Концертная деятельность налогообложение

Бухгалтерский учет

Бухгалтерский учет в театрально-концертных организациях вне зависимости от того, являются они коммерческими или некоммерческими, ведется по общим правилам, предусмотренным Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ), Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г.

N 94н (далее — План счетов), и другими законами и инструкциями. Вместе с тем особенности финансово-хозяйственной деятельности театров определены в Положении о театре Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 1999 г. N 329 (далее — Положение N 329).

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

В данной статье рассмотрим учет в театрально-концертных организациях, зарегистрированных как коммерческие организации, т.е. в организациях «шоу-бизнеса».

Особенности финансово-хозяйственной деятельности данных организаций определены следующими двумя основными моментами:

  • льготами по налогообложению;
  • спецификой отдельных объектов бухгалтерского учета.

Остановимся на рассмотрении этих моментов более подробно.

Концертная деятельность налогообложение

Специфическим объектом бухгалтерского учета для театрально-концертных организаций (как коммерческих, так и некоммерческих) являются входные билеты и абонементы на посещение концертов, спектаклей и других мероприятий.

В соответствии с п. 1 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 359 (далее — Положение N 359), концертные организации при осуществлении наличных расчетов с населением вместо кассовых чеков вправе использовать бланки строгой отчетности как документы, подтверждающие прием денежных средств от физических лиц.

Приказом Минкультуры России от 17 декабря 2008 г. N 257 «Об утверждении бланков строгой отчетности» (далее — Приказ N 257) утверждены формы бланков строгой отчетности при оказании услуг учреждениями культуры (театрально-зрелищными предприятиями, концертными организациями, коллективами филармоний, цирковыми предприятиями, зоопарками, музеями, парками (садами) культуры и отдыха и так далее): «Билет», «Абонемент», «Экскурсионная путевка».

Положением N 359 утвержден порядок изготовления бланков строгой отчетности. Бланки строгой отчетности могут изготавливаться как типографским способом, так и при помощи автоматизированной системы. При этом понятия автоматизированной системы указанное Положение не содержит, но в соответствии с п. 11 законодатель предъявляет к ней следующие требования:

  • автоматизированная система должна быть защищена от несанкционированного доступа;
  • автоматизированная система должна идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком строгой отчетности в течение не менее пяти лет;
  • при использовании автоматизированной системы при заполнении и выпуске бланка строгой отчетности такая система должна сохранять уникальный номер и серию бланка.

Таким образом, целесообразно предположить, что подобная автоматизированная система наряду с возможностью изготовления бланка строгой отчетности должна предусматривать и специальные формы регистров для целей обеспечения надлежащего учета в организации.

Утвержденные Приказом N 257 бланки строгой отчетности концертные организации могут напечатать и в типографии с обозначением серии и порядкового номера. Проставление серии и номера на бланке документа, изготовленного типографским способом, осуществляется изготовителем бланков. Дублирование серии и номера на бланке документа не допускается, за исключением серии и номера, наносимых на отрывные части бланка документа.

Изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж). Об этом сказано в п. 4 Положения N 359, Письме Минфина России от 3 февраля 2009 г. N 03-01-15/1-42.

Концертная деятельность налогообложение

Художественное оформление билетов, абонементов и экскурсионных путевок, определение характера и содержания необходимой информации на них, а также их техническое редактирование производятся театрально-концертной организацией самостоятельно.

Руководство концертной организации должно обеспечить строгий контроль за сохранностью и правильным ведением бухгалтерского учета бланков строгой отчетности.

Ответственность за хранение билетов и абонементов, в соответствии с действующим законодательством, несут руководитель организации, а также другие ее работники по письменному указанию руководителя.

Бланки строгой отчетности, хранящиеся у должностных лиц, подвергаются проверке одновременно с ревизией денежных средств в кассе в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40.

Нереализованные билеты, абонементы и экскурсионные путевки списываются и уничтожаются в порядке и сроки, установленные для бланков строгой отчетности, утвержденные приказом руководителя концертной организации. Копии квитанций, корешки бланков строгой отчетности, подтверждающие суммы принятых наличных денег, должны храниться в организации в упакованном виде в архиве или на складе в течение 5 лет.

Списание изъятых из обращения билетов и абонементов производится на основании акта, составленного комиссией и утвержденного руководителем организации. При этом к данному акту прилагаются документы (акты) об уничтожении.

В бухгалтерском учете бланки строгой отчетности учитываются на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности». В соответствии с Планом счетов аналитический учет бланков строгой отчетности ведется по каждому виду бланков строгой отчетности и местам их хранения.

К счету 006 «Бланки строгой отчетности» открываются субсчета:

  • 006-1 «Билеты и абонементы на складе»;
  • 006-2 «Билеты и абонементы в заготовке»;
  • 006-3 «Билеты и абонементы у подотчетных лиц»;
  • 006-4 «Билеты и абонементы, оставшиеся нереализованными и подлежащие уничтожению».

Обратите внимание, что на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности» учет бланков строгой отчетности ведется в условной оценке. Условная оценка может совпадать с фактическими затратами на изготовление бланка строгой отчетности.

Затраты концертной организации, связанные с приобретением бланков строгой отчетности, отражаются в бухгалтерском учете на счетах учета затрат (10 «Материалы», 26 «Общехозяйственные расходы», 20 «Основное производство», 44 «Расходы на продажу» и так далее).

По мере использования бланки строгой отчетности подлежат списанию с дебета счета 006 «Бланки строгой отчетности» в кредит счета 006 «Бланки строгой отчетности». Если на счете 006 «Бланки строгой отчетности» у организации организована подробная аналитика, то процесс использования, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности может выглядеть следующим образом:

  • Дебет 006 «Принятые к учету бланки строгой отчетности» — приняты к учету бланки строгой отчетности в условной оценке.
  • Кредит 006 «Принятые к учету бланки строгой отчетности» — списаны использованные бланки строгой отчетности в условной оценке.
  • Дебет 006 «Использованные бланки строгой отчетности» — учтены использованные бланки строгой отчетности в условной оценке.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Необходимо отметить, что, в отличие от кассового чека, бланк строгой отчетности является первичным учетным документом. В связи с этим, учитывая, что согласно Письму Минфина России от 22 августа 2008 г. N 03-01-15/10-303 организация может самостоятельно разработать бланк строгой отчетности и применять его в своей предпринимательской деятельности, необходимо учесть также и требование наличия обязательных реквизитов первичного учетного документа, чтобы впоследствии избежать неприятных последствий, связанных с нарушением правил ведения бухгалтерского учета в организации.

В целях налогообложения прибыли расходы на приобретение бланков строгой отчетности могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии со ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ). Согласно ст. 318 НК РФ данный вид расходов относится к косвенным, а следовательно, признается в полной сумме для целей налогообложения в том отчетном (налоговом периоде), в котором они были учтены в качестве расходов.

Налоговый учет. Налог на прибыль

Глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ не предусматривает льгот по обложению данным налогом в той форме, в которой их устанавливал Закон РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Просто в соответствии с нормами гл. 25 НК РФ некоторые виды доходов не подпадают под налогообложение. К таким видам доходов, кроме прочих, относятся целевое финансирование и целевые поступления (ст. 251 НК РФ) {amp}lt;1{amp}gt;.

Предлагаем ознакомиться:  Что указывается в извещении по закупке у единственного поставщика

В перечне средств целевого финансирования значимое место, в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, занимают:

  • средства бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
  • гранты.

Останавливаться на целевом финансировании по смете доходов и расходов нет необходимости, поскольку каждый бухгалтер бюджетного учреждения знает, что это такое. Особое внимание хочется уделить грантам, поскольку они не включаются в налогооблагаемую базу при выполнении условий, определенных в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Кем предоставляются гранты?

Гранты могут предоставляться российскими физическими лицами и некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями. При этом для последних Постановлением Правительства РФ от 24.12.2002 N 923 утвержден Перечень иностранных и международных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций — получателей грантов. Средства (гранты), полученные от лиц, не поименованных в указанном Перечне, подлежат налогообложению на общих основаниях.

На проведение каких мероприятий предоставляются гранты?

Гранты предоставляются на осуществление программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (направления — СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ.

Кто определяет условия предоставления грантов?

Условия получения грантов определяет грантодатель. При этом грантополучатель обязан представить ему отчет о целевом использовании гранта.

Перечень целевых поступлений дан в п. 2 ст. 251 НК РФ. Среди них наиболее часто в учреждениях культуры встречаются:

  • суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций {amp}lt;2{amp}gt;;
  • пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ, то есть пожертвования в общеполезных целях;
  • средства и иное имущество, полученное на осуществление благотворительной деятельности.

Отдельно хочется сказать о средствах и имуществе, которые получены на осуществление благотворительной деятельности. Такие средства, в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 251 НК РФ, не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль. Налоговые органы, ссылаясь на ст. 161 БК РФ, настаивают на том, что бюджетные учреждения не должны заниматься благотворительностью.

Основы правового регулирования благотворительной деятельности заложены в Конституции РФ, ГК РФ и Законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» {amp}lt;3{amp}gt;.

Деятельность бюджетного учреждения за счет благотворительных средств нельзя отнести к бескорыстному выполнению работ. Оно получает эти средства за то, что оказывает или производит определенные благотворителем работы, услуги. Однако закон не исключает «иную поддержку», правда не уточняет, кого (граждан, юридических лиц, государство) можно поддерживать. Между тем к целям, на которые может быть направлена благотворительная деятельность, относятся:

  • содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
  • содействие защите материнства, детства и отцовства;
  • содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  • содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
  • охрана окружающей природной среды и защита животных;
  • охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.

Очевидно, что бюджетные учреждения, в том числе и учреждения культуры, могут получать благотворительные средства в указанных целях. Так, если учреждение культуры получает средства на содержание объектов, имеющих культурное значение, в форме благотворительных пожертвований и использует их на указанные цели, то такие средства можно не включать в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Арбитражная практика по данному вопросу складывается в пользу бюджетных учреждений. Так, Арбитражный суд Вологодской области (Решение от 21.03.2005 N А13-15426/04-05) признал, что бюджетное учреждение правомерно не включило в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и НДС денежные средства, поскольку они соответствуют понятию благотворительности.

Рассмотрим порядок исчисления налога на прибыль театрально-концертной организацией, применяющей общую систему налогообложения.

Налоговая база по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками определяется в порядке, установленном гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

В соответствии со ст. 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль организаций признаются все российские организации, в том числе и театрально-концертные организации.

Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль является прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определенных в порядке, установленном гл. 25 НК РФ.

При определении объекта налогообложения организациями учитываются доходы от реализации товаров, работ, услуг, реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы налогоплательщиков, определен ст. 251 НК РФ.

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ не облагается налогом на прибыль имущество, полученное налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

При этом получателями средств целевого финансирования могут являться не только бюджетные учреждения, финансирование которых осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации на основе сметы доходов и расходов. Концертные организации и театры, имеющие различные организационно-правовые формы собственности, предусмотренные учредительными документами, также могут получать средства целевого финансирования.

При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Помимо указанных средств при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются и целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров).

К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению.

Отметим, что остальные доходы театрально-концертных организаций (от реализации билетов и абонементов, продажи программок, проката биноклей, выручка буфета, арендная плата и так далее) включаются в налогооблагаемую прибыль (конечно, если такая деятельность не подлежит налогообложению в рамках спецрежима).

Далее рассмотрим момент признания доходов от реализации билетов на концерты при методе начисления.

Согласно п. 1 ст. 271 НК РФ доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств в оплату.

Для доходов от реализации, если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ, датой получения дохода признается дата реализации, т.е. дата оказания услуги (п. 3 ст. 271 НК РФ, п. 1 ст. 39 НК РФ). Услуга по показу концерта считается оказанной по окончании концерта, поэтому признавать доходы до этого момента неправомерно. Это значит, что при реализации билетов на концерты налоговая база по налогу на прибыль не возникает.

Если рассматривать продажу абонементов, дающих право зрителю посещать несколько концертов в течение оговоренного периода времени, то бухгалтеру следует учитывать, что согласно п. 2 ст. 271 НК РФ если доходы относятся к нескольким отчетным периодам, то налогоплательщик распределяет их самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Предлагаем ознакомиться:  Открытый запрос цен в электронной форме

Налог на добавленную стоимость

Один из первых вопросов, возникающих у бухгалтеров учреждений культуры в связи с налогом на добавленную стоимость: должны ли бюджетные учреждения культуры вставать на учет в налоговом органе как плательщики налога на добавленную стоимость?

Ответ на этот вопрос содержится в гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ. Любая бюджетная организация обязана встать на налоговый учет по месту своего нахождения, даже если она не осуществляет приносящую доход деятельность. Это связано с тем, что Налоговый кодекс освобождает отдельные товары и операции от обложения НДС (ст. ст.

Перечень операций, освобожденных от обложения НДС, изложен в ст. 149 НК РФ. Он носит исчерпывающий характер, и та часть платных услуг бюджетных учреждений, которая не вошла в него, облагается НДС.

Прежде чем говорить о льготах для учреждений культуры, нужно определить, какие организации относятся к ним в соответствии с НК РФ. Учреждениями культуры и искусства в целях гл. 21 НК РФ являются:

  • театры, кинотеатры;
  • концертные организации и коллективы;
  • театральные и концертные кассы;
  • цирки;
  • библиотеки, музеи, выставки;
  • дома и дворцы культуры (в частности, дома кино, литератора, композитора), клубы;
  • планетарии, парки культуры и отдыха;
  • лектории и народные университеты;
  • экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро);
  • заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные, природные и ландшафтные парки.

Услуги, которые оказывают учреждения культуры и искусства, не облагаются НДС (пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ). К ним относятся:

  • услуги проката аудио-, видеоносителей, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, культинвентаря, животных, экспонатов и книг;
  • услуги по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов указанных учреждений;
  • услуги по звукозаписи театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек указанных учреждений;
  • услуги по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек, по составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд указанных учреждений;
  • услуги по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим бюджетным учреждениям культуры и искусства;
  • реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности;
  • реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов и услуг по их распространению.

а) содержание детей в дошкольных учреждениях, проведение занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ);

б) реализация продуктов питания, произведенных столовыми учебных заведений, детских дошкольных учреждений, а также продуктов питания, произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или учреждениям (пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ). Положения этого подпункта применяются только в случае полного или частичного финансирования этих учреждений из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования;

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

в) услуги в сфере образования по осуществлению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

При этом следует иметь в виду, что реализация образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне подлежит обложению НДС независимо от того, направляется доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса (пп. 14 п. 2 ст. 251 НК РФ).

Услугой для целей налогообложения в соответствии со ст. 38 НК РФ признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Согласно Закону «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.

Такой процесс должен сопровождаться констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Согласно п. 6 ст. 33 Закона «Об образовании» право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные российским законодательством, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

г) ремонтно-реставрационные, консервационные и восстановительные работы, выполняемые при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений;

д) работы (услуги) по производству кинопродукции, выполняемые (оказываемые) организациями кинематографии, права на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма (пп. 21 п. 2 ст. 149 НК РФ);

е) передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением подакцизных товаров (пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ).

В случае освобождения от обложения НДС следует помнить, что если учреждение культуры осуществляет как подлежащие, так и не подлежащие налогообложению (освобожденные от налогообложения) операции, оно обязано вести раздельный учет таких операций. Это требование установлено п. 4 ст. 149 НК РФ.

Согласно п. 6 ст. 149 НК РФ перечисленные в данной статье операции не подлежат налогообложению при наличии у организации соответствующих лицензий на осуществление лицензируемой деятельности.

Освобождение от налогообложения не применяется при ведении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основании договоров поручения, комиссии либо агентских договоров (п. 7 ст. 149 НК РФ).

При отмене освобождения от налогообложения или отнесении налогооблагаемых операций к операциям, не подлежащим налогообложению, применяется тот порядок налогообложения, который действовал на дату отгрузки товаров. При этом в расчет не берется дата их оплаты. Такое правило установлено п. 8 ст. 149 НК РФ.

Концертная организация, занимающаяся проведением концертов и спектаклей, осуществляет безналичный расчет с заказчиками — юридическими лицами за оказанные услуги. Может ли вышеуказанная организация применять льготу, предусмотренную пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ?

В соответствии с пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг, оказываемых учреждениями культуры и искусства.

К таким услугам, в частности, относятся:

  • услуги по распространению билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности;
  • реализация входных билетов и абонементов на посещение вышеуказанных мероприятий.

Воспользоваться данной льготой могут только те учреждения культуры и искусства, которые поименованы в абз. 5 пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ. Ими являются: театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.

Льгота предоставляется независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности учреждения (Письмо УФНС России по г. Москве от 16 февраля 2009 г. N 16-15/013714). Аналогичный вывод сделан судебными органами в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 20 ноября 2009 г. по делу N А19-12400/08.

Предлагаем ознакомиться:  Исковое заявление о взыскании ущерба с виновника ДТП

Формы входных билетов на проводимые учреждениями культуры и искусства театрально-зрелищные, культурно-просветительные и зрелищно-развлекательные мероприятия приравниваются в целях гл. 21 НК РФ к формам бланков строгой отчетности, утвержденным Приказом N 257.

Таким образом, такая деятельность концертных организаций, как распространение входных билетов и абонементов (форма которых утверждена как бланк строгой отчетности) на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, а также предоставление в аренду сценических и концертных площадок другим бюджетным учреждениям культуры и искусства освобождаются от налогообложения НДС.

Налог на имущество организаций

Порядок исчисления и уплаты налога на имущество установлен гл. 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ и законами субъектов РФ. В соответствии со ст. 373 гл. 30 НК РФ плательщиками налога на имущество организаций признаются все российские организации. Российскими организациями, в соответствии со ст.

11 НК РФ, являются юридические лица, образованные согласно законодательству РФ. Понятие юридического лица закреплено в ст. 48 ГК РФ. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Статья 374 гл. 30 НК РФ определяет, что объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Согласно Инструкции N 25н затраты на капитальное строительство основных средств учитываются на счете 0 106 00 000 «Капитальные вложения в основные средства», а значит, в соответствии с указанной статьей не подлежат налогообложению. Это подтверждает и Письмо Минфина России от 20.10.2004 N 03-06-01-04/71. В ст. 374 гл.

30 НК РФ указано, что к объектам налогообложения не относятся земельные участки, водные и лесные объекты и другие объекты природопользования. Кроме того, несмотря на то что объектам нематериальных активов присвоены инвентарные номера и ведется их учет, аналогичный учету основных средств, они не являются объектами налогообложения.

Кроме имущества, не включаемого в состав налоговой базы, в НК РФ предусмотрены два вида налоговых льгот:

  • льготы, предоставляемые на федеральном уровне в виде полного освобождения от уплаты налога;
  • льготы, устанавливаемые субъектами РФ.

Полный перечень льгот представлен в ст. 381 НК РФ. Льготы по налогу на имущество, предоставляемые на федеральном уровне, носят социальную направленность. Рассмотрим подробнее льготы для отдельных видов деятельности, которые могут применять учреждения культуры. Например, льготы для организаций — в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения.

К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) относятся объекты недвижимого имущества, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, искусства, науки и техники и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (ст.

3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ»). В России ведется Единый государственный реестр памятников истории и культуры, содержащий сведения об объектах культурного наследия, поэтому, для того чтобы воспользоваться данной льготой, учреждение должно иметь паспорт объекта культурного наследия, который выдается при внесении объекта в указанный реестр.

До 1 января 2006 г. действовала льгота (отменена в соответствии с п. 3 ст. 4 Закона N 139-ФЗ {amp}lt;4{amp}gt;, которым введена в действие гл. 30 НК РФ) для организаций — в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.

При этом следует иметь в виду, что данная льгота предоставлялась только в том случае, если объекты социально-культурной сферы использовались организацией, на балансе которой они учитываются, строго по целевому назначению. Если организация сдавала их в аренду, то они подлежали налогообложению в общем порядке (даже если арендатор использовал их по назначению).

Как отмечалось выше, субъектами РФ в отношении налога на имущество могут устанавливаться налоговые льготы и основания для их использования. В связи с этим во многих регионах нашей страны для бюджетных учреждений, в том числе для учреждений культуры, предусмотрено освобождение от уплаты налога на имущество.

При этом налоговые органы настаивают на начислении налога на имущество, которое приобретено бюджетными учреждениями за счет средств от приносящей доход деятельности. Как известно, такое имущество в учете бюджетных учреждений отражается с кодом «2» в 18-м разряде счета. Возникает вопрос: правомерны ли действия налоговых органов?

В соответствии со ст. 41 БК РФ средства, получаемые бюджетными учреждениями от оказания платных услуг, учитываются в составе неналоговых доходов бюджетов РФ. Смета доходов и расходов бюджетного учреждения (в том числе и смета по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) утверждается распорядителем бюджетных средств (ст. ст.

159, 161 БК РФ), а значит, приобретение имущества за счет всех источников санкционировано вышестоящей организацией. Таким образом, имущество, приобретенное за счет средств от приносящей доход деятельности, относится к собственности соответствующего бюджета на тех же основаниях, что и имущество, приобретенное за счет бюджетных средств, и освобождается от обложения налогом на имущество.

Л.Максимова

Главный редактор журнала

бухгалтерский учет и налогообложение»

Упрощенная система налогообложения

Организация, осуществляющая концертную деятельность, вправе применять упрощенную систему налогообложения, поскольку пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ установлено ограничение для перехода на упрощенную систему налогообложения (далее — УСНО) только в отношении бюджетных учреждений.

Отметим, что переход на упрощенную систему налогообложения возможен лишь для относительно небольших концертных организаций (о чем пойдет речь ниже), поэтому большинство концертных организаций все-таки будет применять общий режим налогообложения.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями, осуществляющими театрально-концертную деятельность, добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК РФ.

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ), налога на имущество организаций.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.

Иные налоги уплачиваются концертными организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.

Театрально-концертные организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ (п. 5 ст. 346.11 НК РФ).

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 15 млн руб. (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector