Обоюдная вина при ДТП: выплаты страховой по ОСАГО, кто кому должен при обоюдке
Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

«Обоюдная вина»: раскрываем суть фразы

При обоюдной вине (в простонародье – обоюдке) виновниками происшествия признаются все участники аварии. Сотрудники страховых компаний и ГИБДД обозначают ДТП такой характеристикой, когда каждый участник происшествия в определенной степени нарушил ПДД.

В случае аварии развиваются три ситуации:

  1. Происшествие стало последствием нарушения ПДД одним из участников движения. Результат очевиден, а поэтому рассчитывать на возмещение ущерба может исключительно потерпевшая сторона (по ОСАГО);
  2. Инспекторы ГИБДД выносят постановление относительно прекращения производства. Причина остановки дела – невозможность установить картину происшествия вследствие противоречий в показаниях участников. Если обоюдное согласие не достигнуто, последующее установление виновников ДТП переносится в суд, где окончательное решение принимает уже судья;
  3. Если нарушителями ПДД и виновниками аварии признаны оба участника, то каждый из водителей авто (участник происшествия) получает протокол, а также соответствующее постановление, указывающее на административное нарушение.

После того, как выяснили, что такое обоюдная вина, стоит понимать, кто платит по счетам.

Обоюдная вина при ДТП: что это значит

Обоюдная вина граждан подразумевает оформление протоколов о совершении административного проступка в отношении нескольких лиц, участвовавших в ДТП. В таком происшествии потерпевшая сторона отсутствует. Каждый участник аварии является виновным в определенной степени из-за нарушения ПДД.

Если работник ГИБДД установит, что каждый гражданин, попавший в аварию, нарушал ПДД, то степень виновности для всех будет одинаковой. Выяснять размер вины каждого участника аварии может только суд. Водителю, который хочет установить степень виновности, следует оформить исковое требование в судебную инстанцию. Отвечающими сторонами будут страховая организация и другие участники ДТП.

На дорогах встречаются случаи, когда оба водителя нарушили ПДД. При этом инициатором аварии выступил один из них. К примеру, перед пешеходным переходом остановился водитель, находящийся за рулем авто в состоянии алкогольного опьянения. В него врезалась другая машина. Виновным в аварии будет признан водитель автомобиля, который въехал в авто нетрезвого гражданина. Последний не мог стать виновником столкновения в данной ситуации.

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

Термин «обоюдная вина» нигде не прописан, им могут обозначить случившееся только инспекторы ГИБД, когда ими были зафиксированы нарушения от обоих шофёров.

Застрахованный водитель имеет право на возмещение ущерба по ОСАГО. Но такое право распространяется исключительно на невиновного страхователя. Значит, самым распространенным случаем считается автокатастрофа, в которой одно лицо является потерпевшим, а второе виновным.

Естественно потерпевшие должны обращаться в страховую компанию и ждать возмещения ущерба. Но иногда, оба водителя считают себя потерпевшими, а значит и в равной мере считаются виновниками. Следовательно, когда оба участника ДТП и сотрудник ГИБДД не способны установить виновность сторон, то она станет обоюдной.

Но даже здесь стоит различать степень виновности, поскольку в законе об ОСАГО и КоАП РФ подобных случаев не предусмотрено. Значит, по закону участники ДТП бывают виновны оба, но степень их причастности к происшествию разная.

В случае ситуации на дороге, где оба автовладельца признаны виновными в ДТП, обоим водителям независимо от того, считают ли они себя инициаторами происшествия, необходимо действовать по правилам.

Следовательно, даже в случае обоюдной виновности, автокатастрофу нужно оформлять по стандарту, за одним маленьким исключением. То есть, во время составления протоколов и постановлений ГИБДД, надо настаивать на невиновности, даже если это не так. Поскольку после, в момент административного разбора, получится что не оба виноваты, а только один.

Вообще, чтобы выплата ОСАГО при обоюдной вине полагалась каждому из водителей в равной доле, надо:

  • Остановиться и не убирать машину до момента прибытия сотрудников дорожной полиции, выставив аварийные знаки и включив сигналы по правилам;
  • Для подтверждения невиновности в суде, зафиксируйте повреждения самостоятельно. Обязательно сохраните запись видеорегистратора, а без него сфотографируйте место происшествия и поврежденные автомобили на телефон;
  • Вызывая сотрудников Госавтоинспекции, не забудьте оповестить о ДТП и страховую компанию;
  • В случае выписки сотрудником ГАИ штрафов ГИБДД только вам, нельзя соглашаться с этим. Подобные действия сотрудников дорожной полиции автоматически лишают вас права на получение выплаты по ОСАГО.

Ремонт машин после ДТП в случае вины обеих сторон, осуществляется в равной степени, а также соразмерно степени участия в катастрофе. Следовательно, ОСАГО выплачиваться по обоюдке будет лишь в случае доказанности факта равной причастности к происшествию.

Доказать невиновность разрешено с помощью справок и протокола составленных и заверенных на месте происшествия сотрудниками ГАИ. Еще решая вопрос об установлении степени причастности водителя к происшествию на дороге в судебном порядке, пригодятся зафиксированные фото и видеосъемка последствий автокатастрофы.

Как мы уже говорили, выплаты по автогражданской ответственности при обоюдной вине водителей встречаются равные и разные, соразмерно степени причастности. Так, водителю, причинившему вред и тому, кто его причинил выплатят 50 положенных процентов по полису страхования, а также в зависимости от того насколько велика доля виновности второго водителя.

Предлагаем ознакомиться:  Оспорить отцовство в судебном порядке без днк

Пример, когда владелец автомобиля марки BMW выехал на встречную полосу из-за большой рытвины на дорожном покрытии своей полосы и врезался в автомобиль марки ВАЗ, еще не значит, что вина лежит полностью на первом водителе. Здесь рассматриваются обстоятельства причастности в автокатастрофе со стороны каждого участника.

Так, водитель ВАЗа мог не пристегнуться, превышал скоростной режим, находился в алкогольном опьянении или намеренно не предотвратил ДТП нажав на педаль газа вместо тормоза.

В подобных случаях причастность второй стороны также устанавливается. Но из-за некоторых обстоятельств дела, а именно косвенного отношения водителя к происшествию, его вина будет меньше. Следовательно, суд вправе поставить степень вины 80 на 20%. Следовательно, водитель BMW виновен на 80%, а ВАЗа на 20%.

Подводные камни нюансы оформления обоюдки

По всем страховым случаям (оба участника застрахованы), ответственность за выплату берет на себя страховая компания. Но сумма ущерба для восстановления измеряется не 100% а на основе постановления суда, в зависимости от степени.

Максимально возможная выплата по автогражданке на 2020 год, составляет 400 тысяч российских рублей. Если пострадали люди, то выплата не больше 500 тысяч. Но гражданская обоюдка при транспортном происшествии подразумевает лишь половину выплаты от этих сумм, а поскольку в суде разрешено установить степень причастности к аварии, то возмещение может стать совсем маленьким.

К примеру, на основании нарушенных пунктов ПДД, водителю ВАЗа присвоили вину равную 20%, а ущерб причинен на сумму 176 000 рублей. Владельцу BMW соответственно оценили урон и насчитали 320 000 рублей. Страховая компания, защищающая водителя BMW обязана выплатить владельцу отечественного авто 80% от страховой суммы, 140 800 р. Второй участник происшествия, а точнее компания где он застрахован должна выплатить иномарке 20% от суммы, 64 000 р.

В случае постановления суда о равной причастности к происшествию, то ВАЗу выплатят – 88 тыс., а BMW – 160 тыс. рублей.

Основной камень преткновения в урегулировании факта автокатастрофы – нежелание второй стороны признавать причастность к происшествию. Часто сами сотрудник дорожной полиции не в состоянии определить степень вреда водителя. Но в судебной практике даже предварительное решение ГАИ не играет роли, поскольку учитывается множество иных нюансов способных перевернуть все дело с ног на голову и потерпевший окажется таким же виновником.

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

В судебной практике тоже встречаются сложные ситуации, когда судья не способен точно определить степень причастности к катастрофе водителей. В подобных ситуациях виновность делится поровну, 50 на 50.

Страховка ОСАГО предусматривает возмещение ущерба, причиненного при ДТП застрахованным лицом. Однако бывают ситуации, когда ущерб причинен по обоюдной вине двух участников дорожного движения. Когда такое возможно? Как оформлять документы в этом случае? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Практически все аварии на дорогах происходят из-за того, что какое-то лицо нарушило ПДД. Однако возможны ситуации, когда ДТП произошло из-за того, что неправильно действовали все его участники. Именно в этом случае вина признается обоюдной.

Здесь возможны следующие ситуации:

  1. Оба водителя признаются виновными в ДТП, их обоих привлекают к административной ответственности. Здесь сотрудники ГИБДД оформляют протокол и выносят постановление в отношении каждого из участников ДТП.
  2. Стороны оформили ДТП по «Европротоколу», согласившись, что оба водителя виноваты в случившемся.
  3. Установить вину невозможно. Как правило, здесь идет речь о ДТП с небольшим ущербом для машины (например, водитель оставил машину на стоянке, а вернувшись, обнаружил помятое крыло, но кто конкретно его задел при парковке — неизвестно).

Однако необходимо помнить: даже тот факт, что обе стороны нарушили ПДД, не означает, что в итоге их вина окажется обоюдной. Для определения, из-за кого был причинен вред, важна причинно-следственная связь между нарушением ПДД и причиненным вредом. Здесь можно привести два классических примера:

  • Столкновение на трассе. Водитель Иванов превысил скорость, водитель Петров ехал с выключенными фарами. Если бы Иванов придерживался нормы скоростного режима, Петров успел бы разъехаться с ним, но если бы Петров включил свет — Иванов заметил бы его и сбавил бы скорость на пересечении дорог. Здесь вина обоих водителей будет обоюдной.
  • Снова столкновение, но Иванов ехал на красный свет, а Петров не пристегнул ремень, номера у него были ржавые и нечитаемые, а ОСАГО на этот месяц было уже не действующим. Есть ли нарушение ПДД со стороны Петрова? Однозначно да. Есть ли связь между этим нарушением и случившейся аварией? Так же однозначно нет: даже если бы Петров пристегнулся, поменял вовремя номера и купил свежий полис ОСАГО — это не помогло бы ему избежать столкновения.
Предлагаем ознакомиться:  Сахком увольнение по сокращению штата какой расчет

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

Водителю следует иметь в виду, что бывают случаи, когда явно не нарушив правила, можно в итоге оказаться виновным в ДТП. Здесь речь идет прежде всего о п. 10.1 ПДД. Он гласит, что двигаться надо с той скоростью, которая позволяет контролировать ситуацию на дороге и допускает возможность торможения и остановке.

Именно поэтому водитель, который не смог затормозить, хотя такая техническая возможность у него была, все равно считается виновником ДТП, даже если при этом строго соблюдал ПДД в каждом пункте.

Порядок оформления ДТП в том случае, если оно произошло по вине обоих водителей, будет стандартным. Если на место вызываются сотрудники ГИБДД, необходимо сделать следующее:

  1. Заглушить двигатель и остановить машину. Передвигаться на ней до окончания оформления документов и покидать место аварии категорически запрещено. Исключение — если машина парализует проезд и нужно освободить дорогу другим автомобилям, либо когда надо срочно доставить к медикам пострадавших, а дождаться «скорой» нет возможности.
  2. Вызвать инспектора ГИБДД по телефону.
  3. До его приезда — самостоятельно зафиксировать (например, с помощью фото- или видеосъемки) место расположения машины, следы повреждений, траекторию движения и т. д. Эти материалы пригодятся в случае суда.
  4. Постараться найти свидетелей аварии и уговорить их остаться на месте до приезда инспектора. Если такой возможности нет — записать их имена и контактные данные.
  5. После того, как сотрудники ГИБДД прибыли, необходимо сообщить им о всех обстоятельствах ДТП и передать данные свидетелей.
  6. Получить на руки копию протокола о ДТП. С 20 октября 2017 года справки на руки больше не выдаются.

Если же ущерб незначителен, спора о вине нет, а из людей никто не пострадал, то можно провести оформление по «Европротоколу». В этом случае можно вызвать на место ДТП аварийного комиссара (независимого или от страховой компании, где заключался договор ОСАГО) и действовать по его указаниям. Также можно оформить документы и самостоятельно.

При обычном ДТП необходимо обращаться за возмещением в ту СК (страховую компанию), где виновник приобретал полис. Но как быть, если виновников двое? Здесь возможны следующие варианты действий:

  • Проще всего, если оба участника застраховались в одной СК. Им обоим нужно обратиться именно туда.
  • Если полисы приобретены в разных компаниях, каждый из участников обращается в СК второй стороны.
  • Если же у одного из участников нет полиса ОСАГО или же страховка просрочена, то обращаться надо в ту СК, договор с которой еще действующий. Но в этом случае возмещение с незастрахованного участника придется взыскивать уже через суд в гражданско-правовом порядке.

Возмещение рассчитывается в зависимости от степени вины каждого из участников в ДТП. Здесь возможны следующие варианты:

  1. Если нет никаких документов, подтверждающих различную степень виновности водителей, вина по умолчанию считается равной. В этом случае каждому из участников будет возмещено 50% от ущерба. Это наиболее распространенный вариант.
  2. Если установлена различная степень вины (например, решением суда), то выплаты производятся пропорционально степени вины каждого из водителей. Например, если определено, что Иванов виноват в ДТП на 70%, а Петров на 30%, то Иванов получит 30% возмещения, а Петров — 70%

Точный же размер возмещения может определяться:

  • Специалистом СК. Но нужно помнить, что они склонны занижать размер ущерба, чтобы уменьшить выплаты.
  • Независимым экспертом-оценщиком. Важно при этом известить СК о том, что будет проводиться экспертный осмотр, и пригласить их сотрудника поучаствовать в процедуре. Если этого не сделать, СК имеет полное право отказаться принимать во внимание заключение эксперта.

Законодательство об ОСАГО предусматривает два варианта того, как будет возмещен ущерб от ДТП:

  1. Выплата соответствующей суммы (с учетом заключения эксперта и степени вины застрахованного лица).
  2. Направление автомобиля на ремонт в компанию, у которой есть соответствующий договор с СК, при этом страховщик частично оплачивает стоимость работ в пределах установленной суммы.

С марта 2017 года выбор остается за СК. Владелец поврежденной машины имеет право указать в заявлении, каким способом он хотел бы получить возмещение, но окончательное решение будет принимать страховщик. Единственное исключение — это если в СК обращается инвалид: ему законно об ОСАГО прямо разрешает выбирать форму возмещения.

Тем не менее, есть случаи, когда выплата вместо ремонта прямо предусмотрена законом:

  • Если планируемый ремонт продлится свыше 30 дней. Превышение этого времени чревато тем, что пострадавший при ДТП будет получать неустойку (0,5% от суммы возмещения за каждый день просрочки).
  • Если мастерская находится от места, где произошло ДТП или проживает пострадавший, дальше чем на 50 км.
  • Если машина новая (менее 2 лет), а СК не имеет договора с официальным дилером конкретно этой марки.
  • Машина не подлежит восстановлению («тотальное повреждение»).
  • Есть погибшие или раненые при ДТП.
Предлагаем ознакомиться:  Документы для программы переселения соотечественников

Чтобы получить возмещение, пострадавшему при ДТП необходимо предпринять следующие действия:

  1. Уведомить СК об аварии. Срок для этого — 15 дней при оформлении в ГИБДД, 5 дней — при «Европротоколе». Однако чтобы соблюсти это требование, достаточно направить извещение, остальные документы (например, заключение независимого оценщика) можно прислать и позднее.
  2. Передать в СК все необходимые документы. Их точный перечень зависит от обстоятельств ДТП (например, если есть пострадавшие — потребуются копии меддокументации). Если СК недостаточно документов, она в течение 3 дней с момента получения пакета вправе затребовать недостающие у пострадавшего.
  3. Компания принимает пакет документов, производит осмотр и экспертизу повреждений машины и принимает решение о выплате или отказе в ней. Срок на это — 20 дней за вычетом праздников и нерабочих дней.
  4. Решение СК в письменном виде доводится до потерпевшего.

Какие последствия могут быть если водители покинули место ДТП по обоюдному согласию

Исходя из примера, выплата компенсации положена обоим участникам автокатастрофы и ее размер определяет лишь суд.

Стоит заметить, в случае нехватки размера выплаченного возмещения на осуществление качественного ремонта, владелец поврежденного авто не вправе требовать ни со страховой, ни с другого участника ДТП доплаты. Значит, завершить ремонт придется на собственные средства.

В целях доказать невиновность, водитель должен собрать необходимые документы и регистрационные материалы о происшествии. Попав в серьезное ДТП, где один или оба водителя покинули место катастрофы, не дождавшись сотрудников Госавтоинспекции, за подобное правонарушение последует административное наказание независимо от степени причастности в катастрофе водителя.

Избежать наказания возможно только в случае небольшого дорожно-транспортного происшествия. В таких случаях владельцы машин вправе разойтись по мирному, а еще просто оформить Европротокол составив схему ДТП, а затем покинуть место происшествия не вызывая ГИБДД.

Покидать место аварии по обоюдному согласию водители могут в случае, если:

  • нет погибших и раненых;
  • участники ДТП договорились обо всех тонкостях столкновения.

Но бывают случаи, когда после того, как оба участника ДТП покинули место автомобильного происшествия, один из них возвращается. Водитель звонит в ГИБДД и оформляет аварию. Для водителя, покинувшего место ДТП, это может обернуться лишением водительских прав.

Чтобы избежать наказания, водителю потребуется предъявить доказательства того, что место столкновения покинуто по обоюдному согласию:

  • фото-, видеофиксация разговора;
  • расписка об отсутствии разногласий;
  • свидетельские показания.

Что в итоге?

После того как вы разобрались, что значит «обоюдная вина» и каковы ее последствия, стоит подвести итог. Если будет возможность оформить обоюдную вину с равной компенсацией ущерба, страховая компания непременно воспользуется этим и предоставит выплаты обоим участникам ДТП в размере 50%.

Если в результате ДТП определена обоюдная вина граждан, то страховщик компенсирует половину урона. Деньги выплачиваются в равных долях. Для того, чтобы доказать иное, заинтересованному лицу потребуется обратиться в суд и предъявить неоспоримые доказательства ничтожности своей вины.

Понятие обоюдной вины

Закон ОСАГО предполагает, что получить компенсацию можно при условии невиновности водителя, управлявшего поврежденным авто. Поэтому так важно после произошедшего столкновения правильно определить вину той или иной стороны. Тем не менее, во многих авариях определяется целый спектр нарушений, совершенных обеими сторонами. В данном случае, речь идет об обоюдной вине по ОСАГО.

Ни гражданское законодательство, ни ФЗ «Об ОСАГО» не содержит определений термина обоюдной вины, однако на практике в 2020 году представители Госавтоинспекции подобную формулировку используют часто, как и страховые компании. Таким образом, на практике обоюдная вина (или обоюдка) применяется для ситуаций, когда ДТП возникло в результате нарушения ПДД обоими водителями. То есть когда найти единственного виновника не представляется возможным.

При вынесении решения о возможности компенсации, если установлена обоюдная вина, и у одного участника нет полиса, руководствуются стандартным принципом действия ОСАГО. Застрахованный вправе рассчитывать на покрытие расходов через СК, с дальнейшим регрессным иском о взыскании потраченных сумм с водителя, не имевшего страховку.

Для того чтобы доказать обоюдную вину в суде, нужно использовать доказательства, полученные после аварии:

  • фотоснимки, видеоролики;
  • документацию, выданную ГИБДД;
  • свидетельские показания;
  • в центре гидрометеорологии можно получить свидетельство о погоде в день аварии, если это имеет значение;
  • заключения экспертов (можно пригласить их в суд).

Судебная практика

Мнение эксперта

Миронова Анна Сергеевна

Юрист и адвокат по автомобильному праву. Специализируется на административном и гражданском праве, страховании.

В подавляющем количестве случаев суд признает равную степень вины участников аварийного происшествия. Чтобы добиться иного результата, заинтересованному гражданину потребуется доказать ничтожность своей вины. Для этого лучше воспользоваться услугами юристов в области автомобильного права.

Если суд не обнаружит фактов, по которым можно определить большую степень вины ответчика, то виновность делится между участниками поровну. Страховое возмещение выплачивается в равных долях. Поэтому рекомендуется настаивать на полной виновности другого гражданина, участвовавшего в столкновении. Также эксперты советуют указывать в исковом требовании страховую в роли ответчика (наряду с другим участником столкновения).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector