Введение, Законодательные и нормативные акты по регулированию аудита в Российской Федерации - Законодательные и нормативные акты по регулированию аудита в Российской Федерации
Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Введение, Законодательные и нормативные акты по регулированию аудита в Российской Федерации

Планирование аудита

Термин
«объем
аудита» относится к аудиторским
процедурам, которые считаются необходимыми
для достижения цели аудита при данных
обстоятельствах.

Сроки
и
стоимость оказания аудиторских услуг
определяются с учетом объема и сложности
работ конъюнктуры рынка таких услуг.

Объем
аудита
определяется еще на стадий предварительного
планирования, в процессе ознакомления
аудиторов с финансово-хозяйственной
деятельностью клиента.

Аудитор
должен
получить более полное представление о
всех сторонах финансово-хозяйственной
деятельности объекта проверки, организации
бухгалтерского учета и внутреннего
контроля на предприятии, чтобы адекватно
спланировать проверку и получить данные,
достаточные для составлений объективного
аудиторского заключения.

Для
качественного выполнения проверки в
установленными
сроки
аудиторской организации необходимо
составить план предстоящих работ.

Планирование
аудита
осуществляется с целью:

  • установления
    объема проверяемой информации, времени
    проведения проверки, величины и состава
    групп аудиторов;

  • определения
    перечня аудиторских процедур;

  • определения
    состава информации, которую аудируемое
    лицо должно предоставить для установления
    возможности
    применения
    выборочных методов контроля.

Планирование
аудита
предполагает разработку общей стратегии
и детального подхода к ожидаемому
характеру, срокам проведения и объему
аудиторских процедур.

Планировать
проведение
аудита следует на основе предварительного
анализа проверяемой организации, оценки
масштаба предстоящих работ и применяемого
внутреннего контроля.

Необходимо
определить
процедуры, которые следует
использовать в процессе проверки, а
также установить, нужно ли привлекать
к работе других аудиторов, экспертов
и
вспомогательный персонал, спланировать
их деятельность,
получив согласие
клиента.

Использование
работы других специалистов не снимает
с аудитора ответственности за аудиторское
заключение.

Результатом
планирования является программа
аудита, представляющая
собой перечень действий с указанием
сро­ков и исполнителей.

Программа
включает следующие этапы:

  • составление
    обзора деятельности аудируемого лица;

  • разработка
    стратегии аудита, связанной со спецификой
    аудируемого лица;

  • непосредственное
    выполнение аудита;

  • формирование
    аудиторского мнения на основе собран­ных
    доказательств.

Введение, Законодательные и нормативные акты по регулированию аудита в Российской Федерации

Порядок
составления и оформления общего плана
и программы проверки аудиторская
организация определяет самостоятельно.

Полученные
в ходе аудита доказательства следует
отра­жать в рабочих документах
аудитора.

Под
термином «документация» понимаются
рабочие до­кументы и материалы,
подготавливаемые аудитором и для
аудитора либо получаемые и хранимые
аудитором в связи с проведением аудита.

Рабочие
документы могут быть представлены в
виде дан­ных; зафиксированных на
бумаге, фотопленке, в электрон­ном
виде или в другой форме.

К
рабочей документации аудита относятся:
планы и про­граммы, материалы изучения
и оценки систем бухгалтерско­го учета,
записи о характере и объеме проведенных
бухгал­терских процедур и их результатов,
заклюй экспертов и рекомендации
аудиторской организации идр.

Рабочие
документы должны быть составлены и
система­тизированы таким образом,
чтобы отвечать обстоятельствам каждой
конкретной аудиторской проверки и
потребностям аудитора в ходе ее
проведения.

Аудиторская
документация является собственностью
ауди­тора, а информация, содержащаяся
в ней, конфиденциальна и не подлежит
использованию и (или) разглашению без
со­гласия клиента.

Аудиторское
заключение является официальным
доку­ментом, предназначенным для
пользователей финансовой (бухгалтерской)
отчетности аудируемых лиц, составленным
в соответствии с настоящим правилом и
содержащим вы­раженное в установленной
форме мнение аудиторской орга­низации
или индивидуального аудитора о
достоверности финансовой (бухгалтерской)
отчетности аудируемого лица и соответствии
порядка ведения им бухгалтерского учета
законодательству Российской Федерации.

Предлагаем ознакомиться:  По закону завещание должно быть написано то руки или напечатано

Под
достоверностью
понимается
степень точности дан­ных финансовой
(бухгалтерской) отчетности, которая
позво­ляет пользователям этой
отчетности делать правильные вы­воды
о результатах хозяйственной деятельности,
финансовом и имущественном положении
аудируемых лиц и принимать базирующиеся
на этих выводах обоснованные решения.

Для оценки степени соответствия
финансовой (бухгалтерской) от­четности
законодательству Российской Федерации
аудитор должен установить максимально
допустимые размеры откло­нений путем
определения в целях проводимого аудита
существенности показателей бухгалтерского
зачета и финансовой
(бухгалтерской)
отчетности.

Аудиторское
заключение должно состоять из трех
частей:
вводной, аналитической и
итоговой.

Вводная
часть представляет
собой общие сведения об ауди­торской
организации (наименование документа,
сведения об аудиторе, сведения об
аудируемом лице).

Аналитическая
часть — отчет
аудиторской организации аудируемому
лицу об общих результатах проверки
состояния внутреннего контроля,
бухгалтерского учета и отчетности
ауди­руемого лица, а также соблюдения
субъектом законодатель­ства при
совершении финансово-хозяйственных
операций.

Итоговая
часть представляет
собой мнение о достовер­ности
бухгалтерской отчетности аудируемого
лица. Итого­вая часть должна быть
адресована учредителям аудируемо­го
лица, если иное не предусмотрено договором
на проведе­ние аудита.

Заключение
должно быть подписано руководителем
аудиторской фирмы (уполномоченным
руководителем ли­цом) и лицом,
проводившим аудит (лицом, возглавлявшим
проверку), с указанием номера и срока
действия его квалификационного аттестата.
Эти подписи должны быть скреплены
печатью. Если аудит осуществлялся
индивиду­альным аудитором, аудиторское
заключение может быть подписано только
им.

К
аудиторскому заключению прилагается
отчетность, в отношении, которой
выражается мнение. Она должна быть
оформлена в соответствии с требованиями
законодатель­ства РФ. Аудиторское
заключение и подтверждаемая отчет­ность
должны быть сброшюрованы, пронумерованы,
прошну­рованы, опечатаны печатью
аудитора с указанием общего ко­личества
листов.

Аудиторское
заключение может содержать безоговороч­но
положительное мнение аудитора, мнение
с оговоркой, от­рицательное мнение
или отказ от выражения мнения.

Безоговорочно
положительное мнение должно
быть вы­ражено в случае, если финансовая
(бухгалтерская) отчетность по мнению
аудитора дает достоверное представление
о фи­нансовом положении и результатах
финансово-хозяйственной деятельности
аудируемого лица в соответствии с
установлен­ными требованиями ведения
бухгалтерского учета и подго­товки
финансовой (бухгалтерской) отчетности
в Российской Федерации.

Введение, Законодательные и нормативные акты по регулированию аудита в Российской Федерации

Мнение
с оговоркой аудиторы
выражают в случае, если выявленные
ошибки и искажения не столь существенны,
что­бы выразить отрицательное мнение
или отказаться от его выражения.

Отрицательное
мнение следует
выражать только тогда, когда влияние
какого-либо разногласия с руководством
на­столько существенно для финансовой
(бухгалтерской) отчет­ности, что
аудитор приходит к выводу, что несение
оговорки в аудиторское заключение не
является адекватным для того, чтобы
раскрыть вводящий в заблуждение или
неполный ха­рактер финансовой
(бухгалтерской) отчетности.

Отказ
от выражения мнения имеет
место в тех случаях, когда ограничение
объема аудита настолько существенно и
глубоко, что аудитор не может получить
достаточные доказа­тельства и,
следовательно, не в состоянии выразить
мнение о достоверности финансовой
(бухгалтерской) отчетности.

Если
аудитор выражает мнение, отличное от
безоговорочно
положительного, он
должен четко описать причины этого
в
аудиторском заключения и по возможности
дать количественную оценку их влияния
на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Предлагаем ознакомиться:  Определение порядка общения с ребенком 2020

В
Федеральном законе «Об аудиторской
деятельности» приводится понятие
заведомо
ложное аудиторское заклю­чение.

Им
является аудиторское заключение,
составленное без проведения аудиторской
проверки или составленное по резуль­татам
такой проверки, но явно противоречащее
содержанию документов, представленных
для аудиторской проверки и рас­смотренных
аудиторской организацией в ходе
аудиторской проверки. Заведомо ложное
аудиторское заключение призна­ется
таковым только по решению суда.

Составление
заведо­мо ложного аудиторского
заключения влечет ответственность в
виде аннулирования у аудитора лицензии,
а для лица, под­писавшего такое
заключение, — аннулирование
квалифика­ционного аттестата аудитора
и привлечение к уголовной от­ветственности
в соответствии с законодательством
Российс­кой Федерации.

Введение, Законодательные и нормативные акты по регулированию аудита в Российской Федерации

В
конечном счете аудиторская проверка
правильности учета
и отчетности
проводится в интересах собственников,
государства и так называемых третьих
лиц (бирж,
банков, страховых организаций и т.д.).

При
положительном заключении о результатах
успешной деятельности она удостоверяет,
что эти результаты подсчи­таны полно
и правильно, а следовательно, дивиденды
реаль­ны к получению, вложенные в
данное предприятие средства окупаются,
акции достаточно ликвидны, кредиты
имеют на­дежное обеспечение и были
оправданны.

Для потенциальных инвесторов,
новых поставщиков сырья, материалов,
обору­дования и других товарно-материальных
ценностей, новых заказчиков — покупателей
продукции это свидетельствует об
инвестиционной привлекательности
вложений в развитие дан­ного предприятия,
его платежеспособности, надежности в
качестве делового партнера.

Даже
если аудиторская проверка подтверждает
реальность невысоких результатов
хозяйствования в данном отчетном
периоде, но удостоверяет законность
финансовых операций, реальность наличия
и оценки активов предприятия, его дол­гов
и других обязательств, доверие прежних
партнеров к та­кому экономическому
субъекту сохраняется.

Система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в РФ

Аудиторская
организация до начала проведения аудита
должна получить достаточные знания о
системах бухгалтер­ского учета и
внутреннего контроля аудируемого лица,
а так­же аудиторском риске, состоящем
из совокупности следую­щих показателей:

  • неотъемлемый
    риск;

  • риск
    системы контроля;

  • риск
    необнаружения.

Аудитору
необходимо дать оценку систем
бухгалтерского учета и внутреннего
контроля, принятых в проверяемой
орга­низации, чтобы определить
вероятность возникновения оши­бок
влияющих на достоверность финансовой
отчетности. На основе такой оценки
определяют содержание, масштаб и
ко­личество аудиторских процедур.

Так, например, данное подразделение Минфина ведет:

  • нормотворческую деятельность в рассматриваемой сфере;
  • реестр аудиторов и их СРО и т. д. 

Кроме того, функционирует Совет по аудиторской деятельности (далее — Совет). Он периодически (не реже раза в квартал) собирается при Минфине России. Данный орган в большей степени выступает как эксперт и критик: изучает проекты постановлений, вносит свои предложения и рекомендации, оценивает контроль качества проведения аудита. Полный список функций приведен в положении «О совете по аудиторской деятельности», утвержденном приказом Минфина России от 29.12.2009 № 146н.

Введение, Законодательные и нормативные акты по регулированию аудита в Российской Федерации

Для организации документооборота, в т. ч. вынесения решений, при Совете создан рабочий орган.

В дополнение ко всему аудиторы организуют некоммерческую саморегулируемую организацию (СРО).

Вывод! Таким образом, государственное регулирование аудиторской деятельности в РФ осуществляется на нескольких уровнях. 

  1. Основным правоустанавливающим документом является закон № 307-ФЗ. Его структура будет рассмотрена ниже.
  2. Затем следуют Международные стандарты аудита, введенные с 01.01.2017 приказами Минфина РФ от 9.11.2016 №207-н и  от 24.10.2016 №192н (заменены приказом Минфина РФ от 09.01.2019 № 2н). В стандартах описан порядок взаимодействия аудитора с руководством проверяемой организации, составления аудиторского задания, подготовки отчетности.
  3. 3-й уровень включает методические рекомендации, разъяснения по отдельным (частным) вопросам, одобренные Советом.
  4. Правила, требования, разъяснения и другие нормативные акты, устанавливаемые СРО и частными компаниями, оказывающими услуги аудита, также учитываются аудиторами. Они находятся на 4-м уровне правового регулирования деятельности аудиторов. 
  5. Технические моменты типа порядка ведения реестров (СРО или аудиторов) либо правил проведения экзаменов на квалификацию зачастую регулируются письмами Минфина России. 

Основные положения закона об аудиторской деятельности

Закон № 307-ФЗ состоит исключительно из статей, в нем отсутствуют разделы или главы:

  • Первые 4 статьи являются вводными, в них содержатся основные понятия (термины) и ключевые моменты, связанные с ними. К примеру, в ст. 4 дается определение понятия «аудитор» и указывается, что статус приобретается только после внесения сведений о лице в реестр аудиторов.
  • После перечисления ситуаций, при которых аудит проводится в обязательном порядке (ст. 5), в законе № 307-ФЗ определяется, что такое аудиторское заключение, как организуется аудиторская деятельность в целом и что относится к аудиторской тайне (ст. 6–9). Конечно, в нем указаны только основные моменты, которые более подробно расписаны в нормативных актах нижестоящих уровней.
  • Ст. 10–12 закона № 307-ФЗ связаны с контролем качества работы аудиторов.
  • В ст. 13–14 закона № 307-ФЗ перечисляются права и обязанности участников аудита: аудиторов и аудируемых лиц.
  • Как происходит государственное регулирование аудиторской деятельности описано в ст. 15–22. Здесь же рассказано о порядке организации СРО, условиях членства аудиторов в СРО, меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторов и контроль за деятельностью СРО.
  • Последние 4 статьи закона № 307-ФЗ содержат несколько дополнительных требований и примечаний, отменяют ряд нормативных актов и вводят в действие настоящий закон. 

Таким образом, закон № 307-ФЗ хоть и лаконичен, но содержателен и императивен. 

Несколько слов о МСА

Правительство РФ постановлением от 11.06.2015 № 576 ввело положение «О признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации». Согласно ему ряд документов, регулирующих деятельность аудиторов, заменено международными стандартами аудита (МСА). ФПСАД прекратили свое действие с 01.01.2018.

Предлагаем ознакомиться:  Законы нарушающие права человека

Введение, Законодательные и нормативные акты по регулированию аудита в Российской Федерации

Минфин РФ утвердил 48 Международных стандартов аудита, которые вступили в силу с 01.01.2017. Эти акты регулируют деятельность аудиторов в несколько иной плоскости, нежели действовавшие прежде документы. Много внимания уделяется вопросам взаимодействия участников процесса, правилам оценки документов. Подробнее о международных стандартах можно узнать, прочитав нашу статью Международные стандарты аудиторской деятельности.

Таким образом, система нормативного регулирования аудиторской деятельности в настоящее время приобрело законченные очертания, осуществив интеграцию в международное право — переход к международным стандартам аудита. 

Говоря о системе нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ, упоминают в первую очередь закон № 307-ФЗ как нормативный акт, устанавливающий правовые основы аудиторской деятельности. После него следуют МСА и несколько еще действующих нормативных актов, толкующих, уточняющих и дополняющих практически каждую норму указанного закона.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector