- Куда жаловаться
- Бланк жалобы
- Что нужно для подачи заявления
- Уважаемый посетитель!
- Как и кто наказывает сотрудников ГИБДД?
- Куда подается жалоба
- Сроки рассмотрения жалобы на сотрудника
- Какие необходимы документы
- Если по результату пришла «отписка»
- Правила написания и образцы жалоб на сотрудника ГИБДД в прокуратуру и суд
Куда жаловаться
Поскольку за нарушения правил дорожного движения отвечает ГИБДД, обращаться нужно именно туда. Только у этого органа есть полномочия для привлечения правонарушителя к административной ответственности.
Выписать нарушителю штраф может лишь местное подразделение ГИБДД, а решение о лишении водительских прав принимает суд по его представлению. Поэтому жаловаться в мэрию, ЖЭК и другие структуры нет смысла.
Нарушений у инспекторов может быть достаточно много, а совершаться они – часто. Среди них можно выделить 2 основные категории:
- нарушения ПДД – сотрудники ГИБДД обязаны соблюдать Правила, также как и граждане, кроме исключений, предусмотренных специально для них,
- нарушения должностных обязанностей, полномочий и прав, предусмотренных внутренними Приказами, Административным регламентом, введённым Приказом №664, и ФЗ «О полиции».
Вне зависимости от того, что именно нарушил инспектор ДПС, порядок подачи жалобы на него одинаков.
Соответственно списку, подать жалобу на нарушения сотрудника ГИБДД в 2020 году можно только в 3 инстанции – Следственный комитет исключаем из перечня, потому что при наличии подозрения в деянии, преследуемым Уголовном кодексом, при подаче жалобы в прокуратуру та сама имеет полномочия инициировать возбуждение уголовного дела и передать его соответствующим органам для рассмотрения.
Но 4-я инстанция всё же добавляется – это приёмная Президента России. При направлении жалобы на инспектора ДПС сюда, как правило, её эффективность превыше всего.
Здесь сразу придётся сообщить о плохих новостях: в большинстве случаев все инстанции выше подразделения ГИБДД, в котором служит сотрудник, спустят жалобу его начальству: как прокуратура, так и УСБ и приёмная Президента. Чтобы уменьшить шанс этого, лучше всего написать заявления на бумаге и лично отвезти в каждую инстанцию.
Бланк жалобы
Это актуально только для письменной бумажной жалобы, и его даже нет смысла приводить, но мы всё же это сделаем. Фактически необходимо указать:
- куда вы направляете жалобу на сотрудника ГИБДД (помните, все инстанции сразу в каждом экземпляре),
- от кого, в том числе ваши контакты,
- заголовок заявления,
- суть жалобы: в какие дату и время в каком месте при каких обстоятельствах что произошло,
- ваши требования – лучше всего указать конкретные нарушения и потребовать проверить и привлечь сотрудника к дисциплинарной и административной ответственности, а также проверить наличие состава уголовного деяния – так будет правильнее всего.
Вы можете сохранить правильные бланки жалобы для подачи во все эти инстанции в письменном виде.
Итак, давайте теперь по порядку рассмотрим направления обращения, как это сделать, и по каким адресатам можно пожаловаться на действия ГИБДД на официальных сайтах онлайн!
Просто правильно заполните, распечатайте в 2 экземплярах, подпишитесь и отвезите заполненный бланк жалобы в отделение ГИБДД по месту совершения правонарушения (и там, где служит сотрудник ГАИ). Подайте один экземпляр жалобы в окошко и попросите поставить штамп на втором экземпляре либо запишите входящий номер жалобы. Аналогичным способом можно подать бумажные жалобы во все инстанции, перечисленные ниже.
Что нужно для подачи заявления
Само заявление подаётся в свободной форме, но, чтобы его зарегистрировали и взяли в работу, оно должно содержать несколько важных моментов:
- Дата и место. Обязательно укажите точное время, день и место правонарушения.
- Обстоятельства. Подробно опишите ситуацию и суть нарушения.
- Данные об авто. Запишите госномер, марку и модель машины нарушителя.
- Контакты заявителя. Потребуется ваше полное имя, фамилия и email-адрес.
Фото и видео, прикреплённые к обращению, также должны соответствовать определённым требованиям. На них отчётливо должен быть виден регистрационный номер авто и сам факт нарушения: красный сигнал светофора, запрещающий знак и другие детали. Также желательно, чтобы на материалах были время и координаты места съёмки.
Полномочия сотрудника ГИБДД определены законодательством, правилами дорожного движения. Инспектор не вправе нарушать установленные нормативы и правила. Он обязан регулировать правила передвижения на дорогах, выявлять и пресекать нарушения ПДД, в соответствии с регламентом оформлять протоколы и иные бланки после ДТП и т.д.
Прежде чем голословно обвинять должностное лицо в нарушении закона и прав гражданина, нужно провести оценку действиям сотрудника ГИБДД.
Для этого необходимо опираться на несколько важных критериев:
- правильная классификация выявленного нарушения – следует проверить все сведения, указанные в протоколе, если все указано верно, то значит оснований для претензий нет;
- проверка легальности требований, предъявленных инспектором – потребуется изучить закон, действительно ли инспектор вправе применять те или иные действия, изымать документы в конкретных случаях и т.д.;
- правомерность действий – нужно убедиться, имеет ли право использовать специализированные устройства, проводить досмотр машины не имея на это видимых оснований.
Уважаемый посетитель!
Если у Вас возникают вопросы, Вы можете бесплатно задать их юристу по телефонам.
Наш юрист БЕСПЛАТНО Вас проконсультирует.
- вымогательство взятки взамен сокрытия нарушения ПДД;
- составление протоколов и иной документации с нарушением действующих регламентов и законов (например, протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие водителя);
- применение рукоприкладства к гражданам во время задержания или выяснения обстоятельств происшествия;
- высказывание бранных и нецензурных слов в отношении заявителя;
- незаконное решение об эвакуации транспортного средства (например, если водитель может самостоятельно доставить машину до места стоянки);
- несанкционированное изъятие водительского удостоверения и иные причины.
При составлении протокола на месте происшествия, гражданин уже вправе выразить свое несогласие с действиями сотрудника ГИБДД. Для этого, он не должен отказываться от подписания документа, наоборот нужно указать, с чем не согласен, какие нормы законодательства были нарушены и прочее.
Дальнейшие меры по оспариванию можно продолжить уже после получения протоколов, справок инспектора, либо отказа в их выдаче.
Как и кто наказывает сотрудников ГИБДД?
Есть аж несколько органов, уполномоченных контролировать работу Госавтоинспекции. К ним относятся:
- непосредственный начальник инспектора ДПС в рамках отделения ГИБДД – чаще всего именно он и рассматривает жалобы водителей на нарушения сотрудника,
- Управление собственной безопасностью при МВД (УСБ),
- прокуратура,
- Следственный комитет (СК) РФ.
Все эти ступени контролирующих органов и должностных лиц уполномочены рассматривать любые нарушения инспекторов, кроме Следственного комитета, который рассматривает дела, имеющие состав уголовного преступления инспектора.
Есть также неподтверждённое мнение о том, что поданная жалоба в случае привлечения сотрудника МВД к дисциплинарной ответственности, ложится в личное дело последнего.
Куда подается жалоба
В вышестоящем территориальном подразделении МВД | Это наиболее оптимальный вариант, когда есть возможность решить вопрос с руководством учреждения. Например, если гражданин недоволен грубым поведением инспектора при задержании или изъятии водительского удостоверения |
В прокуратуре | В данное учреждение можно обратиться по любым правонарушениям действующего законодательства. Сотрудники прокуратуры обязаны реагировать на каждое обращение. Если вопрос не входит в их компетенцию, то обращение будет перенаправлено в соответствующее ведомство. |
В суде | В судебных инстанциях обычно оспариваются правильность и правомерность составления сотрудником ГИБДД протокола об административном правонарушении в случае ДТП и прочее. |
Если вышестоящие должностные лица МВД или сотрудники прокуратуры приняли отрицательное решение по жалобе гражданина, он может оспорить отказ в судебном порядке.
Сроки рассмотрения жалобы на сотрудника
Они регулируются Федеральным законом «О порядке обращения гражданам в госорганы». Согласно этому ФЗ, срок рассмотрения граждан электронных обращений составляет 30 дней с даты принятия к рассмотрению заявления. Но между датой отправки жалобы и принятием к рассмотрению также есть свой срок – 3 дня. Итого общий период составляет 33 дня.
Но следует иметь в виду, что в исключительных случаях (законодательство 2020 года, при этом, не уточняет, какие случаи считать исключительными) срок рассмотрения может быть продлён соответствующим должностным лицом-адресатом ещё на 30 дней.
Какие необходимы документы
В законе не указан точный перечень необходимых бланков и форм, который потребуется для обоснования подачи жалобы на сотрудника ГИБДД. Однако лучше иметь доказательства нарушений, допущенных инспекторами.
К жалобе можно приложить:
- письменные доказательства – это могут быть схемы места ДТП, составленные протоколы, где отражены возражения гражданина;
- вещественные доказательства, к ним относятся заключение независимых экспертов;
- иные доказательства (сведения из материалов по административным или гражданским делам).
Кроме того, можно пригласить свидетелей, которые присутствовали в момент неправомерных действий сотрудников ГИБДД, готовых подтвердить слова заявителя.
Также при составлении жалобы нужно знать сведения о должностном лице, чьи действия нарушили права и интересы гражданина. Обычно такая информация вносится в протокол (ФИО, должность и номер удостоверения инспектора). Если же из имеющихся документов невозможно идентифицировать необходимые сведения, за получением необходимых данных можно обратиться в ГИБДД.
Если по результату пришла «отписка»
В первом случае ничего не мешает обжаловать такую отписку тем же адресатам, указанным выше, кроме начальника ГИБДД, который и прислал её. Но и в этом случае успех не гарантирован – очень часто вышестоящие службы «спускают» жалобу снова тому же инспектору, а тот снова даёт такой же ответ-отписку.
Правила написания и образцы жалоб на сотрудника ГИБДД в прокуратуру и суд
Стандартного бланка для составления жалобы нет. Однако при оформлении подобных документов нужно учесть несколько общих требований законодательства. Документ может быть написан заявителем собственноручно, так и напечатан при помощи печатающих устройств.
Содержание жалобы состоит из следующих основных пунктов:
- наименование учреждения, куда подается обращение;
- сведения о заявителе (ФИО, адрес проживания, контактный телефон);
- информация о должностном лице, чьи действия/бездействия оспариваются;
- обстоятельства происшествия – здесь нужно отразить кратко все необходимые данные, позволяющие восстановить события нарушения (дата, время и место составления протокола; какие нарушения допустил инспектор ГИБДД);
- ссылка на нормативные акты, говорящие о том, что должностное лицо допустило нарушение;
- доказательства, подтверждающие правоту слов заявителя;
- просьба гражданина, например, признать действия сотрудника незаконными и отменить принятые процессуальные меры, или принять меры к инспектору, нагрубившему водителю;
- дата составления и подпись заявителя.
Общего бланка заявления-жалобы начальнику сотрудника-нарушителя нет.
При написании следует опираться на статью 131 ГПК РФ, где описано, как должно выглядеть заявление.
Как и кому жаловаться на действие или бездействие сотрудника ГИБДД — инструкция, как отстаивать свои права
- Вступительной. К ней относится «шапка» документа. Обязательно узнайте полное наименование органа, куда подаете жалобу, инициалы начальника. Не забудьте указать свои ФИО, адрес проживания и контактный телефон для связи. После «шапки», в середине строки напишите название документа, без кавычек и точки – в нашем случае «Жалоба».
- Содержательной, или основной части. Здесь вы должны раскрыть всю суть вашего обращения. Указывайте всю информацию, касающуюся противоправных действий или бездействий сотрудника ГИБДД, вписывайте все его данные, которые вам известны.
- Заключительной. Здесь не забывайте про документационную базу. Укажите, куда вы уже обращались, чтобы решить проблему, кто был свидетелем нарушения, какие материалы имеются – это могут быть фотографии, видео или аудиозаписи. Лучше все документы вписать списком. В конце обязательно поставьте свою дату и подпись с расшифровкой.
При написании в «шапке» документа указывайте ФИО начальника и наименование подразделения, в которое обращаетесь.
Также можете упростить форму, не указывая своих требований — как, например в суде, достаточно только написать – «прошу разобраться в данной ситуации и привлечь нарушителя к ответственности».
Заявление в правоохранительные органы или суд почти одинаковое.
- В начале, с правой верхней стороны листа, указывайте полное наименование учреждения, инстанции, в которую обращаетесь. Не забывайте указывать свои адресные, контактные данные.
- Опишите кратко, но понятно, что случилось. Вписывайте всю нужную информацию.
- Указывайте, какой ущерб был нанесен из-за произошедшего нарушения.
- Опишите, куда вы уже обращались, в какие инстанции.
- Выставите свои требования.
- Подготовьте документационную базу, впишите списком все материалы, подтверждающие случившееся.
Написание заявления в суд и прокуратуру – сложный процесс. Главное – напишите заявление без ошибок, исправлений, с полным описанием случившегося нарушения.
Остались вопросы? Просто позвоните нам:
Если посмотреть отзывы на сайтах Министерства внутренних дел России о борьбе с коррупционерами среди сотрудников дорожно-патрульных служб, то они имеют как положительный, так и отрицательный контекст. Однако о телефоне горячей линии ГИБДД, призванном решать это проблему, хороших отзывов достаточно много.
Несмотря на это, есть и некоторые нюансы, которые выявляются при звонке оператору:
- нередко ждать ответа на обращение приходится долго, так как часто номер занят;
- вместо ответа оператора можно услышать просьбу оставить сообщение на автоответчике.
Но здесь следует понимать, что это означает работу службы. В день операторы обрабатывают несколько тысяч звонков.
Современные технологии внедряются во все службы, не обошли они стороной и ГИБДД. Теперь, даже не разбираясь в вопросе, водитель может обратиться с ним к операторам горячей линии и получить ответ. Это значительно снижает количество нарушений, как со стороны автомобилистов, так и инспекторов ДПС.