- Деятельность ФАС
- Полномочия ФАС
- Кто и в каком случае может пожаловаться?
- Порядок обращения
- Почтовый адрес
- Электронная почта
- Как оформить жалобу в ФАС
- Сколько будет рассматриваться?
- Порядок подачи заявления
- Возможные итоги рассмотрения
- Жалоба не принята
- Как отозвать жалобу
- Реестр недобросовестных поставщиков
- Образец жалобы
Деятельность ФАС
Федеральная антимонопольная служба является органом исполнительной власти. Она контролирует ход проведения госзакупок, конкуренцию на рынке, в том числе и финансовых услуг, субъектов монополий и рекламы.
Полномочия ФАС
Управление единой в России Федеральной антимонопольной службы (УФАС) имеет следующие полномочия при рассмотрении заявлений:
- Контроль и принятие мер по надзору над соблюдением условий конкуренции на рынке с выявлением и предупреждением правонарушений в виде недобросовестной конкурентной борьбы и монополизации той или иной сферы деятельности;
- Контроль над соблюдением действующих законодательных норм в сфере естественных монополий;
- Надзор над гос. закупками для поддержания нужд государства и муниципальных структур;
- Регулирование рекламной сферы;
- Другие вопросы антимопнополии.
Регистрируется также подача жалоб в ФАС по 223 ФЗ по вопросам закупок с нарушениями закона не только на государственном уровне, но и между двумя юридическими лицами.
В компетенции антимонопольной службы оформлять предписания при выявлении нарушений, прекращая те или иные действия государственным и частным структурам, организациям. Данный орган также направляет предложения Центральному банку РФ относительно внесения изменений в действующие акты, связанные с антимонопольным законодательством.
После того, как заявление вносится в реестр жалоб и по факту подтверждения правонарушения ФАС имеет полномочия подавать иски в арбитражный суд с требованиями о привлечении нарушителя к административной ответственности, прекращении действия договоров, ликвидации компаний. Все принятые решения публикуются в открытом доступе.
В законном порядке возможно обжалование решения ФАС, но в данном случае понадобится заручиться поддержкой опытного юриста в данной сфере.

Кто и в каком случае может пожаловаться?
Подать официальную жалобу в УФАС вы можете в следующих случаях:
- Подозрение на нечестное проведение торгов (аукциона) государственным или муниципальным заказчиком;
- Отказ заказчика принимать поставку товара от участника, который выиграл тендер;
- Лоббирование в пользу конкурентов со стороны государства или муниципального органа;
- Нарушение закона в сфере ведения конкурентной борьбы;
- Резкое сокращение числа конкурентов в сфере той или иной деятельности;
- Нарушение законодательства РФ с накладыванием ограничений на участников, которые никоим образом не относятся к предмету торгов;
- Сокрытие информации о сроках поставок, комплектации товаров и их стоимости;
- Не предоставление документов по тендеру, предоставление информации не в полном объёме.
До официального обращения в ФАС необходимо собрать и подготовить максимально возможное количество доказательств, которые будут свидетельствовать в вашу пользу и подтверждают факт наличия нарушений. Жалоба в антимонопольную службу не будет принята к рассмотрению, если она ничем не подтверждена или подана анонимно.
Организации, участвующие в торгах, контролирующие учреждения и юридические лица имеют право на обжалование решения, совершение действий или бездействие следующих лиц:
- заказчика;
- оператора, организовавшего электронную площадку;
- членов аукционной комиссии;
- контрактного управляющего.
Обращения рассматриваются ФАС России в соответствии с ФЗ №44 от 5 апреля 2013 года. В нем не прописывается список нарушений, дающих право на подачу жалобы. Но определить, допустимо ли обратиться в орган, можно на основании КоАП РФ.
Причинами подачи жалобы могут быть нарушения, связанные с неправомерным:
- порядком установления исходной цены контракта;
- способом определения победителя торгов;
- процедурой, длительностью рассмотрения заявок в ходе закупки;
- сроками оглашения информации через ЕИС;
- порядком рассмотрения заявок;
- действиями или бездействием организаторов, операторов при продаже имущества должника в рамках процедур установления банкротства;
- возвратом обеспечения, блокировки операций по счету участвующей в тендере организации;
- составлением контракта;
- проведения аукциона;
- предоставлением пакета документов, составлением технического задания.
Также пожаловаться на заказчика можно за отклонение первой части заявки на участие в тендере, не имеющее законных оснований. Запретить участвовать в аукционе можно только по отраженным в нормативно-правовых актах причинам. Если нормы не соблюдаются, составляется жалоба на отклонение заявки.
При нарушении закона ФЗ №135 от 26 июля 2007 года можно пожаловаться на недобросовестную конкуренцию или на ограничение конкуренции. Данные действия являются противоправными и могут стать основанием для обращения в ФАС.
Отдельно оформляются жалобы, связанные с технической частью процедуры. Если организация не смогла принять участие в торгах по причине нарушений порядка технологического присоединения или иных моментов, может быть передан на рассмотрение соответствующий документ.
Обратиться с жалобой в ФАС можно и на участника торгов. Это предусматривается, если компания незаконно использует не принадлежащий ей товарный знак, нарушает требования закона «О рекламе».
Порядок обращения
Направить жалобу в ФАС и сообщить о нарушении прав и свобод гражданина можно следующим образом:
- Почтовая отправка.
- Электронное письмо на e-mail.
- Личная встреча с представителем службы.
- Онлайн на сайте антимонопольного управления.
- Через портал Госуслуги.
Почтовый адрес
125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, Д-242, ГСП-3
Руководителю ФАС России Игорю Юрьевичу Артемьеву.
Если заявление подкреплено документами, то к письму следует добавить опись вложений.
Почтовые адреса и контактные данные управлений в субъектах РФ можно найти на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы в разделе «Территориальные органы».
Электронная почта
Орган, который будет рассматривать обращение, устанавливается в соответствии с причиной жалобы.
- Если гражданин оспаривает действия заказчика, осуществляющего закупки по закону № 223-ФЗ от 18 июля 2011 года, то нужно обратиться в территориальный орган ФАС – УФАС.
- При оспаривании действий оператора ЭТП жалоба направляется в федеральное отделение ФАС.
Если будет допущена ошибка, то обращение все равно будет принято. В течение одного дня оно передается в нужное управление.
Справка! Если контракт заключен или имеются несогласия с вынесенным ФАС решением, то нужно подать иск в Арбитражный суд.
Как оформить жалобу в ФАС
Актуальные сегодня правила подачи документов в ФАСэто:
- Тщательный и неторопливый сбор необходимого пакета документов – ваша небрежность может сыграть на руку оппонентам, которые наверняка будут подготовлены к защите собственных интересов;
- Обращение исключительно в письменной форме, бумаги должны иметь достоверную информацию, которая не противоречит друг другу;
- Заявления от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц пишутся на фирменном бланке и заверяются печатью;
- Текст претензии пишется в хронологической последовательности, со ссылками на законодательные акты и прилагаемые доказательства;
- Обязательно подаётся полная информация о заявителе, анонимные обращения даже не регистрируются.
Чтобы написать жалобу в отделение ФАС максимально грамотно, рекомендуется проконсультироваться с юристом.
Дорогие читатели!
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических
вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему —
обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону.
Это быстро и бесплатно!
Сколько будет рассматриваться?
По существу, согласно ч. 14 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, жалоба рассматривается в течение 7 дней. После поступления обращения гражданина ФАС назначает место и дату рассмотрения дела в течение 2 рабочих дней. Все стороны оповещаются об этом в законном порядке.
Сроки рассмотрения жалобы составляют 5 дней. Отсчет начинается со следующего дня после поступления документа.
Порядок подачи заявления
Обратиться с заявлением можно удобным для вас способом, которых на сегодняшний день есть несколько:
- Подать жалобу в электронном виде на ведомственном сайте;
- Отправить заявление заказным письмом с описью и уведомлением о получении;
- Принести лично.
При подаче жалобы в ФАС по 44 ФЗ (закупки), как и в других вопросах, важно соблюдение сроков и обращение изначально в территориальное отделение антимонопольной службы. О том, приняли ли ваше заявление, вы сможете узнать из отправленного вам в ответ уведомления. Если вы подали заявление в электронном виде, извещение придёт на указанную вами электронную почту. Если отправка почтой – придёт письмо на указанный почтовый адрес.
Порядок рассмотрения жалоб в ФАС всегда один и тот же, некоторые отличия могут быть лишь в зависимости от вида нарушения.
Возможные итоги рассмотрения
После обращения ФАС может вынести различные решения. В зависимости от этого выбираются дальнейшие действия гражданина.
Жалоба не принята
Как отозвать жалобу
В соответствии с частью 15, статьёй 105 в Федеральном законе №44, заявитель, который подал запрос в ФАС, имеет право его отозвать. Срок для отзыва – 5 рабочих дней после даты подачи такового. Как обратиться в территориальную ФАС с заявлением об отзыве:
- Направить письменное заявление в то же отделение, куда подавалась претензия;
- Объявить о своём решении на заседании комиссии (как альтернатива).
После того, как заявление будет отозвано, антимонопольная служба в течение следующих двух дней обязана:
- Направить соответствующие уведомления об отзыве всем участникам вопроса;
- Опубликовать данную информацию на официальном сайте;
- Провести внеочередную проверку, в случае, когда претензия касалась нарушения законодательства.
Реестр недобросовестных поставщиков
ФАС ведет особый реестр, куда вписываются данные о недобросовестных подрядчиках, исполнителях, поставщиках.
Занесение в него возможно при:
- уклонении от заключения контракта;
- расторжении отношений с организацией по решению суда;
- нарушении условий контракта и одностороннем отказе заказчика от его исполнения.
Чтобы внести участника в базу, составляется заявление в ФАС о включении в реестр недобросовестных поставщиков. После подтверждения данных службой сведения о компании размещаются в ЕИС. Услуги по ознакомлению с ними бесплатны.
Жалоба в ФАС может быть подана при нарушении порядка оформления документации, проведения торгов, неправомерных действиях оператора. Обратиться с ней нужно в установленный в зависимости от оснований срок. Если доказательства будут приняты судом, он удовлетворит жалобу и составит предписание заказчику. При отклонении возможно обращение в суд. Если обращение не соответствует установленным нормам, оно не будет принято.
Образец жалобы
Наилучший вариант, когда нужен образец жалоб в антимонопольную службу, — перейти на официальный сайт ФАС, выбрать в верхней части сайта вкладку «Контакты» и затем раздел меню «Обращения в ФАС России». Сразу после этих действий вы увидите слева в столбце пункт «Образцы документов» и из появившегося на экране окна нужно выбрать подходящий по вашему вопросу пункт.