Советы по написанию
На сегодняшний день не существует каких-либо нормативно утвержденных правил написания автобиографий. Традиционно придерживаются определенного шаблона, позволяющего в лаконичной форме изложить о себе наиболее значимые факты:
- фамилия, имя, отчество полностью указываются в первой строке документа после местоимения «Я»;
- дата и место рождения (населенный пункт, район, область, край и т.д.);
- сведения о полученном образовании должны включать наименование учебного заведения и дату его окончания. Обладателям диплома (аттестата) с отличием, медалей «За особые успехи в учении» следует отметить эти детали в автобиографии;
- трудовая деятельность (в случае, если она предшествовала поступлению в учебное заведение). При этом все ее этапы указываются в хронологическом порядке: периоды работы, наименование предприятий (организаций) и занимаемые должности, причины увольнения, Информация может дополняться описанием обязанностей и выполняемых функций;
- отношение к военной службе обозначают абитуриенты мужского пола. Отслужившие срочную службу указывают ее период, номер военной части, звание и ВУС;
- сведения о любимых предметах и наиболее значимых достижениях (наличие грамот, дипломов, участие в олимпиадах и спортивных соревнованиях);
- наличие увлечений и хобби, посещение образовательных курсов и тренингов;
- сведения о семейном положении и членах семьи (родителях, братьях и сестрах, супругах, детях) с указанием полных фамилии, имени и отчества, даты рождения, места работы и занимаемой должности каждого;
- при наличии судимости этот факт также отображается в автобиографии. Дополнительно сообщается дата привлечения к суду, статья, мера наказания.
Для написания документа используют стандартную бумагу формата А4, оставляя поля с левой стороны не менее 2 см, с правой – не менее 1 см. В центре указывается название: «Автобиография». Точка после этого слова не ставится. Далее в произвольной форме следует структурированный текст.
При написании автобиографии следует соблюдать следующие правила:
- сообщать только достоверную информацию и объективные факты;
- придерживаться делового стиля изложения текста, не используя разговорную лексику и многозначные слова;
- не допускать в автобиографии грамматических и орфографических ошибок, помарок и исправлений;
- объем документа не должен превышать 2 стандартных листов формата А4;
- традиционно предусматривается рукописное написание автобиографии, при этом допускается использование шариковых ручек с пастой синего или черного цветов. Почерк обязательно должен быть разборчивым;
- все жизненные вехи излагаются в хронологическом порядке, начиная с рождения и до момента создания документа. Описание наиболее значимых этапов рекомендуется разделять на тематические блоки и начинать с нового абзаца;
- дополнительно указываются прочие сведения (о сиротстве, инвалидности и т.д.).
Следует учитывать, что при ознакомлении с автобиографией специалисты в первую очередь обращают внимание на следующие нюансы:
- размер жизнеописания не должен превышать рекомендованные выше 1 – 2 листа. Превышение указанного объема усложняет восприятие текста и может сослужить плохую службу;
- сухой деловой стиль, используемый для написания документа, позволяет читающему быстро получить важную информацию, не отвлекая внимание на художественные обороты речи;
- отсутствие хронологического порядка в изложении затрудняет обработку информации об абитуриенте и может вызвать сомнение в умении логично излагать имеющиеся сведения;
- отсутствие в автобиографии некоторых данных, которые подтверждаются прилагаемыми документами (аттестатами, справками, дипломами и т.д.) вызывают сомнение в правдивости абитуриента и достоверности сообщенных им данных;
- по этой же причине не следует указывать в документе те факты, достоверность которых невозможно проверить;
- причины увольнения с предыдущих мест работы следует излагать объективно, но в то же время весьма тактично. Так, даже если конфликт с руководством имел место, не стоит указывать его в качестве причины ухода с работы, а лучше обтекаемо написать: «изменение внутренней политики организации». Это позволит абитуриенту показать себя деликатным неконфликтным человеком.
При поступлении в ВУЗы на творческие специальности требуется предоставление творческой автобиографии. В данном случае типовые требования к объему и стилистическому оформлению текста не являются актуальными. Размер документа может значительно превышать 2 листа, а в качестве стиля изложения следует выбирать художественный. Допускается использование ярких стилистических оборотов и многозначных слов.
Ставшее популярным в последние годы предоставление в приемную комиссию автобиографий с вклеенной фотографией вполне допустимо для абитуриентов творческих учебных заведений. Прочим поступающим стоит воздержаться от нововведений и использовать традиционную форму документа.
АВТОБИОГРАФИЯ
Я, Тришкин Иван Александрович, родился 11 сентября 1997 года в городе Самаре. В 1998 году вместе с родителями переехал в город Королев Московской области, где проживаю по настоящее время.
В 2004 году я поступил в среднюю общеобразовательную школу № 222 города Королев, а после окончания девяти классов в 2013 году продолжил свое обучение в гимназии № 111 г. Королев с углубленным изучением иностранных языков (английского и немецкого). В 2015 я году я успешно окончил вышеуказанную гимназию и подал документы для поступления на факультет иностранных языков и регионоведения Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. Однако не набрал достаточного количества баллов, и осенью этого же года был призван в армию.
Службу в Вооруженных силах Российской Федерации проходил с 19.10.2015 по 18.10.2016 в Воздушно — десантных войсках в военной части 100500 в городе Калининград. Демобилизовался в звании «сержант», военно – учетная специальность (ВУС) – 196197.
С 15 ноября 2016 по 07 марта 2013 года работал менеджером в ЗАО «Блаурок» (продажа крупногабаритной бытовой техники) менеджером по работе с клиентами. Уволен в связи с ликвидацией организации. С 01 апреля 2017 года работаю в компании «Гринрок» менеджером по обслуживанию корпоративных клиентов.
За время учебы в школе и гимназии неоднократно участвовал в предметных олимпиадах и конкурсах. Так, в 2013 году я занял 2 место на районной олимпиаде по английскому языку среди учеников девятых классов, в 2014 – 3 место на городской олимпиаде по немецкому языку. Имею диплом 1 степени за победу в международном конкурсе по информатике. В 2014 году выезжал на двухмесячную языковую стажировку в Великобританию. Самостоятельно занимаюсь изучением арабского языка.
Помимо иностранных языков увлекаюсь информатикой и программированием, с семилетнего возраста занимаюсь легкой атлетикой. В настоящее время имею второй разряд по данному виду спорта, систематически участвую в соревнованиях. В период с 2012 по 2014 года четыре раза становился призером городских соревнований по легкой атлетике.
Холост. Проживаю с родителями по адресу: Московская область, г. Королев, ул. А.Беляева, д. 114 кв. 17.
Отец: Тришкин Александр Павлович, 30.03.1970 г.р., работает начальником отдела внешнеторговых операций Акционерного общества «Газпромбанк».
Мать: Тришкина Татьяна Эдуардовна, 07.05.1972 г.р., работает тренером по художественной гимнастике в детско-юношеской спортивной школе.
Сестра: Тришкина Елизавета Александровна, 06.02.2003 г.р., учащаяся средней общеобразовательной школы № 555 г. Королев.
Не судим. Мои родственники к судебной ответственности также не привлекались.
16 января 2019 г. |
подпись |
И.А. Тришкин |
Чтобы составить верно, необходимо учесть тот факт, что она должна быть изложена от первого лица и иметь повествовательный краткий вид. Нельзя ни в коем случае забывать о том, что написание должно быть грамотным и в логичной последовательности.
План краткой автобиографии включает в себя:
- ФИО автора, дата его рождения;
- данные о полученном образовании с полным указанием учебных учреждений;
- данные о трудоустройстве и общем стаже (если он у вас присутствует);
- детальное описание всех членов семьи, включая братьев и сестер, и семейное положение автора;
- сведения о судимости или несудимости;
- дата создания;
- личная подпись.
Данный документ может потребоваться в компании при прохождении собеседований для будущего трудоустройства. Именно поэтому важно придерживаться четкой структуры, чтобы в написанном не было перенасыщения информацией. Описывать стоит только важные моменты, интересующие работодателя. Для того чтобы не допустить ошибок, рекомендуем использовать образец.
Предлагаем пример составленного документа, который поможет ее написать.