Налогообложение пассажирских перевозок
Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Налог на маршрутку

Какие тенденции и подводные камни есть в бизнесе на маршрутках

Возможно, вы слышали о том, что существуют различные виды маршрутных такси. Которые, например, могут не иметь строгой привязки к маршруту, а пассажиры в них могут указывать водителю новые направления. Так вот, считайте, что таких видов “маршруток без маршрута” или “маршруток-такси” в России нет. По крайней мере, юридического понятия “маршрутное такси” не существует.

С 2013 года маршрутки приравнены законом к общественному транспорту, то есть автобусам, трамваям и троллейбусам. Это значит, что перевозка пассажиров и багажа в микроавтобусах производятся в регулярном режиме и по регулярному маршруту. Осуществляются такие перевозки на основании публичного договора и определяются законом как “перевозки транспортом общего пользования”. Фактически это означает, что в России сегодня существует два вида маршруток, которые:

  • осуществляют перевозки с посадкой и высадкой пассажиров на остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;

  • осуществляют перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном ПДД месте по маршруту регулярных перевозок.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Кроме того, согласно Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, существует 4 вида маршрутов пассажирского транспорта:

  1. Перевозки в городском сообщении. Они осуществляются в границах населенных пунктов.

  2. Перевозки в пригородном сообщении. Осуществляются между населенными пунктами на расстояние до 50 км включительно между границами этих населенных пунктов.

  3. Перевозки в междугородном сообщении. Осуществляются между населенными пунктами на расстояние более 50 км между границами этих населенных пунктов.

  4. Перевозки в международном сообщении. Осуществляются за пределы территории РФ или на территорию РФ с пересечением ее границы, в том числе транзитом через территорию страны.

Если же говорить о перевозке пассажиров и багажа в целом, то законодательно в России закреплены три вида перевозок: это регулярные перевозки, перевозки по заказам и перевозки легковыми такси. И, как вы уже поняли, деятельность маршруток попадает под первую категорию. Так что более правильным названием для этого вида транспорта будет не “маршрутное такси”, а “микроавтобус” или “автобус малой вместимости”.

В России работа маршруток, как и весь другой общественный транспорт, регулируется Федеральным законом № 220-ФЗ “Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом…” от 13.07.2015 и Уставом автомобильного транспорта и городского наземного транспорта.

Так, сегодняшние нормы законодательства предписывают всем перевозчикам использовать для стоянки транспорта специальную парковку, а для осуществления перевозки пассажиров в количестве более 8 человек необходимо обязательно иметь лицензию, карту маршрута либо свидетельство на право перевозки пассажиров, выданное уполномоченным органом муниципальной, областной или краевой властей.

Одним из основных государственных документов для осуществления пассажирских автоперевозок считается лицензия. Наличие этого документа говорит о том, что перевозчик может обеспечить полную безопасность пассажиров, что его услуги соответствуют установленным нормам и стандартам, а водители имеют необходимый стаж. Получить лицензию можно при наличии собственного транспорта или взятого в аренду.

Для получения лицензии на пассажирские перевозки необходимо собрать внушительный пакет документов и предоставить их в территориальный орган Ространснадзора. Следует иметь в виду, что отдельные лицензии выдаются на каждый из четырех видов перевозок (городские, междугородные, пригородные и международные).

Налог на маршрутку

В перечень документов, необходимых для получения лицензии на перевозку пассажиров, входит:

  • свидетельство о регистрации юридического лица;

  • заявление на получении лицензии, заполняемое по определенной форме, где обязательно указывается тип перевозок;

  • документы, подтверждающие постановку лица на налоговый учет;

  • копии документов, регламентированных “Положением о лицензировании”;

  • копии учредительных документов предприятия, заверенных в нотариальном порядке.

И это только, скажем так, основные документы. Также понадобятся документы от водителей, которые подтверждают их трудовой стаж (трудовая книжка) и способность управлять транспортом (медицинское заключение для разрешения управления транспортными средствами), сведения о помещениях, в которых проводится техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, а именно:

  • копии документов о наличии в собственности специально оборудованного помещения (выписка из ЕГРП или договор);

  • декларация о наличии собственной стоянки;

  • документы на техническое оборудование в помещении;

  • сертификаты или прочие документы, подтверждающие соответствие помещения общепринятым нормам.

В качестве дополнительных документов понадобится договор на осуществление медицинского предрейсового осмотра водителей, документы о наличии необходимого транспорта, техпаспорт транспортного средства, диагностическая карта или талон о проведении техосмотра и заключения специалиста транспортной комиссии.

Выдача лицензии осуществляется в течение 30-45 дней после подачи заявления. До подачи документов необходимо уплатить госпошлину в размере 7500 рублей. Если до 2011 года лицензии выдавались на 5 лет, то теперь они выдаются бессрочно. Перед сбором документов обязательно уточните перечень на официальном портале Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, так как требования могут измениться.

Получить лицензию на перевозку пассажиров могут как индивидуальные предприниматели, так и организации. За деятельность без лицензии ИП грозит штраф в 100 тыс. руб., организациям — 400 тыс. руб. Причем, при повторном нарушении нарушителя ждет не только штраф, но и конфискация транспортного средства.

И перевозчики, и пассажиры сходятся во мнении о том, что традиционная “Газель” в качестве маршрутного такси уже себя морально изжила. Эти автомобили не пользуются народной любовью из-за своих некомфортных размеров и слишком низких потолков. Вместимость обычной маршрутной “Газели” составляет 8 пассажирских мест, что не очень радует перевозчиков, заинтересованных в наибольшей финансовой отдаче своих рабочих лошадок.

С другой стороны, “Газель” остается самым бюджетным вариантом для начала своего дела. Подержанный автомобиль до 2010 года можно приобрести в пределах 40-170 тыс. рублей, автомобиль 2011-2013 гг. обойдется в 210-350 тыс. рублей, а более новые “Газели” можно приобрести за 400-890 тыс. руб. Новая же “Газель” обойдется в районе 1 млн. рублей.

Более вместительные, удлиненные “Газели” на 12 мест, будут стоить уже в районе 1-1,3 млн. рублей. Но при таких деньгах у предпринимателя возникает гораздо больший выбор. Например, можно, приобрести хороший подержанный микроавтобус одной из зарубежных марок, либо прибавить пару сотен тысяч и приобрести новую “Газель Next” вместимостью 18 человек.

18 сидячих пассажирских мест (в различных модификациях до 20-22 мест) — это самая распространенная вместимость маршруток сегодня. В этом классе можно найти около десятка вариантов, наиболее популярными из которых являются микроавтобусы Mercedes-Benz Sprinter Classic, Ford Transit, Volkswagen Crafter, Iveco Daily, Citroen Jumper, Peugeot Boxer, ГАЗ Next и Hyundai County.

Расценки на самые популярные микроавтобусы для маршрутного такси на 18-22 мест*


МАРКА АВТОМОБИЛЯ


СТОИМОСТЬ, ТЫС. РУБ.

до 2010

2011-2013

2014-2017


Новые (2018)

ГАЗ Next

920

1 440-1 750

Mercedes-Benz Sprinter Classic

450-700

750-1 200

870-1 750

1 950-2 455

Ford Transit

230-750

345-990

895-1 670

1 940-2 547

Volkswagen Crafter

700-1 300

820-1 720

1 955-2 100

2 240-2 895

Iveco Daily

350-740

490-1 350

1 199-1 400

1 989-2 280

Citroen Jumper

370-750

500-850

600-950

1 799-2 074

Peugeot Boxer

400-850

490-1 050

1 300-1 900

1 983-2 284

Hyundai County

295-700

750-900

Освобождение пассажирских перевозок от НДС

Способ расчета ЕНВД организациями, осуществляющими пассажирские перевозки, с 01.01.2008 претерпит изменения. Если в 2007 г., как и ранее, физическим показателем данной деятельности является количество автомобилей, используемых для перевозок пассажиров, причем базовая доходность на этот год установлена в размере 6000 руб.

с одного автомобиля (п. 3 ст. 346.29 НК РФ), то в связи с принятыми изменениями оказание услуг по перевозке пассажиров выделено в отдельный вид деятельности в целях обложения ЕНВД. Изменен физический показатель — им будет посадочное место, базовая доходность которого равна 1500 руб. Изменения внесены Федеральным законом N 85-ФЗ {amp}lt;2{amp}gt;. В связи с этим с 01.01.2008 будет применяться новая редакция декларации по ЕНВД {amp}lt;3{amp}gt;.

По сути, налоговая нагрузка для малых предприятий, занимающихся пассажирскими перевозками, значительно увеличится, ведь придется уплачивать большую сумму налога с любого автотранспортного средства, оборудованного более чем четырьмя пассажирскими местами. Согласно пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на уплату ЕНВД переводятся автотранспортные услуги по перевозке пассажиров, осуществляемые организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

В целях уплаты ЕНВД к транспортным НК РФ относит средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили) (ст. 346.27). В Письмах от 22.10.2007 N 03-11-05/254, от 15.08.2007 N 03-11-05/190 и от 14.08.2007 N 03-11-02/230 (п. 7) Минфин настаивает, что налогоплательщик определяет количество посадочных мест (мест для сидения, не считая мест водителя и кондуктора) по каждому автотранспортному средству, используемому для пассажирских перевозок, на основании данных технического паспорта завода-изготовителя автотранспортного средства.

Перевозка пассажиров — мобильный вид деятельности. Транспортное средство может пересекать границы нескольких субъектов РФ, то есть территории, подведомственные разным налоговым органам. Разумеется, при этом осуществляется одна и та же деятельность, которая в различных регионах переведена на уплату ЕНВД.

В соответствии с п. 2 ст. 346.28 НК РФ налогоплательщики, занимающиеся видами предпринимательской деятельности, установленными п. 2 ст. 346.26 НК РФ (подлежащими обложению ЕНВД), обязаны встать на учет в налоговых органах по месту их осуществления. Под местом осуществления деятельности в целях применения п. 2 ст. 346.

Предлагаем ознакомиться:  Жалоба на учителей школы в департамент образования

Налог на маршрутку

28 НК РФ следует понимать место нахождения физических показателей (объекты, в которых ведется предпринимательская деятельность), а если они используются по видам предпринимательской деятельности, носящим передвижной характер, — место получения дохода от этой предпринимательской деятельности (Письмо Минфина России от 28.09.2006 N 03-11-04/3/424).

Минфин в Письме от 01.10.2007 N 03-11-02/249 {amp}lt;4{amp}gt; указал, что постановка на учет в качестве плательщика ЕНВД по некоторым видам деятельности (в том числе пассажирским перевозкам) производится в налоговом органе по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя). Не имеют значения места продажи билетов, в том числе в пунктах следования и по дороге водителем, так как выручка все равно поступает и учитывается по месту нахождения налогоплательщика (Письмо Минфина России от 19.05.2006 N 03-11-05/130).

Получаемые транспортной организацией средства из бюджета в связи с перевозками пассажиров по регулируемым тарифам, а также возмещением неполученной платы за услуги, оказанные льготным категориям граждан бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных льгот, не могут рассматриваться ни в качестве средств целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ), ни в качестве целевых поступлений из бюджета (п. 2 ст. 251 НК РФ).

Организация не приобретает товары (работы, услуги), для оплаты которых ей были бы необходимы целевые бюджетные средства, а, наоборот, самостоятельно оказывает услуги. Поэтому полученные ею из бюджета средства по своему экономическому содержанию представляют собой часть выручки за оказанные услуги (п.

Также они включаются и в налоговую базу по НДС (Письмо Минфина России от 28.07.2006 N 03-04-11/129). В то же время не входят в доходы и не облагаются НДС средства из бюджета, направленные не на восполнение «выпадающих» доходов организации, а на компенсацию затрат, возникающих при перевозке льготных категорий пассажиров (Постановление ФАС СЗО от 27.02.2007 N А56-3440/2006).

Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона N 196-ФЗ {amp}lt;9{amp}gt; обязательными являются медицинское освидетельствование и переосвидетельствование кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведение предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, в том числе занятых на пассажирских перевозках.

Подпункт 7 п. 1 ст. 264 НК РФ позволяет отнести к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, затраты организации на содержание помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся на территории организации. Организации, не имеющие на своей территории здравпунктов, в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, могут учесть затраты на проведение медосмотров работников на основании договоров между организациями и учреждениями здравоохранения (Письмо Минфина России от 02.02.2006 N 03-03-04/1/71).

Если иностранная компания, занимающаяся пассажирскими перевозками, реализует билеты на территории РФ и это в соответствии с гл. 25 НК РФ и (или) положениями международного налогового соглашения (в случае если иностранная организация является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, с которым у РФ существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения) ведет к образованию ее постоянного представительства, то она будет признаваться плательщиком налога на прибыль в РФ.

При этом налогообложению в РФ будут подлежать только те доходы, которые получены иностранной компанией в результате осуществления ею деятельности на территории РФ через постоянное представительство, уменьшенные на величину произведенных последним расходов, определяемых согласно гл. 25 НК РФ (Письмо УФНС по г. Москве от 24.04.2007 N 20-12/038325).

При продаже проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте контрольно-кассовая техника или бланки строгой отчетности могут не применяться (п. 3 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ {amp}lt;10{amp}gt;).

Согласно пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ не облагаются НДС услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования и морским, речным, железнодорожным или автомобильным транспортом в пригородном сообщении. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица (п. 1 ст. 789 ГК РФ).

Для сведения: согласно ст. 4 Федерального закона N 259-ФЗ перевозки в городском сообщении осуществляются в границах населенных пунктов, в пригородном — между населенными пунктами на расстояние до 50 километров включительно между границами этих населенных пунктов. Напомним, что на дату выхода журнала данный Закон еще не вступил в силу.

Упомянутые льготы не распространяются на такси, в том числе маршрутные. Кроме того, такие перевозки должны осуществляться по единым условиям и тарифам с предоставлением льгот, установленных в утвержденном порядке. Не подлежат обложению НДС только услуги по перевозке пассажиров. Диспетчерские услуги, услуги по проведению медицинских и технических осмотров, ремонту автотранспортных средств, а также другие вспомогательные услуги не относятся к льготным операциям (Постановление ФАС УО от 18.09.2007 N Ф09-7634/07-С2).

Квалифицирующим признаком для предоставления льготы является вид осуществляемой деятельности, а не наличие лицензии на нее — так решил ФАС ЗСО в Постановлении от 06.02.2007 N Ф04-37/2007(30927-А27-42). Однако данный вывод противоречит п. 6 ст. 149 НК РФ, где сказано, что такое освобождение предоставляется при наличии у налогоплательщиков соответствующих лицензий (см.

Какие требования предъявляются к обслуживанию маршруток

Одним из камней преткновения в бизнесе на пассажирских перевозках является выбор и согласование маршрута. Дело в том, что развозить пассажиров там, где хочется, начинающему предпринимателю никто просто так не разрешит. В крупных городах вклиниться в существующие маршруты практически невозможно, рынок там уже давно поделен.

Свободные ниши остались лишь в небольших населенных пунктах, и встречаются они довольно редко.Ситуация там бывает разная. Войти на рынок, например, можно если местный автобусный парк сильно устарел и нуждается в замене, а предприниматель готов вывести на маршрут новые автобусы. Чтобы узнать, есть ли возможность в том или ином городе получить маршрут, нужно обратиться в местный департамент транспорта или транспортные предприятия, обслуживающие маршруты, и заключить с ними договор для выхода на эти маршруты.

Налог на маршрутку

Довольно проблематично открыть и новые маршруты. Разрабатываются они Министерством транспорта региона вместе с органами местного самоуправления, а на их утверждение собирается целая кипа бумаг, включая расчеты экономической обоснованности, организационный раздел, технологический расчет и так далее. Выбор же перевозчика осуществляется через тендеры, проводимые местными администрациями. Выиграть тендер без связей практически невозможно, особенно если речь идет о прибыльных маршрутах.

Чтобы узнать все особенности получения разрешения на маршрут и входа данный бизнес вообще, предпринимателю лучше всего заблаговременно ознакомиться с его составляющими изнутри: а именно, пообщаться с владельцами и водителями автобусов и другими осведомленными людьми. Вполне вероятна ситуация, при которой легальных путей получения маршрута может и не быть.

И тогда от новичка могут потребовать внушительную сумму размером до нескольких сотен тысяч рублей. Причем, надежда на то, что “единоразовый взнос” решит все дела, возможно, также разрушится. Не секрет, что тем организациям, которым удалось войти в этот бизнес, приходится регулярно поддерживать благосклонность проверяющих органов.

Что касается зарплат водителям микроавтобусов, то окладная система на практике предпринимателями не используется. Фактически, водители работают по установленной норме, которая может различаться по будням и выходным дням, а оклад если и есть, то минимален. В таком случае выручка водителя включает сумму сверх положенной нормы.

Зачастую схема построения бизнеса на маршрутках такова, что владельцем микроавтобуса является сам водитель, который обязан сам отвечать за мойку и заправку, выполнять мелкое обслуживание, включая замену колодок, масла, лампочек и фильтров, а также проводить серьезный ремонт и обеспечивать стоянку в личном гараже.

Тот, разумеется тратит на все по-минимуму, так как половину выручки он и так отдает владельцу бизнеса. Как следствие — пассажиры получают “раздолбанные” маршрутки. К сожалению, чаще всего трудовые отношения между водителями и владельцами компаний-перевозчиков оставляют желать лучшего и походят скорее на “сбор дани”. Текучка кадров в этом бизнесе огромна, и в корне большинства проблем, разумеется, лежит человеческая жадность.

Другой вариант, который выбирают более добросовестные перевозчики, заключается в отстранении водителя автобуса от всех прочих обязанностей, кроме вождения на предоставленных фирмой автобусах. В таком случае расходы на бензин, ТО, мойку и ремонт остаются за компанией. С решением же вопроса прозрачности расчетов в общественном транспорте в нашей стране пока не спешат.

Проблему могло бы решить введение безналичной системы оплаты с установкой валидаторов, но такая мера эффективна только в том случае, если она несет реальную выгоду для пассажиров и действует на всех видах городского транспорта. Так или иначе, но знать дневной план выручки предпринимателю все равно необходимо, какую бы систему оплаты он не ввел. Лучшим вариантом будет лично проехаться с водителем по маршруту в роли кондуктора и посчитать доходы в разные дни недели.

Возвращаясь к требованиям к водителям, не стоит забывать и об их человеческих качествах. Водители не только не должны лихачить, они должны уметь ладить с людьми. Не секрет, что работа в маршрутке — дело довольно нервное и изматывающее. Здесь крайне важно умение держать себя в руках, потому что практически ежедневно приходится иметь дело с неадекватными пассажирами, буйными, спорщиками и так далее.

Маршрутки должны иметь лицензионные карточки транспортного средства. Не обойтись и без оснащения приборами спутникового мониторинга ГЛОНАСС и тахографов. Автомобили должны быть технически исправны, а тип средства должен соответствовать виду перевозок.

Предлагаем ознакомиться:  Уведомление о патенте в налоговую

Предпринимателю также следует позаботиться о том, где оставлять машины в нерабочее время и каким образом будет осуществляться техническое обслуживание автомобилей: собственными силами или сторонней организацией. Чтобы быть на связи со своими водителями оборудуется офис и прилегающая к нему территория автопарка. Арендная плата может стать серьезной расходной статьей, поэтому желательно найти место на окраине города.

Размер дохода, помимо текущих затрат сильно зависит от конкретного маршрута, сезонного поведения пассажиров и их еженедельного распорядка. Разумеется, самым прибыльным является бизнес, который зарабатывает по будням, то есть по маршруту “работа-дом”. Ставку на выходные и перевозку дачников никто не делает. В выходные показатели выручки и чистой прибыли могут снижаться в 2-3 раза относительно будней.

Повысить прибыль можно с помощью размещения рекламы внутри или снаружи микроавтобусов. В салоне чаще всего используется печатная продукция: листовки, баннеры, буклеты, которые помещаются в местах на виду у пассажиров, например, на спинках сидений. На кузов же автобуса наносится специальная пленка с рисунком. Оформление производится сотрудниками рекламных агентств.

Открывая бизнес на маршрутках, также нельзя игнорировать основные тенденции в этой области. В последние годы в России растет понимание того, что маршрутка — это такой вид транспорта, который губительно влияет на ситуацию с общественным транспортом в целом. Одна из главных проблем маршруток — это малая вместимость.

Если маршрутка может уместить 15-20 пассажиров, то трамвай и автобус вмещает 120 человек. Для городов, страдающих от пробок, явно эффективнее заменить 6-8 маршруток на один автобус или трамвай. Маршрутки забивают дороги и остановки, вызывают большее количество ДТП и в целом обостряют ситуацию на дорогах.

Более того, с точки зрения финансов маршрутки — это настоящая удавка для муниципального общественного транспорта. Во-первых, микроавтобусы не требуют дорогой инфраструктуры. Во-вторых, владельцы маршруток экономят буквально на всем, начиная от ремонта состава до уплаты налогов. Они могут без последствий покинуть маршрут в позднее время суток, если посчитают его нерентабельным.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

В крупных городах страны власти уже давно осознали эту проблему, но до конца избавиться от “маршруточной удавки” еще не могут. Дело в том, что практически в каждом муниципалитете страны есть свое маршруточное лобби, которое препятствует проведению ограничительных реформ. Маршрутки — это бизнес с нерегулируемыми потоками наличности, что очень удобно для отмывания черного нала.

Поэтому маршрутчики в российских городах имеют солидную “крышу”, а попытка запретить маршрутки или наотрез отказать их владельцам в поднятии тарифов может сыграть с властями злую шутку. Такой шаг оборачивается тем, что на следующее утро маршрутки (а это большая часть общественного транспорта города) просто… не выходит на линии.

Заменить же маршрутки силами истощенного муниципального транспорта город не может. И получается замкнутый круг, главными пострадавшими в котором остаются обычные жители города. От маршруток уже осознанно отказались Москва и Казань, озвучивают подобные планы и другие города-миллионники. Тенденция, кстати, общемировая: на данный момент маршрутки остались в основном странах СНГ, Африки и Ближнего Востока.

Об основаниях перевода на уплату ЕНВД

Финансисты в Письме от 11.09.2007 N 03-11-02/239 напомнили, что согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ под предпринимательской понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Таким образом, по мнению чиновников, ЕНВД в связи с оказанием автотранспортных услуг по перевозке пассажиров должен исчисляться и уплачиваться организацией и (или) индивидуальным предпринимателем только в том случае, если соответствующие услуги оказываются в рамках самостоятельного вида предпринимательской деятельности.

Поэтому, например, если предпринимательская деятельность связана с оказанием автотранспортных услуг по доставке пассажиров до места отдыха, в том числе по индивидуальным заказам и заявкам туристических организаций на основании договоров, при соблюдении положений ст. 346.26 НК РФ организация может быть переведена на систему налогообложения в виде ЕНВД.

В Постановлении ФАС СЗО от 02.03.2007 N А26-5014/2005-29 при рассмотрении ситуации, когда организация помимо строительства осуществляет перевозки пассажиров, сделан такой вывод: поскольку автотранспортные услуги оказывались помимо основной деятельности, они подлежат обложению ЕНВД.

Напомним, что физический показатель «посадочное место» будет применяться с 01.01.2008, а в 2007 г. при расчете ЕНВД используется количество автотранспортных средств. Если в соответствии с договором аренды без экипажа (ст. 642 ГК РФ) организация передает арендатору автотранспортные средства, то они не учитываются при исчислении суммы ЕНВД по указанной деятельности (Письмо Минфина России от 23.11.

Согласно ст. 632 ГК РФ по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и его технической эксплуатации. Если организация имеет 20 или менее транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров, и предоставляет их юридическим лицам по указанному договору, то, по мнению Минфина, она может быть переведена на уплату ЕНВД (Письмо от 23.03.

2007 N 03-11-04/3/76). Такой вывод чиновники обосновали тем, что согласно ОКВЭД {amp}lt;5{amp}gt; деятельность по фрахту пассажирских транспортных средств на договорных началах относится к деятельности пассажирского автомобильного транспорта, не подчиняющегося расписанию (код 6022), то есть предпринимательской, связанной с оказанием автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и подпадающей под действие пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ (см. также Постановление ФАС ЗСО от 14.03.2006 N Ф04-1117/2006(20534-А27-32)).

Согласно Федеральному закону N 259-ФЗ фрахтователь — физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов, фрахтовщик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя обязанность предоставить фрахтователю указанные услуги.

Сопутствующие пассажирским перевозкам услуги, не относящиеся к предпринимательской деятельности в сфере перевозок пассажиров, не могут быть переведены на «вмененку» и остаются на общем режиме налогообложения. Минфин относит их к услугам населению в соответствии с ОКУН {amp}lt;6{amp}gt; (Письмо от 05.03.2007 N 03-11-05/39).

Игропрактик в статьях

По мнению финансистов, такие услуги могут облагаться ЕНВД, если они относятся к бытовым (разд. 010000 ОКУН) и предусмотрены нормативными актами местных органов власти, регулирующими уплату ЕНВД (пп. 1 п. 2 и п. 3 ст. 346.26 НК РФ). В отношении перевозок это посреднические услуги по оформлению заказов на обслуживание автотранспортом (код 019732). К ним не относится предварительный прием заказов на подачу такси (код 023411).

Для других услуг предусмотрен разд. 020000 ОКУН. В частности, это продажа билетов, резервирование мест, информация о расписании движения, тарифах, правилах и т.п., предоставление в пути бытовых услуг, постельных принадлежностей, доставка билетов.

Кроме того, согласно ОКУН и ОКВЭД предпринимательская деятельность по перевозке пассажиров электротранспортом не относится к деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и не подпадает под действие гл. 26.3 НК РФ (см. Письмо Минфина России от 28.07.2006 N 03-11-05/190).

В Письме от 10.09.2007 N 03-11-04/3/356 Минфин рассмотрел вопрос о налогообложении услуг общественного питания, предоставляемых в вагонах-ресторанах пассажирских поездов.

В соответствии с п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности применяется в отношении услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому из них, а также через объекты организации общественного питания, не имеющие данного зала.

Под объектом организации общественного питания, имеющим зал обслуживания посетителей, понимается здание (его часть) или строение, предназначенное для оказания услуг общественного питания, имеющее специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга. К этим объектам относятся рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные.

Далее Минфин сослался на п. 8 Приложения А ГОСТа Р 50647-94 «Общественное питание. Термины и определения», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 21.02.1994 N 35, о том, что вагон-ресторан — это ресторан в специально оборудованном вагоне поезда дальнего следования.

Для сведения: в соответствии со ст. 46 Федерального закона N 184-ФЗ {amp}lt;7{amp}gt; с 1 июля 2003 г. и до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования, установленные действующими национальными стандартами, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

  • защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Таким образом, использование стандартов в целях налогообложения указанным Федеральным законом не предусмотрено.

Сделав акцент на том, что речь в стандарте идет о вагоне поезда дальнего следования, чиновники после анализа ОКОФ {amp}lt;8{amp}gt; решили, что вагон-ресторан, как и прочие вагоны, относится к транспортным средствам. Поэтому деятельность по предоставлению услуг общественного питания, осуществляемая не в специальных помещениях, расположенных в зданиях и строениях, а в вагонах-ресторанах пассажирских поездов, не подлежит обложению ЕНВД.

Предлагаем ознакомиться:  Одобрение договора поручительства

Однако в разделе «Средства транспортные» вагоны-рестораны не упоминаются и не выделяются, как, например, вагоны грузовые, пассажирские, вагоны-самосвалы, полувагоны, и финансисты не обратили внимания на введение в ОКОФ, в котором, в частности, сказано, что вагоны железнодорожные специализированные и переоборудованные, основным назначением которых является выполнение производственных или хозяйственно-бытовых функций, а не перевозка грузов и людей (передвижные электростанции, передвижные трансформаторные установки, передвижные мастерские, вагоны-лаборатории, передвижные диагностические установки, вагоны-дома, передвижные кухни, столовые, магазины, душевые, клубы, конторы и т.п.

Налог на маршрутку

Учитывая изложенное, а также то, что площадь любого вагона-ресторана не превышает 150 кв. м, деятельность по оказанию услуг общественного питания в нем может быть переведена на «вмененку». Добавим, что в Постановлении ФАС ЗСО от 15.09.2004 N Ф04-6656/2004(А70-4725-26) ни у налоговиков, ни у судей не возникло сомнений в правомерности применения режима в виде ЕНВД в аналогичной ситуации.

Аналогично Минфин рассуждает и об услугах общественного питания, оказываемых рестораном теплохода, перевозящего пассажиров. Он не выделяет теплоходный ресторан как отдельный объект налогообложения, а считает его частью теплохода как транспортного средства в целом и не видит оснований для уплаты ЕНВД (Письмо от 15.06.2007 N 03-11-04/3/218).

Применение корректирующего коэффициента

В соответствии с п. 6 ст. 346.29 НК РФ при определении базовой доходности местные власти могут корректировать (умножать) ее величину, указанную в п. 3 ст. 346.29 НК РФ, на корректирующий коэффициент К2. Он учитывает совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе режим работы, фактический период осуществления деятельности и иные ее особенности (ст. 346.27 НК РФ).

При этом в целях учета данного периода значение корректирующего коэффициента К2 определяется как отношение количества календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца налогового периода к количеству календарных дней в данном календарном месяце налогового периода.

Минфин в Письме от 11.07.2007 N 03-11-04/3/261, рассматривая период до 01.01.2008, указал, что такой пересчет может производиться по отдельным объектам предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД. Однако он не отнес к таким объектам автомобили (автотранспортные средства) для перевозки пассажиров на том основании, что они представляют собой физические показатели, применяемые при исчислении ЕНВД, и пришел к выводу, что, если некоторые из них в какие-то дни не используются, корректировка базовой доходности не производится.

Однако, на наш взгляд, применение К2 в данном случае Налоговым кодексом не запрещено и не противоречит ему. Необходимо лишь документально подтвердить, что транспортное средство не используется. Тем более что с 1 января 2008 г. физическим показателем при перевозке пассажиров станет количество посадочных мест, а не автомобилей.

img

Добавим, что, если организация занимается только перевозкой пассажиров, переведенной на уплату ЕНВД, суммы внереализационных доходов, относящиеся к этой деятельности, налогами в рамках общего режима налогообложения, в том числе налогом на прибыль, не облагаются (Письмо Минфина России от 22.09.2006 N 03-11-04/3/419).

Какие требования предъявлять к водителям маршрутки

10603 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 431682 раз.

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Реализация билетов через агента

Реализацией билетов часто занимается не сам перевозчик, а нанятый им агент. При этом заключается агентский договор. Согласно гл. 52 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала, за что принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре.

Согласно п. 1 ст. 271 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по договору комиссии (агентскому договору) налогоплательщиком-комитентом (принципалом) датой получения дохода от реализации признается дата реализации принадлежащего комитенту (принципалу) имущества (имущественных прав), указанная в извещении комиссионера (агента) о реализации и (или) в отчете комиссионера (агента).

Как считают московские налоговики, под датой реализации в данном случае следует понимать не день реализации билетов, а день перевозки (Письмо УФНС по г. Москве от 20.09.2006 N 20-12/83831). Например, они указали, что датой реализации услуг по авиаперевозке у организации, осуществляющей чартерные авиаперевозки, при реализации билетов на чартерные рейсы через агента для целей налогообложения прибыли при методе начисления является дата вылета чартерного авиарейса.

На основании пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ в составе доходов не учитываются денежные средства, поступившие комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому или аналогичному договору. При определении объекта налогообложения доходом организации-агента является сумма полученного агентского вознаграждения.

Денежные суммы в размере стоимости билетов, которые организация-агент на основании заключенного агентского договора передает принципалу, являются доходами принципала, а не организации-агента. Минфин в Письме от 22.05.2007 N 03-11-04/2/130 пояснил, что такой же порядок применяется и в отношении субагентов, а также организаций, находящихся на УСНО (Письмо Минфина России от 16.10.2007 N 03-11-05/250).

Если агентом является иностранная организация и она оказывает услуги за пределами территории РФ, то такой агент не является плательщиком налога на прибыль организаций в РФ. Прибыль (доходы) иностранных организаций от осуществления коммерческой деятельности (выполнения работ, оказания услуг) подлежит налогообложению в РФ, если такая деятельность осуществляется на территории РФ и приводит к образованию постоянного представительства, определяемого в соответствии со ст.

306 НК РФ и положениями международного соглашения об избежании двойного налогообложения с иностранным государством (ст. ст. 246, 247 НК РФ). Доходы иностранных организаций от выполнения работ и оказания услуг на территории иностранного государства не являются доходами от источников в РФ. Такое разъяснение дал Минфин в Письме от 11.07.2007 N 03-03-06/1/478.

НДС при международных пассажирских перевозках

img

При реализации билетов через агентскую сеть организация, оказывающая услуги по перевозке пассажиров и багажа, должна включить в налоговую базу по НДС всю сумму, полученную агентом за реализованные по ее поручению авиабилеты, включая сумму агентского вознаграждения. В случае перечисления агентом принципалу сумм, полученных за реализованные билеты, за минусом сумм агентского вознаграждения принципалу для обоснования применения налоговой ставки 0% по НДС кроме документов, предусмотренных п. 6 ст.

165 НК РФ (выписки банка или ее копии, а также реестра единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения), необходимо представить также отчеты агента, в которых должны содержаться сведения о суммах удержанного им по агентскому договору вознаграждения (Письма Минфина России от 17.04.2007 N 03-07-08/79 и ФНС России от 07.07.2006 N ШТ-6-03/688@, Постановление ФАС МО от 22.08.2007 N КА-А40/8344-07).

Суммы авансовых платежей, полученные в счет предстоящего оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, в случае если пункты отправления или назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ и оформление перевозок осуществляется на основании единых международных перевозочных документов, в силу п. 9 ст. 154 НК РФ не облагаются НДС (Письмо Минфина России от 21.03.2007 N 03-07-08/51).

Если билеты оплачиваются наличными денежными средствами, то для подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0% они должны быть внесены на расчетный счет и подтверждены выпиской банка (Письмо Минфина России от 12.10.2006 N 03-04-08/211, Постановления ФАС СЗО от 27.06.2007 N А56-17615/2006 и ФАС ВСО от 11.07.

2006 N А33-18655/05-Ф02-3369/06-С1). Основанием для составления представляемого в налоговые органы в качестве обоснования правомерности применения нулевой ставки НДС реестра единых международных перевозочных документов является информация, содержащаяся в обязательных частях пассажирских билетов и подтверждающая фактическое оказание услуг по перевозке пассажиров между пунктами отправления и назначения, один из которых находится за пределами территории РФ (Письмо Минфина России от 16.03.2006 N 03-04-08/63).

Федеральный арбитражный суд МО в Постановлении от 22.03.2007 N КА-А40/2001-07 отметил, что для перевозок пассажиров и багажа, указанных в пп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ, не предусмотрено какого-либо условия, при наступлении которого можно было бы применить иную, чем 0%, ставку НДС. Она применяется уже при продаже перевозочных документов по международным перевозкам пассажиров и багажа, так как это обусловлено требованиями по применению этой ставки, предусмотренными указанным подпунктом.

После оказания услуг налогоплательщик подтверждает правомерность применения нулевой ставки для получения возмещения из бюджета «входного» НДС, представив определенные п. 6 ст. 165 НК РФ документы вместе с декларацией. Пункт 9 ст. 165 НК РФ о том, что подтверждающие документы должны быть представлены не позднее 180 дней, не распространяется на услуги международной перевозки пассажиров и багажа, указанные в пп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ (Постановление ФАС ЗСО от 26.07.2007 N Ф04-5178/2007(36767-А45-42)).

img

При осуществлении воздушных перевозок пределы территории РФ определяются по начальному и конечному пунктам авиарейса (п. 1 ст. 157 НК РФ). Следует учитывать, что при авиаперевозках между Калининградской областью и другими субъектами РФ нулевая ставка не применяется, а пересечение границы РФ не имеет значения (Постановления ФАС СЗО от 06.03.2007 N А21-5690/2005 и ФАС УО от 12.03.2007 N Ф09-1396/07-С2).

М.В.Подкопаев

Редактор журнала

«Актуальные вопросы

бухгалтерского учета

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

и налогообложения»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector