициаторами процессов являются вовсе не водители.

Предлагаем ознакомиться:  Когда авансовые платежи по налогу на прибыль можно неуплачивать

Если наезд совершался в неположенном для перехода месте, то транспортное средство будет восстанавливаться по правилам ОСАГО.

При этом статистика показывает, что автолюбители не торопятся заглаживать нанесенный участвующим в процессе пешеходам моральный вред, поэтому последние подают на них в суд.

Данные по судебной практики показывают, что в каждом из таких случаев суд обязывает автовладельцев полностью загладить вред по отношению к пешему. Это правило обязательное и обойти его не получится.

По данным базы ГИБДД ежегодно таких наездов в стране проходит более 2-х тысяч. Это примерные цифры, потому что в определенных случаях участники такого происшествия решают вопрос самостоятельно.

Из указанного числа примерно в 1/3 случаев граждане-пешие гибнут. В остальных случаях им наносится вред здоровью различных степеней.

Но 50% случаев происходит именно потому, что пешеходы переходят дорогу в неположенном месте.

Подобные профилактические меры в первую очередь возлагаются к проведению на органы ГИБДД. Несмотря на причины ДТП уже давно ясно, что в России необходимо повышать уровень знаний ПДД среди граждан. До 2020 года в школах даже планируется ввести новый факультативный предмет.

Также профилактика может выражена в повышении штрафов за переход дороги в неположенном месте. Сегодня такой штраф составляет 500 рублей. В течение нескольких лет данное значение планируется увеличить в 1,5-3 раза. По мнению законодателей это должно снизить количество таких ДТП в стране.

Действия водителя.

Действия водителя.

Действия водителя.

Действия водителя.

Действия водителя.

Бывают ситуации, когда пешеход уже ступивший на проезжую часть решает пропустить подъезжающую машину, а в ответ водитель делает такой же жест вежливости. И когда оба уверены, что другая сторона их пропустит, машина и пешеход начинают движение. Ситуация конечно курьезная, но ее развязка может быть весьма неприятной.

Действия пешехода. Если водитель подъезжающей машины остановился и дал вам понять, что уступает вам дорогу, просто поблагодарите его кивком головы и продолжайте движение. Если же по какой-то причине вы передумали переходить, сделайте демонстративно 2-3 шага назад и остановитесь. Этого будет достаточно, чтобы водитель понял, что вы не будете переходить.

Действия водителя.

Безусловно, водитель должен предпринять все меры, чтобы избежать столкновения. Поэтому, остановившись, подайте пешеходу какой-нибудь знак, например, махнув рукой, чтобы он понял, что вы пропускаете его. Если пешеход отказался от вашей любезности, продолжайте движение, не соревнуясь в учтивости.

  • Ограничение видимости при движении.

Ограничение видимости не редко бывает причиной аварий с участием пешехода. Причин для ухудшения видимости может быть масса. Это и погодные условия, и естественные преграды, и соседний транспорт и многое другое. Поэтому такие ситуации требуют особого внимания.

Действия пешехода. Что касается пешеходов, то в пункте 4.

4 Правил сказано: «В темное время суток и в условиях недостаточной видимости пешеходы, которые двигаются проезжей частью или обочиной, должны выделить себя, а  по  возможности  иметь  на  верхней одежде  светоотражающие элементы, для своевременного их выявления другими участниками дорожного движения».

Действия водителя.

В случае ограниченной видимости очень важно соблюдать безопасный скоростной режим, особенно в местах, не регулируемых пешеходных переходов. Помните, при аварии плохая видимость может стать смягчающим обстоятельством, но никак не оправдательным.

Водителю во второй полосе движения остается лишь доли секунды, чтобы среагировать, и то лишь в том случае если он внимательно следит за дорожной ситуацией.

Это одна из самых распространенных ситуаций приводящих к ДТП с участием пешехода.

Действия пешехода. Если, переходя дорогу, вашему обзору мешает близстоящая машина, двигаться нужно крайне осторожно. Не стоит забывать об этом правиле даже когда вы переходите улицу на регулируемом переходе, ведь действия водителя предугадать трудно.

Не исключено, что он захочет «проскочить на красный» пока переход пустой. При наличии у вас в руках какого-либо предмета, (например сумка, зонтик, трость и т. п.

) желательно выставить его вперед, чтобы водитель подъезжающей машины мог раньше заметить ваше движение.

Действия водителя.

Если вы видите, что автомобиль в крайнем правом ряду остановился перед зеброй, это верный знак того, что на дороге появился пешеход. Сбросьте скорость и примите все меры, чтобы он не оказался под вашими колесами.

  • Что делать водителю, если ДТП с участием пешехода все же произошло.

В этом случае водитель, как правило, испытывает сильный стресс. Поэтому самое главное не поддаться панике, собраться и действовать согласно обстоятельствам. Ни в коем случае не уезжайте с места происшествия. Этим вы лишь усугубите свою вину, и это может привести к необратимым последствиям.

Первым делом остановите машину и установите знаки аварийной остановки. После этого осмотрите потерпевшего и окажите ему первую медицинскую помощь.

Если при осмотре оказалось, что повреждения малой или средней тяжести, то самостоятельно примите меры, чтобы доставить его в медицинское учреждение.

Если ДТП с участием пешехода все же состоялось – это еще не повод для паники. Нужно принять все меры, чтобы уменьшить его последствия. Во-первых, незамедлительно примите все меры для спасения жизни и здоровья пострадавшего. Во-вторых, при оформлении ДТП укажите все обстоятельства, которые прямо или косвенно будут свидетельствовать в вашу пользу.

Это может быть плохая видимость, состояние дорожного покрытия, длина тормозного пути, возможные помехи, показания очевидцев по поводу неправомерных действий пешехода и т. п. В-третьи, обратитесь к адвокату, имеющему опыт в таких делах.

Чем он раньше подключится к делу, тем больше вероятность использовать все, для того чтобы сделать ваше наказание менее строгим.

И в заключении… Водитель и пешеход, невзирая ни на что, оба являются участниками движения. И от их взаимоуважения и умения действовать грамотно, с соблюдением Правил дорожного движения, зависит не только количество дорожных происшествий, но и сама обстановка на дорогах. Поэтому, как говорится, водители и пешеходы – будьте взаимно вежливы!

Оформление ДТП

Поскольку, как Вы увидите ниже, ничего хорошего водителю ДТП с пешеходом не сулит, следует очень скрупулезно подойти к оформлению ДТП. Внимательно прочитать документы, оформляемые сотрудником ГИБД на месте ДТП.

Обычно водителю с места ДТП следует явиться в ГИБДД для дачи письменных объяснений. Перед дачей объяснений не будет лишним проконсультироваться к юриста по поводу нюансов ДТП, т.к. от них будет зависеть степень вины водителя и пешехода в ДТП.При наличии свидетелей ДТП, следует отразить этот факт в объяснении.

Объяснение должно содержать полную картину ДТП: характер и направление движения пешехода и автомобиля, погодные условия, дорожные знаки и разметку. Тут же в объяснении можно ходатайствовать о вызове для опроса очевидцев ДТП в порядке ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.Если Вы понимаете, что Вам срочно понадобилась юридическая помощь (например, открылись новые обстоятельства), Вы всегда имеете возможность письменно ходатайствовать об отложении рассмотрения административного дела на один день в связи с необходимостью привлечения к участию в деле защитника.

Ниже рассмотрим ответственность водителя в том случае, если он виновен в ДТП, и если ПДД он не нарушал.

  1. Протокол осмотра. При легком вреде здоровья и средней тяжести документ составляет инспектор ГАИ. Если потерпевший скончался или ему нанесен тяжкий вред, на место происшествия выезжает специальная бригада (автомобильный техник, криминалист, следователь). Осматриваются все следы, изымаются вещественные доказательства;
  2. Техник осматривает автомобиль, результаты этого осмотра также заносятся в протокол;
  3. Проводится опрос очевидцев происшествия, все данные фиксируются;
  4. Проводится профильные автомобильные экспертизы (трасологическая, автотехническая). Они необходима для правильного определения механизма ДТП;
  5. Судебно-медицинская экспертиза. Она необходима для выявления степени причиненного вреда здоровью и / или причины смерти пострадавшего;
  6. По результатам всех действий выносится процессуальное решение.

Если ДТП серьезное, с тяжкими телесными повреждениями, травмами не совместимыми с жизнью, дело направляется в прокуратуру. Следователь возбуждает уголовное дело.

Права пешехода

Человек, попавший под колеса авто, может требовать:

  • возмещения нанесенного вреда здоровью от страховой компании виновного водителя;
  • выплат на лечение и восстановление от самого автомобилиста, если денег от страховщика не хватило;
  • компенсации морального вреда, то есть за причиненные физические страдания, стресс и т.д.;
  • погашения ущерба здоровью по статье 1079 ГК РФ, если виновным признан сам пешеход.

На деле добиться всего положенного по закону без адвоката очень трудно. Страховщики часто отказываются оплачивать импортные лекарства или протезы, а водители переводят имущество на родственников и подают в суд справку о доходах, где значится сумма в 7000 — 8000 р.

Пострадавший может обратиться в суд с иском на сбившего его водителя. Это можно сделать для признания морального вреда и материального вреда.

Под моральным ущербом понимается эмоциональные страдания и состояние человека, попавшего в такую ситуацию в целом. Материальный ущерб – деньги, потраченные на лечение, упущенная выгода, упущенная заработная плата и т.д.

Иск подается при любой тяжести наезда по желанию потерпевшего. Суд самостоятельно решает, стоит ли удовлетворять исковое заявление. Он может вынести решение на выплату ответчиком половины, 1/3 или 1/100 доли от названной суммы.

Полезное видео

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС
получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:
7 (499)653-60-72 доб. 765Москва

 

7 (812)426-14-07 доб. 871Санкт-Петербург

 

7 (800)500-27-29 доб. 208Остальные регионы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector