Оформление земли для строительства

Как получить земельный участок без специальных знаний?

  1. Если землю не успели разграничить и утвердить «Правила застройки», то возникает переход права распоряжения земельными участками от городской к районной администрации (поселка, деревни, села);
  2. Отдельные случаи и льготные категории граждан, которым предоставляется право получения земли в аренду без участия в торгах теперь прописаны в Земельном Кодексе;
  3. Стала возможной передача в аренду не стоящих на кадастровом учете муниципальных земель по заявлению граждан и без проведения аукциона.
  4. Земли, которые находятся в публичной собственности, могут выступать предметом аренды, если относятся к разрешенной категории и стоят на кадастровом учете.

Другими словами, в оборот поступили новые массивы земельных участков под индивидуальное жилое строительство и, чтобы взять землю в аренду, теперь не нужно обращаться в администрацию города или районного центра — достаточно обращения в администрацию поселения, в котором расположен участок.

  1. Выиграть аукцион по аренде, инициатором которого выступает администрация. Для земель стоящих на кадастровом учете (отображаются на публичной кадастровой карте);
  2. Выиграть аукцион по инициативе граждан. Для земель стоящих на кадастровом учете (отображаются на публичной кадастровой карте);
  3. Заключить договор аренды без проведения торгов. Для земель находящихся в муниципальной собственности, стоящих на кадастровом учете и только для льготной категории граждан;
  4. Заключить договор аренды без проведения торгов на земельный участок, который еще не стоит на кадастровом учете (не отображается на публичной кадастровой карте).

А теперь рассмотрим каждый способ подробнее.

Прежде чем выставить земельный участок на торги составляется и подготавливается аукционная документация, которая включает в себя оценку рыночной стоимости земельного участка (по состоянию на дату торгов), а также расчет арендной платы.

Город Правовая база Стоимость аренды в год
Федеральная собственность (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) Арендная плата за земельный участок определяется на основании 582 Постановления Правительства РФ до 35% от базовой ставки аренды
Московская область Закон «Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2020 год» ИЖС — 5%; ЛПХ — 20%
Другие регионы РФ Региональные законы и подзаконные акты от 1,5%
Муниципальная собственность (поселки, села, деревни) Муниципальные законы и подзаконные акты от 0,3%

Расчет ежегодной арендной платы основан на базовой ставке аренды для категории земель района, с учетом площади участка, вида целевого использования, поправочного и зонального коэффициентов. Например, для Московской области (го Мытищи) базовая ставка — это 62 рубля за квадратный метр в год — отсюда получаем, что стоимость аренды земельного участка под ИЖС размером 10 соток (1000 кв. м.) в Мытищах равна: 62 руб х 1000 кв. метров х 0.05 (5% от базовой ставки аренды) = 3100 рублей в год.

Базовые ставки имущественного налога определены в ст. 380 НК РФ и не могут превышать 2,2% от стоимости объекта. Законами субъекта РФ может предусматриваться снижение этой ставки, к примеру, для недвижимости для которой утверждена кадастровая стоимость, базовая ставка составляет 2 %.

Размер арендной платы для участков, прошедших процедуру аукциона, зависит от результатов торгов. Как правило, при наличии кадастровой оценки в течение последних 5 лет, сумма первоначальной ставки торгов по арендной плате не превышает 1,5% от кадастровой стоимости в год. Если кадастровая оценка не проводилась или ей более 5 лет, то торги проводят по процентной ставке от рыночной стоимости. Периодичность проведения государственной кадастровой оценки 1 раз в 3-5 лет.

Если участок достался вам без аукциона, то стоимость аренды земель находящихся в муниципальной собственности, определяют в размере 0,3% от кадастровой стоимости в год. 

Применительно к ЛПХ ЗУ — Федеральный закон РФ от 7.07.2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» п.4 ст.4 — Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном ЗК РФ п.5 ст.4:

  • Предельные размеры общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (ЛПХ), устанавливается в размере 50 соток (0,5 га).
  • Максимальный размеры земельных участков под индивидуальное жилое строительство (ИЖС), предоставляемых гражданам из муниципальной собственности, устанавливаются региональным и муниципальным законодательством.

Указанные максимальные размеры не применяются в случае предоставления в безвозмездное пользование, аренду или собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» См. так же закон о регулировании земельных отношений в вашей области (Региональный).

Как оформить переуступку права аренды земельного участка

Чтобы арендовать земельный участок лесу, например для строительства базы отдыха, нужно подать заявление в уполномоченный орган с просьбой предоставить земельный участок для рекреационных целей. Уполномоченным органом, как правило, выступает департамент лесного хозяйства администрации вашей области.  Лесные участки для рекреационных целей предоставляются из лесного фонда с торгов.

Образец заявления, а так же список необходимых документов советую уточнять, либо на очном визите в администрацию, либо на официальном сайте. Рекомендую также ознакомиться с законодательством регулирующим такие правоотношения:

  • Главы 17-18 Земельного кодекса РФ;
  • ст. 41 Лесного кодекса РФ — аренда для рекреационных и оздоровительных целей;
  • Глава 6 Лесного кодекса РФ — основания аренды лесных участков;
  • Глава 8 Лесного кодекса РФ — проведение торгов.

Как оформить земельный участок по лесной амнистии

Есть разъяснения ФАС РФ (Разъяснения Федеральной антимонопольной службы от 5 июня 2012 г. «Разъяснения ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции») касаемо передачи прав на имущество без торгов и аукционов для НКО:

  • В соответствии с пунктом 7 статьи 4 «Закона о защите конкуренции» конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;
  • Согласно пункту 5 статьи 4 «Закона о защите конкуренции» под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Таким образом, действие статьи 17.1 «Закона о защите конкуренции» не распространяется на случаи, когда стороной по договору о передаче имущества, которая получает право владения и (или) пользования государственного или муниципального имущества, выступают некоммерческие организации, не осуществляющие деятельность, приносящую доход.

  • Кроме того, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17.1 «Закона о защите конкуренции» предоставление прав владения и (или) пользования государственным и муниципальным имуществом возможно без проведения торгов некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Таким образом, передача государственного или муниципального имущества на основании пункта 4 части 1 статьи 17.1 «Закона о защите конкуренции» может осуществляться вне зависимости от того, осуществляют ли указанные в данном пункте некоммерческие организации деятельность, приносящую доход, или нет. 

  • В отношении земельного участка, указанного в заявлении принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо;
  • Земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации или государственной программой субъекта Российской Федерации;
  • Земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения;
  • Земельный участок образуется из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения;
  • Земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном освоении территории;
  • Земельный участок является зарезервированным или изъятым для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
  • Земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;
  • На земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута;
  • На земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;
  • Образование земельного участка приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами;
  • Границы формируемого земельного участка пересекают границы разных муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов;
  • Формирование земельного участка приводит к невозможности использования земельного участка, ограничивает проход или проезд к земельному участку, находящемуся в собственности/на ином виде права третьих лиц;
  • Формируемый земельный участок имеет наложение границ на земли, находящиеся в собственности третьих лиц;
  • Невозможность использования земельного участка в водоохраной/прибрежной полосе (информация о вхождения/не вхождении участка в зону содержится в заключении об оборотоспособности земельного участка);
  • Невозможность использования земельного участка в зоне режима охраны объектов культурного наследия (информация о вхождения/не вхождении участка в зону содержится в заключении об оборотоспособности земельного участка);
  • Невозможность использования земельного участка в придорожной полосе существующих и проектируемых дорог, территорий общего пользования;
  • Невозможность использования испрашиваемого земельного участка в санитарно-защитной зоне промышленного предприятия;
  • Земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды третьим лицам;
  • Заявление подано лицом, не имеющим полномочий представлять интересы заявителя;
  • Наличие противоречивых сведений в заявлении и приложенных к нему документах;
  • Кроме того бывают отказы с формулировкой: «С заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов».
Предлагаем ознакомиться:  Особенности уборки офисных помещений

Оформление земли под строительство гаража

Процедура приобретения участка под строительство в селе, проходит несколько иначе, чем в городе. Перед тем, как оформить землю под строительство дома в сельской местности, нужно взять землю в аренду у местной власти, оформив договор в Земельно-имущественной палате и поставив на учёт в Регистрационной палате.

  • выписки из реестра на жильё и землю;
  • техпаспорта – 2 копии;
  • свидетельства о государственной регистрации права – заверенная копия;
  • заявление;
  • платёжные документы по аренде – копии за всё время.

После того как документы будут одобрены всеми органами, можно выкупить землю и зарегистрировать права собственника.

Пред тем, как оформить землю под строительство гаража, необходимо стать владельцем данного участка. Являясь собственником земли, человек должен обратиться в местное отделение архитектуры и градостроительства, которое выдаст разрешение на проведение строительных работ.Людям, проживающим в мегаполисе или его пригороде, не имеющим участка, но желающим его получить, следует обратиться в местную администрацию с заявлением о постановке в очередь для получения земли под строительство.

Предоставляется участок во время проведения аукциона, о котором извещают заранее всех подавших заявление. С заявителями, получившими во время торгов право на проведение строительных работ, заключается договор аренды до завершения стройки. При этом все необходимые документы уже оформлены, и участок имеет кадастровый паспорт, номер, размежеван и стоит на учёте.

Земля становится дороже с каждым днём, особенно в черте города. Поэтому предпринимателям желающим расширить своё дело лучше всё же не покупать землю, а взять её в аренду. Процедура достаточно трудоёмкая и долгая.Перед тем, как оформить землю под строительство магазина, необходимо решить вопросы, касающиеся размещения объект:

  1. В органах архитектурного надзора можно выбрать подходящие участки.
  2. Уточнить принадлежность данных участков муниципалитету и возможность сооружения торговой точки.
  3. Согласование вопросов связанных с местом строительства с администрацией.
  4. Получить у архитекторов необходимые документы по участку.
  5. Предпринимателю выдаётся акт с решением, основанным на данных государственного кадастрового отдела.
  6. Перед началом строительства необходимо:
  • провести экологические исследования;
  • получить разрешения в отделе, занимающемся охраной памятников;
  • согласовать вопросы с коммунальными службами;
  • получить заключение от СЭС и Управления по охране природы.
  1. Постановка участка на кадастровый учёт и получение паспорта.

Пакет документов следует отправить в администрацию, где принимается решение о сдаче земли в аренду под строительство торгового павильона. Регистрация в Росреестре позволяет договору вступить в законную силу.

Оформление земли для строительства

Первый шаг нашей инструкции начинается, конечно же. со сбора документов. Какие нужны документы для оформления участка земли в собственность? Оформление права собственности на землю невозможно без подготовки пакета бумаг заявителя. Для упрощения понимания перечень сдаваемых документов, закрепленный на законодательном уровне, можно разделить на обязательные для всех и специфические бумаги, зависящие от пути приобретения участка в собственность.

Перечень документов

Такие бумаги представляют семьи, где воспитывается трое и более детей до 18 лет:

  • Доказательства статуса одинокого родителя, если надо.
  • Документы об отсутствии в собственности другой недвижимости.
  • Доказательства, что по месту жительства гражданин регистрировался.
  • Свидетельство о заключении брака.
  • Паспорта родителей вместе со свидетельствами о рождении детей.

Органы опеки и попечительства должны отдельной справкой подтвердить, что родители не лишены своих законных прав.

Работникам муниципалитета понадобятся:

  1. Подтверждение того, что назначение земли сохраняется при использовании.
  2. Соглашение по предоставлению объекта, подписанное представителями муниципалитета.
  3. Справка с места работы, подтверждающая сам факт занятости на протяжении определенного времени, вместе с описанием должности.

Другим категориям нужен будет документ, который подтверждает особый статус. Иначе невозможно будет решить вопрос, как получить землю под строительства дома бесплатно. В каждом субъекте власти РФ могут предъявлять дополнительные требования к документам, предъявляемым гражданином.

Как уже говорилось, срок рассмотрения заявления составляет не более одного месяца. После этого гражданину обязаны направить обоснованный ответ, положительный или отрицательный. Каждый гражданин может подать в суд, если считает решение несправедливым.

Под какие цели можно арендовать земельный участок?

Если в муниципальном образовании приняты Правила землепользования и застройки, значит поселение разделено на участки по видам разрешенного строительства. Следовательно, все участки под индивидуальное жилищное строительство, которые администрация выставляет на аукцион — уже согласованы и сформированы.

  1. Местный орган исполнительной власти инициирует аукцион и выступает организатором его проведения;
  2. Администрация назначает срок заключения договора и начальную ставку арендной платы;
  3. Организатор определяет время и место проведения аукциона, форму и сроки подачи заявок на участие;
  4. Муниципалитет устанавливает порядок внесения/возврата задатка и шаг аукциона;
  5. Информацию размещают на официальных информационных ресурсах за 30 дней до проведения аукциона.
  1. Заявка по форме установленной администрацией;
  2. Копия паспорта или загранпаспорта (для иностранцев);
  3. Квитанция о внесении задатка.

Прием документов заканчивается не позднее 5 дней до проведения аукциона. 

К сформированным землям относятся участки, которые уже стоят на кадастровом учете и отображаются на карте РосРеестра. Собственником таких участков должен являться либо муниципалитет, либо государство (публичная собственность). Список таких участков можно посмотреть на сайте администрации или РосИмущества, но, скорее всего, искать свободные участки в публичной собственности придется самостоятельно.

Здесь нас интересуют «Права и ограничения», которые у данного ЗУ, к сожалению, установлены. Значит придется искать новый участок, у которого в поле «Форма собственности» указано — публичная, а графа «Права и ограничения» пустая.

Правом получить в аренду земельный участок без проведения аукциона обладают:

  1. Многодетные семьи;
  2. Молодые семьи;
  3. Военнослужащие;
  4. Ветераны боевых действий;
  5. Пенсионеры;
  6. Инвалиды
  7. Герои труда и другие категории льгот (уточнять в администрации по месту жительства);
  8. Участники программ по переселению: Дальневосточный гектарЛенинградский гектарКостромкой гектарРодовое поместьеУчастки для жителей КрымаУчастки для переселенцев с Крайнего Севера.

Если вы относитесь к одной из перечисленной выше категории граждан, то достаточно написать заявление в МФЦ «Мои документы» и приложить к нему подтверждающие льготу документы. После чего вас должны поставить в очередь на предоставление земли в аренду без организации торгов, причем арендовать можно даже зарезервированный муниципалитетом для собственных нужд участок. Некоторые регионы предоставляют землю по льготе сразу в собственность.

Кроме того, для льготной категории граждан государство ограничило сумму арендной платы, которая не должна превышать размер земельного налога. 

В Статья 39.6. ЗК РФ под название «Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов» сказано, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов заключается только в случае осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.

Предлагаем ознакомиться:  Договор инвестирования - образец 2019

Порядок предоставления земельного участка в аренду по новой «упрощенной» процедуре (без аукциона для обычных граждан) предлагаю рассмотреть на примере участка под ИЖС. Однако, вы можете использовать данный алгоритм для участков в границах населенного пункта под ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ), садоводства, а также для крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ) и любого другого вида бизнеса (кафе, автомойки, магазины и тд).

Искать свободный (не отображающийся на публичной кадастровой карте Росреестра) земельный участок придется самостоятельно. Для этого открываем карту Росрееста → выбираем интересующий нас муниципальный район (поселок, деревня и т.п.) → находим свободную от кадастровой разметки территорию (например, земли населенных пунктов рядом с жилыми домам) → переходим к шагу 2.

Пример не сформированного муниципального земельного участка рядом с жилыми домами

В случае, если земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, то потребуется схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (СРЗУ).

СРЗУ — это нанесенное на кадастровый план территории (КПТ) отображение границ и точных координат образуемого земельного участка. В схеме указывается площадь образуемого земельного участка и в случае, если образуются два и более земельных участков, указываются их условные номера. В ст. 11.10 п. 11 — 13 ЗК РФ подробно разъясняется: как, на каком носителе и в какой форме, составляется, подается и утверждается схема расположения земельного участка.

По началу я пытался самостоятельно составлять СРЗУ и даже установил для этого специальное программное обеспечение, но ни одну из моих «самодельных» схем мне так и не утвердили. Более того, на ожидание «отказа в согласовании» я потратил почти месяц, а это сильно удлинило мне процесс аренды. В итоге, я бросил эту затею и стал заказывать готовые схемы у кадастрового инженера — так проще и быстрее.

Схема расположения земельного участка, которую я недавно заказывал через ONLINE-KADASTR

Оформление земли для строительства

Напомню, что для земель, государственная собственность на которые не разграничена, правила предоставления в аренду определяет субъект РФ, а распоряжается землями муниципалитет, на территории которого расположен земельный участок — значит писать заявления и вести переговоры нужно именно с муниципальными (поселковыми) властями.

Кроме того, перед подачей заявлений, рекомендую ознакомиться на официальном сайте Администрации с Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), в которых указываются ограничения на использование земель в определенных зонах и с особыми условиями. Кроме того, вы всегда можете обратиться в Администрацию с заявлением о предоставлении информации о возможности аренды земли в интересующем вас месте.

Итак, после получения схемы расположения ЗУ — отправляемся в отдел земельных отношений Администрации, на территории которой расположен участок, вежливо просим у секретаря бланки и пишем следующие заявления:

  1. Заявление «Об утверждении (подготовленной вами) схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории». В заявлении укажите кадастровый квартал и цель использования ЗУ, приложите схему и копию паспорта. «Постановление главы Администрации об утверждении СРЗУ» — служит основанием для начала кадастровых работ по выделению земельного участка из муниципальной собственности и организации торгов по аренде. Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка указаны в ст. 11.10 Земельного Кодекса РФст. 11.9 ЗК РФ регламентирует требования к образуемым или изменяемым земельный участок.
  2. Заявление «О предварительном согласовании предоставления земельного участка» сразу не требуется, но я рекомендую подавать его вместе с заявлением от утверждении СРЗУ, чтобы сэкономить время на ожидании ответа (до 30 дней)  и повторном походе в Администрацию. Согласно п. 6 ст. 39.18 ЗК РФ «Постановление главы Администрации о предварительном согласовании предоставления земельного участка» — является основанием для предоставления земельного участка из муниципальной собственности без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17. Срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года (ст. 39.15 ЗК РФ, п. 14).

Максимальный срок, на который заключают договор аренды по законодательству — 49 лет. Регионы самостоятельно устанавливают сроки аренды в зависимости от категории и назначения земель. Ориентиры такие:

  • Сроки аренды на земли сельскохозяйственных угодий без права строительства — от 10 лет;
  • Для занятия огородничеством — до 3-х лет;
  • Для индивидуального жилого строительства (ИЖС) — от 3 до 10 лет;
  • Для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ) — от 3 до 49 лет.

Как продлить аренду земельного участка

Напомню, что с 1 июня 2015 не сформированные земли в границах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в аренду не предоставляются — законодатель не допускает утверждение схемы расположения земельного участка на данных территориях. То есть, арендовать в указанных городах можно только уже сформированные земельные участки.

  1. Физические лица,  являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, помещений.
  2. Физические лица, являющиеся арендаторами находящихся в собственности города Москвы зданий, строений, сооружений либо помещений в них.
  3. Физические лица, являющиеся арендаторами земельных участков, которые находятся в собственности города Москвы и на которых расположены здания, строения, сооружения либо помещения.
  4. Физические лица, являющиеся правообладателям и земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, в целях приобретения прав на смежные земельные участки, которые находятся в собственности города Москвы и которые не предоставлены иным лицам, если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование этих смежных земельных участков предусматривается для эксплуатации таких зданий, строений, сооружений.
  5. Юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, помещений.
  6. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения (бюджетные, казенные, автономные), казенные предприятия, центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, которым на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлены земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения.
  7. Юридические лица, обладающие зданиями, строениями, сооружениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
  8. Юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в собственности города Москвы зданий, строений, сооружений либо помещений в них.
  9. Юридические лица, являющиеся арендаторами земельных участков, которые находятся в собственности города Москвы и на которых расположены здания, строения, сооружения либо помещения.
  10. Юридические лица , являющиеся правообладателям и земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, в целях приобретения прав на смежные земельные участки, которые находятся в собственности города Москвы и которые не предоставлены иным лицам, если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование этих смежных земельных участков предусматривается для эксплуатации таких зданий, строений, сооружений.
  11. Религиозные организации, обладающие на праве безвозмездного пользования зданиями и сооружениями. 
  12. Индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, помещений.
  13. Индивидуальные предприниматели, являющиеся арендаторами находящихся в собственности города Москвы зданий, строений, сооружений либо помещений в них.
  14. Индивидуальные предприниматели, являющиеся арендаторами земельных участков, которые находятся в собственности города Москвы и на которых расположены здания, строения, сооружения либо помещения.
  15. Индивидуальные предприниматели, являющиеся правообладателям и земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, в целях приобретения прав на смежные земельные участки, которые находятся в собственности города Москвы и которые не предоставлены иным лицам, если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование этих смежных земельных участков предусматривается для эксплуатации таких зданий, строений, сооружений.

Последние изменения

  • аренда земли для строительства индивидуального жилого дома (ИЖС).

Например, вы нашли свободный земельный участок, который не образован, то есть не имеет границ.

После этого, вы можете  за 40 минут самостоятельно составить схему участка и подать ее вместе с заявлением о предварительном согласовании.

Шаг 2: процедура оплаты госпошлины

Следующий этап инструкции по оформлению земли в собственность — это оплата необходимых госпошлин. Текущая процедура уплаты и определения размера пошлины, которую следует перечислить в бюджет, введена с 2015 года и действует сейчас. Полный перечень видов регистраций прав на недвижимость, включая права на земельные участки, можно изучить, кликнув по ссылке. Если выделить подраздел, затрагиваемый только земельные вопросы, то имеется разделение по:

  • собственнику – физическое или юридическое лицо;
  • назначению земель – сельскохозяйственные или общие;
  • первичности регистрации – регулирование «дачной амнистии»;
  • пути получения права владения.

Таким образом, чтобы определить размер пошлины, нужно знать, кто является собственником, какая по счету это регистрация, на основании чего происходит получение права собственности, а также назначение земли.

Условие

Стоимость

Стандартная регистрация перехода прав собственности. Владелец юридическое лицо. 22 000 руб.
Стандартная регистрация перехода прав собственности. Владелец физическое лицо. 2 000 руб.
Регистрация участка для ведения подсобного (дачного) хозяйствования физическим лицом. 350 руб.
Регистрация доли участка для ведения подсобного (дачного) хозяйствования физическим лицом. 100 руб.
Регистрация участка земли сельскохозяйственного назначения 350 руб.
Регистрация доли участка земли сельскохозяйственного назначения 100 руб.

Шаг 2: процедура оплаты госпошлины

От уплаты пошлины освобождены такие категории заявителей:

  • органы государственной власти;
  • ЦБ РФ;
  • малоимущие граждане (кроме обременения).

Также не облагается пошлиной регистрация в отношении земель:

  • государственного и муниципального владения;
  • используемых для северного оленеводства;
  • регионов, вступающих в состав РФ (пример – Республика Крым).

Не подлежит уплате пошлины регистрация, вызванная необходимостью узаконить обременение или какие-либо изменения в законодательстве, обязывающих нынешних собственников проводить регистрационные действия.

Подготовительный этап, включающий в себя документальную работу, может длиться до нескольких месяцев. Причина – сбор документов зачастую сопровождается получением кадастрового плана. Оформление участка земли в собственность, который был приобретен до изменения земельного законодательства (2001 год), сопряжено с получением кадастрового паспорта.

Предлагаем ознакомиться:  Включается ли период учебного отпуска в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск?

Процедура получения паспорта упрощается, если имеется межевание участка. Владельцу достаточно подать заявление кадастровому регистратору, оплатить услугу и получить паспорт через 10 дней. Но, в силу загруженности сотрудников, возможно увеличение срока, особенно в регионах. Уточнять конечную дату необходимо индивидуально.

Если нет межевания

При отсутствии межевания участка, проведение землеустроительных работ полностью возлагается на владельца, что повышает стоимость оформления земли в собственность. По сути, межевание – это определение и закрепление нормативным актом границ участка. Наличие согласованных границ означает отсутствие споров с соседями и согласованность в вопросе меж. Имеющиеся споры необходимо предварительно решить в суде.

Землеустроительные работы выполняются частными компаниями. Комплекс работ включает:

  • сбор и анализ документации (геодезической, картографической);
  • составление плана участка;
  • нанесение на план необходимых меток и коммуникаций;
  • оформление межевого плана.

Порядок оформления права собственности на землю регламентирует, что после получения межевого плана, собственнику надо обратится в Кадастровую палату для постановки на учет. К заявлению необходимо предоставить правоустанавливающие бумаги на участок, паспорт заявителя, квитанцию.

В ситуации, когда надо провести оформление земли в собственность в 2020 году, но нет в наличии оригиналов правоустанавливающих документов, либо же они представлены не должным образом, нужно прежде их получить или восстановить. В зависимости от ситуации действовать необходимо по-разному. Возможные варианты:

  1. Восстановить утерянные оригиналы. Это применимо к случаям, когда правоустанавливающий документ выдавался госорганом или организацией и возможна выдача дубликата.
  2. Провести перезаключение договора купли-продажи. Для этого надо иметь контактные данные продавца, что проблематично, если сделка совершалась давно.
  3. Узаконить сделку в судебном порядке (подача искового заявления в суд — инструкция). Вариант подходит тем, у кого оформление земли в частную собственность прошло по старым правилам без оформления соглашения и на руках имеет, допустим, только членскую книжку.
  4. Провести общую приватизацию с последующим выделением. Это актуально владельцам участков, полученных в собственность посредством выделения части в садоводческом обществе.

Как перевести в собственность

На основании здания в собственности, вы получаете приоритетное право выкупа земли под объектом строительства в собственность за 1,5-20% кадастровой стоимости. Узнать точную стоимость перевода земельного участка в собственность можно только обратившись в администрацию, на территории которой расположен участок. Обращаться лучше с заявлением, чтобы получить ответ в письменном виде, а затем приложить его к остальным документам на участок для перестраховки.

Если в договоре аренды нет ограничений по срокам строительства, то строить на участке и переводить в собственность можно на протяжении всего срока аренды. Кроме того, в договоре не должно быть каких-либо ограничений по видам строительства. Если не запрещено — значит разрешено, но только согласно целевого назначения и вида использования данного ЗУ.

Случаи, когда льготные категории граждан, то есть тех людей, кто имеет право на первоочередное и внеочередное получение участка, устанавливаются федеральными и региональными законами.

Пока обнаружил только один закон, дающий возможность льготникам арендовать земельный участок без торгов.

Это закон Санкт-Петербурга от 18.07.2016 N 443-84 «О некоторых вопросах предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов».

По данному закону граждане РФ, которые проживают в Санкт-Петербурге, и являются:

  • инвалидами I и II групп,
  • детьми-инвалидами, имеющими ограничение способности к передвижению и медицинские показания к обеспечению техническими средствами реабилитации инвалидов в виде кресел-колясок в индивидуальной программе реабилитации (абилитации) инвалида (ребенка-инвалида),

имеют право на первоочередное получение в аренду для хранения личного автотранспорта (без права возведения объектов недвижимости) земельных участков.

Как видите, на земельном участке, арендованном  по данному закону, дом не построишь.

Если знаете иные законы, которые дают право арендовать землю на основании пункта 14 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ, то поделитесь ими в комментариях, потому что, помогая другим, мы в первую очередь помогаем себе.

Однако бывают случаи, когда передать участок в собственность невозможно.

Например, когда земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте.

В таких ситуациях гражданин, который имеет право на получение земельного участка в собственность без торгов, в том числе, бесплатно,  может получить землю в аренду.

Иными словами, для зарезервированных и ограниченных в обороте земельных участков аренда выступает в качестве альтернативы передаче земли в собственность.

Проверьте в подпункте 18 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

  1. Визит к регистратору (Местная регистрационная палата или МФЦ).
  2. Сдача документов собранных документов.
  3. Получение расписки от сотрудника регистратора.
  4. Повторный визит для получения свидетельства.

Порядок оформления земли в собственность предусматривает временные рамки регистрации в виде 7-10 дней. Однако могут быть исключения. Точную дату получения свидетельства сотрудник регистратора указывает на расписке при сдаче документов. Получить бланк свидетельства может заявитель либо его представитель. Предоставление паспорта при этом обязательно.

Это участки:

  • находящие в ведении ФСБ;
  • задействованные либо возможно будут задействованы для нужд ВС РФ;
  • входящие в заповедные территории.

Для граждан, проводящих оформление земли в собственность в 2020 году, пошаговая инструкция дает базовое понимание процедуры, объясняет порядок подготовки документов, а также требования к их составлению. Но надо учитывать, что каждое оформление земельного участка, оформление земли в собственность индивидуально, единого алгоритма, подходящего ко всем случаям, нет.

Оформление земли для строительства

Надеемся, вам помогла наша пошаговая инструкция. Если у вас остались вопросы — задавайте их в комментариях!

Макарова Наталья Николаевна

Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, возмещением ущерба страховыми компаниями, защитой прав потребителя, а также дел, связанных с незаконным сносом ракушек и гаражей.

Остались вопросы по теме Спросите у юриста

Оформление земли под строительство магазина

Чёткое определение того, какая земля подходит для строительства больше, в текущем законодательстве отсутствует. Можно выделить лишь некоторые признаки, способные стать опорой для граждан:

  • Высота дома для участка не должна превышать 12 метров.
  • Дом должен строиться только для одной семьи.
  • Дома и другие строения должны быть обособленными.
  • Жилой дом должен быть пригоден для пребывания внутри на протяжении долгого времени. Для подобных целей не подходят простые дачные и загородные домики, которые используются только сезонно.

Категория и целевое значение – самые важные характеристики для самого участка. Индивидуальное строительство должно осуществляться только на землях поселений. Решение вопросов получения объекта решается при участии администрации населенного пункта. Если построить дом на земле, которая предназначена для других целей, появятся неприятные последствия. Тогда участок под ИЖС бесплатно с большой вероятностью не оформят.

Иногда поступают вопросы в комментариях – можно ли выкупить землю, на которой стоит только фундамент дома, или возведены стены, но дом не введен в эксплуатацию.

Ответ на этот вопрос отрицательный.

Выкупить без торгов земельный участок, на котором расположена «незавершенка», не получится.

Однако такой участок земли можно взять в аренду.

Собственник объекта незавершенного строительства может однократно получить в аренду земельный участок без торгов с целью завершения строительства.

Данное основание найдете в подпункте 10 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

Оформление земли для строительства

Более подробно процедура получения земельного участка в аренду под объектом незаверешнного строительства изложена в статье: Продление аренды.

5. Аренда участка для сенокошения, выпаса, огородничества и ведения личного подсобного хозяйства.

В статье Продажа земельного участка без торгов  уже рассматривали получение земли для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства,

дачного хозяйства

и КФХ.

Для справки. 

С 01 января 2019 года дачное хозяйство исключено из законодательства. Дачные участки приравнены к садовым участкам.

По этой причине, любое упоминание в статье о дачных участках нужно заменять на садовые участки.

Однако в той статье речь шла, как купить земельный участок без торгов, то есть оформить землю в собственность.

Сейчас рассмотрим то же самое, но только для аренды земли.

Организации и КФХ получить в аренду участок по этому основанию не могут.

Точное описание данного основания для аренды участка без торгов содержится в подпункте 19 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

  • сенокошение,
  • выпас сельскохозяйственных животных,
  • под огород,
  • ведение ЛПХ на земельном участке, расположенном за границами населенного пункта.

Иногда чиновники отказывают в аренде участка под огород, по причине того, что земля находится в границах населенного пункта, а не за его пределами.

Подобный отказ в аренде участка незаконен, потому что условие о расположении участка за пределами населенного пункта относится только к ЛПХ.

Подобный чиновничий отказ имел место в г. Чебоксары.

Но Верховный суд Чувашской Республики своим определением от 16.03.2016 по делу N 33-1070/2016 поставил чиновников на место.

Арендовать землю под охотничье хозяйство могут только юридические лица или индивидуальные предприниматели.

Обычный гражданин не может арендовать участок под охотничье хозяйство, потому что охотхозяйственные соглашения заключаются только с организациями и ИП.

Если юридическое лицо или ИП по результатам аукциона заключили охотхозяйственное соглашение, то они могут арендовать земельные и лесные участки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector