Коллекторы пишут В Контакте по долгу коллеги
На сегодня социальные сети активно используются банками для связи с должниками, не особо стремящимися общаться со своими кредиторами лично или же по телефону. Кроме того, частенько банки рассылают массовую рассылку друзьям должника с просьбой помочь вернуть кредитору деньги. Ну тем друзьям, которые числятся таковыми в его профиле в социальной сети. А уж если кто-то будет обозначен как родственник — писать ему будут еще чаще.
Что же необходимо предпринять, чтобы обезопасить себя и своих близких от сообщений кредиторов в социальных сетях? Ответ может понравиться не всем, но он до банального прост: удалите свой профиль из социальных сетей. Дело тут вот в чем: присутствие в социальной сети предполагает определенную публичность.
И если уж Вы хотите выставлять свою жизнь напоказ, то будьте готовы к тому, что кто-то этим воспользуется во вред Вам. Кроме того, никто и ничто не мешает банкам писать Вам сообщения в социальных сетях с требованием вернуть долг. Можно, конечно, блокировать сообщения от пользователя, который пишет Вам подобные сообщения, только надо понимать, что у сотрудников банков много номеров телефонов, на которые они могут зарегистрировать много аккаунтов. Всех, как говорится, не перебаните. Так что, нет аккаунта — нет проблемы.
Или сделайте свой профиль закрытым в тех сетях, где это возможно. Или переименуйтесь. Только переименовываться нужно еще до возникновения просроченной задолженности, а не после того, как Вам уже начали писать кредиторы. Иначе не отстанут, поскольку имя свое в соцсети Вы сменить можете, а вот ID нет.
До момента, когда банки или коллекторы начнут писать в социальных сетях Вашим родственникам, конечно, лучше не доводить. Страшного в этом, конечно, ничего нет, но зачем лишний раз беспокоить своих близких? Тем более это мы с Вами знаем, что угрозы кредиторов — это всего лишь угрозы. А Ваши близкие наверняка не настолько подкованные в этом вопросе люди.
И запросто могут испугаться. А то, чего доброго, и денег в банк понесут. А нам этого не надо: мы настроены на справедливый суд, который зафиксирует нашу задолженность перед банком. Так вот, можно, конечно, раздружиться с друзьями и близкими, но тогда почему бы не удалить весь свой профиль целиком? Для верности, так сказать.
А что, собственно говоря, банки имеют право писать в социальных сетях о Вашей задолженности Вашим знакомым? А ничего не могут они писать, поскольку передача информации о должниках и их долгах третьим лицам допустима только в том случае, если между ними и банком заключается договор передачи прав требования либо агентский договор с коллекторами.
В любом случае, банк может сообщать о Вашем долге только тем лицам, которые будут заниматься его взысканием. Это регулируется Федеральным законом от 03.07.2016 N 230-ФЗ. То есть максимум, что может написать банк Вашим близким, это сообщение с просьбой попросить Вас позвонить в такой-то банк по такому-то номеру телефона. То есть ровно то же, что и при телефонном звонке, о чем мы писали в этой статье.
Тем не менее, как сообщали банки родственникам о Вашей задолженности, так и будут сообщать. Дело в том, что пишут сотрудники банков в социальных сетях исключительно с фейковых аккаунтов. И доказать, что именно сотрудник банка распространял в интернете Ваши персональные данные, довольно проблематично.
Наверняка, рано или поздно найдется какой-нибудь дотошный гражданин, который заставит полицию работать и вычислить тот факт, что сообщение, нарушающее действующее законодательство, было написано именно в стенах банка, да затем еще отсудит у банка кругленькую сумму… Вот тогда произвол кредиторов в этом вопросе наверняка и прекратится: все-таки судебный прецедент — штука серьезная.
И напоследок скажем банальную вещь. Задача банков — действовать Вам на нервы и всячески пытаться вывести из равновесия. Ваша задача — стойко дожидаться решения суда, раз уж Вы не в состоянии выполнять свои кредитные обязательства. Так что менять привычный ход своей жизни в социальных сетях или равнодушно реагировать на призывы банков отдать долг — решать только Вам самим.
Смотреть все предложения | Отправить заявку всем сразу
У профессионального коллектора есть четко поставленная задача – мотивировать клиента на выплату или реструктуризацию (оформление нового графика платежей) долга. И добиваться этого он должен исключительно законным путем – беседами, звонками в рабочее время, личными встречами с объяснением законов.
Общение по поводу долга может происходить непосредственно с заемщиком и только по номерам телефона указанным в договоре или принадлежащим ему, если в договоре был указан адрес личной электронной почты, то и он может быть использован.
Недобросовестные заемщики указывают заведомо неверные данные или избавляются от номеров и даже меняют место жительства. В этом случае задача найти должника и донести до него информацию о необходимости выплаты имеющегося долга становится трудноразрешимой и коллекторам приходится балансировать на грани дозволенного.
Одним из таких спорных моментов является общение в интернете.
Важно, чтобы выложенная для общего просмотра информация не несла конфиденциальных данных, оскорблений, призывов к осуждению, порочащих сведений и информации о долгах и судимостях. Это может быть призыв связаться, перезвонить или посетить офис.
Сообщения носящие угрожающий, матерный или оскорбляющий характер.
Призывы в социальных сетях, например, «Вконтакте», осудить должника, перестать с ним общаться. Любые посты с использованием фото, фамилии и имени, адреса, места работы и информацией о долге запрещены законом.
Непрофессионально отправлять друзьям, родственникам, коллегам порочащие заемщика сообщения, призывающие не доверять, прекратить общение.
Совершенно невозможно размещение заведомо ложных постов и объявлений в сетях об оказании интим услуг, об обнаружении тяжелых заболеваний или даже соболезнований о смерти должника и членов его семьи.
Что и как можно писать коллекторам в социальных сетях?
Допустимо
Личное общение в приватной переписке, направленное на информирование об имеющемся долге и прояснение причины неуплаты. Разговор должен происходить спокойно, без оскорблений и угроз. Информация о возможной уголовной ответственности или изъятии имущества, принадлежащего должнику является законной и должна обязательно прозвучать.
Если личное общение не может состояться, то допустимо представившись, обратиться к друзьям или близким в «Одноклассниках» для получения номера телефона или адреса. Нельзя рассказывать о сумме долга, размере штрафа, времени и сроке займа, тем более о целях и совершенных покупках.
На грани допустимого стоит попытка завязать диалог в открытых обсуждениях в «Фейсбуке», подписи под статусами.
В ней утверждается, что за оскорбления, выраженные в унижении достоинства, граждан штрафуют на суммы от 1 до 3 тысяч рублей, лиц при исполнении должностных обязанностей – от 10 до 30 тысяч рублей.
Примечательно, что если такое оскорбление нанесено в средствах массовой информации или в публичном выступлении, то суммы штрафов возрастают кратно. Так, провинившиеся граждане могут заплатить в таких обстоятельствах от 3-х до 5-и тысяч рублей, а лица при исполнении – от 30-ти до 50-ти тысяч рублей. Если же в таком нарушении будет замечена организация, то штраф может стать разорительным – от 100 до 500 тысяч рублей.
- Уголовная ответственность
Эта сфера регулируется Статьей 119 УК РФ. В ней предусмотрены наказания за угрозы нанести тяжкий вред здоровью (большей кары пообещать у коллекторов язык не поворачивается). Если такие угрозы поступили, неважно в какой форме – по телефону или через соцсети, то грозившему могут присудить как минимум обязательные работы до 480 часов, как максимум – лишение свободы до 2-х лет сроком.
- Как действовать
Чтобы наказать коллекторов, оскорблявших вас или угрожавших вам, следует собрать доказательную базу. Для этого перенесите на бумажный носитель все сообщения из соцсетей, одновременно сохранив всю «переписку» в облачном хранилище, чтобы осталось подтверждение факта нарушения.
Внимательно проанализируйте весь тест, выискивая прямые и скрытые оскорбления и угрозы. Если коллекторы не стеснялись в выражениях, то можно сразу писать заявление в правоохранительные органы с просьбой, во-первых, найти, кто угрожает (в полиции есть спецотдел), во-вторых, привлечь его к ответственности. Полицейские сами определят нарушение это или преступление, а затем примут меры.
Если они не станут предпринимать никаких действий, то следует подняться до прокуратуры и написать жалобу в ее адрес.
Может так случиться, что оскорбления завуалированы. Тогда следует привлечь лингвистов, чтобы они проанализировали текст сообщения и дали заключение о наличии грубого нарушения этики. В дальнейшем это заключение можно использовать в суде.
Последним этапом станет судебное заседание. Но до того момента вы должны быть уверены, что найден тот, кто вам угрожал, и эти угрозы и оскорбления квалифицированы как нарушение или преступление.
Еще статьи по теме
Итог
Коллектор может написать должнику в социальных сетях, особенно если иные методы связи не доступны или указаны неверно, но в процессе общения коллектор должен неукоснительно соблюдать финансовые законы о банковской тайне, помнить о незаконности действий по получению и распространению информации о кредитной истории. Еще есть закон о праве гражданина на неприкосновенность частной жизни, защите своего доброго имени и достоинства.
Вопрос: Что делать, если коллекторы начали размещать в соцсетях негатив обо мне? Есть ли возможность наказать их за такие действия?
Ответ: Наказать их сложно, но можно. В законодательстве предусмотрена административная ответственность за нанесение оскорблений и уголовная ответственность за угрозы.
- Административная ответственность
Эта сфера регулируется Статьей 5.61 КоАП РФ.