Написать жалобу на незаконное увольнение в прокуратуру или трудовую инспекцию
Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Незаконное увольнение обращение в прокуратуру

В каких случаях жалоба на работодателя подается в прокуратуру?

Деятельность прокуратуры регламентируется Законом от 17.01.1992 года № 2202-1. Основная функция ведомства – надзор за соблюдением действующих норм законодательства.

Одним из направлений надзорной деятельности прокуратуры является трудовое законодательство. Объектом проверки становятся неправомерные действия работодателя.

Закон № 2202-1 не устанавливает четких границ компетенции прокуратуры в данном направлении. Часто вопросы, с которыми обращаются работники, требуют проведения серьезного расследования. Поэтому заявление может быть перенаправлено в другой компетентный орган.

В каждой ситуации работники прокуратуры самостоятельно принимают решение, в какой орган отправить поступившие документы. По результатам рассмотрения заявления прокуратура выносит представление, обращается в суд или направляет обращение в трудовую инспекцию.

Каждый служащий может обратиться с жалобой самостоятельно или составить коллективное обращение. Обычно заявление подается в прокуратуру при следующих нарушениях со стороны работодателя:

  1. склонение работника к увольнению;
  2. регулярная невыплата заработной платы;
  3. неофициальная выплата черной или серой зарплаты;
  4. неправомерный отказ в трудоустройстве;
  5. нарушение правил безопасности;
  6. сверхурочные работы без выплаты компенсации;
  7. психологическое давление на подчиненного.

Для того, чтобы прокуратура могла провести проверку, нужно направить в ведомство жалобу с приложением подтверждающих документов.

Как правильно написать жалобу?

Незаконное увольнение обращение в прокуратуру

Образец жалобы законом не утвержден. Она составляется в произвольной форме. Рассмотрим, как правильно составить документ и какие доказательства приложить.

Текст жалобы

Текст жалобы состоит из вводной, информационной и просительной части. В документе нужно указать следующие сведения:

  1. название прокуратуры;
  2. информацию о заявителе (ФИО, адрес проживания, контакты);
  3. данные о работодателе;
  4. нарушения, допущенные руководством по месту трудоустройства;
  5. действия, которые служащий предпринял в свою защиту;
  6. ссылки на нормативные акты;
  7. просьбу провести проверку;
  8. дату и подпись.

Обращение составляется в двух экземплярах. Один передается в материалы дела. Второй возвращается заявителю с отметкой о регистрации.

Ниже приведены образцы жалобы при различных нарушениях.

В жалобе о «серой» зарплате необходимо указать, сколько должен платить работодатель и какая сумма установлена трудовым договором. В подтверждение доводов нужно доказательства того, что ранее наниматель выплачивал сотруднику согласованную с ним сумму.

Помимо невыплаты заработной платы при увольнении наниматель может не начислить компенсацию за неиспользованный отпуск. Следует сделать подробный расчет по всем невыплаченным суммам.

При составлении документа необходимо подробно описать, в чем выразились незаконные действия работодателя, какие нормы ТК РФ были нарушены при увольнении.

Заявитель указывает, какие нарушения трудовых прав были допущены. Например, не выдана трудовая книжка при увольнении, не предоставлены копии документов по запросу, не сделан окончательный расчет.

Перечень документов

Закон не содержит подробного перечня документов, которые нужно подготовить для предоставления в прокуратуру. Часто заявитель описывает в жалобе все допущенные нарушения, прикладывается имеющиеся у него документы. После принятия обращения прокуратура самостоятельно запрашивает недостающие сведения.

Незаконное увольнение обращение в прокуратуру

В примерный перечень документов входит:

  1. трудовой договор со всеми дополнительными соглашениями;
  2. приказы о приеме на работу, переводе на другую должность, об увольнении, выплате премии, предоставлении отпуска и т.д.;
  3. расчетные листы по заработной плате;
  4. платежные ведомости;
  5. выписки из лицевого счета в банке;
  6. прочие доказательства допущенных нарушений.

Кстати сказать

В настоящее время на федеральном уровне активно обсуждается вопрос о порядке практического применения п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре, в соответствии с которой при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Компетенция прокуроров и иных государственных органов по надзору за соблюдением законодательства о труде и занятости населения по-прежнему не разграничена. При этом нынешняя политика Генеральной прокуратуры РФ основывается на том, чтобы исключить дублирование прокурорами функций, присущих иным органам исполнительной власти, в частности ГИТ. Иными словами, прокуратура не должна расходовать свои ресурсы на то, чтобы делать за государственных инспекторов труда их работу по проверке работодателей.

В период 2010-2012 гг. на ведомственном уровне произошла переориентация целей надзорной деятельности прокуроров и сделан акцент на проверку исполнения своих обязанностей контролирующими органами. Ввиду этого в целом по стране сейчас наблюдается снижение количества проводимых прокуратурой внеплановых мероприятий по исполнению трудового законодательства. Самостоятельное инициирование прокурорами городов и районов выездов на предприятия и организации в этой связи сведено к минимуму и осуществляется только тогда, когда объект включен в полугодовой план работы прокуратуры, имеются соответствующие задания из вышестоящих прокуратур, а также при поступлении жалоб и заявлений граждан.

Формально Закон о прокуратуре не содержит положений, препятствующих помощнику или заместителю прокурора осуществить незапланированную проверку, однако необходимость ее проведения впоследствии должна быть обоснована вышестоящему руководству прокуратуры субъекта РФ. При отсутствии объективных мотивов, побуждающих служащего прокуратуры к незамедлительным действиям в данной ситуации, к нему могут быть применены меры дисциплинарной ответственности. Помимо чрезвычайных ситуаций, несчастных случаев с тяжкими последствиями, веским основанием для проведения проверки служит обращения в прокуратуру лица, полагающего, что его трудовые права нарушены. В данном случае прокуроры обязаны всесторонне исследовать доводы заявителя, принять меры прокурорского реагирования и осуществить восстановление его законных интересов.

Так, в нижестоящих звеньях прокурорской системы, с которыми в большинстве случаев сталкиваются работодатели, надзорная деятельность в указанных направлениях ведется из расчета общей штатной численности прокуратур. Надзор за соблюдением законов о труде является составной частью более широкой — социальной — сферы, на которую распространено влияние прокуратуры.

В прокуратурах с небольшим количеством сотрудников прокурором в соответствии с издаваемым им приказом о распределении должностных обязанностей надзор за исполнением законов в социальной сфере поручается одному лицу — помощнику или заместителю прокурора, который в связи с этим уполномочен единолично осуществлять все проверки исполнения законности в сфере трудовых отношений.

В прокуратуре, где трудится большое количество работников, за данный вид надзора отвечает заместитель прокурора, которому подчинено несколько помощников прокурора. Это должностное лицо распределяет между ними нагрузку и координирует их деятельность. Подобное разделение предполагает осуществление проверок трудового законодательства несколькими лицами, при этом одно из них, как правило, специализируется именно на трудовых спорах и незаконных увольнениях.

Допускается также разделение сферы деятельности по зонам, когда подпадающая под юрисдикцию прокуратуры территория условно делится на участки, закрепляемые за помощниками прокурора. В данной ситуации каждый из них компетентен рассматривать жалобы граждан, проживающих на определенном участке, о незаконном прекращении трудовых отношений.

Так, прокурорские работники, занятые профессиональной деятельностью в сельской местности, муниципальных районах, частые гости работодателей. Им известно количество юридических лиц, расположенных в границах населенного пункта, а также общие проблемы исполнения трудового законодательства.

А вот во многих крупных городах руководители организаций, не говоря уже об индивидуальных предпринимателях, с прокурорским надзором не сталкивались.

Естественно, что в нашей стране прокуроров на всех не хватит, но нужно помнить, что вероятность проверки вашей организации органом, выполняющим государственную функцию общего надзора, есть всегда.

Особенности подачи коллективных жалоб

Если руководитель компании планирует избавиться от какого-либо сотрудника, то он должен первоначально найти повод. Дисциплинарное взыскание назначается исключительно после выявления серьезного проступка, проведения расследования, запроса объяснительной и издания официального приказа.

В ст. 81 ТК приводятся все основания, при которых руководство может прекратить сотрудничество с наемным специалистом. Если нарушаются положения данного нормативного акта, то это приводит к судебному разбирательству или проверкам со стороны государственных учреждений.

Даже если у работодателя имеются веские основания для расторжения договора, но он неграмотно выполнил процесс, то такие действия признаются незаконными.

Основания для увольнения Суть нарушения
Расторжение договора с беременной женщиной Даже если у работодателя имеются веские основания, представленные постоянными опозданиями или прогулом, то он не может уволить сотрудницу. Нарушением является и неправомерный отказ в трудоустройстве женщины в положении.
Неправильное сокращени е Нарушение заключается в несоблюдении срока, в течение которого передается уведомление, или в отказе от перевода специалиста на другую должность, имеющуюся в организации. Доказывается только официальными документами. Сюда же относится фиктивное сокращение, когда работодатель намеренно увольняет людей, с которыми у него регулярно возникают конфликты.
Расчет несовершеннолетнего Разрешено только при наличии веских оснований и доказательств выявленных нарушений.
Применение дисциплинарного взыскания при отсутствии подтверждений вины сотрудника Если выявляются какие-либо серьезные нарушения, представленные прогулом, уничтожением имущества фирмы или растратой, то наниматель может расторгнуть трудовой договор. Но для этого нужно назначить комиссию и провести расследование для нахождения доказательств вины. При отсутствии этих действий осуществляется незаконное увольнение с работы , которое легко оспаривается.
Расторжение контракта за мелкие проступки Сюда же относится отказ гражданин исполнять обязанности, не включенные в его должностную инструкцию.
Прекращение сотрудничества по причинам, не указанным в ТК Обычно это является следствием внесения в трудовой договор информации, противоречащей требованиям законодательства.
Предлагаем ознакомиться:  Как встать на биржу труда после увольнения

При вышеуказанных обстоятельствах расторжение контракта будет незаконным, поэтому если человек желает продолжить работу или наказать нанимателя, то он может попросить помощи у представителей государственных учреждений, защищающих права наемных специалистов.

Незаконное увольнение работника всегда сопровождается нарушением требований ТК со стороны руководителя компании. Чтобы выявить неправильные действия, сами сотрудники должны разбираться в условиях расторжения трудового соглашения.

Подобный тип увольнения имеет свои особенности:

  • отсутствие веских причин;
  • несоответствие действия руководителя фирмы с требованиями ТК;
  • сотрудник находится в отпуске или на больничном.

По ст. 179 ТК работник может обратиться в суд, если во время сокращения он не получил социальные гарантии, предусмотренные в законе.

Обращение в прокуратуру может быть направлено несколькими способами.

Гражданин может лично посетить ведомство и передать документы сотруднику канцелярии. При себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность.

Дежурный сотрудник занесет сведения о заявлении в специальный журнал, поставит входящий штамп с датой регистрации. Затем обращение передается на рассмотрение.

Через представителя

Если у гражданина нет возможности самостоятельно подать документы, он может поручить этот вопрос представителю. Потребуется оформить нотариальную доверенность с указанием конкретных полномочий в рамках решаемого конфликта с работодателем.

Незаконное увольнение обращение в прокуратуру

При явке в прокуратуру представитель предоставляет доверенность и паспорт. После сверки документов заявление будет принято и зарегистрировано.

По почте

Заявление можно направить почтовым отправлением. Разрешается пользоваться услугами Почты России или курьерской службы.

Документы вкладываются в конверт. Затем составляется опись вложений. К письму должно быть прикреплено уведомление о вручении.

После получения отправления сотрудник прокуратуры проставляет на уведомлении дату и подпись. Документ является подтверждением того, что жалоба получена адресатом.

Электронно

В настоящее время доступен электронный способ подачи жалоб в прокуратуру. Необходимо перейти на официальный сайт ведомства и заполнить предложенную форму обращения. Подписывать заявление ЭЦП не нужно.

Часто жалоба на работодателя составляется от имени трудового коллектива. К ней применимы те же требования, что и к индивидуальным обращениям, с учетом некоторых особенностей:

  1. документ составляется от имени нескольких лиц и подписывается каждым заявителем;
  2. нарушения должны затрагивать интересы всех сотрудников, участвующих в составлении обращения.

После того, как коллективное заявление составлено, следует определить представителя работников. Он будет взаимодействовать с сотрудниками прокуратуры, представлять интересы всего коллектива.

По результатам рассмотрения жалобы ответ направляется каждому из обратившихся. Поэтому следует указать адреса и контактные данные каждого участника.

Что делать и куда жаловаться после незаконного увольнения?

Первое что нужно сделать – составить претензионное письмо на имя директора. Документ создается в двух экземплярах, один из них остается на руках у работника. В письме необходимо изложить суть проблемы, юридически обосновав ее. Хороший вариант – его составление совместно с квалифицированным юристом.

В том случае, если письмо не дало никакого результата, стоит обратиться в следующие инстанции:

  • Профсоюз. Решением трудовых споров внутри предприятия занимается профсоюзная организация. Она обязана отстаивать права работника перед работодателем в случае незаконного основания для увольнения. Сотрудники профсоюза вправе составить и подать жалобу в вышестоящую инстанцию.
  • Инспекция труда. Составить прошение в данную службу может профсоюзная организация или сам работник. С подачей заявления не стоит медлить, оно должно быть подано не позднее одного месяца с момента занесения записи об увольнении в трудовую книжку. После принятия жалобы, уполномоченный сотрудник инспекции проводит расследование. По его результатам, происходит восстановление незаконного увольнения и выплата компенсации. Гарантировать принятие положительного решения со стороны инспекции нельзя, поэтому стоит заранее подготовить документацию для подачи иска в суд.
  • Прокуратура. Действия сотрудников прокуратуры похожи на действия Государственной инспекции труда. Незаконно уволенный гражданин вправе подать заявление с изложением сути проблемы. На его основании проводится проверка работодателя.
  • Суд. Незаконно уволенный работник вправе подать иск в суд при невозможности решения проблемы через Прокуратуру и Инспекцию труда.

Срок исковой давности обращения с заявлением о незаконном увольнении, составляет один календарный месяц. Не исключено его продление при незнании работника об увольнении или по другим веским причинам (нахождение на лечении в стационаре, плохое самочувствие). В случае положительного решения суда, за его исполнение возьмутся приставы. Как правило, судьи заставляют работодателя выплатить бывшему работнику денежную компенсацию или восстановить его на прежней должности.

Незаконно уволенный работник вправе затребовать восстановления на прежней должности. В случае одобрения данного требования, оно должно быть исполнено не позднее одного дня с момента вручения исполнительного листа приставами работодателю. Отказать в трудоустройстве бывшему работнику не смогут, поскольку законных оснований на это нет. Если работодатель все же проигнорирует решение суда, ему придется выплатить штраф в размере от 1 до 50 тыс. рублей.

Сотрудники отдела кадров создают приказ об аннулировании увольнения. Работника информируют о дате фактического выхода на работу, а также необходимости повторного предоставления личных документов. В трудовой книжке делается запись с ссылкой на судебное решение. Она аннулирует предыдущую запись об увольнении. Аналогичным образом вносятся записи в личную карточку работника, которая находится на хранении в отделе кадров.

Работник восстанавливается на должности с полным сохранением предыдущих условий труда, включая размер заработной платы и предоставляемых поощрений по результатам труда. Если на его место был принят новый сотрудник, ему предоставляется новая должность или создается приказ об увольнении. Принятие решения остается за руководством предприятия.

Стоит оговориться о моральной стороне вопроса. Многие незаконно уволенные работники напрасно думают, что после восстановления на должности им придется столкнуться с негативным отношением начальства. На практике оказывается, что руководство положительно относится к сотрудникам, которые сумели доказать свою правоту в судебном порядке. В редких случаях, работнику все же приходится увольняться с работы по личной инициативе из-за невозможности дальнейшей работы.

Наши юристы ответят на ваш вопрос!

Для принятия решения в вашей конкретной ситуации обратитесь, пожалуйста, к специалисту через форму онлайн-консультанта либо по телефонам:вопрос юристу

Москва и область: 7(499) 577-00-25 доб. 691
Санкт-Петербург: 7(812) 425-66-30 доб. 691
Все регионы РФ: 8(800) 350-84-13 доб. 691
Это быстро, бесплатно и конфиденциально!

Незаконное увольнение обращение в прокуратуру

В большинстве случаев такие сотрудники полагают, что их незаконно лишили места работы. Можно условно разделить уволенных не по своей воле на две группы.?

Группа 1. Сюда отнесем тех, кто не особо разбирается в юридической стороне вопроса, но полагает, что его «недооценили» на рабочем месте и поэтому «скорее всего, что-нибудь да нарушили при увольнении». Эти бывшие работники обращаются в органы прокуратуры с заявлением с целью «насолить» работодателю, привлечь внимание прокуратуры к деятельности организации. Они нередко думают, что проверка послужит им моральной компенсацией переживаний и стрессов, вызванных внезапным или запланированным увольнением.

Группа 2. Ее составляют работники, которые убеждены в своей правоте и намерены добиваться восстановления своих прав всеми возможными способами. Обращаясь в прокуратуру с заявлением о незаконном увольнении и просьбой принять меры к восстановлению на работе, большинство граждан осознает, что в случае если решение будет принято в их пользу, то работать в организации они уже не смогут, и в скором времени их ожидает повторное увольнение, но уже по иным основаниям.

Чем привлекательно для работников обращение в прокуратуру?

Обратите внимание! Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» обязывает прокуроров осуществлять личный прием граждан. Этот нормативный акт позволяет работнику обратиться в прокуратуру за консультацией и просьбой разъяснения законодательства, регламентирующего процедуру увольнения

Обращение в прокуратуру привлекательно тем, что все заявления прокурорскими работниками рассматриваются безвозмездно, прокуратура обязана грамотно и профессионально провести проверку доводов заявителя, и если они подтвердятся, то ее задачей будет истребование у работодателя в соответствии с указанными выше полномочиями всех необходимых для составления искового заявления документов.

Кроме того, работники прокуратуры добиваются удовлетворения исковых требований в судебном заседании. Процедура обращения прокуратуры в суд в рассматриваемом случае предполагает отстаивание трудовых прав граждан во всех судебных инстанциях. Так, прокурор района или города обращается в суд с соответствующим иском и поддерживает его в районном суде.

Если же работник решит добиваться своей правоты в суде самостоятельно, то ему потребуется юрист либо адвокат, специализирующийся на трудовых спорах, услуги которого необходимо оплачивать. ГПК РФ устанавливает обязанность компенсации потраченных на них сумм ответчиком в ситуации, когда увольнение будет признано незаконным.

МОЖНО ЛИ ПОДАТЬ «ВСТРЕЧНУЮ» ЖАЛОБУ?

Часто служащий не хочет, чтобы наниматель знал о том, что на него подана жалоба. Поэтому возникает вопрос, можно ли обратиться в прокуратуру анонимно.

Законом установлено, что обращение должно быть подано лицом, личность которого можно установить. По результатам рассмотрения составляется ответ, который направляется конкретному адресату.

Если в ведомство поступит жалоба без указания ФИО и контактных данных отправителя, документ не будет принят.

На практике нередко возникают ситуации, когда работодатель для обоснования своих действий по увольнению работника, например за нарушения дисциплины труда, представляет проверяющим работникам прокуратуры сведения о совершенных этим работником проступках, передает материалы, свидетельствующие о нарушениях им трудового законодательства, и, в свою очередь, просит прокуратуру привлечь его к установленной законом ответственности.

Предлагаем ознакомиться:  Долг по договору поставки

Однако, как правило, в подобных случаях он получает отказ. Несмотря на то, что в соответствии со ст. 1 Закона о прокуратуре это ведомство обязано одинаково защищать права и законные интересы как работников, так и работодателей, применить надзорную власть в отношении лица (работника), интересы которого защищаются в процессе проведения проверки работодателя, вряд ли получится.

Наш бывший сотрудник в последний день своего пребывания на рабочем месте изъял документацию, содержащую маркетинговую стратегию и конфиденциальные сведения вложений капитала, то есть данные, составляющие коммерческую тайну. При этом у нас имеется достоверная информация о передаче этих документов конкурентам.

После увольнения этот сотрудник обратился с жалобой на незаконное увольнение в прокуратуру. Можем ли мы обратиться к проверяющему с просьбой о привлечении нашего бывшего работника к уголовной ответственности по ст. 183 УК РФ (незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну)?

Федеральный закон от 05.06.2007 № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»» лишил прокуроров права возбуждения уголовного дела. Впоследствии с образованием Следственного комитета России и выделением его в самостоятельный орган исполнительной власти надзорное ведомство также было лишено возможности проведения предварительного расследования своими силами.

Незаконное увольнение обращение в прокуратуру

Поэтому в данной ситуации проверяющий прокурорский работник мотивированно откажет вам в этой просьбе и разъяснит, что в соответствии со ст. 151 УПК РФ предварительное расследование уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 183 УК РФ, осуществляется следователями органов внутренних дел РФ. В связи с этим вам необходимо обратиться с заявлением в данные органы.

Если же вы будете настаивать на принятии подобного заявления, то работник прокуратуры его, конечно, примет, однако затем направит по подследственности. Аналогичная ситуация возникнет при вашем обращении в прокуратуру в случае, если бывший сотрудник совершил кражу, порчу или уничтожение имущества предприятия, осуществил иные уголовно наказуемые действия в отношении компании.

В должностные обязанности одного из наших сотрудников входили функции по организации и поддержанию безопасных условий производства и охране труда. В период работы он неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности за неисполнение этих обязанностей. В конце концов он был уволен по п. 5 ч. 1 ст.

81 ТК РФ (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание). Свое увольнение он обжаловал в прокуратуре, сейчас проводится соответствующая проверка. Мы имеем доказательства нарушения бывшим работником законодательства об охране труда. Можем ли мы обратиться к проверяющему с просьбой привлечь нарушителя к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ?

Можно предположить, что в данной ситуации цель работодателя в том, чтобы справедливость восторжествовала и виновный сотрудник понес заслуженное наказание. Но в ответ на подобное заявление прокуратура, скорее всего, даст мотивированный отказ.

Указанная выше Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации не содержит положений, позволяющих однозначно определить компетенцию должностных лиц прокуратуры по проверке доводов подобного обращения. В данном случае прокурор вправе как оставить данное заявление в своей прокуратуре и передать его подчиненному сотруднику, так и перенаправить его в ГИТ. На его решение повлияют два фактора.

Фактор 1. Он обусловлен объективными законодательными требованиями, указанными в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, в соответствии с которыми постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Это требование касается всех контролирующих органов.

Общий срок рассмотрения обращений граждан в прокуратуре согласно Инструкции составляет 30 дней, при этом, если имеются обстоятельства, не позволяющие в указанный период времени всесторонне исследовать доводы заявителя, этот срок может быть продлен. Учитывая высокую загруженность современных органов прокуратуры ведомственными заданиями, иными материалами и жалобами, вряд ли работники прокуратуры займутся проверкой заявления гражданина о незаконном увольнении в первый же день его поступления.

Для проведения проверочных мероприятий необходима соответствующая подготовка, также требуется планирование контактов с работодателем с целью получения письменных объяснений и документов. Все это может занять определенное время. Как показывает практика, в период, когда вы просите привлечь бывшего работника за допущенные им нарушения законодательства об охране труда к административной ответственности, срок, установленный в отмеченной норме КоАП РФ, уже истек или близок к истечению.

Директор и сотрудник

Необходимо также понимать, что поданное работодателем встречное заявление не приостанавливает проверку, начатую по жалобе уволенного работника. Если же вы передадите письменное заявление помощнику или заместителю прокурора во время проведения им выездной проверки обстоятельств, изложенных в обращении вашего бывшего сотрудника, то учтите, что ваше заявление не будет рассматриваться незамедлительно. Сначала оно должно быть зарегистрировано в канцелярии прокуратуры и передано на рассмотрение определенному должностному лицу.

Фактор 2. Он носит более субъективный характер и связан со степенью доверия как к заявителю, так и к работодателю.

Если увольнение сотрудника осуществлено с соблюдением всех законодательных требований и у прокуратуры по этому поводу к вам нет никаких претензий, то, возможно, надзорный орган предпримет какие- либо меры прокурорского реагирования к ранее работавшему в вашей организации нарушителю. Но, в случае если по итогам проверки нарушителем признают вас, то вопрос о неправомерности действий лица, жалоба которого удовлетворена прокурором, автоматически снимается.

ЧЕМ ОПАСНЫ «ОБИЖЕННЫЕ» УВОЛЕННЫЕ?

Далеко не все работодатели объективно оценивают своих сотрудников и не предполагают, какой вред они могут причинить организации в случае конфликтного увольнения.

Работник, имеющий доступ к важной информации, был предупрежден об увольнении в связи с сокращением штата работников организации. В последний день своей работы, указанный в уведомлении об увольнении, этот работник уничтожил служебную информацию: базы данных, сведения о клиентах, а также все данные о ходе работы над важным проектом. Причем выяснилось все это только на следующий день, когда сотрудник уже получил все документы и расчет при увольнении.

Подобные случаи порчи, уничтожения или хищения документации, имущества предприятия или организации, разглашения коммерческой тайны, дезорганизации остальных членов коллектива, к сожалению, нередки. А вот законных способов повлиять на эту ситуацию у работодателей практически нет.

Мы предупредили трех сотрудников об увольнении в связи с сокращением. Один из них, занимающий более высокую позицию, теперь все время создает конфликтные ситуации. Он буквально не дает работать всему коллективу, постоянно подначивает двух сотрудников, которые тоже должны быть уволены. Мы всерьез опасаемся за его участок работы, а также за настроение в коллективе. Можем ли мы изолировать этого работника до момента увольнения, отстранить его от работы с важными документами, как-то еще повлиять на ситуацию?

На практике многие работодатели, чтобы обезопасить себя от возможных негативных последствий, действительно, изолируют таких сотрудников от остального коллектива, например предоставляя им отдельные помещения для исполнения служебных обязанностей до момента окончательного расчета и выдачи трудовой книжки.

Довольно часто такие конфликтные работники отстраняются от участия в основной деятельности организации, реализация ответственных проектов и важная документация при этом передаются другим сотрудникам. Нередки случаи, когда служба безопасности организации или иное подобное подразделение при необходимости фиксирует всех посетителей данного сотрудника, просматривает отдельные документы, связанные с его деятельностью, контролирует его телефонные переговоры и переписку по электронной почте.

Оценивая возможность применения подобных мер, следует понимать, что такие действия работодателя противоречат нормам морали и нравственности, а самое главное — нарушают действующее законодательство. А ведь сотрудники, которые в период перед увольнением ведут себя подобным образом, зачастую только и ждут, когда работодатель нарушит закон.

Увольняемые работники могут, например, осуществлять запись всех переговоров, связанных с отстранением их от обычной работы. И, несмотря на то, что в большинстве случаев правоохранительные и контролирующие органы относятся к подобным «доказательствам» скептически, такая информация может быть принята к сведению и использована в дальнейших проверках вашей организации.

Из положений Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации следует, что гражданин может обратиться в прокуратуру за консультацией о том, как ему себя вести при увольнении. В случае незаконного увольнения прокурор обязан предложить такому работнику обжаловать неправомерные действия работодателя, письменно изложить все связанные с этим обстоятельства и приложить имеющиеся документы.

Сроки обжалования

Работники должны знать, что делать, если с работы уволили незаконно. Они могут отстоять свои права, восстановившись на прошлом месте трудоустройства или получив компенсацию. Если человек сможет добиться справедливости, то работодателю придется уплачивать крупный штраф. Такие действия позволят не только наказать владельца компании, но и предотвратить дальнейшие нарушения с его стороны.

Предлагаем ознакомиться:  Кто по закону является наследником первой очереди и как делится имущество между наследниками

Что делать, если незаконно увольняют с работы? Для этого выполняются следующие действия:

  • подается жалоба в инспекцию труда;
  • составляется заявление в прокуратуру;
  • формируется исковое заявление.

Незаконно уволен

Если специалист не желает привлекать сторонние организации, то первоначально пишется заявление на имя директора фирмы. В нем приводятся выявленные нарушения и негативные последствия для нанимателя. Иногда это позволяет решить проблему мирным способом. Если же руководство не желает идти навстречу специалисту, то отстаивать права придется в судебном порядке.

Трудовая инспекция

Если человек задумывается о том, что делать при незаконном увольнении с работы, то первоначально рекомендуется обратиться в трудовую инспекцию. Данная организация сформирована специально для защиты граждан, которые сталкиваются с противоправными действиями со стороны нанимателя.

Особенности привлечения инспекции труда:

  • Кодекс по трудуважно уложиться в срок, представленный 14-ю днями с момента увольнения, иначе время, в течение которого можно привлечь руководителя к ответственности, будет упущено;
  • жалоба подается исключительно при наличии доказательств нарушения со стороны нанимателя;
  • если требуется проверка и привлечение свидетелей, то целесообразно сразу составлять исковое заявление;
  • если проверяющий из трудовой инспекции действительно обнаруживает нарушения ТК, то он самостоятельно назначает наказание для директора фирмы по ст. 5.27 КоАП.

Проверка длится довольно долго, поэтому рекомендуется изначально самостоятельно подготовить доказательства выявленных проступков со стороны руководства организации. Наказание представлено крупными штрафами, причем фирма уплачивает от 30 до 50 тыс. руб., а для директора санкция составляет максимально 5000.

Если выявляются повторные нарушения, то мера наказания ужесточается. Поэтому назначается отстранение от управления компанией на срок до трех лет. Дополнительно предприятие уплачивает штраф до 70 тыс. руб., а директор платит 20000.

Прокуратура

Если обиженный сотрудник не знает, куда обращаться при незаконном увольнении, то целесообразно подать жалобу в прокуратуру. Необходимо подавать заявление при наличии доказательств нарушения.

Сотрудники проводят проверку на основании полученных документов. Если обнаруживаются правонарушения, то выносятся предписания и назначаются крупные штрафы. Но практика показывает, что работники государственного учреждения редко уделяют внимание таким заявлениям, упуская мелкие проступки директоров фирм. Поэтому обращаться в прокуратуру целесообразно при действительно серьезных преступлениях.

Если требуется проведения разбирательства и поиск доказательств, то целесообразно обращаться в суд. В качестве истца может выступать даже пенсионер, уволенный из компании без веских оснований.

В требованиях указывается не только восстановление в должности, но и получение крупной моральной и материальной компенсации. По ст. 393 ТК за проведение судебного разбирательства не нужно уплачивать пошлины и сборы, поэтому от обиженного специалиста не требуются какие-либо затраты. Но он может нанять юриста для повышения вероятности выиграть дело.

На подготовку и подачу иска дается только один месяц с момента расторжения трудового договора с нарушением требований законодательства. Заявление рассматривается судьей в период до полугода. Конкретный срок зависит от особенностей ситуации, выявленных правонарушений и позиции ответчика. По ст. 234 ТК в иск могут включаться сведения о получении моральной компенсации за понесенные страдания. Это приводит к затягиванию процесса, так как рассматриваются негативные последствия, с которыми пришлось столкнуться гражданину после увольнения.

После поступления обращения прокуратура проводит проверку. На все мероприятия отводится 30 дней (часть 2 статьи 10 Закона № 2202-1). Если дополнительного изучения не требуется, на вынесение решения достаточно 15 дней.

Компенсация за вынужденный прогул

Проверка проводится в несколько этапов:

  1. Прокурор изучает законодательную базу, практику в типичных ситуациях и определяет круг лиц, которых нужно привлечь для участия в процедуре.
  2. Затем проверяется деятельность работодателя на месте, выявляются нарушения.
  3. На основе полученной документации определяется степень вины нанимателя, устанавливается мера наказания.
  4. По итогам выносится представление об устранении выявленных нарушений и устанавливается срок.
  5. По истечении установленного срока прокурор проверяет, исполнено ли представление.

Заранее уведомлять нанимателя о проверке не нужно. Прокурор вправе опрашивать работников, отбирать письменные объяснения.

МОЖНО ЛИ ОБЖАЛОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ?

Как мы уже отмечали выше, поводом для проверки работодателя на предмет исполнения законодательства о труде может быть включение организации в план работы, задание вышестоящей прокуратуры или жалоба гражданина. Исходя из источников информации о наличии возможных правонарушений можно спрогнозировать правовые последствия, которые наступят для работодателя.

1. Результаты плановой проверки или проверки по заданию вышестоящей прокуратуры.

При осуществлении плановых проверочных мероприятий, а также при выполнении заданий в случае выявления нарушений ТК РФ надзорное ведомство имеет возможность самостоятельно применить имеющийся арсенал мер прокурорского реагирования: протест, представление, привлечение к административной ответственности по ч. 1 или 2 ст. 5.27 КоАП РФ.

Обратите внимание! Если гражданин по каким-либо причинам согласен с увольнением и не принимает мер к восстановлению на работе, не обжалует соответствующие решения, то ни органы прокуратуры, ни иные заинтересованные структуры не вправе его принудить начать процедуру защиты его прав и интересов

А вот исковое заявление о восстановлении на работе и оплате вынужденного прогула органы прокуратуры не имеют права направить в суд без согласия лица, в интересах которого оно может быть подано. Это положение основывается на принципах правового регулирования трудовых отношений, закрепленных в ст. 2 ТК РФ.

В данной норме подчеркивается, что исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности.

2. Результаты рассмотрения жалобы уволенного.

Поданная в прокуратуру жалоба лица является письменным согласием на проведение объективной проверки и принятия в случае необходимости всего спектра мер прокурорского реагирования, в том числе и обращения в суд. Если нет жалобы — не будет и прокурорского иска о восстановлении на работе. Более наглядно стратегию действий работников прокуратуры в данном случае можно проследить на следующем практическом примере.

По результатам проверки исполнения трудового законодательства в ОАО «П» прокуратура выявила различные нарушения, связанные с увольнением восьми работников. Трудовые договоры с ними были расторгнуты по инициативе работодателя за два месяца до приезда работников прокуратуры. Истребованные материалы свидетельствовали о существенных нарушениях руководства при привлечении указанных сотрудников к дисциплинарной ответственности, оформлении приказов об увольнении, проведении аттестации и т. д.

Результаты проверочных мероприятий свидетельствовали о перспективах направления исков о восстановлении на работе. В связи с этим прокуратура, используя административный ресурс привлечения сотрудников РОВД к подобным мероприятиям, инициировала поиск указанных граждан с целью предложения им обжаловать незаконные действия работодателя и восстановить их через суд на занимаемых ранее должностях.

Однако на момент проведения проверки указанные лица уже покинули находящуюся под юрисдикцией прокуратуры территорию и переехали на временное место жительства в другие регионы. Поскольку разыскать их не представилось возможным, а срок привлечения к административной ответственности руководства по ч. 1 ст. 5.

Ситуации, в которых работодатели не согласны с формами и методами проведения проверок органами прокуратуры, а также принятыми по их результатам мерами прокурорского реагирования, возникают на практике очень часто. К сожалению, Закон о прокуратуре не устанавливает процедуры обжалования действий и решений прокурорских работников.

Но механизм обжалования, конечно же, существует. Это следует из принципа централизации надзорного ведомства; ст. 10 указанного Закона, устанавливающей обязанности прокуратуры разрешать заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов; положений ст. 46 Конституции РФ, в соответствии с которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Обратите внимание! Судебный порядок обжалования действий (бездействия) прокурорских работников гораздо более эффективен

С учетом перечисленных законодательных положений допускается возможность обжалования процедуры проведения прокурорской проверки и ее результатов вышестоящему прокурору или в судебные инстанции. Обратите внимание на следующее обстоятельство: результативность обжалования действий прокурора района или города путем направления жалобы или заявления на имя прокурора субъекта РФ весьма низкая.

Многочисленные нюансы, в частности срок проведения проверки прокуратурой юридического лица, права работодателя при осуществлении этих мероприятий, разграничение компетенции прокуратуры и иных ведомств и т. д. в Законе о прокуратуре не закреплены, что является причиной возникновения конфликтных ситуаций.

Сегодня работодатели стремятся решать вопросы, связанные с назначением административного наказания непосредственно с органами исполнительной власти, которым прокуратура направляет подготовленные ею по результатам проверок материалы о привлечении к административной ответственности. Как известно, работники прокуратуры не имеют полномочий накладывать какие-либо санкции в отношении поднадзорных юридических лиц.

При этом решить данные вопросы в интересах работодателя обычно не получается, поскольку в подавляющем количестве случаев контролирующие органы, в частности ГИТ, встают на сторону прокуратуры. По этой «цепочке» нередко и допускается необоснованное привлечение работодателей к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

В следующем номере мы расскажем о том, как вы можете

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector