Бухгалтерский и налоговый учет расходов на ГСМ
Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Азс бухгалтерский и налоговый учет

О нормах расхода ГСМ в целях налогообложения

Начнем с «животрепещущего» вопроса — а нужно ли нормировать расход ГСМ в целях налогообложения прибыли?

Прежде всего обратимся непосредственно к налоговому законодательству.

В Налоговом кодексе РФ прямо сказано, что все налогоплательщики вправе учитывать расходы на приобретение ГСМ:

  • либо в составе материальных расходов на основании пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ;
  • либо в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, как расходы на содержание служебного транспорта на основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Это зависит от назначения используемого транспорта.

Но с самой возможностью учитывать расходы на ГСМ в целях налогообложения, собственно, никто и не спорит. Спорным является вопрос о необходимости применения в целях налогообложения прибыли норм, установленных Минтрансом России.

Дело в том, что непосредственно в тексте Налогового кодекса РФ (в обоих указанных выше подпунктах) конкретного требования использовать какие-либо официально установленные нормы — в частности, нормы Минтранса России — не содержится.

Однако чиновники настаивают на необходимости применения норм, утвержденных Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее — Методические рекомендации или Нормы).

Эти Методические рекомендации были направлены для руководства в работе Федеральной налоговой службой (Письмо ФНС России от 15.04.2008 N СК-6-5/281).

Азс бухгалтерский и налоговый учет

И финансисты, хотя соглашаются с тем, что нормами ст. ст. 254 и 264 НК РФ не предусмотрено ограничений по учету расходов на ГСМ при исчислении налога на прибыль организаций, ссылаются на то, что расходы должны соответствовать критериям, указанным в ст. 252 НК РФ, в частности должны быть обоснованны.

Такая позиция, в частности, была озвучена в Письмах Минфина России от 10.06.2011 N 03-03-06/4/67, от 03.09.2010 N 03-03-06/2/57, от 22.06.2010 N 03-03-06/4/61, от 14.01.2009 N 03-03-06/1/15.

Но, подчеркнем еще раз, Налоговый кодекс РФ не содержит требований о нормировании расходов на ГСМ, а тем более — о применении норм, утвержденных Минтрансом России. Так что по большому счету финансисты вновь устанавливают излишние требования там, где налоговое законодательство их не содержит.

Поэтому арбитражные судьи встают на сторону налогоплательщиков и считают, что организации вправе признавать в налоговом учете все фактические расходы на ГСМ без ограничения нормами Минтранса.

Так, в Постановлении ФАС Центрального округа от 04.04.2008 по делу N А09-3658/07-29 {amp}lt;1{amp}gt; подчеркивается, что нормирование расходов на приобретение ГСМ Налоговым кодексом РФ не предусмотрено. А Нормы расхода топлива, утвержденные Минтрансом России, носят рекомендательный характер. И хотя данное судебное решение принималось в отношении операций, совершенных в период, когда действовали не нынешние Нормы, утвержденные в 2008 г.

Тем не менее не нужно сбрасывать со счетов уже упомянутое выше требование ст. 252 НК РФ об обоснованности расходов. И в целом — не только для того, чтобы обеспечить доказательства экономической обоснованности расходов в случае возникновения споров с налоговыми инспекторами, но и для того, чтобы повысить эффективность контроля за расходованием ГСМ, — организациям все-таки имеет смысл разрабатывать и утверждать собственные нормы списания израсходованных ГСМ. Однако при этом не обязательно руководствоваться именно требованиями Минтранса России — хотя и не запрещается взять именно их за основу.

Общие положения учета ГСМ

К горюче-смазочным материалам (далее — ГСМ) относятся:

  • топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ);
  • смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки);
  • специальные жидкости (тормозные и охлаждающие).

Организация, имеющая в собственности, аренде или безвозмездном пользовании автомобили и использующая их в своей деятельности для извлечения доходов, может отнести на себестоимость расходы по ГСМ. Но не все так просто, как кажется.

Документальное подтверждение и момент определения расхода

Чтобы правильно отражать операции с ГСМ в бухгалтерском и налоговом учете, прежде всего необходимо четко понимать, что расход ГСМ возникает не в момент заправки транспортного средства (приобретения ГСМ подотчетным лицом на АЗС) и тем более не в момент приобретения топливной карты или талонов на бензин (еще до фактической заправки автомобиля), а лишь тогда, когда ГСМ будут фактически израсходованы в процессе эксплуатации транспортного средства.

В частности, еще в Письме УФНС России по г. Москве от 03.11.2009 N 16-15/115253 разъяснялось, что учет в целях налогообложения прибыли расходов на приобретение многоразовой литровой топливной карты с суточным (месячным) лимитом в момент приобретения карты является неправомерным. Затраты на приобретение бензина по топливным картам не признаются для целей налогового учета в полном размере ни в момент уплаты суммы авансовых платежей в счет предстоящей поставки бензина (приобретение карты), ни в момент отгрузки бензина покупателю в топливный бак и списания с топливных карт количества и стоимости проданного бензина.

Азс бухгалтерский и налоговый учет

Значит, авансовые отчеты, кассовые чеки, накладные и прочие документы, подтверждающие факт приобретения ГСМ, не могут служить основанием для списания ГСМ в состав расходов в бухгалтерском и налоговом учете, но используются лишь для постановки (оприходования) приобретенных ГСМ на баланс организации.

А факт расходования ГСМ — с целью их списания — подтверждается прежде всего путевыми листами.

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов были утверждены Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152. Применять этот документ должны не только организации автомобильного транспорта, но также и все юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Как разъяснялось в Письме Минфина России от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161, в связи с утверждением данного Приказа организации вправе самостоятельно разрабатывать путевые листы, соблюдая требования вышеуказанного документа Минтранса России. И такой путевой лист — если он содержит все обязательные реквизиты — вполне может являться одним из документов, подтверждающих расходы на ГСМ в целях налогообложения прибыли.

Обратим особое внимание на то, что для государственных и муниципальных учреждений Инструкциями N N 162н, 174н и 183н предписано для списания в расход всех видов топлива использовать формы путевых листов, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 (к примеру, при использовании легковых автомобилей нужно использовать форму 0345001). Однако при их заполнении также нужно иметь в виду требования, установленные Минтрансом в упомянутом выше Письме.

В частности, заполнять путевые листы необходимо на каждое транспортное средство, используемое учреждением для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

Путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца. При этом в случае, если в течение срока действия путевого листа транспортное средство используется посменно несколькими водителями, то допускается оформление на одно транспортное средство нескольких путевых листов раздельно на каждого водителя.

В наименовании путевого листа указывается тип транспортного средства, на которое оформляется путевой лист (путевой лист легкового автомобиля, путевой лист трамвая и т.п.). Номер путевого листа указывается в заголовочной части в хронологическом порядке в соответствии с принятой владельцем транспортного средства системой нумерации.

Даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя организации, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий. При этом в случае оформления на одно транспортное средство нескольких путевых листов раздельно на каждого водителя дата, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки проставляются в путевом листе водителя, который первым выезжает с места постоянной стоянки, а дата, время и показания одометра при заезде транспортного средства на постоянную стоянку — в путевом листе водителя, который последним заезжает на постоянную стоянку.

Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.

Собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов. Оформленные путевые листы должны храниться не менее пяти лет.

Учтите, что путевые листы используются для списания топлива, в частности бензина и дизельного топлива. А другие ГСМ — к примеру, масла, тосол, охлаждающая жидкость — списываются на основании иных документов (к примеру, актов). В государственных и муниципальных учреждениях для этих целей применяется Акт о списании материальных запасов по форме 0504230.

Путевые листы

Приобретение ГСМ еще не свидетельствуют о фактическом их расходе на автомобиль, используемый в служебных целях. Подтверждением того, что топливо было потрачено в производственных целях, является путевой лист, который и является основанием для списания ГСМ на себестоимость. Это подтверждают налоговые органы (письмо УМНС по г. Москве от 30.04.

2004 № 26-12/31459) и Росстат (письмо Федеральной службы государственной статистики от 03.02.2005№ ИУ-09-22/ 257 «О путевых листах»). В путевом листе проставляются показания спидометра и показатели расхода ГСМ, указывается точный маршрут следования, подтверждающий производственный характер транспортных расходов.

Первичные документы можно принять к учету, если они составлены по унифицированной форме (п. 2 ст. 9
Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

1 журнал учета путевых листов форма № 8
2 путевой лист легкового автомобиля форма № 3
3 путевой лист специального автомобиля форма № 3 (спец.)
4 путевой лист легкового такси форма № 4
5 путевой лист грузового автомобиля форма № 4-с, форма № 4-п
6 путевой лист автобуса форма № 6
7 путевой лист автобуса необщего пользования форма № 6 (спец.)
8 товарно-транспортная накладная форма № 1-Т

Поскольку большинство организаций эксплуатирует служебные легковые машины или грузовые автомобили, то они используют формы путевых листов для этих машин.

Путевой лист грузового автомобиля (формы № 4-с или № 4-п) является основным первичным документом для расчетов за перевозки грузов, списания ГСМ на расходы по обычным видам деятельности, начисления заработной платы водителю, а также подтверждает произ-
водственный характер произведенных расходов. При перевозке товарных грузов путевые листы форм № 4-с и
№ 4-п выдаются водителю вместе с товарно-транспортной накладной.

Форма № 4-с (сдельная) применяется при условии оплаты работы автомобиля по сдельным расценкам.

Форма № 4-п (повременная) применяется при условии оплаты работы автомобиля по повременному тарифу и рассчитана на одновременное выполнение перевозок грузов до двух заказчиков в течение одного рабочего дня (смены) водителя.

Отрывные талоны путевого листа форм № 4-с и
№ 4-п заполняются заказчиком и служат основанием для предъявления организацией-владельцем автотранспорта счета заказчику. К счету прилагается соответствующий отрывной талон.

В путевом листе, который остается в организации — владельце автотранспорта, повторяются идентичные записи о времени работы автомобиля у заказчика. Если грузы перевозятся на автомобиле, работающем на повременной оплате, то в путевой лист вписываются номера товарно-транспортных накладных и прилагается один экземпляр этих накладных. Путевые листы хранятся в бухгалтерии совместно с товарно-транспортными документами для одновременной их проверки.

Путевой лист служебного легкового автомобиля (форма № 3) служит основным первичным документом для списания ГСМ на расходы, связанные с управлением организацией.

Журнал учета движения путевых листов (форма № 8) применяется организацией для регистрации выданных путевых листов водителю и сданных после обработки путевых листов в бухгалтерию.

Предлагаем ознакомиться:  Налоговый вычет ип за лечение зубов по патенту

Приобретение ГСМ

Порядок учета операций по приобретению ГСМ зависит от конкретного способа их приобретения.

Общим моментом является то, что приобретаемые ГСМ должны быть оприходованы по дебету счета 10 «Материалы», на субсчете 10-3 «Топливо». Причем к данному субсчету целесообразно открывать дополнительные аналитические счета — по видам топлив (ГСМ), по местам их нахождения и т.д. В частности, целесообразно предусмотреть отдельный аналитический счет для учета бензина, находящегося в баках автомобилей, ведь данный бензин тоже является частью материальных запасов организации и не может быть списан на расходы, пока он фактически не истрачен (а это должно подтверждаться путевыми листами).

Учетной политикой и рабочим планом счетов организации может быть предусмотрено использование счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». В этом случае принятие к учету ГСМ на субсчете 10-3 осуществляют по учетной стоимости (в корреспонденции с кредитом счета 15), а фактические затраты, связанные с приобретением ГСМ, собирают по дебету счета 15 и по итогам каждого месяца выявляют отклонения между фактическими и учетными ценами.

В рамках данной статьи в примерах мы будем рассматривать лишь вариант прямого учета приобретения материальных запасов без применения счетов 15 и 16.

Как учитывать топливные карты в бухгалтерском учете

Расходы на приобретение ГСМ связаны с обслуживанием перевозочного процесса и относятся к расходам по обычным видам деятельности по элементу «Материальные затраты» (п. 7, 8 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). В расходы включается сумма всех фактических затрат организации (п. 6 ПБУ 10/99).

Бухгалтерия организации ведет количественно-суммовой учет ГСМ и специальных жидкостей. Заправка автотранспорта производится на автозаправочных станциях за наличный расчет или в безналичном порядке по талонам или специальным картам.

Не касаясь специфики формирования первоначальной стоимости ГСМ и учета НДС, скажем, что бухгалтер на основании первичных документов (авансовых отчетов, накладных и др.) приходует ГСМ по маркам, количеству и стоимости. ГСМ учитываются на счете 10 «Материалы» субсчет 3 «Топливо». Это предусмотрено Планом счетов (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

Рекомендуется в зависимости от местонахождения материалов использовать следующие группировки аналитического учета:

  • «ГСМ на складах (бензин, дизельное топливо, газ, масло и др.)»;
  • «Оплаченные талоны на бензин (дизельное топливо, масло)»;
  • «Бензин, дизельное топливо в баках автомобилей и талоны у водителей» и др.

Азс бухгалтерский и налоговый учет

Поскольку разновидностей ГСМ много, то для их учета открывают субсчета второго, третьего и четвертого порядков, например:

  • счет 10 субсчет «Топливо», субсчет «ГСМ на складах», субсчет «Бензин», субсчет «Бензин АИ-98»;
  • счет 10 субсчет «Топливо», субсчет «ГСМ на складах», субсчет «Бензин», субсчет «Бензин АИ-95».

Кроме того, аналитический учет выданных ГСМ ведется по материально ответственным лицам — водителям автотранспорта.

Бухгалтер записывает поступление ГСМ в карточку учета материалов по форме № М-17. В организации может быть разработана своя форма карточки учета поступления и списания ГСМ, которая утверждается приказом руководителя или является приложением к учетной политике организации.

Расходы на содержание автотранспортных средств организации списывают на себестоимость продукции (работ, услуг). В бухгалтерском учете затраты, связанные с перевозочным процессом, отражают на балансовом счете 20 «Основное производство» или 44 «Расходы на продажу» (только для торговых организаций).

Затраты на содержание служебного автотранспорта отражаются на балансовом счете 26 «Общехозяйственные расходы». Предприятия, имеющие парк автомобилей, отражают затраты, связанные с их содержанием и эксплуатацией, на балансовом счете 23 «Вспомогательные производства».
Применение конкретного счета учета затрат зависит от направленности использования автомобилей.

Дебет 20 (23, 26, 44) Кредит 10-3 «Топливо» (аналитический учет: «ГСМ в баках транспортных средств» и др. соответствующие субсчета)
— в фактически израсходованном количестве на основании первичных документов.

Азс бухгалтерский и налоговый учет

При отпуске ГСМ в производство и ином выбытии их оценка в бухгалтерском учете производится одним из следующих способов (п. 16 ПБУ 5/01):

  • по себестоимости единицы запасов,
  • по себестоимости первых по времени закупок
    (ФИФО),
  • по себестоимости последних по времени закупок
    (ЛИФО),
  • по средней себестоимости.

Последний способ является наиболее распространенным.

Выбранный организацией способ должен быть зафиксирован в приказе об учетной политике.

Обращаем внимание бухгалтеров на то, что как правило, в баках автомобилей всегда имеется количество бензина (или иного топлива), которое представляет собой переходящий остаток на следующий месяц (квартал). Этот остаток нужно и далее учитывать на счете отдельном субсчете «Бензин в баках автомобилей» (в аналитическом учете по материально-ответственным лицам (водителям).

Ежемесячно бухгалтер проводит сверку результатов по выдаче, расходу и остатку нефтепродуктов в баках транспортных средств.

Если стоимость принятых к расходу затрат по ГСМ в бухгалтерском и налоговом учете будет различна (например, в связи с превышением водителем норм, принятых в организации для его автомобиля), то налогоплательщикам, применяющим ПБУ 18/02, придется отражать постоянные налоговые обязательства.

Таково требование пункта 7 указанного положения, которое утверждено приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н.

Рассмотрим бухгалтерский учет ГСМ на примере учета бензина для конкретного водителя.

Пример

Дата Приход Расход Остаток
кол-во цена стоим. кол-во цена стоим. кол-во цена стоим.
Остаток на 01.04             18 10,00 180,00
01.04       7 10,00 70,00 11 10,00 110,00
02.04       10 10,00 100,00 1 10,00 10,00
03.04 20 11,00 220,00 11 10,95* 120,48 10 10,95 109,52

Примечание:* 10,95 = (1л x 10 руб. 20 л. x 11 руб.) / 21 л

Дебет 26 Кредит 10-3 субсчет «Бензин А-95 в баке машины Сидорова А.А.»
— 70 руб. — списано по нормам 7 литров бензина по путевому листу легкового автомобиля формы № 3 за 1 апреля;
Дебет 26 Кредит 10-3 субсчет «Бензин А-95 в баке машины Сидорова А.А.»
— 100 руб. — списано по нормам 10 литров бензина по путевому листу легкового автомобиля формы № 3 за 2 апреля;
Дебет 10-3 субсчет «Бензин А-95 в баке машины Сидорова А.А.» Кредит 71 субсчет «Сидоров»
— 220 руб. — оприходовано 11 литров бензин на основании чека ККМ, приложенного к авансовому отчету водителя;
Дебет 26 Кредит 10-3 субсчет «Бензин А-95 в баке машины Сидорова А.А.»
-120,48 руб. — списано по нормам 11 литров бензина по путевому листу легкового автомобиля формы № 3 за 3 апреля.

Смарт-карта на приобретение топлива может предоставляться сетью АЗС платно или бесплатно. Именно от этого зависит порядок, на каком счете учитывать топливные карты.

Бесплатно получаемые носители не отражают на балансе организации. Для их учета целесообразно открыть отдельный забалансовый счет, присвоив ему свободный номер (не указанный в Плане счетов бухучета), например 012. Также целесообразно организовать аналитический учет в разрезе каждого носителя и лиц, которые будут ответственны за его использование.

Если поставщик ГСМ взимает плату за изготовление электронных носителей, их при поступлении целесообразно отразить в составе ТМЦ, а затем списать их стоимость на текущие расходы организации.

В любом случае необходимо отразить, на каком счете и каким образом учитываются топливные карты в учетной политике организации.

Проводки по учету электронных носителей АЗС
Содержание операции Дебет Кредит
Приобретение за плату
Получен акт приема-передачи (накладная) на смарт-карты 10 60
Получен счет-фактура (при применении поставщиком НДС) 19 60
Стоимость смарт-карт учтена в сумме расходов текущего периода 20, 25, 26, 44 10
Перечислена оплата поставщику 60 51
НДС принят к возмещению 68 19
Забалансовый учет (и платное, и бесплатное поступления)
Приняты на забалансовый учет электронные носители 012склад
Выдана смарт-карта АЗС ответственному сотруднику 012работник 012склад
Ответственным сотрудником смарт-карта возвращена организации 012склад 012работник
Списан более не используемый электронный носитель 012склад

Через подотчетное лицо с оплатой по корпоративной банковской карте

Иногда ГСМ приобретаются через подотчетных лиц (чаще всего — водителей), которым для этих целей выдаются наличные деньги из кассы, чтобы расплатиться при заправке на АЗС.

Пример 1. В текущем месяце водителю строительной компании «Монолит», который водит служебный автомобиль генерального директора компании, было выдано под отчет 5000 руб. на приобретение ГСМ. Водитель заправлялся на АЗС и предъявил авансовый отчет с приложенными к нему чеками на всю сумму.

Дебет 71 Кредит 50

5000 руб. — выданы денежные средства под отчет на приобретение ГСМ (на основании расходного кассового ордера);

Дебет 10-3 Кредит 71

5000 руб. — приняты к учету ГСМ (бензин), приобретенные подотчетным лицом (на основании авансового отчета с приложенными к нему подтверждающими документами — чеками с АЗС).

Некоторые организации предпочитают сокращать наличные расчеты, открывая корпоративные банковские карты, которые, собственно, и выдаются работникам для осуществления расчетов, связанных с приобретением ценностей, в том числе и ГСМ.

Другими словами схема похожа: водитель заправляется на заправке и расплачивается за бензин на месте, но оплату он производит не наличными деньгами, а при помощи банковской карты (если заправка оборудована специальным терминалом для приема таких платежей).

В бухгалтерском учете при расчетах с помощью корпоративных банковских карт — то есть, по сути, в безналичном порядке со специального карточного счета организации — следует задействовать счет 55 «Специальные счета в банках» (к которому открывают отдельный субсчет, например 55-4 «Специальные карточные счета (СКС)»).

Пример 2. Немного изменим условия примера 1 — предположим, что для расчетов за ГСМ открыт специальный карточный счет (СКС) и изготовлена корпоративная банковская карта.

В текущем месяце на карту было перечислено 12 000 руб. Водитель заправился на 5000 руб., что подтверждается авансовым отчетом с приложенными документами с АЗС (слипами). Та же сумма фигурирует в выписке банка по СКС {amp}lt;2{amp}gt;.

Дебет 55-4 Кредит 51

12 000 руб. — перечислены денежные средства с расчетного счета на СКС для предстоящей оплаты расходов на ГСМ с использованием корпоративной банковской карты (на основании выписок банка по расчетному счету и СКС);

5000 руб. — приняты к учету ГСМ (бензин), приобретенные подотчетным лицом (на основании авансового отчета с приложенными к нему подтверждающими документами с АЗС);

Дебет 71 Кредит 55-4

5000 руб. — списаны денежные средства с СКС в оплату приобретенных ГСМ (на основании выписки банка по СКС).

ГСМ в баке арендованной машины

Получить транспортное средство во временное владение и пользование можно, заключив договор аренды транспортного средства с юридическим или физическим лицом.

По договору аренды арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование. Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства, арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов
(ст. 646 ГК РФ).

Азс бухгалтерский и налоговый учет

В случае, когда расходы на ГСМ несет наниматель транспорта, учет ГСМ идентичен ситуации с эксплуатацией собственного транспортного средства. Просто учитывается такой автомобиль не в составе основных средств, а на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» в оценке, принятой в договоре. За его использование начисляется арендная плата, а амортизация не начисляется.

Арендная плата учитывается в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией вне зависимости от того, у кого арендуется автомобиль —
у юридического или физического лица (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).

В то же время статус арендодателя влияет на налоговые последствия по другим налогам. Так, если автомобиль арендуется у физического лица, у него возникает налогооблагаемый доход.

Что касается ЕСН, то нужно различать аренду транспортного средства с экипажем и без него (п. 1 ст. 236 и 3 ст. 238 НК РФ).

Предлагаем ознакомиться:  Кому пожаловаться на работу налоговой инспекции

На арендованную машину выписывается путевой лист на время работы, поскольку распоряжается машиной организация. А подпункт 2 пункта 1 статьи 253 НК РФ разрешает включать в расходы, уменьшающие налогооблагаемый доход, все средства, истраченные на содержание и эксплуатацию основных средств и иного имущества, которое используется в производственной деятельности. Это касается и ГСМ, которые используются на арендованном автомобиле.

При передаче автомобиля в аренду топливный бак также бывает полностью или частично наполнен. Тут, как и в ситуации с куплей-продажей, предстоит разобраться, как учесть такой бензин.

Иногда организации просто договариваются, что арендодатель передает определенное количество топлива, а арендатор по окончании срока аренды обязуется вернуть такое же количество вместе с машиной. При этом право собственности на ГСМ остается за арендодателем, и передача топлива в учете не отражается.

Но такой вариант не совсем корректен для арендатора, ведь фактически он использует полученный бензин и, как следствие, должен сделать определенные записи в учетных регистрах. По этой причине большинство компаний все же показывают передачу ГСМ от арендодателя арендатору.

Как отразить такую передачу? Самый распространенный вариант — это реализация. Сначала арендодатель продает топливо арендатору, а после окончания срока договора арендатор продает такое же количество арендодателю.

Азс бухгалтерский и налоговый учет

Другой вариант — это товарный заем. Здесь арендодатель выступает в роли заимодавца, а арендатор — в роли заемщика. Оба варианта вполне законны, и бухгалтеру остается выбрать тот, что наиболее удобен в конкретной ситуации.

Безвозмездное пользование автомобилем

Организация может заключить договор безвозмездного пользования автомобилем.

По договору безвозмездного пользования (ссуды) ссудополучатель обязан содержать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, а также несение всех расходов на ее содержание, если иное не предусмотрено договором.

Расходы организации по содержанию и эксплуатации автомобиля, полученного по договору безвозмездного пользования, уменьшают налогооблагаемую прибыль в общеустановленном порядке, если договором предусмотрено, что данные расходы несет ссудополучатель.

К договорам безвозмездного пользования (ссуды) применяются отдельные правила, предусмотренные для договора аренды. Расходы на ГСМ учитываются аналогично арендованной машине, поскольку распоряжается ею организация.

Передача имущества во временное пользование по договору ссуды — для целей налогообложения есть не что иное, как безвозмездно оказанная услуга. Стоимость такой услуги включается ссудополучателем во внереализационные доходы (п. 8 ст. 250 НК РФ). Эту стоимость нужно определить самостоятельно, основываясь на данных о рыночной стоимости* аренды аналогичного автомобиля.

Как правило, при покупке авто новый владелец получает не только саму машину, но и некоторое количество бензина в баке. Если это прописано в договоре купли-продажи, бухгалтер сможет без проблем оприходовать ГСМ.

Но чаще топливо в договоре не упоминается. Как поступить в этом случае? На практике применяют различные подходы.

Если бензина не очень много, то его попросту не учитывают, а отсчет поступления и списания ГСМ начинают с первой заправки.

Азс бухгалтерский и налоговый учет

Если бак практически полон, топливо учитывают. Сначала определяют объем, используя те же методы, что и при инвентаризации. Затем оформляют либо безвозмездное получение, либо выявление излишков.

В случае безвозмездного получения стоимость топлива проводят по дебету счета 10 и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». Впоследствии, при списании, делают проводки по дебету «затратного» счета (20, 26 или 44) и кредиту счета 10 «Материалы», а также по дебету счета 98 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».

В налоговом учете безвозмездно полученные ГСМ — это налогооблагаемые доходы (подп. 8 ст. 250 НК РФ).

Если организация показывает излишки, выявленные при инвентаризации, то в бухгалтерском учете их следует включить в доходы и провести по дебету счета 10 и кредиту счета 91. В налоговом учете также необходимо сформировать доходы на основании подпункта 20 статьи 250 НК РФ.

Возможна и обратная ситуация, когда организация продает авто, а вместе с ним и топливо в баке. Здесь лучше всего внести в договор купли-продажи отдельный пункт, где указать объем и цену бензина. Это даст возможность показать реализацию ГСМ отдельно от реализации машины. С юридической точки зрения все будет корректно, ведь никакой лицензии для продажи топлива не требуется.

При отсутствии специального пункта в договоре выбытие бензина надо провести по дебету счета 91 и кредиту счета 10. В налоговом учете подобные расходы отражать нельзя, поскольку стоимость безвозмездно переданного имущества не уменьшает облагаемый доход (под. 16 ст. 270 НК РФ).

Закупка бензина и ГСМ по безналу

Многие организации находят более удобным закупать ГСМ у поставщиков по безналичному расчету. И тут тоже могут быть разные варианты.

Азс бухгалтерский и налоговый учет

В принципе, при этой схеме возможен вариант, при котором поставщик в буквальном смысле поставляет организации бензин оптом: заполняет цистерны, принадлежащие организации и находящиеся на ее территории, из которых впоследствии и заправляются автомобили учреждения.

Пример 3. ЗАО «Магнолия» имеет в своей структуре транспортный цех, который осуществляет перевозки для нужд организации, а также оказывает платные транспортные услуги сторонним организациям.

На территории организации находятся цистерны для бензина, из которых заправляют автомобили.

В соответствии с договором с поставщиком бензина осуществляются периодические поставки топлива, т.е. поставщик заполняет данную цистерну. Оплата за бензин, поставленный в текущем месяце, производится до 5-го числа следующего месяца.

В текущем месяце:

  • поставщик осуществил заправку цистерн (поставил бензин) на сумму 50 000 руб.;
  • автомобили организации были заправлены из данных цистерн бензином на общую сумму 43 000 руб.

В соответствии с рабочим планом счетов аналитический учет к счету 10 «Материалы» осуществляется в следующем разрезе:

  • субсчет 10-3 «Топливо»:
  • счет 10-31 «Топливо в цистернах на территории организации»;
  • счет 10-32 «Топливо в баках автомобилей».

Дебет 10-31 Кредит 60

50 000 руб. — принят к учету бензин, предоставленный поставщиком (залитый им в цистерны в соответствии с условиями договора);

Дебет 10-32 Кредит 10-31

43 000 руб. — отражено внутреннее перемещение бензина при заправке автомобилей из цистерн (списание бензина в момент заправки не производится, т.к. данный бензин еще не израсходован, он лишь поменял место нахождения и теперь находится в баках заправленных автомобилей, но в принципе может быть перелит в другие автомобили или слит обратно в цистерну);

Дебет 60 Кредит 51

50 000 руб. — оплачен приобретенный бензин.

Однако на практике значительно чаще встречаются варианты, когда после безналичного расчета за бензин водители организации заправляются на АЗС, принадлежащих поставщику, с использованием топливных карт или талонов на бензин.

Компенсации работникам

Работникам выплачивается компенсация за износ личного транспорта и возмещаются расходы, если личный транспорт используется с согласия работодателя в служебных целях (ст. 188 ТК РФ). Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

Часто по приказу работнику выплачивают компенсацию по норме, установленной Правительством РФ и сверх этого расходы на бензин.

Поскольку такое положение прямо не предусмотрено письмом Минфина России от 21.07.1992 № 57, то представляется правомерным и позиция налоговых органов по данному вопросу. В размерах компенсации работнику учтено возмещение затрат по эксплуатации используемого для служебных поездок личного легкового автомобиля: сумма износа, затраты на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и текущий ремонт (письмо МНС России от 02.06.2004 № 04-2-06/419).

Компенсация за использование личного транспорта в служебных целях выплачивается работникам в тех случаях, когда их работа по роду производственной (служебной) деятельности связана с постоянными служебными разъездами в соответствии с их должностными обязанностями.

Бензин по талонам

Схема заправки по талонам подразумевает уплату поставщику аванса (предоплаты) за бензин и получение ответственным лицом талонов на бензин.

Порядок учета талонов на бензин нормативными документами конкретно не регламентирован. А в комментариях специалистов можно встретить как минимум три разных подхода к учету талонов:

  • на отдельном аналитическом счете к субсчету 10-3 «Топливо»;
  • в качестве денежных документов — на счете 50 «Касса», субсчет 50-3 «Денежные документы» (соответственно, прием талонов в кассу оформляют приходным кассовым ордером, а выдачу талонов под отчет водителям — расходным кассовым ордером);
  • за балансом в качестве бланков строгой отчетности (на счете 006 «Бланки строгой отчетности»).

На наш взгляд, единственно верного и обязательного варианта просто не существует. Все указанные выше подходы могут быть справедливыми и актуальными в зависимости от конкретных обстоятельств.

Иными словами, конкретный порядок учета операций с талонами на бензин зависит от их видов и условий договоров с поставщиками.

Задействовать непосредственно субсчет 10-3 «Топливо» — открывать к нему отдельный аналитический счет, к примеру 10-33 «Талоны на бензин» — целесообразно лишь в том случае, если в соответствии с заключенным договором право собственности на бензин переходит к покупателю в момент получения данных талонов, хотя сам бензин в этот момент еще находится у поставщика (на его заправочных станциях, складах и т.д.). Ведь по общим правилам активы должны числиться на балансе собственника, даже если физически они не находятся в его распоряжении.

Азс бухгалтерский и налоговый учет

К примеру, на этом построена логика применения счета 45 «Товары отгруженные», но в обратной ситуации, когда организация уже отгрузила товары или продукцию, но еще остается их собственником, пока покупатель не выполнит определенные условия, чтобы право собственности перешло к нему. Аналогичным образом и в случае, если материальные ценности уже перешли в собственность покупателя, но еще находятся в пути или на складе поставщика, покупатель должен принять их на свой баланс.

Пример 5. ООО «Садко» заключило договор с топливной компанией на приобретение ГСМ, предусматривающий заправку автомобилей организации на АЗС данной компании по талонам на топливо.

При этом условиями договора предусмотрено, что право собственности на приобретаемые ГСМ возникает у ООО «Садко» (покупателя) в момент получения им талонов на ГСМ вне зависимости от момента фактического их использования для заправки автомобилей. Оплата полученных талонов производится в течение пяти дней с момента их получения, опять-таки вне зависимости от момента их использования.

В текущем месяце ООО «Садко» получило талоны на бензин на общую сумму 60 000 руб. Работники использовали на заправках талоны на сумму 54 000 руб.

В соответствии с учетной политикой и рабочим планом счетов аналитический учет к счету 10 «Материалы» осуществляется в следующем разрезе:

  • субсчет 10-3 «Топливо», аналитические счета:
  • 10-31 «Топливо на складах организации»;
  • 10-32 «Топливо в баках автомобилей»;
  • 10-33 «Талоны на бензин».

Дебет 10-33 Кредит 60

60 000 руб. — получены талоны на бензин (признан еще не поступивший в организацию бензин, право собственности на который подкреплено талонами, в составе материальных запасов организации);

Дебет 60 Кредит 51

Бухгалтерия

60 000 руб. — оплачены талоны на бензин (оплачен приобретенный в собственность бензин, в том числе на момент оплаты находящийся у поставщика);

Дебет 10-32 Кредит 10-33

54 000 руб. — отражено получение работниками бензина по талонам (отражено внутреннее перемещение бензина при заправке автомобилей по талонам, когда уже принадлежащий организации на праве собственности бензин перемещается с АЗС поставщика в баки автомобилей организации).

Таким образом, переход права собственности на ГСМ к покупателю в момент получения талонов на бензин — это единственный случай, оправдывающий применение счета 10-3. В противном случае происходит неоправданное завышение активов (материальных запасов) организации (если ни сами ГСМ еще фактически не получены, ни права собственности на них у организации еще не возникло).

Значит, если ГСМ остаются собственностью поставщика до момента их фактической передачи покупателю в момент заправки автомобилей по талонам, нужно применять иные схемы.

И теперь принципиально важным становится вид талонов. Различают «литровые» и «денежные» талоны.

Если применяются «литровые» талоны, работник организации заправляет определенное количество литров по каждому талону вне зависимости от колебаний стоимости бензина. Иными словами, фактически цена бензина фиксируется в момент оплаты талонов: организация уплачивает поставщику аванс за бензин в определенной сумме и получает талоны на определенное количество литров бензина, и в дальнейшем на заправках по талонам передается именно это количество бензина.

В такой ситуации для учета талонов целесообразно применять забалансовый счет 006 «Бланки строгой отчетности».

Пример 6. Изменим условия примера 5. Предположим, что договор ООО «Садко» с топливной компанией не предусматривает перехода к покупателю права собственности на ГСМ в момент получения талонов. Топливная компания выдает «литровые» талоны.

Предлагаем ознакомиться:  Срок исковой давности по гражданским делам: статья ГК РФ 195

В текущем месяце были выданы талоны на 2000 литров бензина (100 талонов по 20 литров) по цене 30 руб. за литр, то есть ООО «Садко» уплатило аванс за бензин в размере 60 000 руб.

В течение месяца работники заправились на АЗС, использовав 90 талонов (на 1800 литров бензина).

Предположим, что в соответствии с учетной политикой учет талонов на бензин ведется на счете 006 в условной оценке 1 талон — 1 руб.

Дебет 60, субсчет «Расчеты с поставщиками по выданным авансам и предоплатам»,

Кредит 51

60 000 руб. — перечислен аванс (предоплата) за бензин;

Дебет 006

200 руб. — приняты к забалансовому учету талоны на бензин;

Дебет 10-3

Кредит 60, субсчет «Расчеты с поставщиками за поставленные ценности»,

54 000 руб. (90 тал. x 20 л x 30 руб.) — принят к учету бензин, фактически предоставленный поставщиком по талонам (залитый им в баки заправляемых автомобилей организации);

Дебет 60, субсчет «Расчеты с поставщиками за поставленные ценности»,

Путевые листы и ГСМ

Кредит 60, субсчет «Расчеты с поставщиками по выданным авансам и предоплатам»,

54 000 руб. — произведен зачет аванса в части стоимости бензина, уже полученного водителями при заправке автомобилей по талонам.

Если же применяются «денежные» талоны, работник заправляется бензином на определенную сумму (в зависимости от текущей цены на бензин), а не на определенное количество литров. В такой ситуации можно либо применять ту же схему с забалансовым учетом талонов на счете 006, либо рассматривать талоны на бензин как денежные документы и задействовать счет 50-3.

Пример 7. Теперь изменим условия примера 6 и предположим, что топливная компания выдает не «литровые», а «денежные» талоны.

В текущем месяце были выданы талоны на 60 000 руб., а именно 100 талонов по 600 руб. каждый.

В течение месяца работники заправились на АЗС, использовав 90 талонов (на 54 000 руб.).

Азс бухгалтерский и налоговый учет

Предположим, что в соответствии с учетной политикой учет талонов на бензин ведется на счете 50-3 в составе денежных документов.

Дебет 60 Кредит 51

60 000 руб. — перечислено поставщику за талоны на бензин;

Дебет 50-3 Кредит 60

60 000 руб. — приняты талоны на бензин к учету в составе денежных документов (по фактическим затратам на их приобретение, с составлением приходного кассового ордера);

Дебет 71 Кредит 50-3

54 000 руб. — выданы талоны на бензин (денежные документы) под отчет водителям для заправки на ГСМ (на основании расходного кассового ордера);

54 000 руб. — приняты к учету ГСМ (бензин), полученные подотчетным лицом на АЗС по талонам на бензин (на основании авансового отчета с приложенными к нему подтверждающими документами с АЗС).

Учет ГСМ в «1С:Бухгалтерии 7.7»

Учет ГСМ в конфигурации «1С:Бухгалтерия 7.7» (ред. 4.5) ведется на счете 10.3 «Топливо». В справочнике «Материалы» для элементов, относящихся к ГСМ, следует указать вид «(10.3) Топливо» (см. рис. 1).

Приобретение ГСМ отражается документами «Поступление материалов» или «Авансовый отчет», в последнем документе следует указать корреспондирующий счет 10.3.

Для отражения расхода ГСМ удобно пользоваться документом «Перемещение материалов», выбрав вид перемещения: «Передача в производство» (см. рис. 2). В документе нужно указать счет затрат, соответствующий направлению использования автомобиля (20, 23, 25, 44) и статью затрат.

Рекомендуется в справочнике статей затрат задать две статьи для отражения расходов по ГСМ, для одной из которых установить «Вид расходов» для целей налогового учета «Другие расходы, принимаемые для целей налогообложения», а для второй (расходы сверх нормы) — «Не принимаемые для целей налогообложения» (рис. 3).

Если произведенные расходы не превысили норматива, то все затраты следует отнести на статью расходов, учитываемую для налогообложения. Если норматив превышен, то следует ввести два документа «Перемещение материалов»: первый на сумму норматива, указав статью, учитываемую для налогообложения, второй на сумму превышения норматива, указав статью, не учитываемую для налогообложения.

В случае применения организацией ПБУ 182, при проведении документа «Закрытие месяца» будет
учтена постоянная разница и сформирована проводка по отражению постоянного налогового обязательства.

Компенсационные выплаты работникам за использование личного транспорта в служебных целях можно отразить документом «Бухгалтерская справка» (см. рис. 4).

На закладке «Бухгалтерский учет» счет отнесения затрат и статья затрат указывается по аналогии с отражением расходов по ГСМ, затем можно автоматически сформировать проводки по налоговому учету по кнопке «Заполнить НУ».

Для чего нужны нормы расхода и списания ГСМ

Списание израсходованных ГСМ производится на основании путевых листов и актов — с кредита счета 10-3 в дебет соответствующих счетов учета затрат в зависимости от того, в каком именно подразделении (в каких целях) используется автотранспорт.

Например, в торговых организациях и на предприятиях общественного питания расход ГСМ относят в дебет счета 44 «Расходы на продажу».

В остальных организациях стоимость ГСМ, потребляемых при эксплуатации служебного транспорта — для поездок кассира или бухгалтера в банк и обратно (чтобы снять или отвезти наличные деньги, провести платежи и т.д., для разъездов директора и других сотрудников аппарата управления и т.д. — относят в дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы».

Пример 8. Вернемся к примеру 1, где водитель строительной компании «Монолит», который водит служебный автомобиль генерального директора компании, заправился ГСМ на сумму 5000 руб.

Дебет 26 Кредит 10-3

4350 руб. — списаны израсходованные ГСМ (по служебному транспорту).

Если перевозки являются одним из видов деятельности организации, задействуют счета 20 «Основное производство» (если речь идет о транспортной компании или об организации, которая оказывает платные транспортные услуги как один из видов основной деятельности) или 23 «Вспомогательное производство» (если у организации есть собственный транспортный цех, как в случае если перевозки осуществляются только для собственных нужд, так и при оказании услуг не только «для своих», но и «на сторону»).

Пример 9. Теперь вернемся к примеру 3 про ЗАО «Магнолия», имеющее в своей структуре транспортный цех, который осуществляет перевозки для нужд организации, а также оказывает платные транспортные услуги сторонним организациям.

В текущем месяце автомобили были заправлены бензином на 43 000 руб.

В соответствии с путевыми листами фактический расход бензина за месяц составил 41 980 руб.

Дебет 23 Кредит 10-32

41 980 руб. — списан израсходованный бензин (на основании путевых листов).

Азс бухгалтерский и налоговый учет

А если, к примеру, у организации нет специального транспортного цеха (или иного структурного подразделения, занимающегося перевозками), но тем не менее имеется собственный или арендованный транспорт для перевозки приобретаемых ценностей (материалов, товаров, основных средств и т.д.) расходы, связанные с доставкой ценностей собственными силами, с учетом требований ПБУ включают в фактическую себестоимость (первоначальную стоимость) таких ценностей, то есть относят в дебет счетов 10 «Материалы», 41 «Товары», 07 «Оборудование к установке» (либо в дебет счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» в зависимости от содержания учетной политики и рабочего плана счетов), а также в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Пример 10. Наконец, обратимся к примеру 5 и предположим, что ООО «Садко», не имеющее в своей структуре транспортного цеха как обособленного подразделения, но имеющее на балансе как легковые, так и грузовые автомобили, использовало один из своих грузовых автомобилей для перевозки (доставки собственными силами) приобретенного у иногороднего поставщика оборудования и дополнительных запчастей к нему.

Предположим, что приобретаемое оборудование, требующее монтажа, стоит 460 000 руб., а запчасти к нему — 140 000 руб.

Стоимость израсходованных во время этой поездки ГСМ составила 6000 руб.

Эта сумма была распределена бухгалтером пропорционально стоимости оборудования и запчастей:

  • в стоимость оборудования должны быть включены ГСМ на сумму 4600 руб.,
  • а в стоимость запчастей — 1400 руб.

Дебет 07 Кредит 60

460 000 руб. — отражено приобретение оборудования, требующего монтажа, по его договорной стоимости;

Дебет 10-5 Кредит 60

140 000 руб. — отражено приобретение запчастей по договорной стоимости;

Азс бухгалтерский и налоговый учет

Дебет 60 Кредит 51

600 000 руб. — оплачены приобретенное оборудование и запчасти;

Дебет 07 Кредит 10-32

4600 руб. — включена в фактическую стоимость приобретенного оборудования стоимость израсходованных на его доставку ГСМ;

Дебет 10-5 Кредит 10-32

1400 руб. — включена в фактическую стоимость приобретенных запчастей стоимость израсходованных на их доставку ГСМ.

Если же те же транспортные средства используются и для доставки собственной продукции покупателям, расходы, связанные с перевозкой, учитываются в зависимости от порядка их возмещения покупателями.

В случае если за доставку покупатель платит отдельно, фактически имеет место побочная деятельность — оказание транспортных услуг — и, значит, нужно учитывать и расходы по этому виду деятельности (на счете 20 либо 23), и доходы от его оказания (на счете 90 «Продажи») параллельно с учетом доходов от основной деятельности — продажи продукции и товаров.

А вот если доставка осуществляется за счет поставщика (т.е. стоимость доставки включается в продажную цену), является обязанностью поставщика и отдельно покупателем не возмещается, все расходы, связанные с доставкой — включая стоимость ГСМ — списывают с кредита счета 10-3 в дебет счета 44 «Расходы на продажу».

Если в организации все-таки есть транспортный цех, то есть структурно выделено вспомогательное производство, занимающееся перевозками, сначала все расходы — включая стоимость израсходованных ГСМ (с кредита счета 10-3) — списывают в дебет счета 23 «Вспомогательные производства». И уже по итогам месяца производят распределение фактических расходов транспортного цеха по направлениям использования транспорта и оказания транспортных услуг и списывают соответствующие суммы с кредита счета 23 в дебет счетов 10, 41, 07, 08 (если транспортный цех осуществлял доставку приобретенных ценностей), 44 «Расходы на продажу» (если осуществлялась доставка продукции и товаров покупателям за счет организации-продавца с включением доставки в цену продукции и товаров), 90 «Продажи» (если транспортные услуги были оказаны «на сторону», в том числе и в случае доставки продукции покупателям за отдельную плату) и других счетов в зависимости от конкретных обстоятельств.

Н.Н.Шишкоедова

Эксперт

Издательского дома «Советник бухгалтера»

Азс бухгалтерский и налоговый учет

Бесплатно вести бухгалтерский и налоговый учет в веб‑сервисе

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете ГСМ нужно списывать по факту. Но сложность в том, что в автомобиле нет устройства, которое фиксировало бы количество бензина в баке. Соответственно, очень сложно «на глаз» определить, сколько топлива ушло на ту или иную поездку. Поэтому чаще всего фактический расход топлива рассчитывают как количество километров по спидометру, умноженное на некий норматив.

Налоговый учет

Применение норматива в налоговом учете — вопрос неоднозначный.

Еще несколько лет назад чиновники утверждали, что при списании ГСМ в расходы организации должны придерживаться лимитов, утвержденных Методическими рекомендациями, введенными в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.08 № АМ-23-р. Об этом неоднократно напоминали специалисты Минфина России (см.

, например, письмо Минфина России и от 17.11.11 № 03-11-11/288). Также представители этого ведомства настаивали: если организация использует машину, для которой норматив не утвержден, необходимо разработать свой лимит и использовать его для списания ГСМ в затраты (письмо от 10.06.11 № 03-03-06/4/67).

Азс бухгалтерский и налоговый учет

Однако в Налоговом кодексе подобное правло отсутствует. Поэтому многие компании не придерживались никаких норм, и уменьшали налогооблагаемую базу на полную стоимость израсходованного бензина. Такой подход поддерживали судьи (определение ВАС РФ от 14.08.08 № 9586/08, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.01.09 № Ф04-7730/2008(17508-А03-46)).

Позже чиновники согласились, что применять установленные нормы хоть и желательно, но не обязательно (см., например, письмо Минфина Россииот 27.01.14 № 03-03-06/1/2875; «Налогоплательщики не обязаны нормировать затраты на бензин для служебного транспорта»).  Таким образом, на сегодняшний день компании могут беспрепятственно учитывать топливо не по нормативам, а исходя из фактического расхода.

Добавим, что налогоплательщикам, которые все же решили применять норматив (утвержденный Минтрансом или самостоятельно разработанный) для целей налогового учета, допустимо применять этот же норматив и в бухгалтерском учете. Другими словами, использовать одно и то же значение лимита при подсчетах израсходованного бензина и при уменьшении налогооблагаемой базы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector